г. Воронеж |
|
10 июля 2023 г. |
А36-2564/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05.07.2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10.07.2023 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пороника А.А.
судей Аришонковой Е.А.
Протасова А.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мелковой О.А.,
при участии:
от Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Липецкой области, общества с ограниченной ответственностью "Ремстройтранс": представители не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Липецкой области
на решение Арбитражного суда Липецкой области от 23.05.2023 (с учетом определения об исправлении опечатки от 23.05.2023) по делу N А36-2564/2023 (в части)
по исковому заявлению Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Липецкой области (г. Липецк, ОГРН 1024840838362, ИНН 4826004782)
к обществу с ограниченной ответственностью "Ремстройтранс" (г. Липецк, ОГРН 1204800003495, ИНН 4823078828)
о взыскании финансовой санкции в сумме 3 500 руб. за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за март 2020 г., апрель 2020 г., май 2020 г., июнь 2020 г., июль 2020 г., 2021 г.,
УСТАНОВИЛ:
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Липецкой области (далее - ОСФР по Липецкой области, фонд, истец) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Ремстройтранс" (далее - ООО "Ремстройтранс", общество, ответчик) о взыскании финансовой санкции в сумме 3 500 руб. за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за март 2020 г., апрель 2020 г., май 2020 г., июнь 2020 г., июль 2020 г., 2021 г.
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 23.05.2023 (с учетом определения об исправлении опечатки от 23.05.2023) исковое заявление удовлетворено в части. С ООО "Ремстройтранс" в пользу ОСФР по Липецкой области взыскано 3 000 руб. финансовой санкции за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за март 2020 г., апрель 2020 г., май 2020 г., июнь 2020 г., июль 2020 г., 2021 г. В остальной части в удовлетворении искового заявления отказано.
Не согласившись с принятым решением, ОСФР по Липецкой области обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение арбитражного суда первой инстанции отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы ОСФР по Липецкой области указывало на то, что поскольку страхователем ООО "Ремстройтранс" в установленный пятидневный срок уточненных (исправленных) сведений представлено не было, в отношении него были применены финансовые санкции в размере 500 руб. (1 застрахованное лицо х 500 руб.).
В судебное заседание лица, участвующие в деле, явку представителей не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. При этом от фонда поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
На основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.
Из апелляционной жалобы следует, что решение обжалуется в части отказа в удовлетворении заявленных требований.
Материалы дела не содержат возражений лиц, участвующих в деле, против проверки законности и обоснованности решения только в обжалуемой части
В соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Учитывая отсутствие возражений участников спора по поводу проверки законности и обоснованности решения только в обжалуемой части, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены судебного акта в обжалуемой части. При этом суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Как следует из материалов дела, ООО "Ремстройтранс" является страхователем по обязательному пенсионному страхованию на основании пункта 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (положения закона в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений, далее - ФЗ N 167-ФЗ), статьи 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (наименование и положения закона в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений, далее - ФЗ N 27-ФЗ).
24.08.2020 ООО "Ремстройтранс" представило в орган пенсионного фонда сведения индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М за период с марта 2020 г. по июль 2020 г. на одно застрахованное лицо, то есть с нарушением установленного срока.
22.10.2020 органом пенсионного фонда составлены акты об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном учете) в системе обязательного пенсионного страхования, N 058S18200005832, N 058S18200005822, N 058S18200005829, N 058S18200005824, N 058S18200005826.
08.12.2020 решениями N 058S19200006744, N 058S19200006740, N 058S19200006743, N 058S19200006741, N 058S19200006742 ООО "Ремстройтранс" привлечено к ответственности на основании части 3 статьи 17 ФЗ N 27-ФЗ в виде финансовой санкции в размере 2 500 руб. (500 руб. х 1 застрахованное лицо х 5 периодов).
22.01.2021 на основании вышеназванных решений в адрес страхователя направлены требования об уплате финансовой санкции N 058S01210000255, N 058S01210000246, N 058S01210000253, N 058S01210000247, N 058S01210000250 в сумме 2 500 руб. в срок до 09.02.2021.
Кроме того, ООО "Ремстройтранс" в установленный пунктом 2 статьи 11 ФЗ N 27-ФЗ срок не представило в орган пенсионного фонда сведения индивидуального (персонифицированного) учета за 2021 г. по форме СЗВ-СТАЖ.
11.04.2022 органом пенсионного фонда составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном учете) в системе обязательного пенсионного страхования N 058S18220003940.
17.05.2022 решением N 058S19220005028 ООО "Ремстройтранс" привлечено к ответственности на основании части 3 статьи 17 ФЗ N 27-ФЗ в виде финансовой санкции в размере 500 руб. за одно застрахованное лицо.
