г. Хабаровск |
|
10 июля 2023 г. |
А04-3192/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 июля 2023 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гричановской Е.В.
судей Мангер Т.Е., Пичининой И.Е.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Егожа А.К., рассмотрев в судебном заседании, в отсутствие лиц, участвующих в деле, апелляционную жалобу государственного казённого учреждения Амурской области - Управления социальной защиты населения по г. Тында и Тындинскому муниципальному округу на решение Арбитражного суда Амурской области от 16.05.2023 по делу N А04-3192/2023 по исковому заявлению акционерного общества "Коммунальные системы БАМа" (ОГРН 1102808001471, ИНН 2808023556) к государственному казенному учреждению Амурской области - управлению социальной защиты населения по г. Тында и Тындинскому муниципальному округу (ОГРН 1082808000098, ИНН 2808021478) о взыскании 2848,82 руб.,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Коммунальные системы БАМа" обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к государственному казенному учреждению Амурской области - управлению социальной защиты населения по г. Тында и Тындинскому муниципальному округу о взыскании 2 848,82 руб. платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за период май-декабрь 2022 года по государственному контракту холодного водоснабжения и водоотведения от 13.01.2022 N 10522.
Решением суда от 16.05.2023 исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе, поданной в Шестой арбитражный апелляционный суд, ГКУ Амурской области - управление социальной защиты населения по г. Тында и Тындинскому муниципальному округу, просит принятый судебный акт отменить, в иске отказать. Считает, что учреждение не относится к абонентам, которые обязаны вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, и не обязано предоставлять декларацию в отношении сточных вод. На территории учреждения имеется канализационный колодец для отбора проб сточных вод, согласованный в приложении N 2 к государственному контракту от 13.01.2022 N 10522, и возможность отбора проб.
В письменном отзыве АО "Коммунальные системы БАМа" считает, что апелляционная жалоба не подлежат удовлетворению, решение вынесено с соблюдением норм законодательства, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя.
В судебном заседании до и после объявленного перерыва представители сторон в рассмотрении жалобы не участвовали.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке ст.ст. 123, 156 АПК РФ, в отсутствие участвующих в деле лиц.
Законность и обоснованность судебного акта, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии с положениями ст.ст. 257 - 262, 266, 270 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, между истцом и ответчиком заключен государственный контракт холодного водоснабжения и водоотведения N 10522 от 13.01.2022 на отпуск холодного водоснабжения и прием сточных вод.
По условиям договора потребитель обязуется произвести оплату холодной (питьевой) воды и сброшенных сточных вод (п. 1 контракта). Контракт заключен на период с 01.01.2022 по 31.12.2022 (п. 57, п.58).
Согласно п. 11 контракта размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также размер оплаты сточных вод в связи с нарушением абонентом нормативов по объему и составу отводимых в центральную систему водоотведения сточных вод рассчитывается в соответствии с требованиями законодательства РФ.
Согласно пп. "п" п. 12 контракта истец как организация водопроводно-канализационного хозяйства обязано требовать от абонента реализации мероприятий, направленных на достижение установленных нормативов допустимых сбросов абонента, нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод, а также соблюдений требований, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу центральной системы водоотведения; осуществлять контроль за соблюдением абонентом режима водоотведения сточных вод, требований к составу и сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу центральной системы водоотведения (пп. "р"); осуществлять контроль за соблюдением режима водоотведения и нормативов допустимых сбросов, нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, а также требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения (пп. "с").
Согласно Акту в приложении N 2 к контракту границей раздела балансовой принадлежности по водопроводным и канализационным сетям абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства является: водоснабжение - ответный сланец в точке врезки трубопроводов в камере ТК на углу здания; водоотведение - наружная стена канализационного колодца N К23а в сторону здания.
Объем сбрасываемых сточных вод ответчика за май-декабрь 2022 г. составил менее 30 куб. м в сутки, ответчик не подавал декларацию о составе и свойствах сточных вод.
