г.Самара |
|
10 июля 2023 г. |
Дело N А72-16117/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 июля 2023 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Некрасовой Е.Н., судей Корнилова А.Б., Сорокиной О.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Трошенковой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 03.07.2023 в помещении суда апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 18.04.2023 по делу N А72-16117/2022 (судья Страдымова М.В.), возбужденному по исковому заявлению Ульяновского муниципального унитарного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства "Ульяновскводоканал" (ИНН 7303005240, ОГРН 1027301172458), г.Ульяновск, к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 7729314745, ОГРН 1027700430889), г.Пенза, третьи лица: Ульяновское муниципальное унитарное предприятие "Городская теплосеть" (ИНН 7303026603, ОГРН 1027301171380), г.Ульяновск, акционерное общество "Военторг-Центр" (ИНН 6670266695, ОГРН 1096658012076), г.Екатеринбург, акционерное общество "Оборонэнерго" (ИНН 7704726225, ОГРН 1097746264230), г.Москва, Федеральное государственное автономное учреждение "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 5047041033, ОГРН 1035009568736), г.Москва, о взыскании денежных средств,
в судебном заседании приняли участие:
от ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России - Буркова И.В. (доверенность от 09.12.2022),
от иных лиц - не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
Ульяновское муниципальное унитарное предприятие водопроводно-канализационного хозяйства "Ульяновскводоканал" (далее - УМУП "Ульяновскводоканал", водоканал) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением о взыскании с федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГБУ "ЦЖКУ", учреждение) задолженности в сумме 7 401 843 руб. 10 коп.
Решением от 18.04.2023 по делу N А72-16117/2022 Арбитражный суд Ульяновской области исковые требования удовлетворил.
ФГБУ "ЦЖКУ" в апелляционной жалобе просило отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
АО "Оборонэнерго" апелляционную жалобу отклонило по мотивам, изложенным в отзыве на нее.
Иные участвующие в деле лица отзывы на апелляционную жалобу не представили, что не препятствует рассмотрению настоящего дела по имеющимся в нем доказательствам.
В судебном заседании представитель ФГБУ "ЦЖКУ" апелляционную жалобу поддержала, просила отменить решение суда первой инстанции как незаконное и необоснованное.
На основании ст.156 и 266 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей иных участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, заслушав представителя ФГБУ "ЦЖКУ" в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как видно из материалов дела, УМУП "Ульяновскводоканал" (поставщик) и ФГБУ "ЦЖКУ" (заказчик) заключили государственный контракт холодного водоснабжения и водоотведения от 21.02.2022 N 29137, по которому поставщик обязался подавать заказчику через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду, а заказчик - оплачивать воду в объеме, определенном контрактами. Также поставщик обязался осуществлять прием сточных вод заказчика от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а заказчик - соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему и составу отводимых сточных вод, нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, оплачивать водоотведение и принятую холодную воду в сроки, порядке и размере, предусмотренные контрактом.
Сведения о нормативах допустимых сбросов (лимиты на сбросы), нормативах водоотведения по составу сточных вод и требованиях к составу и свойствам сточных вод, установленных для заказчика в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, указаны в приложении N 6 к контракту (п.31 контракту).
Согласно п.11 контракта размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также размер оплаты сточных вод в связи с нарушением заказчика нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод рассчитываются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пп."п" п.12 контракта организация ВКХ обязана осуществлять контроль за соблюдением заказчиком режима водоотведения, нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод, требований к составу и свойством сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.
Исходя из пп."е" п.14 контракта, заказчик обязан производить оплату по договору в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с договором, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и за нарушение нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод, а также возмещать вред, причиненный водному объекту.
Пп."с" п.14 контракта установлена обязанность заказчика соблюдать установленные нормативы по объему сточных вод и нормативы состава сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, и принимать меры по соблюдению указанных нормативов и требований, в том числе обеспечивать реализацию плана снижения сбросов и плана по обеспечению соблюдения требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.
По условиям контракта УМУП "Ульяновскводоканал" осуществляет контроль за соблюдением ФГБУ "ЦЖКУ" установленных ему нормативов допустимых сбросов, лимитов на сбросы, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод (п.32 контракта).
Расчет платы за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по составу сточных вод в централизованную систему г.Ульяновска был произведен на основании протоколов лабораторных испытаний и отбора проб за январь-апрель 2022 года.
В результате отбора проб сточных вод УМУП "Ульяновскводоканал" фиксировало превышение лимита сброса загрязняющих веществ в систему централизованной канализации.
