город Москва |
|
10 июля 2023 г. |
Дело N А40-120040/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 июля 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Левиной Т.Ю.,
судей Гармаева Б.П., Гончарова В.Я.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Вальковым А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Министерства обороны Российской Федерации
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 14 апреля 2023 года по делу N А40-120040/22
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Ярославское районное управление "ЖКХ" (ИНН 7627049880, ОГРН 1177627034441 )
к 1) Федеральному государственному казенному учреждению "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 7715033007, ОГРН 1037715046467 )
2) Министерству обороны Российской Федерации
(ОГРН 1037700255284)
о взыскании,
при участии в судебном заседании:
от истца представитель не явился, извещен,
от ответчика 1 Мизяк Б.Е. по доверенности от 15.11.2022,
от ответчика 2 Мизяк Б.Е. по доверенности от 10.10.2022,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Ярославское районное управление "ЖКХ" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Министерству обороны Российской Федерации о взыскании 73 017 руб. 69 коп. задолженности за оказанные услуги, с учетом принятого судом ходатайства в порядке ст. 49 АПК РФ.
Решением суда от 14 апреля 2023 года исковые требования ООО "Ярославское районное управление "ЖКХ" к Министерству обороны Российской Федерации удовлетворены в полном объеме.
В связи с отказом истца от иска к Федеральному государственному казенному учреждению "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации производство по делу прекращено.
На указанное решение подана апелляционная жалоба, в которой заявитель просит решение суда отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, а так же на нарушение и неправильное применение норм материального и процессуального права.
В судебном заседании апелляционного суда представитель ответчика1,2 поддержал требования апелляционной жалобы по изложенным в ней доводам, просил отменить обжалуемое решение и принять новый судебный акт.
Представитель истца в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в порядке ст.ст.268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, оценив объяснения лиц, участвующих в деле, не находит оснований для отмены обжалуемого решения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, между ООО "Ярославское районное управление "ЖКХ" (далее - Истец) и собственниками дома 16 п. Туношна-городок 26, Ярославского района Ярославской области заключен договор управления многоквартирным домом. Жилищный фонд в п. Туношна-городок 26 Ярославского района Ярославской области находится в Федеральной собственности.
Являясь собственником нежилого помещения в многоквартирном доме, ответчик обязан нести бремя содержания принадлежащего ему имущества, в том числе путем внесения взносов на капитальный ремонт.
Вместе с этим, из протокола общего собрания собственников помещений N 1 от 12.10.2018 года усматривается, что собственниками принято решение о прямых расчетах с ресурсоснабжающими организациями за коммунальные ресурсы.
ООО "ЯРУ "ЖКХ" не является исполнителем коммунальных услуг, а выполняет работы и оказывает услуги по управлению многоквартирным домом, выполняет работы по текущему ремонту общего имущества МКД, а также по его надлежащему содержанию.
Согласно решения общего собрания собственников вышеуказанного многоквартирного дома, утвержден размер платы на содержание жилья (без учета платежей на приобретение коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с учетом платеже за техническое диагностирование внутридомового газового оборудования) на уровне размера платы за содержание жилых помещений в многоквартирных домах для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда, а также для собственников жилых помещений, не принявших решения о выборе способа управления многоквартирным домом или установления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, утвержденного Решением Муниципального Совета Туношенского сельского поселения Ярославского муниципального района.
Таким образом, ООО "ЯРУ "ЖКХ" производит начисление размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в соответствии с Решениями Муниципального Совета Туношенского сельского поселения ЯМР.
Факт оказания ООО "ЯРУ "ЖКХ" услуг подтверждается материалами дела, в частности отчетами о выполненных работах по договору управления за 2019 г.. 2020 г. и 2021 г. которые были размещены в установленном порядке на официальном портале "гас ЖКХ".
Истец ссылается на то, что ответчик свои обязательства по оплате взносов содержание и текущий ремонт общего имущества не исполнил: - долг по содержанию общего имущества и текущему ремонту имущества в многоквартирном доме по адресу: Ярославская область, Ярославский район, пос. Туношна-городок 26, д.16, кв.ll за период с 01 мая 2019 г. по 30 июня 2021 г. составляет 20 395,73 руб.
