город Самара |
|
10 июля 2023 г. |
Дело N А65-25130/2022 |
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бажана П.В.,
судей Харламова А.Ю., Николаевой С.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Пушкиной А.С.,
с участием:
от заявителя - не явился, извещен,
от ответчика - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Индивидуального предпринимателя Дмитриевой Ирины Анатольевны на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27 апреля 2023 года по делу N А65-25130/2022 (судья Мазитов А.Н.),
по заявлению Индивидуального предпринимателя Дмитриевой Ирины Анатольевны (ОГРН 316169000092010, ИНН 431600056896), город Казань Республики Татарстан,
к Муниципальному казенному учреждению "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" (ОГРН 1061655001440, ИНН 1655065681), город Казань Республики Татарстан,
о признании незаконным отказа Муниципального казенного учреждения "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", изложенного в письме N 15/22-ИСХ-ОГ/8778 от 02 августа 2022 года, и обязании Муниципального казенного учреждения "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" подготовить проект постановления Исполнительного комитета города Казани "О подготовке проекта межевания территории по улице Токарная" и направить его в Исполнительный комитет муниципального образования города Казани,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Дмитриева Ирина Анатольевна (далее - заявитель, предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Муниципальному казенному учреждению "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" (далее - ответчик, управление), с уточнением требований, принятых судом в порядке ст. 49 АПК РФ, о признании незаконным отказа управления N 15/22-ИСХ-ОГ/8778 от 02.08.2022 г. в подготовке проекта постановления исполнительного комитета г. Казани "О подготовке проекта межевания территории по ул. Токарная", и обязании ответчика, в течение 14 дней со дня вступления решения суда в силу, принять решение о подготовке проекта постановления "О подготовке проекта межевания территории по ул. Токарная", с целью перераспределения земель муниципальной собственности и земельного участка с кадастровым номером 16:50:090431:42 находящегося в частной собственности.
Решением суда от 27.04.2023 г. в удовлетворении заявления отказано.
Заявитель, не согласившись с указанным судебным актом, обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленное требование.
На основании ст. 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, заявителю на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 1 687 кв.м., кадастровый номер 16:50:090431:42, расположенный по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Токарная, 1.
25.01 и 14.07.2022 г. заявитель обращался к ответчику с заявлениями о подготовке проекта постановления Исполнительного комитета г. Казани "О подготовке проекта межевания территории по ул. Токарная" с целью перераспределения принадлежащего ему земельного участка с кадастровым номером 16:50:090431:42.
По итогам рассмотрения заявлений ответчиком направлены заявителю письма N 15/22-ИСХ-ОГ/1864 от 25.02.2022 г. и N 15/22-ИСХ-ОГ/8778 от 02.08.2022 г., согласно которым принято решение об отказе в подготовке проекта межевания территории по ул. Токарная.
В оспариваемом отказе ответчик сообщил, что согласно правилам землепользования и застройки г. Казани, утв. решением Казанской городской Думы от 16.08.2021 г. N 5 - 8, образуемый земельный участок расположен в территориальной зоне "Ф" - зона фактического использования территории. В соответствии с Генеральным планом г. Казани, утв. решением Казанской городской Думы от 28.02.2020 г. N 5 - 8, образуемый земельный участок расположен в функциональной зоне 200 - зона перспективного формирования жилых районов, освоение территории при условии разработки проекта планировки. Проект планировки на данную территорию не разработан.
Не согласившись с отказом, заявитель обратилась в суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 АПК РФ, представленные сторонами в обоснование своих доводов и возражений доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе предпринимателю в удовлетворении заявленного требования, исходя из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200 АПК РФ и п. 6 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением ч. 1 ГК РФ" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.
Обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (бездействие) (ст. 65 и ч. 5 ст. 200 АПК РФ).
В соответствии со ст. 2 ГрК РФ законодательство в сфере градостроительной деятельности базируется, кроме прочего, на принципах обеспечения комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории; сбалансированности учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности.
Законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции (ч. 1 ст. 4 ГрК РФ).
Под градостроительным зонированием понимается зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, под территориальными зонами - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты, а под функциональными зонами - зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение (ст. 1 ГрК РФ).
К документам территориального планирования муниципальных образований относятся генеральные планы городских округов (п. 2 ч. 1 ст. 18 ГрК РФ).
Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (ст. 30 ГрК РФ).
Реализация документов территориального планирования осуществляется, в том числе путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования (п. 1 ч. 1 ст. 26 ГрК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
В силу ч. 4 ст. 41 ГрК РФ к видам документации по планировке территории относит проект планировки территории и проект межевания территории.
Подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории (ч. 1 ст. 42 ГрК РФ).
Подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах, определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны, и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны.
Подготовка проекта межевания территории осуществляется для определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков; установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования (ч. 1 и 2 ст. 43 ГрК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГрК РФ решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта РФ, органами местного самоуправления.
Согласно ч. 10 ст. 45 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки.
В таблице 3.1.1 Генерального плана городского округа Казань, утв. решением Казанской городской Думы от 28.02.2020 г. N 5-38 "Зона перспективного формирования жилых районов, освоение территории при условии разработки проекта планировки" с индексом 200 отнесена к зонам жилого назначения.
Решением Казанской городской Думы от 16.08.2021 г. N 5-8 утверждены Правила землепользования и застройки города Казани (далее - Правила).
Подп. 4 п. 3 ст. 22 Правил предусматривает, что для территорий, в отношении которых устанавливается требование по разработке проекта планировки территории в соответствии с таблицей 3.1.1 Генерального плана городского округа Казань, применяются следующие принципы установления территориальных зон: для территорий, расположенных в границах функциональной зоны с индексом 200 "Зона перспективного формирования жилых районов, освоение территории при условии разработки проекта планировки", устанавливается территориальная зона "Ф".
Обязательность разработки проекта планировки для территориальной зоны "Ф" и функциональной зоны с индексом 200 "Зона перспективного формирования жилых районов, освоение территории при условии разработки проекта планировки" указана также в п. 6 ст. 20, п.п. 4 п. 2, п. 4 ст. 22 Правил.
Из представленного органом местного самоуправления фрагмента Генерального плана городского округа Казань 2020 г., раздела II Графические материалы: Основной чертеж Генерального плана городского округа Казань (карта функциональных зон) (л.д. 49) видно, что земельный участок истца с прилегающей территорией расположен в функциональной зоне "Зона перспективного формирования жилых районов, освоение территории при условии разработки проекта планировки".
Однако, проект планировки территории на зону, в которой расположен участок заявителя, не разработан.
В силу приведенных положений Генерального плана городского округа Казань и Правил землепользования и застройки города Казани до разработки проекта планировки территории подготовка проекта межевания территории в "Зоне перспективного формирования жилых районов, освоение территории при условии разработки проекта планировки", в которой расположен земельный участок заявителя, не может быть осуществлена.
При таких обстоятельствах, суд, в соответствии с ч. 3 ст. 201 АПК РФ, сделал правильный вывод, что оспариваемый отказ соответствует закону, и не нарушает права и законные интересы заявителя, а поэтому требование заявителя является необоснованным и удовлетворению не подлежит.
С учетом изложенного, и принимая во внимание установленные обстоятельства дела, а также вышеприведенные нормы закона, суд пришел к правильному выводу об отказе предпринимателю в удовлетворении заявленного требования.
Судебные расходы судом распределены в соответствии со ст. 110 АПК РФ, и правильно отнесены на заявителя.
Суд апелляционной инстанции, повторно проанализировав предоставленные в материалы дела доказательства, в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что при рассмотрении дела по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, а поэтому у суда апелляционной инстанции нет оснований для изменения или отмены судебного акта.
Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст. 270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 110, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27 апреля 2023 года по делу N А65-25130/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
П.В. Бажан |
Судьи |
С.Ю. Николаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-25130/2022
Истец: ИП Дмитриева Ирина Анатольевна, г.Казань
Ответчик: Муниципальное казенное учреждение "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета Муниципального образования г.Казани", г.Казань
Третье лицо: Исполнительный комитет муниципального образования города Казани, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд