г. Самара |
|
10 июля 2023 г. |
дело N А65-31673/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 июля 2023 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Деминой Е.Г., судей Буртасовой О.И., Морозова В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Якушовой Н.С.,
без участия лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в зале N 1 апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Гринта" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 17 мая 2023 года по делу N А65-31673/2022 (судья Пармёнова А.С.)
по иску общества с ограниченной ответственностью "Гринта" (ОГРН 1161650054719, ИНН 1650326509) к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению "Верхнеошминская основная образовательная школа" Мамадышского муниципального района Республики Татарстан (ОГРН 1021601064957, ИНН 1626004677) о взыскании,
третьи лица: Государственный Комитет Республики Татарстан по тарифам, Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Гринта" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к муниципальному бюджетному общеобразовательного учреждения "Верхнеошминская основная образовательная школа" Мамадышского муниципального района Республики Татарстан (далее - ответчик) о взыскании задолженности в размере 22 213,54 руб. за период с 01.01.2020 по 31.07.2022, неустойки в размере 4632,08 руб. за период с 11.02.2020 по 10.11.2022, а также неустойки из расчета 1/130 ключевой ставки ЦБ РФ от суммы задолженности 22 213,54 руб., начиная с 11.11.2022 года по день фактического исполнения обязательств, почтовых расходов в размере 327,70 руб.
Решением от 17.05.2023 исковые требования удовлетворены частично в размере 8511,28 руб. задолженности, 3860,06 руб. неустойки, взыскана неустойка по день фактического исполнения обязательства из расчета 1/130 ключевой ставки ЦБ РФ от суммы задолженности, а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 1667 руб., почтовые расходы в размере 273,08 руб. В остальной части исковые требования оставлены без удовлетворения.
Истец не согласился с принятым судебным актом. В апелляционной жалобе, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым требование истца удовлетворить в заявленном размере.
По мнению заявителя, вывод суда о том, что единый тариф регионального оператора по обращению с ТКО - ООО "Гринта" по Восточной зоне деятельности на территории Республики Татарстан на 2020-2022 годы для иных потребителей указан без учета НДС, является необоснованным.
Региональный оператор может быть освобожден от НДС в части оказания услуг по обращению с ТКО на основании подпункта 36 части 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации только в том случае, если органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное регулирование тарифов, утвержден предельный единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с ТКО без учета налога, принято решение об освобождении от налогообложения.
Арбитражный суд первой инстанции не принял к учету позиции регулятора и налогового органа и неправомерно исключил сумму НДС из суммы, подлежащей взысканию с потребителя услуги.
ООО "Гринта" за спорный период (2020-2021 годы) уже начислило и оплатило в федеральный бюджет НДС в полном объеме. Доводы заявителя подробно изложены в апелляционной жалобе.
24.03.2023 Государственным Комитетом Республики Татарстан по тарифам было принято постановление N 24-1/ТКО-2023, которым внесены изменения в предельные единые тарифы на услугу регионального оператора ООО "Гринта" на 2020-2022 годы.
Вышеуказанное Постановление регламентирует, что подпункт 36 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации к ООО "Гринта " в части освобождения услуг от НДС для категории "Иные потребители" не применяется. Указанное Постановление является нормативно-правовым актом, обязательным к применению.
Представители сторон и третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, что в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с представленными доказательствами, суд апелляционной инстанции установил.
В соответствии с частью 1 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее- Закон N ФЗ-89), сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
По результатам конкурсного отбора, проведенного Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, на основании протокола о результатах конкурсного отбора от 06.07.2018 N 070618/2342676/03 ООО "Гринта" признано региональным оператором по обращению с ТКО по Восточной зоне деятельности регионального оператора на территории Республики Татарстан, с ним заключено соглашение от 22.08.2018 N 57.
Между истцом и ответчиком заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N МУБП-021181 от 01.01.2020, N МУБП-030442 от 22.09.2021, N МУБП-033906 от 01.01.2022 на условиях типовой формы, по условиям которого, истец принял на себя обязательства принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в договоре и обеспечить их транспортировку, обработку, обезвреживание, захоронение, а ответчик принять и оплатить оказанные услуги.
Согласно пункту 4 договора N МУБП-021181 от 01.01.2020 начало оказания услуг с 01.01.2020.
Согласно пункту 4 договора N МУБП-030442 от 22.09.2021 начало оказания услуг с 01.01.2021.
