г. Владимир |
|
05 июля 2023 г. |
Дело N А43-36485/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 июля 2023 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кастальской М.Н.,
судей Гущиной А.М., Захаровой Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лазаревой Э.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 11.04.2023 по делу N А43-36485/2022, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Зори" (ОГРН 1085257000597, ИНН 5257097963) о признании недействительным решения Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области, формализованного в письме от 21.10.2022 Nисх-326-501797/22
при участии:
от заявителя - не явились, извещены;
от ответчика - не явились, извещены
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Нижегородской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Зори" (далее по тексту - заявитель, ООО "Зори") с заявлением о признании незаконным решения Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области (далее - ответчик, Министерство) об отказе в перераспределении земельного участка, формализованного в письме от 21.10.2022 N исх326-501797/22.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 11.04.2023 года заявленные требования удовлетворены, признано незаконным решение Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области об отказе в перераспределении земельного участка, формализованное в письме от 21.10.2022 N исх-326-501797/22. Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области обязано в установленном действующим законодательством Российской Федерации порядке устранить нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Зори", связанные с незаконным решением, формализованным в письме от 21.10.2022 N исх-326- 501797/22, и в течение тридцати дней с момента вступления настоящего решения в законную силу выдать ООО "Зори" согласие на заключение соглашения на перераспределение земельных участков в соответствии с его заявлением от 20.09.2022 N 02-19509с. С Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области в пользу ООО "Зори" взыскано 3000 рублей в качестве возмещения расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение заявленного требования.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Министерство обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Нижегородской области от 11 апреля 2023 года по делу N А43-36485/2022 отменить и принять по делу новый судебный акт: в удовлетворении исковых требований истцу отказать.
Министерство настаивает, что в связи с отсутствием сведений о необходимости перераспределения земельного участка для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы у исходного земельного участка, также нецелесообразностью образования земельного участка, отказ Министерства правомерен.
От заявителя поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором ООО "Зори" просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание представители заявителя и отвечика не явились, о дате, времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257 - 262, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оценивая законность решения суда, апелляционная коллегия исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Как следует из материалов дела, ООО "Зори" на праве собственности владеет земельным участком с кадастровым номером 52:18:0030204:897 площадью 725 кв.м, расположенным по адресу: Нижегородская область, г. Нижний Новгород, Канавинский район, Московское шоссе, 27 м от дома N 52 лит "ВЖ".
Приказом Министерства градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области от 14.01.2022 N 07-02-03/1 утверждена документация по внесению изменений в проект планировки и межевания территории в границах Московского шоссе, Комсомольского шоссе, улицы Николая Пахомова, шоссе Жиркомбината в Канавинском районе города Нижнего Новгорода, в соответствии с которой предусмотрено образование земельных участков, в том числе, путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером 52:18:0030204:897 и земель, государственная собственность на которые не разграничена.
Площадь образуемого земельного участка составила 1358,75 кв.м.
ООО "Зори" 20.09.2022 обратилось в Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области с заявлением о перераспределении земельного участка с кадастровым номером 52:18:0030204:897, расположенного по адресу: Нижегородская обл., г. Нижний Новгород, Канавинский район, Московское шоссе, 27 м от дома N 52 лит "ВЖ", на основании приказа Министерства градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области от 14.01.2022 N 07-02-03/1.
Решением, формализованном в письме от 21.10.2022 N исх-326-501797/22, Министерство, ссылаясь на положения пункта 1 статьи 39.28, подпункт 1 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской, отказало в удовлетворении заявления ООО "Зори" о перераспределении земельного участка.
Полагая, что отказ Министерства не соответствует действующему законодательству Российской Федерации, ООО "Зори" обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с настоящим заявлением.
В обоснование заявленного требования заявитель ссылается на незаконность оспариваемого отказа Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области, поскольку основания, предусмотренные пунктом 9 статьи 39.29, пунктом 1 статьи 39.28 Земельного кодекса РФ отсутствуют.