По расчету УМУП "Ульяновскводоканал" плата за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по составу сточных вод в систему канализации за январь-апрель 2022 года составила 2 716 755 руб. 10 коп., плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за март-апрель 2022 - 4 685 088 руб.
Водоканал направил в ФГБУ "ЦЖКУ" пакет расчетно-платежных документов, которые учреждение не оплатило.
В претензии от 11.08.2022 N 5198-11/08-юр УМУП "Ульяновскводоканал" просило ФГБУ "ЦЖКУ" погасить задолженность в добровольном порядке.
Поскольку учреждение претензию не исполнило, УМУП "Ульяновскводоканал" обратилось с исковым заявлением в арбитражный суд.
При принятии обжалуемого судебного акта суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно п.1 ст.539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии со ст.544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Правила, предусмотренные ст.539-547 ГК РФ, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. К отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (ст.539-547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства (ст.548 ГК РФ).
Согласно ч.1 ст.14 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать нормативы состава сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения, вносить плату за нарушение указанных нормативов и требований.
В случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации (ч.10 ст.7 Закона N 416-ФЗ).
В соответствии с Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод (утв.Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 N 728; далее - Правила N 728) УМУП "Ульяновскводоканал" производит отбор проб сточных вод в контрольных канализационных колодцах на объектах ФГБУ "ЦЖКУ".
Согласно Правилам холодного водоснабжения и водоотведения (утв.Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644; далее - Правила N 644) под контрольным канализационным колодцем понимается колодец или иное сооружение (устройство), предназначенные для отбора проб сточных вод абонента, определенные в договоре водоотведения, едином договоре холодного водоснабжения и водоотведения, договоре по транспортировке сточных вод.
По объектам ФГБУ "ЦЖКУ", расположенным по ул.Тухачевского и ул.К.Маркса, отбор проб производится по согласованной схеме, расчет платы выполняется на основании результатов, отобранных в контрольном колодце, собирающем стоки со всей территории объекта.
В соответствии с условиями контракта абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам сбрасываемых сточных вод, установленные Законом N 416-ФЗ и Правилами N 644, а также производить организации водопроводно-канализационного хозяйства оплату водоотведения в порядке, размере и сроки, которые определены в контракте.
Поскольку объем сбрасываемых сточных вод с указанных объектов в среднем составляет более 30 куб.м в сутки суммарно по всем канализационным выпускам с одного объекта, периодичность планового контроля составляет не чаще 1 раза в календарный месяц и не реже 1 раза в календарный год.
В соответствии с п.124 Правил N 644 ФГБУ "ЦЖКУ" по объектам, расположенным по ул.Тухачевского, ул.К.Маркса, 3-й проезд Инженерный, обязано подавать в УМУП "Ульяновскводоканал" декларацию в отношении сточных вод.
Сведения, содержащиеся в декларации, используется при начислении платы следующим образом.
Расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения по результатам контроля состава и свойств сточных вод осуществляется в соответствии с п.123(2) Правил N 644 - если значение фактической концентрации по какому-либо показателю в 1,5 раза и более отличается от значения, заявленного абонентом в декларации (за исключением водородного показателя (рН), вместо указанного значения используются результаты, полученные в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод.
Расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод определяется исходя из результатов контроля состава и свойств сточных вод согласно п.198 Правил N 644 - если в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение, значение фактической концентрации i-ro загрязняющего вещества отличается от значения, заявленного абонентом в декларации, то в расчете используются значения, полученные в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией.
В соответствии с Правилами N 644 объем сточных вод, отведенных (сброшенных) с объекта абонента через канализационный выпуск, определяется по показаниям приборов учета сточных вод либо в соответствии с балансом водопотребления и водоотведения. Распределение объема сточных вод по колодцам объекта ФГБУ "ЦЖКУ" по ул.К.Маркса представлено в декларации о составе и свойствах сточных вод на 2022 год. Соотношение КК2/КК1 = 1,427 используется при определении объемов сточных вод, отведенных (сброшенных) с объекта абонента через канализационные выпуски.
Согласно п.17 Правил N 644 к заявке абонента на заключение договора холодного водоснабжения и водоотведения помимо прочего прилагается схема размещения мест для отбора проб воды и (или) сточных вод.
Исходя из п.37 контракта, п.128 Правил N 644, к декларации прилагается схема внутриплощадочных канализационных сетей с указанием колодцев присоединения к централизованной системе водоотведения и контрольных канализационных колодцев.