Согласно пункту 4 договора N МУБП-033906 от 01.01.2022 начало оказания услуг с 01.01.2022.
В силу пункта 5 договора стоимость оказываемых услуг определяется единым тарифом на услугу регионального оператора - за период с 01.01.2020 по 30.06.2020 составляет 439,03 руб. за 1 куб.м. с НДС, за период с 01.01.2022 по 30.06.2022 составляет 488,59 руб. за 1 куб.м. с НДС.. за период с 01.07.2022 по 30.06.2023 составляет 508,14 руб.
Общая стоимость работ (цена договора) в 2020 году составляет 9 256,54 руб., в 2021 году - 9768,75 руб., в 2022 году - 5546,80 руб. (пункт 5.1. договора).
В соответствии с пунктом 5 договоров оплата услуг осуществляется в соответствии с постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам N 11-54/ТКО от 19.12.2019. В случае изменения предельного единого тарифа на услугу В пункте 4 договора N МУБП-021181 от 01.01.2020 стороны установили дату регионального оператора в установленном законом порядке, цена на услугу регионального оператора изменяется и принимается равной вновь установленному предельному тарифу с даты введения в действие нового предельного тарифа без заключения сторонами дополнительного соглашения об изменении цены на услугу регионального оператора.
Оплата за оказанные услуги потребителем производится до 10 числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга (пункт 6 договоров).
Объем, место (площадка) накопления ТКО и объем принимаемых ТКО определены в приложениях N 1 к договорам.
Истцом были оказаны услуги по обращению с ТКО за период с 01.02.2020 года по 31.07.2020 на общую сумму 22 213,54 руб., которые ответчик не оплатил, претензию истца оставил без удовлетворения, что явилось основанием для обращения истца в суд с вышеуказанным иском.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 1156 от 12.11.2016 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства РФ N 641 от 25.08.2008" (далее - Постановление N 1156) на регионального оператора возложена обязанность обеспечивать транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
Согласно статье 24.7 Закона N 89-ФЗ, а также Постановлению N 1156 правоотношения между региональным оператором и потребителем (отходообразователем) могут возникать в силу подписания соответствующего договора в письменной форме, а также в силу закона. Действующее законодательство возлагает на всех потребителей (отходообразователей) обязанность производить оплату услуг регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Типовой формой договора предусмотрен только один способ учета ТКО - расчетный, исходя из нормативов накопления ТКО.
Факт оказания ответчику услуг по вывозу ТКО в заявленном размере за спорный период подтвержден истцом универсальными передаточными актами (УПД), представленными в материалы дела.
Доказательств того, что услуги по обращению с ТКО в спорный период были оказаны ответчику не истцом, а иным лицом, не оказаны, либо оказаны ненадлежащим образом, ответчиком в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о доказанности материалами дела факта надлежащего оказания истцом услуг и возникновении обязанности у ответчика по их оплате.
Вместе с тем, судом первой инстанции установлено, что при расчете суммы долга истец применил тариф за оказанные услуги в период с 01.02.2020 по 31.07.2022 в размере 365,86 руб./куб.м., в период с 01.07.2020 по 30.06.2021 в размере 380,52 руб./куб.м., в период с 01.07.2022 по 30.06.2022 в размере 407,15 руб./куб.м., при этом увеличив размер тарифа на сумму налога на добавленную стоимость (НДС) в размере 20%.
Согласно пункту 1 статьи 24.8 Закона N 89-ФЗ оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором относится к регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Пунктом 2 статьи 24.8 Федерального закона N 89-ФЗ определено, что регулируемые виды деятельности в области обращения с ТКО осуществляются по ценам, которые определены соглашением сторон, но не должны превышать предельные тарифы на осуществление регулируемых видов деятельности в области обращения с ТКО, установленные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в области регулирования тарифов.
Постановлением Государственного Комитета Республики Татарстан по тарифам от 19.12.2019 N 11-54/тко (в редакции Постановления Государственного Комитета Республики Татарстан по тарифам от 17.12.2021 N 698-52/тко-2021) утверждены для истца предельные тарифы на услугу по обращению с ТКО. На 2020 год тариф для категории "иные потребители" (без учета НДС) составляет: за первое полугодие 2020 года - 365,86 руб./куб.м.; за второе полугодие 2020 года - 380,52 руб./куб. м. за первое полугодие 2021 года - 380,52 руб./куб. м.; за второе полугодие 2021 года - 407,16 руб./куб. м., за первое полугодие 2022 года - 407,16 руб./куб. м.; за второе полугодие 2022 года - 417,75 руб./куб. м.
