г. Вологда |
|
10 июля 2023 г. |
Дело N А05-15172/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июля 2023 года.
В полном объёме постановление изготовлено 10 июля 2023 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Алимовой Е.А. и Осокиной Н.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Рогалевой Р.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества ограниченной ответственностью "ОНЕГА-ВОДОКАНАЛ" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 02 мая 2023 года по делу N А05-15172/2022,
УСТАНОВИЛ:
общество ограниченной ответственностью "ОНЕГА-ВОДОКАНАЛ" (ОГРН 1132920000564, ИНН 2906008059; адрес: 164840, Архангельская область, Онежский район, город Онега, проспект Ленина, дом 96а, офис 4; далее - общество, ООО "ОНЕГА-ВОДОКАНАЛ") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Северному межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ОГРН 1042900024562, ИНН 2901127831; адрес: 163000, Архангельская область, город Архангельск, Троицкий проспект, дом 14; далее - управление, Росприроднадзор) о признании недействительным решения от 29.11.2022 N 03-01-25/25в/13139 об отказе в выдаче разрешения на временные сбросы.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 02 мая 2023 года по делу N А05-15172/2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "ОНЕГА-ВОДОКАНАЛ" с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, а также на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Управление в своем отзыве на эту жалобу считает решение суда законным и обоснованным.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, общество является владельцем объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, а именно канализационных очистных сооружений по адресу Архангельская область, Онежский район, 5 километр Хайнозерской технологической автодороги, относящегося ко II категории (код объекта: 11-0129-001730-П).
В связи с изложенным общество 02.11.2022 обратилось в управление с заявлением на получение разрешения на временные сбросы загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) в водный объект в отношении названного объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, приложив к заявлению в числе прочего разработанный план мероприятий по охране окружающей среды на период с 01.01.2019 по 31.12.2025.
Письмом от 29.11.2022 N 03-01-25/25в/13139 управление сообщило обществу об отказе в выдаче разрешения на временные сбросы в связи с несоответствием плана мероприятий по охране окружающей среды (далее - План) требованиям статьи 67.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об окружающей среде" (далее - Закон N 7-ФЗ), что выразилось в следующем:
1. В нарушение подпункта б пункта 2, пункта 7 Правил разработки плана мероприятий по охране окружающей среды, утвержденных приказом Минприроды России от 17.12.2018 N 667 (далее - Правила N 667), пункта 13 статьи 67.1 Закона N 7-ФЗ мероприятия, включенные в План, не направлены на поэтапное достижение нормативов допустимых сбросов технологически нормируемых веществ.
2. В нарушение подпункта "а" пункта 6 Правил N 667 адрес (место нахождения) юридического лица указан некорректно, он не соответствует сведения, содержащимся в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ).
3. В нарушение подпункта "б" пункта 10 этих Правил сведения об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, указаны не в полном объеме, так как не отражены виды и объемы выпускаемой продукции, используемого сырья, основных технологических процессов и оборудования.
Не согласившись с отказом управления в выдаче разрешения на временные сбросы, изложенным в письме от 29.11.2022 N 03-01-25/25в/13139, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 АПК РФ для признания недействительным ненормативного правового акта, решения органа, осуществляющего публичные полномочия, должностных лиц, необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанным ненормативным правовым актом, решением прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Частью 1 статьи 44 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) предусмотрено, что использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных Водным кодексом Российской Федерации и законодательством в области охраны окружающей среды.
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 60 ВК РФ при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах или технологических нормативов, установленных в соответствии с Законом N 7-ФЗ.
С целью недопущения негативного воздействия на водные объекты статьей 55 ВК РФ установлена обязанность физических и юридических лиц по осуществлению водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов при использовании водных объектов.
Водным законодательством установлен приоритет охраны водных объектов перед их использованием. Использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Закона N 7-ФЗ нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством Российской Федерации, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды.
Согласно пункту 1 статьи 23.1 названного Закона при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, технологических нормативов действующим стационарным источником и (или) совокупностью стационарных источников, расположенных на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, устанавливаются временно разрешенные выбросы, временно разрешенные сбросы.
В силу пункта 6 статьи 23.1 Закона N 7-ФЗ временно разрешенные выбросы, временно разрешенные сбросы устанавливаются разрешением на временные выбросы, разрешением на временные сбросы, выдаваемыми в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, или комплексным экологическим разрешением, выдаваемым в соответствии со статьей 31.1 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 67.1 Закона N 7-ФЗ в случае невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II и III категорий, на период поэтапного достижения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов разрабатывается и утверждается план мероприятий по охране окружающей среды.
Согласно пункту 2 названной статьи план мероприятий по охране окружающей среды включает в себя перечень мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, сроки их выполнения, объем и источники финансирования, перечень ответственных за их выполнение должностных лиц.
Согласно пункту 7 Правил N 667 в Планы организаций, эксплуатирующих централизованные системы водоотведения поселений или городских округов, включаются мероприятия, направленные на достижение нормативов допустимых сбросов технологически нормируемых веществ.
В соответствии подпунктом б пункта 10 Правил N 667 обоснование мероприятий Плана и сроков их реализации должно содержать в том числе сведения об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, или его частях (например, цех, участок), в отношении которых предусмотрена реализация мероприятий, включенных в План, с указанием видов и объемов выпускаемой продукции, используемого сырья, основных технологических процессов и оборудования, имеющихся наилучших доступных технологий (при наличии).
Следует отметить, что порядок выдачи разрешения на временные сбросы загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) в водные объекты для действующих стационарных источников и (или) совокупности стационарных источников, расположенных на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду и относящемся к объектам II категории (за исключением случаев получения такими объектами комплексного экологического разрешения) или III категории (далее соответственно - объекты, объекты II категории, объекты III категории) определен постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2022 N 886 (далее - Правила N 886).
В соответствии с пунктами 2 - 5 указанных Правил временно разрешенные сбросы для объектов II категории устанавливаются в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, установленный в соответствии с пунктом 2 статьи 4.1 Закона N 7-ФЗ (далее - Перечень загрязняющих веществ).
Согласно пункту 6 Правил N 886 заявка на получение разрешения подается юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, по форме согласно приложению 1 с приложением документов, предусмотренных пунктами 8 и 9 настоящих Правил, а также документов, подтверждающих наступление случаев, указанных в пунктах 22 и 23 настоящих Правил, в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору) или в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому контролю (надзору) по месту нахождения объекта, на котором расположены действующий стационарный источник и (или) совокупность стационарных источников.
Пунктом 8 Правил N 886 установлено, что к заявке на получение разрешения, заявке на продление разрешения и заявке на переоформление разрешения прилагаются:
а) копия плана мероприятий по охране окружающей среды;
б) копии отчетов о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды (в случае наступления на день подачи заявки срока представления отчета о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды);
в) копии протоколов исследований сточных вод, выполненных лабораториями, аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, при реализации юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем программы производственного экологического контроля в соответствии с пунктом 2 статьи 67 Федерального закона "Об охране окружающей среды" за последний календарный год, предшествующий дате подачи заявки.
В соответствии с пунктом 11 Правил N 886 уполномоченные органы рассматривают представленные заявку на получение разрешения и прилагаемые к ней документы в течение 5-ти рабочих дней со дня регистрации и на основании результатов проверки полноты и достоверности сведений, содержащихся в заявке и прилагаемых к ней документах, принимают решение о ее принятии к рассмотрению либо о возврате без рассмотрения с указанием причин возврата, а также уведомляют заявителя о принятом решении.
Основания для отказа в выдаче разрешения на временные сбросы установлены в пункте 14 Правил N 866, к ним в числе прочих относятся несоответствие плана мероприятий по охране окружающей среды требованиям статьи 67.1 Федерального закона "Об охране окружающей среды".
В данном случае из материалов дела усматривается, что общество оказывает услуги по холодному водоснабжению и водоотведению на территории г. Онега Архангельской области, а спорный объект негативного воздействия на окружающую среду - канализационные очистные сооружения общества (код объекта 11-0129-001730-П) относится к объектам II категории и является частью централизованной системы водоотведения (канализации).
Учитывая изложенное суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что, в соответствии пунктом 13 статьи 67.1 Закона N 7-ФЗ, подпунктом "б" пункта 2, пункта 7 Правил N 667 для получения разрешения на временные сбросы загрязняющих веществ обществом должен быть разработан план мероприятий по охране окружающей среды.
При этом согласно пункту 7 Правил N 667 в Планы организаций, эксплуатирующих централизованные системы водоотведения поселений или городских округов, включаются мероприятия, направленные на достижение нормативов допустимых сбросов технологически нормируемых веществ.
Перечень технологически нормируемых веществ, а также значения их среднегодовых концентраций установлены постановлением Правительства Российской Федерации от l5.09.2020 N 1430 "Об утверждении технологических показателей наилучших доступных технологий в сфере очистки сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений или городских округов" (далее - Постановление N 1430).
В соответствии с указанным Перечнем к технологически нормируемым веществам относятся взвешенные вещества, ХПК, БПК5, азот аммонийный, азот нитратов, азот нитритов, фосфор фосфатов.
Вместе с тем в разработанном обществом Плане в числе контролируемых загрязняющих веществ указаны СПАВ анионактивные, БПК полное, взвешенные вещества, аммоний-ион, нефтепродукты, сухой остаток, фосфаты (Р).
Следовательно, апелляционная коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что мероприятия, включенные в План, не направлены на поэтапное достижение нормативов допустимых сбросов технологически нормируемых веществ.
В суде первой инстанции и в апелляционной жалобе общество указывает на то, что к рассматриваемым правоотношениям Постановление N 1430 не применимо.
Данный довод являлся предметом исследования суда первой инстанции, и ему дана надлежащая правовая оценка, с которой апелляционная коллегия соглашается.
Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ по состоянию на дату обращения общества с заявлением и вынесения оспариваемого решения, в качестве юридического адреса ООО "ОНЕГА-ВОДОКАНАЛ" указан: 164840, Архангельская область, р-н Онежский, г. Онега, пр-кт Ленина, д. 96, к. А, кв. 4.
В то время как в Плане указан адрес: 164840, Архангельская область, г. Онега, пр-кт Ленина, д. 96, корп. А, оф. 4.
То есть не указан район, а также вместо квартиры указан офис.
В обоснование жалобы общество ссылается на соответствие адреса, указанного в Плане, адресу, указанному в уставе. Кроме этого общество считает, что Правила N 667 не содержат требований об указании адреса в строгом соответствии с ЕГРЮЛ.
Данные доводы подлежат отклонению в связи со следующим.
В соответствии с подпунктом а пункта 6 Правил N 667 такой план должен содержать в том числе наименование, организационно-правовую форму, ИНН, ОГРН и адрес (место нахождения) юридического лица или фамилию, имя, отчество (при наличии), ИНН, ОГРНИП, место жительства индивидуального предпринимателя, осуществляющего хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии с пунктом 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования).
В силу пункта 3 статьи 54 ГК РФ адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица должен быть указан в ЕГРЮЛ.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица", юридическое лицо не вправе в отношениях с лицами, добросовестно полагавшимися на данные ЕГРЮЛ об адресе юридического лица, ссылаться на данные, не внесенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем, за исключением случаев, когда соответствующие данные внесены в ЕГРЮЛ в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица (пункт 2 статьи 51 ГК РФ).
Таким образом, управление правомерно руководствовалось сведениями об адресе, содержащимися в ЕГРЮЛ.
По третьему нарушению общество в своей апелляционной жалобе указывает на то, что представленный им План содержал описание технологических процессов очистки сточных вод (пункт 4.1). Сведения об объемах используемого сырья не могли быть указаны в Плане, так как сырье отсутствует.
В соответствии подпунктом "б" пункта 10 Правил N 667 обоснование мероприятий Плана и сроков их реализации должно содержать в том числе сведения об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, или его частях (например, цех, участок), в отношении которых предусмотрена реализация мероприятий, включенных в План, с указанием видов и объемов выпускаемой продукции, используемого сырья, основных технологических процессов и оборудования, имеющихся наилучших доступных технологий (при наличии).
Согласно данным федерального реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в разделе "Наименование и объем производимой продукции, реализуемого товара, оказываемой услуги" по объекту общества указано: услуги по водоотведению; шлам сточных вод.
Однако, в представленном обществом Плане (пункт 4.2) данные сведения не указаны.
Сведения о видах и объемах используемого сырья либо его отсутствии (как указывает общество), описание основных технологических процессов и оборудования (количество, наименование, технические характеристики), в Плане вопреки доводам подателя жалобы также отсутствовали.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое обществом решение соответствует предъявляемым к нему требованиям, не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, в связи с этим правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Изложенные в жалобе доводы не содержат фактов, которые влияли бы на законность и обоснованность решения суда. Они не опровергают выводы суда первой инстанции по существу рассмотренного дела, а выражают несогласие с ними, что не является основанием для отмены оспариваемого решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 02 мая 2023 года по делу N А05-15172/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества ограниченной ответственностью "ОНЕГА-ВОДОКАНАЛ" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-15172/2022
Истец: ООО "ОНЕГА-ВОДОКАНАЛ"
Ответчик: Северное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования