г. Санкт-Петербург |
|
10 июля 2023 г. |
Дело N А56-111793/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 июля 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Мильгевской Н.А., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Макашевым В.Э.
при участии:
от заявителя: Герман К.В. по доверенности от 16.07.2022
от заинтересованного лица: Галашина В.С. по доверенности от 30.01.2023, Петров М.С. по доверенности от 30.12.2022
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-16560/2023) Балтийской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.12.2022 по делу N А56-111793/2022 (судья Покровский С.С.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Норд-Стар"
к Балтийской таможне
об обязании
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Норд-Стар" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об обязании Балтийскую таможню (далее -таможенный орган, Таможня) возвратить излишне уплаченные таможенные платежи по декларации на товары (далее - ДТ) N 10216170/241121/0350260 в сумме 156199,91 руб.
Решением суда от 14.12.2022 заявленные Обществом требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции, Балтийская таможня направила апелляционную жалобу, в которой просит отменить обжалуемое решение суда от 14.12.2023, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований. Податель жалобы ссылается на то, что заявленная Обществом стоимость товаров значительно отличается от аналогичных поставок в меньшую сторону, факт отсутствия влияния на стоимость сделки скидок и аналогичных факторов документально не подтвержден. Податель жалобы указывает на то, что Обществом не представлена экспортная таможенная декларация страны отправления с отметками таможенного органа страны вывоза, что не позволило таможенному органу установить достоверные сведения о стоимости оцениваемых товаров в стане вывоза; при этом с учетом условий поставки EXW экспортные таможенные документы должны иметься в наличии у Общества (декларанта). Также податель жалобы указывает, что сторонами сделки не согласовано конкретное место отправки рассматриваемой партии товара, и, следовательно, достоверно определить факт включения в цену товара стоимость его транспортировки до порта погрузки (как указано в коносаменте Роттердам) и работ по погрузке и подтвердить полноту включения в структуру таможенной стоимости товара понесенных Обществом транспортных расходов, не представляется возможным. Кроме того податель жалобы указывает, что таможенному органу не было представлено в неформализованном виде дополнительное соглашение от 01.04.2019 N 1 к договору оказания транспортно-экспедиционных услуг от 29.03.2018 N 290318-1, согласно которому клиент осуществляет оплату экспедитору стоимости транспортно-экспедиционных услуг в срок не позднее 21 календарного дня с момента получения от экспедитора счета на оплату, что не позволило таможенному органу удостовериться в согласовании сторонами измененных условий договора в части взаиморасчетов за транспортно-экспедиционные услуги по международной перевозке товара.
В судебном заседании представители Таможни поддержали доводы апелляционной жалобы, представитель Общества против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в рамках внешнеторгового контракта от 11.03.2019 N 1, заключенного ООО "Норд-Стар" (покупатель, декларант) с компанией NEVAMED S.L., Испания (продавец), на условиях поставки EXW Emilia Romagna на таможенную территорию Евразийского экономического союза Обществом ввезены и задекларированы по ДТ N10216170/241121/0350260 товары, в том числе товар N6: плитка керамическая облицовочная, для полов и стен из керамогранита (каменная керамика) глазурованная с коэф. поглощения воды не более 0,5мас.%, производитель CASALGRANDE PADANA S.P.A., различных моделей, товарный знак CASALGRANDE PADANA; код ТН ВЭД ЕАЭС 6907219009, таможенная стоимость 1219567,93 руб.
Таможенная стоимость товаров определена декларантом в соответствии со статьей 39 ТК ЕАЭС по "стоимости сделки с ввозимыми товарами".
При осуществлении контроля таможенной стоимости товара в соответствии со статьей 325 ТК ЕАЭС таможенным органом обнаружены признаки, указывающие на то, что сведения о таможенной стоимости товара N 6, заявленного в таможенной декларации, могут являться недостоверными либо должным образом не подтверждены, а именно: выявлено значительное расхождение цены сделки товаров тех же производителей и марок от ценовой информации, имеющейся в распоряжении таможенных органов.
