г. Москва |
|
10 июля 2023 г. |
Дело N А40-49620/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 июля 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Семикиной О.Н.,
судей: Тетюка В.И., Кузнецовой Е.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Платоновым Д.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 15.05.2023 по делу N А40-49620/23,
по иску открытого акционерного общества "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" (ИНН: 770850372)
к обществу с ограниченной ответственностью "ГТ-АЛЮМИНОТЕРМИТНАЯ СВАРКА" (ИНН: 7820323530)
о взыскании,
при участии в судебном заседании:
от истца: Писарева Е.Н. по доверенности от 13.11.2020,
от ответчика: Андреев А.А. по доверенности от 13.06.2023,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" обратилось с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "ГТ-АЛЮМИНОТЕРМИТНАЯ СВАРКА" о взыскании штрафа в размере 1.000.000 руб..
Решением Арбитражного суда города Москвы от 15.05.2023 исковые требования удовлетворить частично.
Не согласившись с решением Арбитражного суда города Москвы 15.05.2023, истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, находит решение Арбитражного суда города Москвы от 15.05.2023 не подлежащим изменению или отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между ОАО "РЖД" (далее-заказчик) и ООО "ГТ-Алюминотермитная сварка" (далее - ООО "ГТ-АТС" (далее-исполнитель) заключен договор от 1 июня 2018 г. N 2947288 на выполнение работ по алюминотермитной сварке рельсов (далее - договор). Согласно пункту 1.1 договора заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению работ по алюминотермитной сварке рельсов для нужд Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД" в 2018-2020 гг. на эксплуатационных объектах Забайкальской и Дальневосточной дирекции инфраструктуры.
В соответствии с дополнительным соглашением от 31 декабря 2020 г. N 9 сроки выполнения работ по договору изменены, срок окончания выполнения работ - 31 декабря 2021 г.
Пунктами 4.1.2, 4.1.3, 4.1.11 договора предусмотрено, что подрядчик обязан обеспечивать качество выполнения всех работ в соответствии с действующими нормами и техническими условиями.
Согласно пункту 4.1.16. договора подрядчик предоставляет гарантийный срок на рельсовые стыки, сваренные алюминотермитным способом, для рельсов типа Р65 -700 млн. тонн брутто, но не более 10 (десяти) лет с даты подписания акта сдачи-приемки.
После выполнения и принятия работ по сварке стыков алюминотермитным способом (сертификат на рельсовый стык от 24 октября 2020 г. N 83) 14 марта 2022 г. на 38 км ПК 6 (545 м) II главного пути перегона Шкотово - Смоляниново выявлен излом рельса в зоне сварного стыка.
Алюминотермитный стык N 83 сварен 24 октября 2020 г. сварщиком ООО "ГТАТС" Лящук С.В.
Стык N 83 на момент обнаружения дефекта являлся гарантийным как по количеству пропущенного груза (130 млн. т. брутто), так и по срокам проведения сварочных работ.
15 марта 2022 г. составлен рекламационный акт N 2 на сварное соединение.
По данному факту излома проведено совместное расследование и оформлено Техническое заключение от 15 марта 2022 г. N ДВОСТ ДИ-175/пд, в соответствии с которым было установлено, что непосредственной причиной данного события послужило наличие в середине облива шейки рельса со стороны нерабочей грани на расстоянии 75 мм от поверхности катания головки рельса поры в виде шлакового включения (высотой 2 мм, шириной 3 мм, глубиной 1.7 мм), возникшей из-за незавершенной термической реакции в процессе заливки стали в форму, из-за нарушения предварительного прогрева по причине преждевременного срабатывания автоматической пробки тигля, явившегося концентратором напряжения.
Основной причиной возникновения излома явилось нарушение технологии сварки рельсов алюминотермитным способом, выразившееся в оставлении в обливе шейки рельса дефектов в виде раковин глубиной 2,5 мм.