Удовлетворяя требования, суд первой инстанции исходил из того, что у Министерства отсутствовали законные основания для отказа ООО "Зори", доказательств наличия, предусмотренных пунктом 9 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ оснований для отказа в перераспределении земельного участка Министерством не представлено.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда и не усматривает оснований для их переоценки.
Согласно статье 11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 1 статьи 11.3 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в том числе в соответствии со схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 Земельного кодекса РФ.
Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории (пункт 2 статьи 11.3 Земельного кодекса РФ).
На основании пункта 6 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В силу пункта 3 статьи 11.7 Земельного кодекса РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 39.28 Земельного кодекса РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в случае перераспределения таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка (пункт 3 статьи 39.28 Земельного кодекса РФ).
В целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности в уполномоченный орган (пункт 1 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ).
Согласно пункту 8 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: 1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; 2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; 3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков приведен в пункте 9 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ, в подпункте 1 которого указано, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков если заявление о перераспределении земельных участков подано в случаях, не предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса.
В рассматриваемом случае судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером 52:18:0030204:897 площадью 725 кв.м, расположенным по адресу: Нижегородская область, г. Нижний Новгород, Канавинский район, Московское шоссе, 27 м от дома N 52 лит "ВЖ", принадлежит заявителю на праве собственности.
Вид разрешенного использования земельного участка - автомобильная промышленность, для иных видов использования, характерных для населенных пунктов.
Приказом Министерства градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области от 14.01.2022 N 07-02-03/1 утверждена документация по внесению изменений в проект планировки и межевания территории в границах Московского шоссе, Комсомольского шоссе, улицы Николая Пахомова, шоссе Жиркомбината в Канавинском районе города Нижнего Новгорода, в соответствии с которой предусмотрено образование земельных участков, в том числе, путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером 52:18:0030204:897 и земель, государственная собственность на которые не разграничена. Площадь образуемого земельного участка составила 1358,75 кв.м.
Министерство, ссылаясь на подпункт 1 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ, настаивает, что заявление подано в случаях, не предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 ЗК РФ.
Вместе с тем, как верно отметил суд первой инстанции, при обращении в Министерство ООО "Зори" представлено, в том числе, заключение специалиста, подтверждающее необходимость осуществления перераспределения земельного участка ввиду наличия чересполосицы.
Таким образом, учитывая принятый Министерством градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области приказ от 14.01.2022 N 07-02-03/1 об утверждении документации по внесению изменений в проект планировки и межевания территории в границах Московского шоссе, Комсомольского шоссе, улицы Николая Пахомова, шоссе Жиркомбината в Канавинском районе города Нижнего Новгорода, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии предусмотренного подпунктом 2 пункта 1 статьи 39.28 Земельного кодекса РФ основания перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.
При этом, согласно Правилам землепользования и застройки города Нижнего Новгорода, утвержденным приказом Департамента градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области от 30.03.2018 N 07-01-06/22, предельные размеры земельных участков, расположенных в зонах ТПК-0 и ТПК-3, не подлежат установлению.
Доказательств наличия, предусмотренных пунктом 9 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ оснований для отказа в перераспределении земельного участка Министерством в нарушение требований части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
На основании вышеизложенного, оценив представленные в материалы дела документы в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемый отказ не соответствует нормам действующего законодательства и нарушает права и законные интересы ООО "Зори", что в соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ является основанием для удовлетворения заявленного требования.
Примененная судом первой инстанции восстановительная мера обеспечивает защиту нарушенных прав заявителя.
Все доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Несогласие ответчика с выводами суда, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, не свидетельствуют о наличии в принятом судебном акте существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что Арбитражный суд Нижегородской области принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 11.04.2023 по делу N А43-36485/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
М.Н. Кастальская |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-36485/2022
Истец: ООО "Зори", ООО Шилина Наталья Ивановна представитель Зори
Ответчик: Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области