В связи с изложенным, 25.11.2021 таможенным органом в адрес Общества был направлен запрос о предоставлении в срок до 03.12.2021 (при выпуске товара в соответствии со статьей 121 ТК ЕАЭС в срок до 21.01.2022) следующих документов и (или) сведений:
1) Экспортная декларация страны отправления в неформализованном (сканированном) виде с переводом, заверенным в установленном порядке. Контракт, инвойс, спецификации, счета, проформа инвойса, заказ акцептованные сторонами в установленном порядке в неформализованном виде;
2) Прайс-лист производителя и продавца товаров с переводом на русский язык. Документы, подтверждающие отсутствие/наличие возможных скидок, влияющих на установление контрактной цены;
3) Бухгалтерские документы по реализации товара на внутреннем рынке. Ценовая информация внутреннего рынка по товарам тех же характеристик и марок, что и ввозимый товар. Информация об уровне рыночных (мировых) цен на товаров;
4) Банковские платежные документы, подтверждающие факт оплаты поставки товара и цену сделки товара: платежные поручения с отметками банка, в том числе, swift, подтверждающий факт осуществления платежа в пользу иностранного контрактодержателя. Ведомость банковского контроля.
5) Договор ТЭО в неформализованном виде. Ставки и тарифы по договору транспортировки. Счета в неформализованном виде и документы по их оплате. Страховой полис (при наличии), пояснения о страховании товара;
6) Пояснения по выявленным фактам. Иные документы и сведения, которые декларант желает сообщить таможенному органу в качестве подтверждения заявленной таможенной стоимости.
Кроме того, таможенный орган направил заявителю расчет размера обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, который необходимо предоставить таможенному органу для выпуска товаров, задекларированных по ДТ N 10216170/241121/0350260, в сумме 156199,91 руб.
Товар по ДТ N 10216170/241121/0350260 выпущен таможенным органом 25.11.2021 в соответствии с заявленной таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления при предоставлении Обществом обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в соответствии с направленным Таможней расчетом (таможенная расписка от 25.11.2021 N 10216170/251121/ЭР-1208449).
21.01.2022 ООО "Норд-Стар" в электронном виде представлены запрашиваемые таможенным органом по ДТ N 10216170/241121/0350260 документы, сведения и пояснения.
В соответствии с пунктом 15 статьи 325 ТК ЕАЭС таможенным органом в адрес Общества был направлен запрос о предоставлении в срок до 22.02.2022 дополнительных документов и (или) сведений: коносамент, иные транспортные перевозочные документы, подтверждающие маршрут перевозки товара; поручение экспедитору в отношении товаров, перемещаемых в контейнере.
Письмом от 21.02.2022 ООО "Норд-Стар" представлены следующие документы, подтверждающие структуру таможенной стоимости товаров: договор оказания транспортно-экспедиторских услуг от 29.03.2018 N 290318-1; акты оказания услуг; счета на оплату транспортно-экспедиционных услуг от 15.11.2021 NN 11/15/72, 11/15/73; счета-фактуры; платежные поручения; приложение к счетам на оплату.
По результатам анализа представленных Обществом документов Таможня пришла к выводу о том, что представленные декларантом при таможенном декларировании, а также дополнительно представленные документы и сведения о таможенной стоимости товара N 6 не являются достаточными, количественно определяемыми, документально подтвержденными, в связи с чем 25.02.2022 Таможней принято решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10216170/241121/0350260, в отношении товара N 6 (таможенная стоимость товара определена в размере 1758188,28 руб.), что привело к увеличению суммы подлежащих уплате таможенных платежей на 156199,91 руб.
Таможенная стоимость товара N 6 определена таможенным органом в соответствии со статьей 45 ТК ЕАЭС по резервному методу определения таможенной стоимости с гибким применением метода, предусмотренного статьей 42 ТК ЕАЭС по стоимости сделки с однородными товарами на основании имеющейся у таможенного органа ценовой информации по ДТ N 10216170/170521/0139980.