Руководствуясь п. 123(4) Правил N 644, истец без проведения контроля состава и свойств сточных вод рассчитал учреждению плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения (далее - ЦСВ), за период май-декабрь 2022 г. на общую сумму 2 848,82 руб.
Общество выставленные платежные документы не оплатило.
Претензия от 27.01.2022 с требованием оплатить задолженность за негативное воздействие на работу ЦСВ в размере 2 848,82 руб. оставлена ответчиком без удовлетворения, долг не оплачен в полном объеме.
В связи с этим истец обратился в арбитражный суд с настоящим требованием.
Принимая судебный акт в пользу АО "Коммунальные системы БАМа", суд первой инстанции правомерно применил к спорным правоотношениям положения Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении), Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644)).
В силу п. 10 ст. 7 Закона о водоснабжении в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены Правилами N 644.
К договору водоснабжения применяются положения о договоре об энергоснабжении, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоснабжения (ч. 2 ст. 15 Закона о водоснабжении).
К договорам водоотведения применяются положения договора о возмездном оказании услуг, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоотведения (ч. 2 ст. 14 Закона о водоснабжении).
К отношениям сторон по единому договору холодного водоснабжения и водоотведения применяются в соответствующих частях правила о договорах холодного водоснабжения и водоотведения, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа договора.
Применение к указанным отношениям в соответствующей части предусмотренных настоящим Федеральным законом порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате питьевой и (или) технической воды, подаваемой по договорам холодного водоснабжения, порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате водоотведения, а также порядка начисления пеней по указанным договорам является обязательным.
Согласно ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу ст. 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (ст. 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Положениями ст. 779, 781 ГК РФ установлена обязанность заказчика оплатить фактически оказанные услуги.
В соответствии со ст. 307, 309 ГК РФ в силу обязательства должник обязан совершить в пользу кредитора определенное действие, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности; обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
Статья 310 ГК РФ предусматривает недопустимость одностороннего отказа от исполнения обязательства.
В соответствии с ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений.
Пунктом 111 Правила N 644 на абонентов возложена обязанность соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные названными Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.
В силу п. 114 Правил N 644 состав и свойства сточных вод, принимаемых (отводимых) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, предусмотренным приложением N 3 к названным Правилам.
В порядке подп. "ж", "и" п. 35 Правил N 644, абонент обязан: производить оплату по договору холодного водоснабжения, договору водоотведения или единому договору холодного водоснабжения и водоотведения, а также вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плату за нарушение нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с настоящими Правилами; соблюдать нормативы допустимых сбросов, лимиты на сбросы, обеспечивать реализацию плана снижения, сбросов (для категорий абонентов, в отношении которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов), соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу, и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, принимать меры по соблюдению указанных требований.
Организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения (подп. "г" п.36 Правил N 644).
Пунктом 123(4) Правил N 644 определен перечень абонентов, которые обязаны вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, при наличии любого из следующих условий: среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод, с которых менее указанного в абзаце первом п. 124 Правил N 644; с которых осуществляется отведение (сброс) сточных вод с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к централизованной системе водоотведения, а также при неорганизованном сбросе поверхностных сточных вод в централизованные ливневые или общесплавные системы водоотведения; расположенных во встроенном (пристроенном) нежилом помещении в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения, оборудованного канализационным колодцем; для отбора сбрасываемых сточных вод с которых отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов.
В случае если абонентом не обеспечена возможность отбора проб сточных вод или возможность отбора проб сточных вод имеется, но отсутствует поданная абонентом в установленном порядке декларациями при этом объект абонента соответствует хотя бы одному из критериев п. 123(4) Правил N 644, плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения начисляется.
Пунктом 118 раздела 7 Правил N 644 также предусмотрено, что в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества, микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пп. 113 и 114 Правил N 644, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения, в порядке и размере, которые определены названными Правилами.
Положения п. 118 Правил соответствуют ч. 10 ст. 7 Закона N 416-ФЗ.
Порядок определения размера и порядок компенсации расходов организации водопроводно-канализационного хозяйства при сбросе абонентами сточных вод, оказывающих негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, установлены разделом VII Правил N 644.
Пунктом 123 (4) Правил N 644 определен перечень абонентов, которые обязаны вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, при наличии любого из следующих условий: - среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее указанного в абзаце первом п. 124 Правил N 644 (составляет менее 30 куб. м в сутки суммарно по всем канализационным выпускам с одного объекта); с которых осуществляется отведение (сброс) сточных вод с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединены) к централизованной системе водоотведения, а также при неорганизованном сбросе поверхностных сточных вод в централизованные ливневые или общесплавные системы водоотведения; расположенных во встроенном (пристроенном) нежилом помещении в МКД при отсутствии отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения, оборудованного канализационным колодцем; для отбора сбрасываемых сточных вод с которых отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов.
Приведенный в п. 123(4) Правил расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится в исключительных случаях.
Плата за негативное воздействие на работу ЦСВ начисляется без проведения анализа отобранных организацией ВКХ проб сточных вод в случае, если абонентом не обеспечена возможность отбора проб сточных вод или возможность отбора проб сточных вод имеется, но отсутствует поданная абонентом в установленном порядке декларация, и при этом объект абонента соответствует хотя бы одному из критериев п. 123(4) Правил N 644.
Данная правовая позиция нашла отражение в решении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 16.12.2020 N АКПИ20-722, письме Федеральной антимонопольной службы от 07.04.2021 N МШ/27138/21.
Как следует из материалов дела и установлено судом, объем сбрасываемых сточных вод ответчика за спорный период составил менее 30 куб. м в сутки, что соответствует критериям для применения п. 123 (4) Правил N 644.
Ответчик декларацию о составе и свойствах сточных вод в установленном порядке не подавал.
С учетом установленного, истец вправе произвести расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения расчетным способом на основании п. 123 (4) Правил N 644 без осуществления контроля состава и свойств сточных вод и применения результатов анализов контрольных проб сточных вод.
Расчет платы судом проверен, признан верным.
Исковые требования организации водопроводно-канализационного хозяйства о взыскании с абонента платы за май-декабрь 2022 года в размере 2 848,82 руб. правомерно удовлетворены судом.
Приведенные в апелляционной жалобе абонентом доводы о том, что он не подпадает в перечень абонентов, которые обязаны вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, указанных в п. 123 (4) Правил N 644, противоречат вышеприведенным нормам права и правилам и установленным по делу фактическим обстоятельствам.
Как разъяснено Судебной коллегией по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в решении от 16.12.2020 N АКПИ20-722, Правила N 644 предоставляют абоненту право выбора: вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в соответствии с п. 123(4) Правил либо обеспечить наличие места отбора проб сточных вод, что дает возможность подачи декларации о составе и свойствах сточных вод и расчета платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения с учетом фактических состава и свойств сточных вод абонента.
Поскольку ответчиком-абонентом декларация о составе и свойствах сточных вод не подана, истцом расчет произведен без осуществления контроля состава и свойств сточных вод и применения результатов анализов контрольных проб сточных вод.
При таких обстоятельствах, отсутствуют основания согласиться с иными доводами абонента о возможности применения результатов анализов контрольных проб сточных вод, и нарушении порядка их отбора (уведомления о проверке).
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы апелляционный суд полагает, что судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, которое не подлежит отмене ввиду отсутствия оснований, предусмотренных ст. 270 АПК РФ. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе не рассматривается, поскольку ответчик на основании подп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 16.05.2023 по делу N А04-3192/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Гричановская |
Судьи |
Т.Е. Мангер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-3192/2023
Истец: АО "Коммунальные системы БАМа"
Ответчик: ГКУ Амурской области - управление социальной защиты населения по г. Тында и Тындинскому району