г. Красноярск |
|
10 июля 2023 г. |
Дело N А33-2152/2023 |
Судья Третьего арбитражного апелляционного суда Иванцова О.А.,
рассмотрев апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "10" апреля 2023 года по делу N А33-2152/2023, рассмотренному в порядке упрощённого производства,
УСТАНОВИЛ:
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю (ИНН 2466001885, ОГРН 1022402648718, далее - заявитель, Фонд) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Енисейстроймаш" (ИНН 2465158700, ОГРН 1172468002926, далее - ответчик, общество, ООО "Енисейстроймаш") о взыскании финансовых санкции в размере 9500 рублей за неполное и (или) недостоверное предоставление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования, за 2021 год.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Красноярского края (резолютивная часть подписана 24.03.2023, мотивированное решение изготовлено по заявлению Фонда 10.04.2023) по делу N А33-2152/2023 требования Фонда удовлетворены частично. С ООО "Енисейстроймаш" в доход Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации взыскано 1500 руб. финансовых санкций за нарушения при предоставлении сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования по форме СЗВ-СТАЖ (исходная), за 2021 год на основании решения от 08.06.2022 N 205S9220013264. В удовлетворении остальной части требований отказано. С общества в доход федерального бюджета взыскано 315 руб. 79 коп. государственной пошлины.
Не согласившись с данным судебным актом в части отказа в удовлетворении требований, Фонд обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции в указанной части, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований в полном объеме.
В апелляционной жалобе Фонд ссылается на то, что страхователь в исходной форе СЗВ-СТАЖ за 2021 год допустил ошибку в части несоответствия кода основания условий досрочного назначения пенсии и кода профессии работника по спискам 1 и 2 льготных профессий в отношении трех застрахованных лиц. Однако отчетность не прошла форматно-логический контроль и не была принята в полном объеме в связи с наличием ошибки "50", что повлекло привлечение страхователя к ответственности за каждого застрахованного лица.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Сведения о принятии апелляционной жалобы к производству размещены 05.05.2023 09:09:40 МСК в Картотеке арбитражных дел на общедоступном сайте в сети Интернет: http://kad.arbitr.ru.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом того, что решение суда первой инстанции оспаривается частично (только в части отказа в удовлетворении заявленных требований), арбитражный суд апелляционной инстанции в соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса при отсутствии возражений лиц, участвующих в деле, проверил законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
При рассмотрении настоящего дела арбитражным апелляционным судом установлены следующие обстоятельства.
01.03.2022 ООО "Енисейстроймаш" представлены в Фонд сведения по форме СЗВ-СТАЖ (исходная) за 2021 год в отношении 19 застрахованных лиц.
03.03.2022 сформирован протокол проверки отчетности, согласно которому документ не принят, указан перечень выявленных ошибок. Так, в отношении трех застрахованных лиц страхователь не заполнен Раздел 5 формы ОДВ-1 (код ошибки "50"). Страхователю направлено уведомление об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации.
Поскольку в установленный срок страхователь ошибки не устранил, Фондом составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 27.04.2022 N 205S18220010458. Копия акта направлена обществу, что подтверждается списком внутренних почтовых отправлений от 28.04.2022 N 67.
08.06.2022 Фондом принято решение N 205S9220013264 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования. Указанным решением общество привлечено к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), в виде штрафа в размере 9500 руб. за представление неполных и (или) недостоверных сведений. Решение было направлено в адрес общества (список почтовых отправлений от 14.06.2022 N 107).
13.07.2022 Фондом выставлено требование N 205S01220015169 об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в котором страхователю предложено в срок до 02.08.2022 уплатить финансовую санкцию в размере 9500 руб. Требование направлено посредством почтовой связи, что подтверждается списком внутренних почтовых отправлений от 14.07.2022 N 85.
В связи с истечением срока для добровольного исполнения требования, Фонд обратился в суд с исковым заявлением о взыскании с общества указанной суммы финансовой санкции.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемой части судебного акта, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, оценив доводы Фонда, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения судебного акта в обжалуемой части на основании следующего.
В силу части 1 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями (далее - контрольные органы), вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
Согласно части 4 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
В соответствии с частью 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
Решение от 08.06.2022 N 205S9220013264 вынесено уполномоченным органом в пределах его компетенции, что не оспаривается ответчиком. Процедура вынесения решения Фондом соблюдена, существенных нарушений не выявлено. Фондом также соблюден порядок и срок обращения в суд за взысканием финансовых санкций.
Согласно части 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета.
В силу пункта 2 статьи 8 Закона N 27-ФЗ сведения для индивидуального (персонифицированного) учета, представляемые в соответствии с настоящим Федеральным законом в органы Пенсионного фонда Российской Федерации, представляются в соответствии с порядком и инструкциями, устанавливаемыми Пенсионным фондом Российской Федерации. Формы и форматы сведений для индивидуального (персонифицированного) учета, порядок заполнения страхователями форм указанных сведений определяются Пенсионным фондом Российской Федерации.
Исходя из содержания статей 8, 9, 15 Закона N 27-ФЗ, указанные сведения предоставляются в соответствующий орган пенсионного фонда, к которому относится территориальный орган пенсионного фонда по месту регистрации лица в качестве страхователя.
Постановлением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 06.12.2018 N 507п утверждены формы "Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)", "Сведения по страхователю, передаваемые в ПФР для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (ОДВ-1)" (данный документ действовал в спорный период, в редакции от 06.09.2021).
Так, согласно порядку заполнения названных форм (приложение N 5 к Постановлению Правления ПФР от 06.12.2018 N 507п, далее - Порядок), они являются входящими документами индивидуального (персонифицированного) учета.