03.06.2022 на основании данного решения в адрес страхователя направлено требование об уплате финансовой санкции N 058S01220004864 в сумме 500 руб. в срок до 14.06.2022.
12.05.2022 орган пенсионного фонда направил в адрес общества уведомление N 4205/01-11/13752 об устранении в течение 5 рабочих дней ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями по форме СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ индивидуального (персонифицированного) учета в органы ПФР за 2021 г., из которого усматривается, что выявленное несоответствие заключалось в непредставлении страхователем сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2021 г.
02.08.2022 органом пенсионного фонда составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном учете) в системе обязательного пенсионного страхования N 058S18220008376.
01.09.2022 решением N 058S19220009669 общество привлечено к ответственности на основании части 3 статьи 17 ФЗ N 27-ФЗ в виде финансовой санкции в размере 500 руб. за одно застрахованное лицо.
27.09.2022 на основании названного решения в адрес страхователя направлено требование об уплате финансовой санкции N 058S01220008948 в сумме 500 руб. в срок до 07.10.2022.
16.03.2023 в связи с неисполнением в добровольном порядке требований фонд обратился в арбитражный суд с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с общества 3 500 руб. финансовой санкции.
29.03.2023 определением по делу N А36-1982/2023 фонду отказано в принятии данного заявления в связи с наличием спора о праве.
Определение не обжаловалось и вступило в законную силу.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения фонда в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Суд частично удовлетворил иск и взыскал с ООО "Ремстройтранс" в пользу ОСФР по Липецкой области 3 000 руб. финансовой санкции за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за март 2020 г., апрель 2020 г., май 2020 г., июнь 2020 г., июль 2020 г., 2021 г.
Судебный акт не обжалуется в части взыскания финансовых санкций в размере 3 000 руб., правомерность выводов суда первой инстанции в указанной части не является предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.
При этом, принимая судебный акт в части отказа в удовлетворении требований о взыскании финансовых санкций в сумме 500 руб. (1 застрахованное лицо х 500 руб.) за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, по форме СЗВ-СТАЖ за 2021 г., арбитражный суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно абзацу 3 части 2 статьи 15 ФЗ N 27-ФЗ страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 2 ст. 11 ФЗ N 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;
4) дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;
5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
6) другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии;
7) суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;
8) периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;
9) документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Предусмотренные пунктом 2 статьи 11 ФЗ N 27-ФЗ сведения представляются по форме СЗВ-СТАЖ, утвержденной постановлением Правления ПФ РФ от 06.12.2018 N 507п (действовала в спорный период).
На основании ч. 3 ст. 17 ФЗ N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 17 ФЗ N 27-ФЗ, составляет нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо предоставление неполных и (или) недостоверных сведений.
При этом под непредставлением сведений в установленный срок следует понимать непредставление сведений в отношении всех или части застрахованных лиц. Представление неполных сведений - это представление не всех сведений в отношении одного застрахованного лица. Представление недостоверных сведений - представление сведений, не соответствующих действительности.
Таким образом, для привлечения страхователя к ответственности на основании части 3 статьи 17 ФЗ N 27-ФЗ необходимо доказать, что страхователь, имея обязанность по представлению органу пенсионного фонда сведений индивидуального (персонифицированного) учета, не исполнил данную обязанность либо исполнил ее ненадлежащим образом, представив в фонд сведения с нарушением установленного срока либо неполные (недостоверные) сведения, не позволяющие вести индивидуальный (персонифицированный) учет.
01.09.2022 решением N 058S19220009669 ответчик привлечен к ответственности за непредставление сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2021 г.
При этом из текста вышеуказанного решения следует, что вменяемое обществу правонарушение состоит в непредставлении сведений после получения уведомления от 12.05.2022. Данное обстоятельство участниками спора не опровергается.
Частью 1 статьи 15 ФЗ N 27-ФЗ установлено, что страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
В силу части 5 статьи 17 ФЗ N 27-ФЗ при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день, считая с даты отправления заказного письма.
Исходя из п. 38 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 22.04.2020 N 211н (далее - Инструкция, действовала в спорный период), при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день, считая с даты отправления заказного письма.
Датой получения страхователем уведомления, направленного в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, является дата, указанная в подтверждении о получении информационной системы страхователя.
Представленные страхователем индивидуальные сведения, содержащие ошибки и (или) несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также не соответствующие установленным формам и форматам, в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц не вносятся.
Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.