Излом рельса квалифицирован по коду дефекта 77.4/57.4 "Поперечные изломы из-за трещин, возникших в шейке рельса из-за нарушения технологии сварки рельсов и обработке сварных стыков до пропуска гарантийного тоннажа" (согласно инструкции "Дефекты рельсов. Классификация, каталог и параметры дефектных и остродефектных рельсов", утвержденной распоряжением ОАО "РЖД" от 23 октября 2014 г. N 2499/р).
15 марта 2022 г. получено особое мнение представителя ООО "ГТ-АТС" по случаю излома рельса. В особом мнении представитель указал на то, что излому способствовал комплекс причин.
В соответствии с заключением АО "ВНИИЖТ" от 26 апреля 2022 г. N 3106/ДВост-14-03-22 излом стыка рельсов, сваренных термитным способом, произошел от микронесплошностей (рыхлот), образовавшихся из-за нарушений технологии сварки рельсов термитным способом.
Согласно п. 8.12 договора (в редакции дополнительного соглашения от 28 марта 2019 г. N 3) в случае излома в период действия гарантийного срока рельсового стыка, сваренного подрядчиком, последний уплачивает заказчику штраф в размере 1.000.000 руб.
В целях досудебного урегулирования спора в адрес ООО "ГТ-АТС" направлена претензия от 5 мая 2022 г. N 5335/ДВОСТ ДИ об уплате предусмотренного договором штрафа в размере 1.000.000 руб.
Из ответа на претензию от 18 мая 2022 г. N 209 следует, что рассмотрение претензий будет проведено после получения заключения от независимой лаборатории.
Заключение АО "ВНИИЖТ" от 26 апреля 2022 г. N 3106/Д-Вост-14-03-22 направлено в адрес ООО "ГТ-АТС" 15 февраля 2023 г. N 412/ДВОСТ П.
ОАО "РЖД" полагает, что несогласие в рассмотрении претензии является способом ООО "ГТ-АТС" уйти от ответственности, предусмотренной договором.
П. 8.12 договора предусмотрено, что в случае излома в период гарантийного срока рельсового стыка подрядчиком выплачивается штраф в размере 1.000.000 руб.
Как указано выше, стык N 83 на момент излома являлся гарантийным и по количеству пропущенного груза и по срокам проведения сварочных работ.
Дефект, явившийся причиной излома, согласно техническому заключению от 15 марта 2022 г. образовался в результате некачественного выполнения работ по алюминотермитной сварке.
В соответствии со ст. 722 ГК РФ в случае, когда законом, иным правовым актом, договором подряда или обычаями делового оборота предусмотрен для результата работы гарантийный срок, результат работы должен в течение всего гарантийного срока соответствовать условиям договора о качестве.
Ненадлежащее выполнение работ по алюминотермитной сварке рельс напрямую влияет на безопасность движения и эксплуатацию железнодорожного транспорта.
Мера ответственности, предусмотренная пунктом 8.12 договора, обусловлена следующим:
В соответствии с подп. 18 п. 4 Положения об организации расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на инфраструктуре железнодорожного транспорта, принадлежащей ОАО "РЖД", утвержденного распоряжением ОАО "РЖД" от 20 июля 2021 г. N 1560/р, излом рельса под железнодорожным подвижным составом - это нарушение целостности рельса, непосредственно воспринимающего нагрузку от колес железнодорожного подвижного состава, вне зависимости от времени его возникновения.
Любое изменение конструкции железнодорожного пути, которое идет вразрез с установленными нормами, является причиной сокращения срока службы его элементов, приводит к дефектам рельса и может повлечь сбой перевозочного процесса, нарушение безопасности и бесперебойности движения поездов, поставить под угрозу жизнь и здоровье граждан, имущество физических и юридических лиц.
Согласно инструкции "Дефекты рельсов, Классификация, каталог и параметры дефектных и остродефектных рельсов", утвержденной распоряжением ОАО "РЖД" от 23 октября 2014 г. N 2499р (далее - Инструкция), дефект рельса представляет собой отклонение от установленных норм его геометрических параметров или прочности, соблюдение которых обеспечивает работоспособное состояние рельса в установленных условиях эксплуатации. К дефектам рельса относятся: выкрашивания, выколы, трещины, изломы, все виды износа, пластические деформации в виде смятия, сплавов металла головки рельса, коррозия, механические повреждения, величины которых превышают нормированные значения.
Раздел 3 Инструкции определяет излом как разрушения рельса по всему сечению или с отделением части головки или части головки и шейки рельса. Рельсы с изломами относятся к остродефектным рельсам, вызывают полный отказ рельса и исключают пропуск поездов, поскольку могут привести к внезапным разрушениям непосредственно угрожающим безопасности движения поездов из-за непредсказуемости последствий разрушений рельсов. Остродефектный рельс (ОДР) - рельс с дефектом, представляющий прямую угрозу безопасности движения из-за возможного разрушения под поездом или схода колес рельса. После обнаружения дефекта остродефектный рельс подлежит изъятию из пути (замене) без промедленияили требует принятии специальных мер для пропуска поездов до его замены с учетом рекомендаций настоящей инструкции.
В соответствии с п. 5 Положения о классификации, порядке расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, утвержденного приказом Минтранса России от 18 декабря 2014 г. N 344, излом рельса под железнодорожным составом относится к событиям, связанным с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта. В результате данного события могут наступить последствия, угрожающие жизни и здоровью населения.
В Федеральном законе РФ от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" указано, что безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта - состояние защищенности процесса движения железнодорожного подвижного состава и самого железнодорожного подвижного состава, при котором отсутствует недопустимый риск возникновения транспортных происшествий и их последствий, влекущих за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц.
Таким образом, качественное выполнение работ по алюминотермитной сварке рельс находится в прямой причинно-следственной связи с безопасностью движения и эксплуатацией железнодорожного транспорта. Некачественное выполнение работ ведет к возможности наступления последствий, угрожающих жизни и здоровью населения.
Применение штрафа имеет своей целью воздействие на недобросовестного контрагента и стимулирование к надлежащему исполнению договора.
На основании изложенного, ОАО "РЖД" полагает, что оснований для снижения штрафа не имеется.
Последствиями происшествий на железнодорожном транспорте являются повреждения объектов инфраструктуры (железнодорожные пути, опоры контактной сети, инженерные сооружения, устройства СЦБ и пр.), повреждения подвижного состава, перерыв движения и, как следствие, задержки пассажирских и грузовых поездов, полная или частичная утрата грузов, человеческие жертвы, экологический или иной ущерб.
Учитывая компенсационный характер гражданско-правовой ответственности, под соразмерностью суммы неустойки последствиям нарушения обязательства, Гражданский кодекс Российской Федерации предполагает выплату кредитору такой компенсации его потерь, которая будет адекватна и соизмерима с нарушенным интересом.
Как указано выше, последствиями схода поезда из-за излома рельса могут быть повреждение и утрата вагонов. Стоимость одного вагона цестерны составляет в среднем от 2.200.000 руб., крытого вагона - 3.200.000 руб., хоппера - 2.000.000 руб.
Как видно из вышеприведенных цен, стоимость одного вагона, выбывшего из вагонного парка в связи со сходом поезда, составляет суммы более исчисленного по договору штрафа, а сход поезда влечет утрату нескольких вагонов и перевозимых грузов, из чего следует, что штраф в полной мере отвечает своим компенсационным функциям.
Травмирование даже одного пассажира ввиду некачественного выполнения работ по сварке рельс подрядной организацией перевозчика не допустимо. В данном случае последствия намного превышают размер предусмотренного штрафа.
Ответственность за сход поездов возлагается на перевозчика, в связи с чем, определенный Договором штраф отвечает возложенным на них компенсационным функциям и является экономически обоснованными.
Принимая во внимание общественную опасность транспортных происшествий, а также существенность размера ущерба, который возникает в случае транспортного происшествия в связи с изломом рельса, считаем штраф, установленный пунктом 8.12 Договора, соразмерным, направленным на восстановление имущественных потерь ОАО "РЖД" от нарушения обязательства и подлежащим взысканию в полном объеме.
Кроме того, при заключении договора ответчик, в порядке ст. 421 ГК РФ, добровольно принял на себя повышенную ответственность за случаи нарушения целостности рельсовых стыков в течение гарантийного срока после проведения сварочных работ.
Обоснованность включения в договор условия, предусмотренного п. 8.12, была проверена при рассмотрении Арбитражным судом города Москвы дела N А40- 88574/2021 по иску ООО "ГТ-АТС" об исключении из договора данного пункта. Исковое заявление оставлено без удовлетворения. Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 26 апреля 2022 г. решение Арбитражного суда города Москвы от 13 августа 2021 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 ноября 2021 г. по делу N А40-88574/2021 оставлены без изменения.
Определением Верховного суда Российской Федерации от 5 августа 2022 г. ООО "ГТ-АТС" отказано в передаче кассационной жалобы по делу N А40-88574/2021 для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Отдельно следует отметить, что сумма штрафа составляет 0,26% от общей стоимости работ по Договору (стоимость работ на 2020 г. определена Дополнительным соглашением N 9 от 31 декабря 2020 г.) Правомерность позиции ОАО "РЖД" подтверждается судебной практикой, Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 16 января 2023 г. по делу N А40-51858/2022, без изменения оставлены постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 2 ноября 2022 г. и решение Арбитражного суда города Москвы от 26 августа 2022 г. об удовлетворении исковых требований ОАО "РЖД" и взыскании с ООО "ГТ-АТС" 1 015 370,85 руб. штрафов за излом рельса, сваренного АТС.
Применение к ответчику, как к подрядчику по договору, штрафных санкций за излом рельсового стыка в период действия гарантийного срока, предусмотренных пунктом 8.12 договора, обусловлено потенциальной опасностью возможных последствий в связи с нарушением ответчиком условий договора о качестве работ, и не противоречит положениям действующего законодательства и условиям заключенного сторонами договора.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 7 июня 2022 г. остановлено без изменения решение Арбитражного суда города Москвы от 16 марта 2022 г. по делу N А40-284478/2021, в соответствии с которым требования ОАО "РЖД" удовлетворены частично в размере 898.324 руб. 17 коп.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев материалы дела, исходит из следующего.
Довод о неправомерном снижении неустойки в порядке ст. 333 ГК РФ, подлежат отклонению, поскольку в соответствии со ст. 333 ГК РФ, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.
Неустойка как способ обеспечения обязательства должна компенсировать кредитору расходы или уменьшить неблагоприятные последствия, возникшие вследствие ненадлежащего исполнения должником своего обязательства перед кредитором.
Согласно абз. 2 п. 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2011 N 81 "О некоторых вопросах применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации" исходя из принципа осуществления гражданских прав своей волей и в своем интересе неустойка может быть снижена судом на основании ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации только при наличии соответствующего заявления со стороны ответчика.
Согласно абз. 1 п. 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2011 N 81 "О некоторых вопросах применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации" заявление ответчика о явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства может быть сделано исключительно при рассмотрении судом дела по правилам суда первой инстанции.
Судом установлено, что заявленная сумма неустойки является несоразмерной последствиям нарушения обязательства, в связи с чем суд посчитал разумным и обоснованным снижение неустойки.
Таким образом, суд первый инстанции сделал правомерный и обоснованный вывод о снижении неустойки до 100.000 руб.
При таких обстоятельствах, апелляционная инстанция приходит к выводу, что судом первой инстанции дана надлежащая оценка фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права. В свою очередь, доводы истца, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Учитывая изложенное, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда от 15.05.2023.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 15.05.2023 по делу N А40-49620/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
О.Н. Семикина |
Судьи |
В.И. Тетюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-49620/2023
Истец: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Ответчик: ООО "ГТ-АЛЮМИНОТЕРМИТНАЯ СВАРКА"