В соответствии с подпунктом 36 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации от 26.07.2019 N 211-ФЗ "О внесении изменений в главы 21 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 211-ФЗ) операции по реализации услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемых региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, освобождаются от обложения НДС.
В целях применения данного освобождения к услугам по обращению с твердыми коммунальными отходами относятся услуги, в отношении которых органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное регулирование тарифов, либо органом местного самоуправления, осуществляющим регулирование тарифов (в случае передачи ему соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации) (далее - орган регулирования тарифов), утвержден предельный единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами без учета НДС.
Пунктом 3 статьи 2 Федерального закона N 211-ФЗ установлено, что вышеуказанное освобождение от НДС применяется в отношении операций по реализации услуг по обращению с ТКО, оказываемых региональными операторами по обращению с ТКО, по предельным единым тарифам, вводимым в действие с 1 января 2020 года.
Как следует из Постановления Государственного Комитета Республики Татарстан по тарифам от 19.12.2019 N 11-54/тко (в редакции Постановления Государственного Комитета РТ по тарифам от 17.12.2021 N 698-52/тко-2021), установлен единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО - ООО "Гринта" по Восточной зоне деятельности на территории Республики Татарстан на 2020-2022 годы, в том числе на каждое полугодие периода с 2020 по 2022 год, согласно приложению к данному постановлению, а именно: для населения указаны тарифы с учетом НДС, для иных потребителей тарифы указаны без учета НДС.
Поскольку предельные тарифы для иных потребителей, к которым относится ответчик, установлены уполномоченным органом без НДС, и поскольку оказываемые истцом услуги освобождены от обложения данным налогом, у истца отсутствуют законные основания для увеличения установленного предельного тарифа на сумму НДС.
Пунктом 5 статьи 149 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик, осуществляющий операции по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренные пунктом 3 указанной статьи, вправе отказаться от освобождения таких операций от налогообложения, представив соответствующее заявление в налоговый орган по месту учета в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения или приостановить его использование.
Истец не представил в материалы дела доказательства подачи в установленные сроки соответствующего уведомления. Между тем, в силу статьи 9 и статьи 65 АПК РФ именно истец обязан доказать право получения платы за оказанные услуги в указанном им размере.
Кроме того, реализация права на отказ от освобождения от налогообложения операций в данном случае не может влечь негативных последствий для иных лиц, в частности, потребителей услуг по обращению с ТКО, имеющих право на оплату услуг в размере, не превышающем предельный размер тарифа.
Принимая во внимание недоказанность истцом имеющих для дела обстоятельств, суд произвел расчет стоимости оказанных услуг с применением тарифа, установленного уполномоченным органом для категории "иные потребители" в размере за первое полугодие 2020 года - 365,86 руб./куб. м.; за второе полугодие 2020 года - 380,52 руб./куб. м. за первое полугодие 2021 года - 380,52 руб./куб. м.; за второе полугодие 2021 года - 407,16 руб./куб. м., за первое полугодие 2022 года - 407,16 руб./куб. м.; за второе полугодие 2022 года - 417,75 руб./куб. м.
В результате произведенного расчета задолженность ответчика перед истцом за период с 01.01.2020 по 31.07.2022 составила 18 511,28 руб.
01.01.2020 по 31.07.2022 составила 21 498,67 руб.
В остальной части требование истца о взыскании задолженности судом первой инстанции правомерно признано необоснованным и не подлежащим удовлетворению Истцом также заявлено требование о взыскании неустойки за период с 11.02.2020 по 10.11.2022 в размере 4632,08 руб.
В соответствии с частью 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Согласно пункту 19 договора в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате настоящего договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
В соответствии с пунктом 6 договора потребитель (за исключением потребителей в многоквартирных домах и жилых домах) оплачивает услуги по обращению с ТКО до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с ТКО.