Посчитав, что таможенным органом необоснованно начислены Обществу таможенные платежи в сумме 156199,91 руб. на основании вынесенного 25.02.2022 решения о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, заявленные в ДТ N 10216170/241121/0350260, в отношении товара N 6, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные Обществом требования в полном объеме.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, выслушав доводы сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Таможни и отмены решения суда первой инстанции от 14.12.2022 в связи со следующим.
Как разъяснено в пункте 34 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" (далее - Постановление N 49), с учетом установленных Конституцией Российской Федерации (часть 1 статьи 35 и часть 1 статьи 46) гарантий защиты права частной собственности при излишнем внесении таможенных платежей в связи с принятием таможенным органом незаконных решений по результатам таможенного контроля, а также при истечении срока возврата таможенных платежей в административном порядке заинтересованное лицо вправе обратиться непосредственно в суд с имущественным требованием о возложении на таможенный орган обязанности по возврату излишне внесенных в бюджет платежей в течение трех лет со дня, когда плательщик узнал или должен был узнать о нарушении своего права (об излишнем внесении таможенных платежей в бюджет).
При этом обращение в суд с имущественным требованием о возврате таможенных платежей, поступивших в бюджет излишне, не предполагает необходимости соблюдения административной процедуры возврата. Заявленное требование должно быть рассмотрено судом по существу независимо от того, оспаривалось ли в отдельном судебном порядке решение таможенного органа, послужившее основанием для излишнего внесения таможенных платежей в бюджет.
В рассматриваемом случае из материалов дела усматривается, что Общество обратилось в суд с имущественным требованием о возложении на таможенный орган обязанности возвратить таможенные платежи, указав в качестве основания данного заявления на несоответствие таможенному законодательству решения о корректировке таможенной стоимости, принятых по результатам таможенного контроля, начатого до выпуска товаров по ДТ N 10216170/241121/0350260.
Принимая во внимание изложенное, при рассмотрении настоящего спора суд дает оценку законности решения о корректировке таможенной стоимости и решает вопрос о наличии оснований для возврата уплаченных Обществом в результате корректировки таможенной стоимости таможенных платежей с учетом соблюдения срока обращения в суд.
Таможенный контроль таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза, осуществляется в соответствии с главой 5 ТК ЕАЭС с применением форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, установленных ТК ЕАЭС.
В соответствии с пунктом 14 статьи 38 ТК ЕАЭС по общему правилу таможенная стоимость товаров определяется декларантом, а в случае, если в соответствии с пунктом 2 статьи 52 и с учетом пункта 3 статьи 71 настоящего Кодекса таможенные пошлины, налоги, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины исчисляются таможенным органом, таможенная стоимость товаров определяется таможенным органом.
Пунктом 9 статьи 38 ТК ЕАЭС предусмотрено, что определение таможенной стоимости товаров не должно быть основано на использовании произвольной или фиктивной таможенной стоимости товаров.
Таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации (пункт 10 статьи 38 ТК ЕАЭС).
В силу пункта 15 статьи 38 ТК ЕАЭС основой таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, определенном статьей 39 данного Кодекса.
В случае невозможности определения таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними таможенная стоимость товаров определяется в соответствии со статьями 41 и 42 настоящего Кодекса, применяемыми последовательно.
При невозможности определения таможенной стоимости ввозимых товаров в соответствии со статьями 41 и 42 настоящего Кодекса в качестве основы для определения таможенной стоимости товаров может использоваться либо цена, по которой оцениваемые, идентичные или однородные товары были проданы на таможенной территории Союза, в соответствии со статьей 43 настоящего Кодекса, либо расчетная стоимость товаров в соответствии со статьей 44 настоящего Кодекса. Декларант имеет право выбрать очередность применения указанных статей при определении таможенной стоимости ввозимых товаров.
