г. Хабаровск |
|
11 июля 2023 г. |
А16-384/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 июля 2023 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мильчиной И.А.
судей Вертопраховой Е.В., Сапрыкиной Е.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Розыевым С.С.
при участии в заседании:
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации: Банникова Е.Р. по доверенности от 02.12.2022 N Ф-16;
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства Еврейской автономной области
на решение Арбитражного суда Еврейской автономной области от 28.02.2023
по делу N А16-384/2022
по заявлению Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства Еврейской автономной области (ОГРН 1027900511275, ИНН 7900000165)
к Управлению федерального казначейства по Еврейской автономной области (ОГРН 1027900511990, ИНН 7900001151)
о признании недействительным представления от 16.08.2021 N 31
третьи лица: Министерство финансов Российской Федерации, общество с ограниченной ответственностью "Компания Ацтека", общество с ограниченной ответственностью "Южное ЖКХ", общество с ограниченной ответственностью "Экспресс", Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации
УСТАНОВИЛ:
департамент жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства Еврейской автономной области (далее - департамент) обратился в Арбитражный суд Еврейской автономной области с уточненным требованием о признании недействительным представления от 16.08.2021 N 31 Управления Федерального казначейства по Еврейской автономной области (далее - УФК) в части пунктов 1, 2.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство финансов Российской Федерации, общество с ограниченной ответственностью "Компания Ацтека" (далее - ООО "Компания Ацтека"), общество с ограниченной ответственностью "Южное ЖКХ" (далее - ООО "Южное ЖКХ"), общество с ограниченной ответственностью "Экспресс" (далее - ООО "Экспресс"), Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России).
Решением суда от 28.02.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, департамент обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя, суд при вынесении решения не учел заявленные департаментом уточнения о признании недействительным представления от 16.08.2021 N 31 только в части пунктов 1,2, поскольку пункты 3,4 органом финансового контроля признаны исполненными. Выражая несогласие с пунктами 1 и 2 представления, департамент указывает, что подпункт "и" пункта 8 Порядка N 22-пп не предусматривает предоставление платежных документов для получения субсидии, следовательно, и не запрещает их представление. Кроме того, соглашения NN 01-01-06/06-532 и 14/19 не содержат условий о подтверждении затрат платежными документами. Апеллянт полагает, что получателями субсидии подтверждены затраты, понесенные при закупке угля представленными счетами - фактурами, которые содержат все обязательные реквизиты первичного учетного документа, поскольку пунктом 8 Порядка N 22-пп и соглашениями NN 8/19, 14/19,1/19,4/19 предусмотрено, что субсидия предоставляется на основании документов, подтверждающих факт затрат на приобретение угля.
УФК выразило в отзыве на апелляционную жалобу несогласие с доводами ее заявителя, просило оставить в силе обжалуемый судебный акт.
ООО "Южное ЖКХ" поддержало в отзыве на апелляционную жалобу позицию департамента и просило отменить решение суда.
В судебном заседании, состоявшемся 04.07.2023, представитель ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России поддержало доводы апелляционной жалобы.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.6aas.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.
На основании приказа от 02.06.2021 N 146од управлением в отношении департамента проведена проверка по вопросу целевого и эффективного использования дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации, предоставленной бюджету Еврейской автономной области в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.12.2018 N 2863-р.
В ходе проверки выявлены нарушения департаментом требований, установленных пунктом 11 статьи 131 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктом 1.2. Соглашения от 27.12.2018 N 01-01-06/06-532, пунктом 2, подпунктом "и" пункта 8 Порядка от 04.02.2019 N 22-пп, пунктами 1.1.1, 3.3 Соглашения от 26.02.2019 N 1/19, пунктами 1.1.1, 3.3 Соглашения от 26.02.2019 N 4/19, пунктами 1.1.1, 3.3 Соглашения от 26.02.2019 N 8/19, пунктами 1.1.1, 3.3 Соглашения от 26.02.2019 N 14/19, выразившиеся в неправомерном расходе дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации по распоряжению Правительства Российской Федерации от 20.02.2018 N 2863-р на общую сумму 32 329 810,97 рубля без подтверждения результативности использования при предоставлении теплоснабжающим организациям ООО "Компания Ацтека", ООО "Южное ЖКХ", ООО "Экспресс", ФБГУ "ЦЖКУ" Минобороны России компенсации расходов, связанных с ростом цен на уголь в 2018 году, без подтверждения фактически понесенных затрат платежными поручениями по закупке угля и товарными транспортными накладными, подтверждающими фактическую поставку угля.
