г. Москва |
|
11 июля 2023 г. |
Дело N А40-6172/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 июля 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Суминой О.С.,
судей: |
Марковой Т.Т., Кочешковой М.В., |
при ведении протокола |
Помощником судьи Бахтияровым Р.Р., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ИП Степановой Оксаны Николаевны
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.04.2023 по делу N А40-6172/23
по заявлению ИП Степановой Оксаны Николаевны
к Департаменту городского имущества г. Москвы
о признании незаконным бездействия
при участии:
от заявителя: |
Сафронов И.А. по доверенности от 07.07.2023; |
от заинтересованного лица: |
Глоов А.К. по доверенности от 22.12.2022; |
УСТАНОВИЛ:
ИП Степанова О.Н. обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Департаменту городского имущества города Москвы (далее - Департамент) о признании незаконным бездействия, выразившееся в непредставлении детального расчета штрафа по факту самовольного строительства объекта недвижимого имущества и обязании предоставить детальный расчет штрафа.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 18.04.2023 в удовлетворении заявленных требований предпринимателю отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, предприниматель обратилась в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда отменить, вынести по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель предпринимателя поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель Департамента возражал по доводам жалобы, просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционным судом в соответствии со статьями 156, 266, 268 АПК РФ в отсутствие третьих лиц.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, пришел к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 указанного Кодекса).
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания указанных обстоятельств, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Как следует из материалов дела, Заявитель обратился с заявлением в суд именно в порядке главы 24 АПК РФ.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из правомерности оспариваемых действий заинтересованного лица и наличия у него соответствующих полномочий с учетом Положения о Департаменте городского имущества города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП. Суд первой инстанции пришел к выводу, что в рассматриваемом случае оспариваемыми действиями Департамента не нарушаются права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Судом установлено и из материалов дела следует, ИП Степанова О.Н. является сособственником объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 77:03:0004001:1124.
В отношении указанного объекта недвижимости, расположенного на земельном участке по адресу: г. Москва, ул. Большая Семёновская, вл. 32, стр. 1, 5-5А, 6, 7 Градостроительно-земельной комиссией города Москвы (далее по тексту - ГЗК) принято решение (Протокол от 10.04.2021 г. N 13, п. 34) о применении штрафных санкций по факту самовольного строительства.
Во исполнение решения ГЗК Департаментом городского имущества г. Москвы в адрес правообладателя объекта на земельном участке направлено уведомление от 26.11.2021 N ДГИ-И-81900/21 о необходимости оплаты в бюджет города Москвы штрафных санкций.
В соответствии с решением ГЗК ИП Степановой О.Н. осуществлена оплата штрафных санкций в полном объёме.
Как указывает заявитель, ИП Степанова О.Н. дважды обращалась в Управление экономики ДГИ г. Москвы с письмами, в которых просила проверить правильность расчёта начисленного штрафа, а также представить детальный расчёт штрафа.
В ответ на письма ИП Степановой О.Н. получены ответы, которые, по мнению заявителя, не разъясняют параметры расчёта штрафа.
Считая незаконным бездействие Департамента городского имущества города Москвы, выраженное в непредставлении детального расчёта штрафа заявитель обратился с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требования предпринимателя пришел к выводу, что в данном случае отсутствуют основания, предусмотренные ст. 13 ГК РФ и ч. 1 ст. 198 АПК РФ, которые одновременно необходимы для признания ненормативного акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а решения или действия незаконными.
Правовых оснований для переоценки выводов суда первой инстанции апелляционный суд в порядке ч. 1 ст. 268 АПК РФ не усматривает.
Статьей 2 АПК РФ предусмотрено, что задачами судопроизводства в арбитражных судах являются защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Апелляционная коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что заявителем не представлено доказательств, какое именно право заявителя нарушено оспоренными действиями Департамента.
В результате проведенной проверки Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (акт проверки от 15.01.2021 N 0018) выявлено, что площадь объекта, расположенного на земельном участке по адресу: г. Москва, ул. Большая Семеновская, влд. 32, стр. 7 в результате строительства (реконструкции) увеличена на 697,7 кв.м. Земельно-правовые отношения для целей В отношении данного объекта Градостроительно-земельной комиссией города Москвы (далее - ГЗК) принято решение (протокол от 10.04.2021 N13, п.34) о применении штрафных санкций по факту самовольного строительства.
Во исполнение п.3.3 решения ГЗК Департаментом в адрес правообладателя объекта на земельном участке направлено уведомление от 26.11.2021 N ДГИ-И-81900/21 о необходимости оплаты в бюджет города Москвы штрафных санкций.
Размер штрафных санкций определен в соответствии с условиями дополнительного соглашения от 27.10.2021 к договору аренды от 30.09.2005 N М-03-025282, а также согласно данным о фактическом использовании и об изменении площади объекта, определенными Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы в соответствующем акте обследования.
В соответствии с условиями дополнительного соглашения от 27.10.2021 к договору аренды от 30.09.2005 N М-03-025282 в случае изменения технико- экономических показателей объекта недвижимого имущества, расположенного на участке, Арендатор уплачивает Арендодателю единовременный штраф, рассчитываемый по формуле: ((САПн х Пф) / Пн) х 1.2 х КСЗУ, но не менее 1,5% от КСЗУ, где: САПн - ставка арендной платы, установленная Приложением N 3 к постановлению Правительства Москвы от 25.04.2006 N 273-ПП "О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в городе Москве", Пф -фактическая плотность застройки незаконно возведенных площадей, определяемая как соотношение разницы общей площади объекта недвижимого имущества после и до изменения его технико-экономических показателей к общей площади земельного участка, Пн - нормативная плотность, определяемая в зависимости от показателя фактической плотности в соответствии с Приложением 3 к постановлению Правительства Москвы от 25.04.2006 N 273-ПП "О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в городе Москве", КСЗУ - кадастровая стоимость земельного участка, рассчитанная исходя из фактического использования земельного участка.
В соответствии с условиями заключенного дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка, а также направленного уведомления для расчета штрафных санкций за неправомерное увеличение технико-экономических показателей объекта используется кадастровая стоимость земельного участка, рассчитанная исходя из его фактического использования.
При этом Заявитель соглашался с расчетом штрафа, подписывая дополнительное соглашение от 27.10.2021.
В соответствии с Приложением N 3 к постановлению Правительства Москвы от 25.04.2006 N 273-ПП "О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в городе Москве" Департаментом произведен расчет штрафных санкций в размере 11 158 091,47 руб. за неправомерное увеличение технико-экономических показателей объекта недвижимого имущества, располагающегося по адресу: г. Москва, ул. Большая Семеновская, д. 32, стр.7.
ИП Степанова О.Н. обращалась в Департамент за уточнением расчета размера штрафа.
Департаментом письмом от 16.12.2021 N ДГИ-ЭГР-70379/21-1 были даны разъяснения по указанному вопросу.
Штрафные санкции 23.12.2021 Заявителем оплачены в полном объеме в размере 11 158 091,47 руб.
При указанных обстоятельствах, бездействия Департамента городского имущества города Москвы судом не установлено.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, апеллянтом в апелляционной жалобе не приведены.
Доводы жалобы не указывают на наличие нарушений судом первой инстанции норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела, и явиться достаточным основанием для отмены обжалуемого акта.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Расходы по уплате госпошлины распределяются согласно ст. 110 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 18.04.2023 по делу N А40-6172/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.С. Сумина |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-6172/2023
Истец: Степанова Оксана Николаевна
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