- долг по содержанию общего имущества и текущему ремонту имущества в многоквартирном доме по адресу: Ярославская область, Ярославский район, пос. Туношна-городок 26, д.16 кв.50 за период с 07 июня 2019 г. по 30 июня 2021 г. составляет 29 510,53 руб.
- долг по содержанию общего имущества и текущему ремонту имущества в многоквартирном доме по адресу: Ярославская область, Ярославский район, пос. Туношна-городок 26, д.16 кв.70 за период с 01 января 2020 г. по 30 июня 2021 г. в размере 23 111,43 руб.
В адрес ответчика была направлена претензия, которая ответчиком была оставлена без ответа и удовлетворения.
При этом, как следует из Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.11.2010 N 4910/10, управляющая организация в силу характера правоотношений по содержанию общего имущества не должна доказывать размер фактических расходов, возникших у нее в связи с содержанием общего имущества по отношению к одному из собственников помещений.
На основании пункта 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Системное толкование норм, закрепленных в статьях 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьях 39, 153, 154, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, позволяет сделать вывод о том, что законом прямо установлена обязанность собственника помещения в многоквартирном доме нести бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме путем внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу части 2 статьи 154 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
На основании части 2 статьи 153 ЖК РФ, обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 26 Постановления Пленума ВС РФ N 22 от 27.06.2017 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" у собственника обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг возникает с момента возникновения права собственности на такое помещение (пункт 5 части 2 статьи 153 ЖК РФ). Момент возникновения права собственности определяется правилами ГК РФ (пункт 2 статьи 8.1, статьи 218, 219, 223, пункт 4 статьи 1152 ГК РФ ).
Из протокола общего собрания, приложений N 1 и N 6 к протоколу общего собрания, договора управления усматривается, что они подписаны уполномоченными лицами от Министерства обороны Российской Федерации.
Также, в справках ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса") Министерства обороны РФ, филиал "Западный", территориальный отдел "Ярославский" и ФГАУ "Центральное управление жилищносоциальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны РФ, филиал "Западный" г. Санкт-Петербург содержится информация, что квартиры N 11, 50, 70 д. 16 п. Туношна-городок 26 Ярославского района Ярославской области находится в федеральной собственности.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что объекты недвижимости, в том числе нежилые и жилые помещения, созданные до 1991 года (до вступления в силу Закона РСФСР N 443-1 от 24.12.1990 "О собственности в РСФСР"), используемые для осуществления задач государства, по общему правилу относятся к государственной собственности.
Так, вышеуказанный многоквартирный дом 1978 года постройки, что подтверждается техническим паспортом на многоквартирный жилой дом.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" N 122-ФЗ от 21.07.1997 права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Норма аналогичного содержания приведена в части 1 статьи 69 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" N 218-ФЗ от 13.07.2015, согласно которой права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона N 122-ФЗ от 21.07.1997 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
В силу пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации N 1053 от 29.12.2008 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Поскольку материалами дела подтверждается, что спорные жилые помещения являются имуществом Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации, находящимся в федеральной собственности, а право оперативного управления на жилое помещение Федеральным государственным казенным учреждением "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации не было зарегистрировано, доводы истца не опровергнуты, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных истцом требований к Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в результате чего признаются судом апелляционной инстанции необоснованными и несостоятельными, в связи с чем, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, не имеется.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также, учитывая конкретные обстоятельства по делу, арбитражный апелляционный суд полагает, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права, и у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необоснованности поданной апелляционной жалобы и оставлению обжалуемого решения суда первой инстанции без изменения.
Судебные расходы распределяются в соответствии со ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 14 апреля 2023 года по делу N А40-120040/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Ю. Левина |
Судьи |
Б.П. Гармаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-120040/2022
Истец: ООО "ЯРОСЛАВСКОЕ РАЙОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ "ЖКХ"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Хронология рассмотрения дела:
29.07.2024 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-25870/2023
27.04.2024 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-12828/2024
17.11.2023 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-25870/2023
10.07.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-35115/2023
14.04.2023 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-120040/2022