В силу пункта 1.3 Порядка, входящие документы заполняются на основании документов страхователя, в том числе: сведения о заработной плате и ином доходе, выплатах и иных вознаграждениях в пользу застрахованного лица, начисленных, доначисленных и удержанных страховых взносах - на основании данных бухгалтерского учета; сведения о периоде работы застрахованного лица, в том числе корректирующие, - на основании приказов и других документов кадрового учета страхователя, а также на основании договоров гражданско-правового характера и договоров авторского заказа.
Сведения по форме СЗВ-СТАЖ, СЗВ-ИСХ и СЗВ-КОРР формируются в пакеты документов. Один пакет содержит один файл и представляется вместе с формой ОДВ-1, то есть пакет формируется по каждой форме (СЗВ-СТАЖ или СЗВ-КОРР или СЗВ-ИСХ) с одинаковым типом сведений, а для пакета форм СЗВ-ИСХ - одного наименования и одного типа сведений и за один отчетный период (пункт 1.7 Порядка).
Согласно пункту 2.3.7 Порядка, в графе 9 "Особые условия труда (код)" указываются периоды работы застрахованного лица в условиях, дающих право на досрочное назначение пенсии. Коды особых условий указываются в соответствии с разделом "Коды особых условий труда, используемые при заполнении форм "Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)", "Данные о корректировке сведений, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица (СЗВ-КОРР)", формы "Сведения о заработке (вознаграждении), доходе, сумме выплат и иных вознаграждений, начисленных и уплаченных страховых взносах, о периодах трудовой и иной деятельности, засчитываемых в страховой стаж застрахованного лица (СЗВ-ИСХ)" Классификатора.
Раздел 5 "Основание для отражения данных о периодах работы застрахованного лица в условиях, дающих право на досрочное назначение пенсии в соответствии с частью 1 статьи 30 и статьей 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ" заполняется в случае, если в формах СЗВ-СТАЖ (с типом сведений - "Исходная") и СЗВ-ИСХ, представленных одновременно с формой ОДВ-1, содержатся сведения о застрахованных лицах, занятых на соответствующих видах работ, предусмотренных частью 1 статьи 30 и статьей 31 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ (пункт 3.7 Порядка).
Из материалов дела следует, что страхователь с соблюдением установленного срока (01.03.2022) представил в Фонд сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2021 год в отношении 19 застрахованных лиц.
При этом, согласно протоколу проверки отчетности, в отношении трех застрахованных лиц страхователь не заполнил Раздел 5 формы ОДВ-1 (код ошибки "50"), в связи с чем документ (СЗВ-СТАЖ за 2021 год) не был принят, а страхователю было направлено уведомление об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации. Однако ошибки не были устранены страхователем.
Согласно абзацу 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
При этом под представлением неполных сведений понимается представление не всех сведений в отношении одного застрахованного лица; представление недостоверных сведений - представление сведений, не соответствующих действительности.
Суд первой инстанции установил, что согласно представленной форме СЗВ-СТАЖ, раздела 5 формы ОДВ-1, а также уведомления об ошибках, отсутствует информация только о 3-х застрахованных лицах. В отношении 16 оставшихся застрахованных лиц основания для внесения дополнительных сведений форму отсутствуют. Таким образом, неполные сведения представлены страхователем в отношении 3, а не 19 застрахованных лиц.
Довод Фонда о том, что весь документ в целом не прошел форматно-логический контроль в связи с наличием грубой ошибки в отношении трех застрахованных лиц как основание для непринятия сведений в отношении всех, указанных в форме СЗВ-СТАЖ застрахованных лиц, не принимается апелляционным судом.
Настройки интерфейса программного обеспечения Фонда не могут служить основанием для оценки действий страхователя в качестве соответствующих или не соответствующих требованиям законодательства. Обязанность по представлению в Пенсионный Фонд Российской Федерации определенных законом сведений возлагается Законом N 27-ФЗ и требует направления страхователем в фонд достоверных и полных сведений и может считаться исполненной исключительно по результатам оценки содержания таковых, а не по итогам проверки совершения страхователем формальных действий. Фондом должно быть проверено содержание представленных сведений, и в случае, если сведения в отношении части указанных в форме лиц являются неполными и (или) недостоверными, а в отношении другой части - полными и достоверными, недопустимо привлечение к ответственности за представление неполных (недостоверных) сведений в отношении всех поименованных в сведениях определенной формы лиц, поскольку по части из них какие-либо нарушения отсутствуют.
Нарушений в сведениях, представленных на 16 из 19 указанных в форме СЗВ-СТАЖ за 2021 год застрахованных лиц, выявлено не было, в протоколе проверки отчетности нарушения в отношении 16 застрахованных лиц не зафиксированы, что не оспаривается Фондом. Следовательно, не имеется оснований для наложения штрафных санкций в отношении 16 работников, по сведениям о которых несоответствий в отчетности, представленной 01.03.2022, выявлено не было.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требования Фонда в части взыскания с ответчика финансовой санкции в размере 8000 руб.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При изложенных обстоятельствах основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют. Согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда первой инстанции в обжалуемой части подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Фонд освобожден от уплаты государственной пошлины. Следовательно, расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не понесены, в связи с чем, не подлежат распределению.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "10" апреля 2023 года по делу N А33-2152/2023 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение, по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
О.А. Иванцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-2152/2023
Истец: ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА ПЕНСИОННОГО И СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО КРАСНОЯРСКОМУ КРАЮ
Ответчик: ООО "ЕНИСЕЙСТРОЙМАШ"