Таким образом, место расположения контрольных канализационных колодцев определяется заказчиком, при условии согласования с УМУП "Ульяновскводоканал".
В соответствии с п.197 Правил N 644 плата за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод (Пнорм. сост.) (рублей) для объектов абонентов, в отношении которых применяются нормативы состава сточных вод, определяется организацией, осуществляющей водоотведение, по следующей формуле (без учета налога на добавленную стоимость, учитываемого дополнительно):
Пнорм. сост. = * (Мбаз x Н x k1 x k2 x k3 x k4) + Уаб,
где:
Мбаз - масса сбросов загрязняющих веществ (платежная база) по каждому загрязняющему веществу, для которого установлен норматив состава сточных вод, определяемая в соответствии с п.198 данных Правил (тонн);
Н - ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду (сбросы загрязняющих веществ в водные объекты), утверждаемые Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды" (руб./т);
k1 - коэффициент, применяемый в целях обеспечения компенсации платежей организации, осуществляющей водоотведение, за негативное воздействие на окружающую среду при сбросе загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты, равный:
100 - за массу сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод (за исключением случая, если подлежит применению коэффициент 25);
25 - за массу сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод на период реализации организациями, эксплуатирующими централизованные системы водоотведения, не отнесенные к централизованным системам водоотведения поселений или городских округов, программ повышения экологической эффективности или планов мероприятий по охране окружающей среды (в отношении загрязняющих веществ, для целей достижения технологических нормативов или нормативов допустимых сбросов которых разработаны указанные планы (программы);
k2 - коэффициент, равный 0,5, применяемый при сбросе абонентами в централизованные системы водоотведения поселений или городских округов загрязняющих веществ, не относящихся к веществам, для которых устанавливаются технологические показатели наилучших доступных технологий в сфере очистки сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений или городских округов;
k3 - коэффициенты, устанавливаемые Правительством Российской Федерации к ставкам платы за негативное воздействие на окружающую среду;
k4 - коэффициент, учитывающий расходы организации, осуществляющей водоотведение, на выполнение функций по исчислению платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод, выставлению счетов и сбору с абонентов указанной платы, равный 1,1;
Уаб - размер компенсации абонентом расходов организации, осуществляющей водоотведение, на возмещение вреда, причиненного водному объекту, в случае невыявления абонентов, допустивших сброс загрязняющих веществ сверх установленных нормативов состава сточных вод, абонентов или иных лиц, допустивших сброс загрязняющих веществ в централизованную систему водоотведения (канализации), приведший к причинению вреда водному объекту, определяемый в соответствии с п.199 данных Правил (рублей).
Расчет платы за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по составу сточных вод в централизованную систему г.Ульяновска произведен УМУП "Ульяновскводоканал" на основании протоколов лабораторных испытаний проб сточных вод за январь-апрель 2022 года по вышеуказанной формуле.
На территории ФГБУ "ЦЖКУ" по указанным адресам расположены помещения, принадлежащие УМУП "Городская теплосеть", АО "Военторг-Центр", АО "Военторг-Центр", АО "Оборонэнерго", ФГАУ "Росжилкомплекс".
Указанным абонентам УМУП "Ульяновскводоканал" начисляется плата в соответствии с действующим законодательством; на основании п.203 Правил N 644 ФГБУ "ЦЖКУ" обязано производить плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод, расчет которой производится по формуле: Пнорм.сост. = 2 х Т х Qпpl.
В соответствии с п.123(6) Правил N 644 в случае отсутствия технической возможности осуществить отбор проб сточных вод абонента, являющегося транзитной организацией, в отдельном канализационном колодце без учета сточных вод абонентов, транспортировка которых осуществляется с использованием канализационных сетей, эксплуатируемых абонентом, являющимся транзитной организацией, при исчислении и взимании с такого абонента платы в пользу организации, осуществляющей водоотведение, за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, размер данной платы (рассчитанный на основании результатов анализа проб сточных вод. отобранных в данном канализационном колодце) уменьшается на сумму платы всех абонентов, транспортировка сточных вод которых осуществляется с использованием канализационных сетей, эксплуатируемых абонентом, являющимся транзитной организацией, за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения (но при этом не может принимать отрицательные значения).
Судом первой инстанции установлено, что УМУП "Ульяновскводоканал" уменьшило размер предъявленной ответчику платы в соответствии с п.123(6) Правил N 644.
Так, в марте 2022 года по ул.Карла Маркса принято сточных вод от ФГБУ "ЦЖКУ" за минусом объемов абонентов, находящихся на данной территории, в количестве 12 332,82 куб.м, в том числе, по контрольным колодцам (КК-1 - 5 081,122 куб.м, КК-2 - 7 251,698 куб.м). Объем сточных вод, сброшенных иными абонентами по данному адресу, составляет 139,38 куб.м. Таким образом, ФГБУ "ЦЖКУ" предъявлены объемы сброшенных непосредственно им сточных вод в городскую систему канализации. Объемы иных абонентов предъявлены этим абонентам согласно заключенным договорам, что следует из отзывов на исковое заявление.
ФГБУ "ЦЖКУ" сослалось на необходимость расчета в данном случае по формуле в п.123(4) Правил N 644, предусмотренной для объектов абонентов, для отбора сбрасываемых с которых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов.
Суд первой инстанции этот довод обоснованно отклонил. Как следует из п.123(4) Правил N 644, в случае если организацией, осуществляющей водоотведение, в соответствии с Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод зафиксирован сброс сточных вод с нарушением требований, предусмотренных пп."а" п.113 данных Правил, или произведен отбор проб сточных вод абонентов, указанных в абз.2 и 3 данного пункта, а также в случае принятия организацией, осуществляющей водоотведение, для осуществления контроля декларации в отношении данных объектов абонентов, расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в отношении указанных объектов абонентов определяется в соответствии с п.120 и 123 данных Правил.
УМУП "Ульяновскводоканал" начисление платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производило в соответствии с п.123 Правил N 644, которым предусмотрено, что в случае сброса, в том числе в случае указания сброса в декларации, абонентом сточных вод с нарушением требований, предусмотренных пп."б" п.113 данных Правил, размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в части превышения максимальных допустимых значений показателей и концентраций определяется по формуле:
П = (Макс(Ki1) + Сумм(Ki2) + Макс(Ki3) + Сумм (Ki4) + Kiрн + KiT + Кiлос + Кiжиры + Kiпхб + Макс(Кi5)) x T x Qпр,
где:
Макс(Кi1) - максимальные из всех значений кратностей превышения фактической концентрации i-гo загрязняющего вещества или фактического показателя свойств сточных вод абонента над максимальным допустимым значением концентрации i-ro загрязняющего вещества или показателя свойств сточных вод (далее -кратность превышения (Ki) по веществам (показателям), отнесенным к группе 1 согласно перечню, предусмотренному приложением N 5 к данным Правилам, при этом кратность превышения (Ki) определяется по формуле, предусмотренной п.123(1) данных Правил;
Сумм(Кi2) - суммарные значения кратностей превышения (Ki) по веществам (показателям), отнесенным к группе 2 согласно перечню, предусмотренному приложением N 5 к данным Правилам;
Макс(Кi3) - максимальные из всех значений кратностей превышения (Ki) по веществам (показателям), отнесенным к группе 3 согласно перечню, предусмотренному приложением N 5 к данным Правилам;
Сумм(Кi4) - суммарные значения кратностей превышения (Ki) по веществам (показателям), отнесенным к группе 4 согласно перечню, предусмотренному приложением N 5 к данным Правилам;
КipH - значение кратности превышения (Ki) по водородному показателю (рН), которое принимается равным коэффициенту воздействия водородного показателя (рН) согласно перечню, предусмотренному приложением N 5 к данным Правилам, на основании значения водородного показателя (рН), заявленного абонентом в декларации либо зафиксированного в контрольной пробе сточных вод абонента, если оно отличается от значения, заявленного абонентом в декларации;
КiТ, Кiлос, Кiжиры, Кiпхб - значения кратностей превышения (Ki) соответственно по температуре, летучим органическим соединениям, жирам, полихлориро-ванным бифенилам;
Макс(Кi5) - максимальные из значений кратностей превышения (Ki) по веществам, отнесенным к группе 5 согласно перечню, предусмотренному приложением N 5 к данным Правилам;
Т - тариф на водоотведение, действующий для абонента, без учета налога на добавленную стоимость, учитываемого дополнительно (руб./куб. метр);
Qпр - объем сточных вод, отведенных (сброшенных) с объекта абонента через канализационный выпуск, определенный по показаниям прибора учета сточных вод (для поверхностных сточных вод - расчетным способом) либо в соответствии с балансом водопотребления и водоотведения в случаях, предусмотренных Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, а в иных случаях - общий объем сточных вод с начала календарного месяца, в котором согласно указанию абонентом в декларации либо результатам контроля состава и свойств сточных вод абонента зафиксировано нарушение требований, предусмотренных пп."б" п.113 данных Правил, до следующего отбора проб организацией, осуществляющей водоотведение (если следующий отбор проб был осуществлен в этом же календарном месяце), или до начала календарного месяца, в котором организацией, осуществляющей водоотведение, произведен следующий отбор проб, но не более чем за 3 календарных месяца (при расчетах платы на основании результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение) (куб. метров). При расчете платы на основании декларации указанные объемы сточных вод учитываются ежемесячно в течение срока действия декларации. В случае если организация, осуществляющая водоотведение или очистку сточных вод, принимает сточные воды от другой организации, осуществляющей водоотведение, значение Qпр такой организации уменьшается на объем хозяйственно-бытовых сточных вод, отведенных в ее канализационные сети товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными и иными специализированными потребительскими кооперативами, управляющими организациями, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, собственниками и (или) пользователями жилых помещений в многоквартирных домах или жилых домов.
В случае если по веществам (показателям), отнесенным к группам 1, 3 и 5 согласно перечню, предусмотренному приложением N 5 к данным Правилам, указаны абонентом в декларации либо установлены в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод 2 и более равные максимальные значения кратностей превышения (Ki) по веществам, относящимся к одной группе, для расчета платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения по веществам (показателям), отнесенным к данной группе, используется одно из равных максимальных значений кратностей превышения (Ki). Данная формула также отражена в расчете платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Как уже указано, на основании пп."г" п.36 Правил N 644 организация ВКХ имеет право взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения.
Порядок определения размера и порядок компенсации расходов организации водопроводно-канализационного хозяйства при сбросе абонентами сточных вод, оказывающих негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, установлены разделом VII Правил N 644.
Согласно п.5 и 6 Правил N 728 организацией, осуществляющей водоотведение, осуществляется плановый и внеплановый контроль состава и свойств сточных вод. Периодичность планового контроля не может быть по общему правилу чаще 1 раза в календарный месяц и реже 1 раза в календарный год.
В соответствии с п.10 Правил N 728 абоненты обязаны, в том числе:
а) обеспечить возможность проведения визуального контроля и (или) отбора проб сточных вод в порядке, установленном данными Правилами, при условии предварительного уведомления соответствующего абонента о проведении визуального контроля и (или) отбора проб сточных вод (за исключением случаев, если предварительное уведомление абонента в соответствии с данными Правилами не осуществляется);
б) содержать контрольные канализационные колодцы и подходы к ним в состоянии, обеспечивающем свободный доступ к сточным водам и возможность отбора их проб;
в) обеспечить беспрепятственный доступ представителей организации, осуществляющей водоотведение, к контрольным канализационным колодцам, канализационным колодцам, указанным в декларации, или к последним канализационным колодцам на канализационной сети абонента перед ее врезкой в канализационную сеть, принадлежащую иному лицу, в которых отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов (в том числе открытие люков канализационных колодцев);
г) обеспечить наличие мест для отбора проб сточных вод (контрольных канализационных колодцев, обеспечивающих возможность отбора проб сточных вод в соответствии с данными Правилами) и идентификацию таких мест путем установления различимых указателей, содержащих идентифицирующие признаки контрольных канализационных колодцев и позволяющих определить их положение на местности, а также не препятствовать установке и эксплуатации организацией, осуществляющей водоотведение, автоматического оборудования.
В случае оборудования абонентами, являющимися владельцами объектов, указанных в п.123(4) Правил N 644, мест отбора проб сточных вод, в отношении таких объектов у абонентов появляется право на подачу декларации.
Исходя из п.118 Правил N 644, в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным п.113 и 114 Правил N 644, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (далее - плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения), в порядке и размере, которые определены Правилами N 644.
Согласно п.119 Правил N 644 расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно:
- по формулам, предусмотренным п.120 и 123 Правил N 644, на основании декларации, представляемой абонентом, или в случае непредставления декларации, а также в случаях, предусмотренных п.120, абз.8 п.123, п.123(2), 123(4), 130-130(3) Правил N 644, на основании результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение;
- по формуле, предусмотренной п.123(4) Правил N 644, при наличии условий, указанных в данном пункте.
Таким образом, если абонентом обеспечена возможность отбора проб, от абонента принята (корректно заполненная) декларация, либо если был произведен отбор проб сточных вод, то плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения определяется согласно п.120 и 123 Правил N 644.
В случае произведения отбора проб сточных вод расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения должен осуществляться по результатам соответствующего отбора проб (Письмо Минстроя России от 27.07.2020 N 28922-РС/04).
Правилами N 644 установлен приоритет результатов анализов отобранных проб сточных вод и декларации о составе и свойствах сточных вод и начисления платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в соответствии с п.120 и 123 Правил N 644 над расчетом платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения по формуле, предусмотренной п.123(4) данных Правил, который предоставляет абоненту право выбора: вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в соответствии с п.123(4) данных Правил либо обеспечить наличие места отбора проб сточных вод и подачу декларации о составе и свойствах сточных вод для расчета платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения с учетом фактических состава и свойств сточных вод абонента. При подаче декларации о составе и свойствах сточных вод плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения для объектов, в отношении которых подана и принята для осуществления контроля декларация, будет рассчитываться в соответствии с п.120 или 123 Правил N 644 на основании декларации либо на основании результатов контроля состава и свойств сточных вод в случаях, установленных данными Правилами.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что поскольку ФГБУ "ЦЖКУ" представлена декларация с указанием контрольных точек отбора проб, водоканал правомерно рассчитал плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения на основании п.123 Правил N 644.
П.194 Правил N 644 предусмотрено, что в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, концентрация которых превышает установленные нормативы состава сточных вод, абонент обязан внести организации, осуществляющей водоотведение, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод.
На основании п.167 Правил N 644 в целях охраны водных объектов от загрязнения для объектов абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, устанавливаются нормативы состава сточных вод.
В случае если организацией, осуществляющей водоотведение, в соответствии с Правилами N 728 произведен отбор проб сточных вод абонентов, указанных в п.203 Правил N 644, а также в случае принятия организацией, осуществляющей водоотведение, для осуществления контроля состава и свойств сточных вод декларации в отношении данных объектов абонентов расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод определяется в соответствии с п.197 Правил N 644 (п.203 Правил N 644).
Как верно отметил суд первой инстанции, из изложенного следует, что презумпция негативного воздействия сточных вод абонента на работу централизованной системы водоотведения, закрепленная в п.123(4) Правил N 644, и презумпция наличия загрязняющих веществ в составе сточных вод абонента сверх установленных нормативов, установленная в п.203 Правил N 644, может быть опровергнута путем отбора проб сточных вод или сдачей в установленном порядке декларации.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.03.2022 N 274 "О применении ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду" коэффициент, устанавливаемый к ставкам платы за негативное воздействие и применяемый при расчете платы по формуле п.197 Правил N 644, действует с 01.01.2022. С учетом этого УМУП "Ульяновскводоканал" произвело и направило в ФГБУ "ЦЖКУ" корректировочные расчеты платы за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по составу сточных вод в централизованную систему водоотведения г.Ульяновска за январь-февраль 2022 года.
Суд первой инстанции проверил расчеты платы, представленные УМУП "Ульяновскводоканал", и признал их верными; ФГБУ "ЦЖКУ" расчеты водоканала не опровергло.
При таких обстоятельствах, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст.71 АПК РФ, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования УМУП "Ульяновскводоканал" в полном объеме.
Повторно проанализировав представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу, направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом первой инстанции, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
Суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, а потому у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалуемого судебного акта.
Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст.270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Поскольку в силу ст.333.37 НК РФ ФГБУ "ЦЖКУ" освобождено от уплаты государственной пошлины, суд апелляционной инстанции вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе не рассматривает.
Руководствуясь статьями 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 18 апреля 2023 года по делу N А72-16117/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Н. Некрасова |
Судьи |
А.Б. Корнилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-16117/2022
Истец: МУП УЛЬЯНОВСКОЕ ВОДОПРОВОДНО-КАНАЛИЗАЦИОННОГО ХОЗЯЙСТВА "УЛЬЯНОВСКВОДОКАНАЛ", УМУП "Ульяновскводоканал"
Ответчик: ФГБУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Минобороны России
Третье лицо: АО "ВОЕНТОРГ-ЦЕНТР", АО "ОБОРОНЭНЕРГО", МУП УЛЬЯНОВСКОЕ "ГОРОДСКАЯ ТЕПЛОСЕТЬ", УМУП "Городская теплосеть", ФГАУ "Росжилкомплекс", ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНО-СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ (КОМПЛЕКСА)" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