В случае если для определения таможенной стоимости ввозимых товаров невозможно применить статьи 39, 41 - 44 настоящего Кодекса, определение таможенной стоимости товаров осуществляется в соответствии со статьей 45 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 статьи 45 ТК ЕАЭС предусмотрено, что таможенная стоимость товаров определяется исходя из принципов и положений главы 5 Кодекса на основе сведений, имеющихся на таможенной территории Союза (резервный метод - метод 6) в случае если таможенная стоимость ввозимых товаров не может быть определена в соответствии со статьями 39, 41 - 44 Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 39 ТК ЕАЭС таможенной стоимостью ввозимых товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза таможенную территорию Союза и дополненная в соответствии со статьей настоящего Кодекса, при выполнении следующих условий:
1) отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением ограничений, которые:
- ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы;
- существенно не влияют на стоимость товаров;
- установлены актами органов Союза или законодательством государств-членов;
2) продажа товаров или их цена не зависит от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено;
3) никакая часть дохода или выручки от последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров покупателем не причитается прямо или косвенно продавцу, кроме случаев, когда в соответствии со статьей 40 Кодекса могут быть произведены дополнительные начисления;
4) покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами таким образом, что стоимость сделки с ввозимыми товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.
В случае если хотя бы одно из условий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, не выполняется, цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате, не является приемлемой для определения таможенной стоимости ввозимых товаров и метод 1 не применяется (пункт 2 статьи 39 ТК ЕАЭС).
Согласно пункту 3 статьи 39 ТК ЕАЭС ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или иному лицу в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государств-членов.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 313 ТК ЕАЭС при проведении таможенного контроля таможенной стоимости товаров, заявленной при таможенном декларировании, таможенным органом осуществляется проверка правильности определения и заявления таможенной стоимости товаров (выбора и применения метода определения таможенной стоимости товаров, структуры и величины таможенной стоимости товаров, документального подтверждения сведений о таможенной стоимости товаров).
При проведении контроля таможенной стоимости товаров таможенный орган вправе запросить у декларанта пояснения в письменной форме о факторах, влияющих на формирование цены товаров, а также об иных обстоятельствах, имеющих отношение к товарам, перемещаемым через таможенную границу Союза.
Согласно пункту 4 статьи 325 ТК ЕАЭС таможенный орган вправе запросить коммерческие, бухгалтерские документы, сертификат о происхождении товара и (или) иные документы и (или) сведения, в том числе письменные пояснения, необходимые для установления достоверности и полноты проверяемых сведений, заявленных в таможенной декларации, и (или) сведений, содержащихся в иных документах, в случае, если документы, представленные при подаче таможенной декларации либо представленные в соответствии с пунктом 2 данной статьи, не содержат необходимых сведений или должным образом не подтверждают заявленные сведения, либо если таможенным органом выявлены признаки несоблюдения положений ТК ЕАЭС и иных международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов, в том числе недостоверности сведений, содержащихся в таких документах.
Перечень запрашиваемых документов и (или) сведений определяется должностным лицом таможенного органа исходя из проверяемых сведений с учетом условий сделки с товарами, характеристик товара, его назначения, а также иных обстоятельств (пункт 5 статьи 325 ТК ЕАЭС).
В соответствии с пунктом 17 статьи 325 ТК ЕАЭС при завершении проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в случае, если представленные в соответствии с настоящей статьей документы и (или) сведения либо объяснения причин, по которым такие документы и (или) сведения не могут быть представлены и (или) отсутствуют, либо результаты таможенного контроля в иных формах и (или) таможенной экспертизы товаров и (или) документов, проведенных в рамках такой проверки, не подтверждают соблюдение положений настоящего Кодекса, иных международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов, в том числе достоверность и (или) полноту проверяемых сведений, и (или) не устраняют оснований для проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, таможенным органом на основании информации, имеющейся в его распоряжении, принимается решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в таможенной декларации, в соответствии со статьей 112 настоящего Кодекса.
Как разъяснено в пункте 10 Постановления N 49, система оценки ввозимых товаров для таможенных целей, установленная Таможенным кодексом и основанная на статье VII ГАТТ 1994, исходит из их действительной стоимости - цены, по которой такие или аналогичные товары продаются или предлагаются для продажи при обычном ходе торговли в условиях полной конкуренции, определяемой с использованием соответствующих методов таможенной оценки. При этом согласно пункту 15 статьи 38 Таможенного кодекса за основу определения таможенной стоимости в максимально возможной степени должна приниматься стоимость сделки с ввозимыми товарами (первый метод определения таможенной стоимости).
С учетом данных положений примененная сторонами внешнеторговой сделки цена ввозимых товаров не может быть отклонена по мотиву одного лишь несогласия таможенного органа с ее более низким уровнем в сравнении с ценами на однородные (идентичные) ввозимые товары или ее отличия от уровня цен, установившегося во внутренней торговле.
Как указано в пункте 11 Постановления N 49, отсутствие подтверждения сведений о таможенной стоимости, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в иных представленных таможенному органу документах, а также выявление таможенным органом признаков недостоверного определения таможенной стоимости само по себе не может выступать основанием для вывода о неправильном определении таможенной стоимости декларантом, а является основанием для проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров в соответствии со статьей 313, пунктом 4 статьи 325 Таможенного кодекса.
При проведении такой проверки таможенный орган, осуществляя публичные полномочия, обязан предоставить декларанту реальную возможность устранения возникших сомнений в достоверности заявленной им таможенной стоимости, в связи с чем не может произвольно отказаться от использования закрепленного в пункте 15 статьи 325 Таможенного кодекса права на запрос у декларанта документов и (или) сведений, в том числе письменных пояснений, необходимых для установления достоверности и полноты проверяемых сведений, заявленных в таможенной декларации, и (или) сведений, содержащихся в иных документах.
В порядке реализации положений пункта 2 статьи 313, пункта 15 статьи 325 Таможенного кодекса декларант вправе предоставить пояснения об экономических и иных разумных причинах значительного отличия стоимости сделки с ввозимыми товарами от ценовой информации, имеющейся у таможенного органа, которые должны быть приняты во внимание при вынесении окончательного решения.
В пункте 13 Постановления N 49 также разъяснено, что основываясь на положениях пункта 13 статьи 38, пункта 17 статьи 325 ТК ЕАЭС, таможенный орган принимает решение о внесении изменений (дополнений) в сведения о таможенной стоимости, заявленные в таможенной декларации по результатам проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, начатой до выпуска товаров, если соответствие заявленной таможенной стоимости товаров их действительной стоимости не нашло своего подтверждения по результатам таможенного контроля, в том числе при сохранении признаков недостоверности заявленной таможенной стоимости, не устраненных по результатам таможенного контроля.
В связи с этим при разрешении споров, касающихся правильности определения таможенной стоимости ввозимых товаров, судам следует учитывать, какие признаки недостоверного определения таможенной стоимости были установлены таможенным органом и нашли свое подтверждение в ходе проведения таможенного контроля, в том числе с учетом документов (сведений), собранных таможенным органом и дополнительно предоставленных декларантом.
Непредоставление декларантом документов (сведений), обосновывающих заявленную им таможенную стоимость товара, само по себе не может повлечь принятие таможенным органом решения о внесении изменений (дополнений) в сведения о таможенной стоимости, заявленные в таможенной декларации, если у декларанта имелись объективные препятствия к предоставлению запрошенных документов (сведений) и соответствующие объяснения даны таможенному органу.
В рассматриваемом случае, из материалов дела усматривается, что таможенная стоимость спорного товара N 6, задекларированного по ДТ N10216170/170521/0139980, определена Обществом в соответствии со статьей 39 ТК ЕАЭС по "стоимости сделки с ввозимыми товарами", исходя из цены товара, указанной в инвойсе от 27.10.2021 N 1/2019/11/03-00467, с учетом транспортных расходов, в размере 1219567,03 руб. (цена по инвойсу 13114,46 долл. США, транспортные расходы 115700,23 руб.).