Установив наличие просрочки оплаты ответчиком оказанных истцом услуг, суд первой инстанции признал требование истца о взыскании неустойки обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Вместе с тем, проверив расчет неустойки, суд обоснованно признал его неверным
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.03.2022 N 474 "О некоторых особенностях регулирования жилищных отношений в 2022 году" (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 23.09.2022 N 1681 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам особенностей правового регулирования отношений в сферах электроэнергетики, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения и жилищных отношений" установлено, что с 28.02.2022 до 01.01.2023 начисление и взыскание неустойки (штрафа, пени) за несвоевременное и (или) не полностью исполненное юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательство по оплате услуг, предоставляемых на основании договоров в соответствии с законодательством Российской Федерации о газоснабжении, об электроэнергетике, о теплоснабжении, о водоснабжении и водоотведении, об обращении с твердыми коммунальными отходами, начисляются и уплачиваются исходя из минимального значения ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации из следующих значений: ключевая ставка Центрального банка Российской Федерации, действующая по состоянию на 27 февраля 2022 года., и ключевая ставка Центрального банка Российской Федерации, действующая на день фактической оплаты.
В результате произведенного расчета размер неустойки за период с 11.02.2021 по 11.11.2022 за исключением периода моратория, учитывая размер задолженности без НДС, составил 3860,06 руб. В указанном размере требование о взыскании неустойки судом первой инстанции признано обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Истцом также заявлено требование о взыскании неустойки из расчета 1/130 ключевой ставки ЦБ РФ от суммы задолженности начиная с 11.11.2022 по день фактического исполнения ответчиком обязательств.
В соответствии с пунктом 65 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 (ред. от 07.02.2017) "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" по смыслу статьи 330 ГК РФ истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства.
Присуждая неустойку, суд по требованию истца в резолютивной части решения указывает сумму неустойки, исчисленную на дату вынесения решения и подлежащую взысканию, а также то, что такое взыскание производится до момента фактического исполнения обязательства.
Таким образом, требование истца о начислении неустойки на сумму долга с 11.11.2022 по день фактической оплаты долга признано обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Кроме того, истец предъявил к взысканию почтовые расходы в размере 327,70 руб., которые подтверждены представленными почтовыми квитанциями, обусловлены обращением истца в арбитражный суд и необходимостью соблюдения требования о направлении претензии и иска ответчику.
Учитывая, что почтовые издержки находятся в непосредственной причинно-следственной связи с рассмотрением спора в суде, являются обоснованными и подтвержденными, суд взыскал в пользу истца почтовые расходы пропорционально размеру удовлетворенного иска в размере 273,08 руб.
Расходы по уплате государственной пошлины отнесены на стороны по правилам статьи 110 АПК РФ пропорционально размеру удовлетворенных требований.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, которые соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Выводы суда являются обоснованными и соответствуют сложившейся судебной практике по аналогичным спорам (постановления Арбитражного суда Поволжского округа по делам А65-10672/2022, А65-10751/2022, А65-10680/2022 и др.).
Выводы суда о расчете стоимости оказанных истцом услуг с применением тарифа, установленного уполномоченным органом регулирования тарифа для категории "иные потребители" без его увеличения на сумму НДС являются обоснованными.
Довод истца о том, что Постановлением от 24.03.2023 N 24-1/тко-2023 внесены изменения в приложение к постановлению Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 19.12.2019 N 11-54/тко "Об установлении предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО "Гринта" по Восточной зоне деятельности на территории Республики Татарстан на 2020- 2022 годы" в части того, что тарифы на услуги региональных операторов установлены постановлениями Госкомитета, исходя из применения региональными операторами общей системы налогообложения, без учета освобождения услуги по обращению с ТКО, оказываемой региональным оператором ООО "Гринта" от обложения НДС в соответствии с подпунктом 36 пункта 2 статьи 149 НК РФ, не является основанием для отмены обжалуемого решения, поскольку на момент его принятия, указанное Постановление не вступило в законную силу.
Обжалуемое решение является законным и обоснованным, нормы материального и процессуального права применены правильно в связи с чем, оснований для его отмены не имеется.
Расходы по уплате государственной пошлины, в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 17 мая 2023 года по делу N А65-31673/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Гринта" без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Демина |
Судьи |
О.И. Буртасова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-31673/2022
Истец: ООО "Гринта", г.Казань
Ответчик: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Верхнеошминская основная образовательная школа" Мамадышского муниципального района Республики Татарстан, Мамадышский район, с.Верхняя Ошма
Третье лицо: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ПО ТАРИФАМ, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд