г. Челябинск |
|
10 июля 2023 г. |
Дело N А47-245/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 июля 2023 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Камаева А.Х.,
судей Аникина И.А., Жернакова А.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чаус О.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 10.04.2023 по делу N А47-245/2023.
В судебном заседании с использованием системы веб-конференции (онлайн-заседание) принял участие представитель ООО "ННК-Оренбургнефтегаз" - Бикулова Алина Радиковна (доверенность от 01.01.2023 N 47/2023, срок действия до 31.12.2023, паспорт, диплом).
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание не явились.
С учетом мнения представителя ответчика и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
Общества с ограниченной ответственностью "ННК-Оренбургнефть" (далее - заявитель, ООО "ННК-Оренбургнефть", ОГРН 1215600004641) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области (далее - заинтересованное лицо, ТУ Росимущества, ОГРН 1105658009698) о признании недействительными решения ТУ Росимущества, изложенное в письме от 15.11.2022 исх. N 56-НБ04/7187; об обязании ТУ Росимущества устранить нарушение прав и законных интересов заявителя путем заключения единого Договора аренды на срок действия лицензии на скважины N 1 Елгинского месторождения, N 25 Дубовского месторождения, N 28 Дубовского месторождения, N 151 Апрельского месторождения, N 153 Апрельского месторождения, в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу,
На основании статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - третье лицо, Росимущество).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 10.04.2023 (резолютивная часть от 03.04.2023) исковые требования удовлетворены. Суд признал решение ТУ Росимущества, изложенное в письме от 15.11.2022 исх. N 56-НБ04/7187, недействительным. Обязал ТУ Росимущества устранить нарушение прав и законных интересов заявителя путем заключения единого Договора аренды на срок действия лицензии на скважины N 1 Елгинского месторождения, N 25 Дубовского месторождения, N 28 Дубовского месторождения, N 151 Апрельского месторождения, N 153 Апрельского месторождения, в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу,
С вынесенным решением не согласился ответчик, обжаловав его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ТУ Росимущества (далее также - податель жалобы, апеллянт) просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указал, что с учетом абз. 3 ст. 3 Положения "О порядке реализации и использования скважин глубокого бурения на нефть и газ, пробуренных за счет средств государственного бюджета и числящихся на балансе государственных геологических предприятий", п. 1273 Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12.03.2013 N 101, контроль за техническим состоянием скважин по условиям лицензии ОРБ 00190 (далее - Лицензия), императивно возложен на недропользователя - ООО "ННК-Оренбургнефть". ТУ Росимущества в Оренбургской области письмом, исх. N СП-02/4143 от 27.08.2018, обратилось в адрес Федерального агентства по управлению государственным имуществом по вопросу предоставления разъяснений порядка заключения договоров аренды на скважины с учетом правовой позиции Минприроды России, а в случае необходимости проведения торгов - предоставления проекта аукционной документации. В ответ на указанное обращение Росимущество письмом, исх. N 07/30999 от 14.09.2018, направило в адрес Территориального управления разъяснения ФАС России, исх. N РП/71159/18 от 05.09.2018, из которых следует, что в соответствии с нормами действующего законодательства РФ "О защите конкуренции" предоставление скважин во владение и пользование лицу, обладающему лицензией на пользование участком недр, на котором расположены данные скважины, может осуществляться без проведения торгов.