Согласно п. 40 Инструкции, за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений о каждом застрахованном лице либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со ст. 17 ФЗ N 27-ФЗ.
В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах, в отношении которых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Из содержания статьи 17 ФЗ N 27-ФЗ следует, что правонарушение, за которое страхователь может быть привлечен к ответственности в виде финансовой санкции, заключается в непредставлении страхователем в установленный срок сведений индивидуального (персонифицированного) учета, а не в оставлении без ответа уведомления органа пенсионного фонда о наличии расхождений в представленных сведениях.
В силу статьи 2 ФЗ N 167-ФЗ законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федерального закона от 28.12.2013 N 424-ФЗ "О накопительной пенсии" и Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации. Правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Таким образом, при принятии решения о привлечении к ответственности, предусмотренной за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, органом пенсионного фонда должны быть соблюдены положения Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в том числе устанавливающие порядок привлечения к ответственности.
Пунктом 2 статьи 108 НК РФ предусмотрено, что никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения.
Повторное привлечение к ответственности за одно и то же нарушение является недопустимым и противоречит общим принципам права в силу положений статьи 50 Конституции Российской Федерации.
Вместе с тем, как установлено судами, решением N 058S19220005028 от 17.05.2022 страхователь уже был привлечен к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 ФЗ N 27-ФЗ, в виде взыскания финансовых санкций в размере 500 руб. за непредставление сведений индивидуального (персонифицированного) учета за 2021 г. по форме СЗВ-СТАЖ.
Следовательно, решением N 058S19220009669 от 01.09.2022 общество было привлечено к ответственности за правонарушение, в состав объективной стороны которого входят противоправные действия, за которые оно уже было привлечено к ответственности, в обоих случаях правонарушитель одно и то же юридическое лицо и совершены одни и те же противоправные действия: нарушение срока представления сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2021 год.
Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание реализацию фондом права на привлечение общества к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 ФЗ N 27-ФЗ, на основании решения N 058S19220005028 от 17.05.2022, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о необоснованности привлечения страхователя к ответственности за одно и то же правонарушение во второй раз.
Ввиду чего, вывод суда об отсутствии оснований для взыскания с общества штрафа в размере 500 руб. (1 застрахованное лицо х 500 руб.) является законным и обоснованным.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не могут быть признаны состоятельными по вышеуказанным основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Указанная норма Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации закрепляет общее правило о бремени доказывания. Содержание данного правила определяется действием принципа состязательности в арбитражном процессе.
Последствием неисполнения этой юридической обязанности (непредставление доказательств) может стать принятие судебного акта, который не будет соответствовать интересам стороны, не представившей доказательства в полном объеме.
Заявителем жалобы не представлено достаточных и достоверных доказательств, опровергающих выводы суда первой инстанции по существу спора.
Доводы апелляционной жалобы о том, что имеет место совершение ООО "Ремстройтранс" двух самостоятельных правонарушений, основаны на неверном толковании закона, поскольку по решениям от 17.05.2022, от 01.09.2022 общество привлечено к ответственности за одно и то же нарушение, а именно за непредставление сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2021 год.
Доводов, основанных на доказательствах и позволяющих отменить судебный акт в обжалуемой части, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем, удовлетворению не подлежит.
В остальной части решение Арбитражного суда Липецкой области от 23.05.2023 (с учетом определения об исправлении опечатки от 23.05.2023) по делу N А36-2564/2023 не обжалуется.
Аналогичный правовой подход выражен в постановлениях арбитражных судов: Центрального округа от 01.06.2023 по делу N А84-6161/2022, от 30.03.2023 по делу N А84-4512/2022, Волго-Вятского округа от 05.03.2020 по делу N А82-11951/2019, Дальневосточного округа от 14.02.2023 по делу N А59-2148/2022, Западно-Сибирского округа от 12.01.2023 по делу N А27-9236/2022, Московского округа от 18.05.2023 по делу N А40-184056/2022, Северо-Западного округа от 31.01.2023 по делу N А56-29973/2022, Уральского округа от 18.05.2023 по делу N А76-29272/2022.
Нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ основанием для отмены судебного акта арбитражного суда первой инстанции в любом случае, судом первой инстанции не нарушены.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ податель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, вопрос о распределении судебных расходов судом не рассматривается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Липецкой области от 23.05.2023 (с учетом определения об исправлении опечатки от 23.05.2023) по делу N А36-2564/2023 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.А. Пороник |
Судьи |
Е.А. Аришонкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А36-2564/2023
Истец: Отделение Фонда Пенсионного и Социального страхования Российской Федерации по Липецкой области
Ответчик: ООО "РЕМСТРОЙТРАНС"