В подтверждение заявленного метода определения таможенной стоимости Обществом были представлены с ДТ N 10216170/170521/0139980, а также по запросам таможенного органа письмами от 21.01.2022 и 21.02.2022 следующие документы и пояснения: внешнеторговый контракт от 11.03.2019 N 1 с дополнительными соглашениями, инвойсы от 27.10.2021 NN 1/2019/11/03-00467 и SI-1/2019/11/03-00467, письмо NEVAMED S.L. об отсутствии экспортной декларации; пояснение ООО "Норд-Стар" об отсутствии экспортной декларации; договор поставки; счет-фактура; платежные поручения в рамках договора поставки; пояснение по цене реализации; ценовая информация внутреннего рынка; бухгалтерские документы об оприходовании товаров по предыдущей поставке: карточки счета 19, 41, 60; банковские платежные документы по оплате данной поставки: информационное письмо, заявления на перевод с отметками банка, с указанием номера контракта, счёта покупателя и продавца, выписка о перечислении денежных средств, ведомость банковского контроля от 11.02.2022; документы подтверждающие структуру таможенной стоимости: договор оказания транспортно-экспедиторских услуг N 290318-1 от 29.03.2018, акты оказания услуг, счета на оплату транспортно-экспедиционных услуг NN 11/15/72, 11/15/73 от 15.11.2021, счета-фактуры, платежные поручения, приложение к счетам на оплату; пояснения о нестраховании товаров; пояснения о влияющих на цену физических характеристиках товаров и сведения о качестве и репутации товаров и их влияние на ценообразование
В соответствии с пунктом 1.1 контракта от 11.03.2019 N 1 (далее - Контракт) продавец обязуется продать и поставить, а покупатель принять и оплатить товары для строительства, ремонта и обустройства дома, в том числе на условиях поставки EXW Emilia Romagna (Италия).
В соответствии с пунктами 1.2, 3.2 Контракта поставка товаров по Контракту осуществляется партиями; количество товаров по каждой партии, наименование, цена товара (которая включает в себя стоимость маркировки, упаковки, транспортировки до порта погрузки, стоимость работ по погрузке, стоимость экспортных таможенных пошлин) указывается в инвойсах, которые являются неотъемлемой частью настоящего Контракта.
В соответствии с условиями Контракта в инвойсе от 27.10.2021 N 1/2019/11/03-00467 сторонами Контракта согласованы наименование, количество, цена и общая стоимость поставляемого товара, а также условия поставки.
Согласно пункту 1 дополнительного соглашения от 07.09.2021 к Контракту коммерческая наценка продавца устанавливается отдельно на каждую партию товара, и составляет 0,4-0,6% от отпускной цены производителя.
В инвойсе от 27.10.2021 N 1/2019/11/03-00467 также указана коммерческая наценка поставщика 0,4-0,6%. Указанное свидетельствует о том, что поставщик извлекает прибыль из каждой поставки.
В подтверждение факта оплаты поставленного товара Обществом представлены заявления на перевод от 16.11.2021 N 219, от 17.11.2021 N 221 и выписка ПАО "Банк-Санкт-Петербург" на оплату 117 069,06 евро в адрес компанией NEVAMED S.L по контракту от 11.03.2019 N 1.
Оплата по спорной ДТ также отражена в подразделе III.I Сведения о подтверждающих документах ведомости банковского контроля.
Оплата одним или несколькими заявлениями на перевод нескольких поставок является обычаем делового оборота и не противоречит нормам законодательства Российской Федерации о валютном регулировании.
Судом не установлено противоречий в сведениях, содержащихся в представленных Обществом в Таможню и в материалы дела документах, в связи с чем суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что представленные Обществом документы подтверждают заявленную стоимость товаров.
Ссылки таможенного органа на то, что Обществом не представлена экспортная таможенная декларация страны отправления с отметками таможенного органа страны вывоза, что не позволило таможенному органу установить достоверные сведения о стоимости оцениваемых товаров в стане вывоза, также отклоняются судом апелляционной инстанции.
По запросу таможенного органа письмом от 21.01.2022 Общество представило письмо продавца об отсутствии экспортной декларации от 06.01.2022, из которого следует, что экспортная декларация не может быть представлена, поскольку условиями контракта от 11.03.2019 N 1 и дополнительными соглашениями к нему не предусмотрено представление экспортной декларации.
При этом независимо от условий поставки EXW, подразумевающих, что продавец не обязан осуществлять погрузку товара или выполнять формальности, необходимые для его вывоза, конкретные условия сделки между Обществом и иностранным контрагентом (компанией NEVAMED S.L) закреплены в Контракте.
Суд апелляционной инстанции также отмечает, что само по себе наличие или отсутствие экспортной декларации не может быть основанием для корректировки таможенной стоимости, если декларантом представлены документы об отказе поставщика в представлении экспортной декларации.
Экспортная декларация не может являться единственным доказательством достоверности сведений, использованных декларантом при определении таможенной стоимости ввозимого товара с применением метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами, и тем более отсутствие экспортной декларации не может служить основанием для корректировки таможенной стоимости, если все остальные документы и сведения являются достоверными и подтверждают обоснованность заявленной таможенной стоимости товара.
Доводы таможенного органа о том, что декларантом не подтверждена структура таможенной стоимости товара в части понесенных Обществом транспортных расходов, также подлежат отклонению.
В соответствии с пунктом 1.1 Контракта и сведениями, заявленными в графе 20 ДТ N 10216170/241121/0350260, товары поставляются на условиях EXW Emilia Romagna в соответствии с Инкотермс-2010.
Как следует из материалов дела между Обществом (клиент) и ООО "Морское Агентство "Силмар" (экспедитор) был заключен договор оказания транспортно-экспедиционных услуг от 29.03.2018 N 290318-1 (далее - Договор).
Согласно пункту 5.2 Договора стоимость транспортно-экспедиционных услуг определяется на основании счета, выставленного экспедитором; клиент осуществляет оплату экспедитору стоимость транспортно-экспедиционных услуг в срок не позднее 5 календарных дней с момента получения от экспедитора счета на оплату.
ООО "Морское Агентство "Силмар" выставлены Обществу счета от 15.11.2021 N N 11/15/72, 11/15/73, согласно приложениям к которым Обществу оказаны транспортно-экспедиционные услуги по организации международной перевозки до таможенной территории ЕАЭС Rotterdam (Италия) - Санкт-Петербург на сумму 329000 руб., а также транспортно-экспедиционные услуги по организации международной перевозки после пересечения таможенной территории ЕАЭС Санкт-Петербург - Москва на сумму 304000 руб.
Указание в приложении к счетам от 15.11.2021 N N 11/15/72, 11/15/73 и коносаменте ABAR21XRTMLEDQA Rotterdam (Италия) является технической ошибкой. В представленных в материалы дела поручениях экспедитору от 02.11.2021 N 291021-74 (АА), от 03.11.2021 N 271021-967 (NS) указаны верные условия поставки: EXW Emilia Romagna, пункт отправления: Emilia Romagna и пункт назначения: Москва.
Общество оплатило транспортные расходы, в том числе по вышеуказанным счетам, платежным поручением от 02.12.2021 N 954 (в сроки, установленные дополнительным соглашением от 01.04.2019 N 1 к Договору) При этом следует отметить, что вопрос соблюдения сроков оплаты транспортно-экспедиционных услуг не относится к предмету контроля таможенных органов.
Согласно статье 40 ТК ЕАЭС при определении таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, добавляются дополнительные начисления в виде расходов на перевозку (транспортировку) ввозимых товаров до места прибытия таких товаров на таможенную территорию Союза, а также расходы на погрузку, разгрузку или перегрузку ввозимых товаров и проведение иных операций, связанных с их перевозкой (транспортировкой) до места прибытия таких товаров на таможенную территорию Союза.
Таким образом, сумма транспортных расходов по 17 товарам правомерно указана Обществом в графе 17 ДТС-1 в размере 329000 руб. (по товару N 6 расходы составили 115700,23 руб.). Сумма в размере 304000 руб. транспортно-экспедиционные услуги по организации международной перевозки после пересечения таможенной территории ЕАЭС Санкт-Петербург - Москва обоснованно не включена в таможенную стоимость товаров, поскольку указанные расходы возникли после прибытия товаров на таможенную территорию ЕАЭС и в силу статьи 40 ТК ЕАЭС не подлежат учету в структуре таможенной стоимости.