По результатам контрольного мероприятия составлен акт от 29.06.2021 и 16.08.2021 вынесено представление N 31 с требованием перечислить в доход федерального бюджета не позднее 01.03.2022 денежные средства в размере 32 329 810,97 рубля, полученные департаментом по соглашению о предоставлении бюджету Еврейской автономной области дополнительной финансовой помощи из федерального бюджета в виде дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации от 27.12.2018 N 01-01-06/06-532. Принять меры по устранению причин и условий нарушения.
Полагая, что вынесенное представление в части пунктов 1,2 является необоснованным и незаконным, департамент обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из недоказанности факта результативности использования дотации.
Также установлено, что имеются самостоятельные причины для отказа в удовлетворении заявленных требований в связи с пропуском срока на обжалование представления.
В соответствии с частью 1 статьи 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Частью 4 статьи 198 АПК РФ установлено, что заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Статьей 117 АПК РФ предусмотрена возможность восстановления процессуального срока по ходатайству лица, участвующего в деле, в случае признания арбитражным судом причин пропуска срока уважительными.
В пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" (далее - постановление Пленума ВС РФ N 21) разъяснено, что срок обращения в суд по делам, рассматриваемым по правилам главы 22 КАС РФ, главы 24 АПК РФ, начинает исчисляться со дня, следующего за днем, когда лицу стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности, о привлечении к ответственности (часть 3 статьи 92 КАС РФ, часть 4 статьи 113 и часть 4 статьи 198 АПК РФ).
Уважительность причин пропуска срока оценивается судом независимо от того, заявлено ли гражданином, организацией отдельное ходатайство о восстановлении срока. В случае пропуска указанного срока без уважительной причины суд отказывает в удовлетворении административного иска (заявления) без исследования иных фактических обстоятельств по делу (пункт 3 части 1, часть 5 статьи 138, часть 5 статьи 180, часть 5 статьи 219 КАС РФ, пункт 3 части 2 статьи 136 АПК РФ).
Предметом настоящего спора является законность и обоснованность пунктов 1, 2 представления от 16.08.2021 N 31, которое получено департаментом 18.08.2021 в 14 часов 31 минуту (вх. N 692/21), что подтверждается оттиском печати на имеющейся в материалах дела копии документа.
Таким образом, установленный законом трехмесячный срок для обращения в арбитражный суд с заявлением об оспаривании представления от 16.08.2021 N 31 истек 18.11.2021.
Между тем фактически заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением только 15.02.2022 (сдано нарочно), что подтверждается входящим штампом и свидетельствует о пропуске срока на подачу заявления в суд.
Убедительных доводов, свидетельствующих об уважительности причин пропуска срока на обжалование, заявителем не приведено. Доказательств отсутствия реальной возможности для обращения в арбитражный суд в установленный законом срок, наличия объективных препятствий для своевременного обращения в суд, не зависящих от волеизъявления заявителя и не обусловленные его поведением, материалы дела не содержат. Соответствующие пояснения отсутствуют и в апелляционной жалобе.
При этом соблюдение общедоступного требования арбитражного процессуального законодательства, определяющего сроки на обращение в суд, является обязанностью лица, подающего заявление в суд, которое в силу статей 9, 115 АПК РФ несет риск наступления последствий несовершения (совершения) действий.
Подача заявления с пропуском установленного законом срока и отсутствие оснований для его восстановления свидетельствует о том, что заявителем утрачено право на совершение процессуальных действий.
Пропуск срока на подачу заявления в суд является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, что не требует оценки доводов заявителя по существу заявленных требований.
В связи с пропуском предусмотренного частью 4 статьи 198 АПК РФ процессуального срока на обращение в суд и отсутствием уважительных причин для его восстановлении, у суда имелись основания для отказа заявителю в удовлетворении требования.
Довод о процессуальном нарушении и оценки законности представления в полном объеме отклоняется исходя из содержания протокола от 14.02.2023, из которого следует принятие судом уточненных требований.
Исходя из пункта 16 постановления Пленума ВС РФ N 21, остальные доводы заявителя жалобы не имеют правового значения при наличии самостоятельного основания для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Неправильного применения либо нарушения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, по данному делу не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Еврейской автономной области от 28.02.2023 по делу N А16-384/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.А. Мильчина |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А16-384/2022
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА И ЭНЕРГЕТИКИ ПРАВИТЕЛЬСТВА ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: Управление федерального казначейства по Еврейской автономной области
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ, ООО "Экспресс", ООО "ЮЖНОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО", ООО Компания Ацтэка, ФГБУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