В пункте 8 Постановления N 49 разъяснено, что таможенная стоимость ввозимых товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации. Принимая во внимание публичный характер таможенных правоотношений, при оценке соблюдения декларантом данных требований ТК ЕАЭС судам следует исходить из презумпции достоверности информации (документов, сведений), представленной декларантом в ходе таможенного контроля, бремя опровержения которой лежит на таможенном органе.
Отличие примененной сторонами внешнеторговой сделки цены ввозимых товаров от имеющейся у таможенного органа информации о ценах на однородные (идентичные) ввозимые товары само по себе не свидетельствует о недостоверности заявленных Обществом в ДТ N 10216170/241121/0350260 сведений о таможенной стоимости спорных товаров.
Учитывая изложенное, по мнению суда апелляционной инстанции, Таможней не доказана невозможность использования документов, представленных декларантом при таможенном оформлении в обоснование таможенной стоимости товара, в их совокупности. Доказательств несоблюдения Обществом установленного 325 ТК ЕАЭС условия о документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности стоимости сделки с ввозимыми товарами, таможенным органом не представлено.
Таможенная стоимость товаров определена Таможней в соответствии со статьей 45 ТК ЕАЭС по резервному методу определения таможенной стоимости с гибким применением метода, предусмотренного статьей 42 ТК ЕАЭС по стоимости сделки с однородными товарами на основании имеющейся у таможенного органа ценовой информации по ДТ N 10216170/170521/0139980.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 45 ТК ЕАЭС при определении таможенной стоимости оцениваемых товаров на основе стоимости сделки с идентичными или однородными товарами допускается разумное отклонение от установленных соответственно статьями 41 и 42 ТК ЕАЭС требований о том, что идентичные оцениваемым или однородные с оцениваемыми товары должны быть проданы для вывоза на таможенную территорию Союза и ввезены на таможенную территорию Союза в тот же или в соответствующий ему период времени, что и оцениваемые товары, но не ранее чем за 90 календарных дней до ввоза на таможенную территорию Союза оцениваемых товаров.
Вместе с тем, из анализа информации, имеющейся в указанной ДТ следует, что ДТ N 10216170/170521/0139980 не может быть принята в качестве основы для определения таможенной стоимости по резервному методу, поскольку с даты ввоза товаров, указанных в данной ДТ, прошло 190 дней.
Кроме того, товар N 3 по ДТ N 10216170/170521/0139980 отличается от ввезенного Обществом по ДТ N 10216170/241121/0350260 товара N 6 по размерному ряду и объему партии.
Таким образом, поскольку Общество представило все необходимые, имеющиеся в его распоряжении в силу закона и делового оборота документы, выражающие содержание сделки и информацию по условиям ее оплаты, подтверждающие в полной мере заявленную им таможенную стоимость ввезенного товара, у таможенного органа отсутствовали достаточные основания для корректировки таможенной стоимости и доначисления Обществу таможенных платежей в сумме 156199,91 руб. Спор по сумме дополнительно начисленных таможенных платежей между сторонами отсутствует; размер дополнительно начисленных таможенных платежей указан в КДТ (раздел B "Подробности подсчета").
При таких обстоятельствах требования Общества об обязании Таможню возвратить излишне уплаченные таможенные платежи за товар N 6, ввезенный по ДТ N10216170/241121/0350260 в общей сумме 156199,91 руб. являются обоснованными и правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции обращает внимание, что указание в резолютивной части обжалуемого решения суммы подлежащих возврату таможенных платежей 229869,97 руб. (вместе 156199,91 руб.) является технической ошибкой (опечаткой), которая подлежит исправлению судом первой инстанции по заявлению сторон.
Нарушения судом первой инстанции норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Таможни и отмены решения суда от 14.12.2022 не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14 декабря 2022 года по делу N А56-111793/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Балтийской таможни - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.И. Денисюк |
Судьи |
Н.А. Мильгевская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-111793/2022
Истец: ООО "НОРД-СТАР"
Ответчик: БАЛТИЙСКАЯ ТАМОЖНЯ
Хронология рассмотрения дела:
10.10.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-12950/2023
10.07.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-16560/2023
14.12.2022 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-111793/2022