Учитывая, что сложившаяся судебная практика об обязании ТУ Росимущества в Оренбургской области заключать с недропользователями прямые договоры аренды без проведения торгов (дела N А47-9223/2018, N А47-16139/2018, N А47-11020/2019, N А47-13938/2019) противоречит поручению Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 21.11.2017 N ДП-07/44406, Территориальное управление письмами, исх. N НБ-02/896 от 21.02.2019, N СП-02/1961 от 18.04.2019, повторно обратилось в Росимущество по вопросу предоставления соответствующих разъяснений. Письмом, исх. N МП-07/14158 от 25.04.2019, Росимущество указало, что Минприроды России, ФАС России в своих разъяснениях не отразили нормативно-правовые обоснования возможности передачи скважин в аренду недропользователям без проведения торгов, в связи с чем Росимущество полагает, что для решения вопроса распоряжения нефтяными скважинами необходимо определить их правовую природу путем внесения соответствующих изменений в законодательство РФ о недрах. Таким образом, несмотря на предоставленные компетентными органами разъяснения, поручение Росимущества от 21.11.2017 N ДП-07/44406 о необходимости проведения конкурсов (аукционов) на право заключения договоров пользования в отношении федерального имущества (в том числе нефтяных скважин распределенного фонда недр) по состоянию на текущую дату является актуальным.
От ООО "ННК-Оренбургнефть" поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором заявитель с доводами апелляционной жалобы не согласен, просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Отзыв приобщен к материалам дела.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Федеральным агентством по недропользованию 16.03.2022 года обществу выдана лицензия на право пользование недрами ОРБ N 001090 НР с целевым назначением и видами работ: для геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, разведки и добычи полезных ископаемых, участок недр расположен в Грачевском, Александровском, Матвеевском, Красногвардейском и Пономаревском районе Оренбургской области., дата окончания действия лицензии - 16.03.2047 года.
В пределах горного отвода, расположенного по адресу: Оренбургская область, Пономаревский район, расположена скважина N 1 Елгинского месторождения Ратчинской площади, (лицензия серия ОРБ N 001090 HP), числящаяся в реестре федерального имущества, кадастровый номер 56:24:1515023:301 и являющаяся собственностью Российской Федерации (запись о государственной регистрации права собственности РФ от 24.10.2022 N56:24:1515023:301-56/140/2022-1).
В пределах горного отвода, расположенного по адресу: Оренбургская область, Пономаревский район, расположена скважина N 25 Дубовского месторождения Ратчинской площади (лицензия серия ОРБ N 001090 HP), числящаяся в реестре федерального имущества, кадастровый номер 56:24:1111007:220 и являющаяся собственностью Российской Федерации (запись о государственной регистрации права собственности РФ от 21.10.2022 N56:24:1111007:220-56/140/2022-1).
В пределах горного отвода, расположенного по адресу: Оренбургская область, Пономаревский район, расположена скважина N 28 Дубовского месторождения Ратчинской площади (лицензия серия ОРБ N 001090 HP), числящаяся в реестре федерального имущества, кадастровый номер 56:24:1515031:217, являющаяся собственностью Российской Федерации (запись о государственной регистрации права собственности РФ от 24.10.2022 N56:24:1515031:217-56/140/2022-1).
В пределах горного отвода, расположенного по адресу: Оренбургская область, Красногвардейский район, расположена скважина N 151 Апрельского месторождения Ивановской площади (лицензия серия ОРБ N 001090 HP), числящаяся в реестре федерального имущества, кадастровый номер 56:14:1507001:226, являющаяся собственностью Российской Федерации (запись о государственной регистрации права собственности РФ от 21.10.2022 N 56:14:1507001:226-56/214/2022-1).
В пределах горного отвода, расположенного по адресу: Оренбургская область, Красногвардейский район, расположена скважина N 153 Апрельского месторождения Ивановской площади (лицензия серия ОРБ N 001090 HP), числящаяся в реестре федерального имущества, кадастровый номер 56:14:1506011:218, являющаяся собственностью Российской Федерации (запись о государственной регистрации права собственности РФ от 19.10.2022 N 56:14:1506011:218-56/214/2022-1).
Ввиду производственной необходимости, для проведения работ на Елгинском, Дубовском, Апрельском месторождениях, в соответствии с условиями пользования недрами на основании указанной Лицензии, ООО "ННК-Оренбургнефтегаз" 29.10.2022 письмом N исх-01-3667/22 обратилось в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области с вопросом о заключении договора аренды вышеуказанных скважин, на период действия лицензии.
ТУ Росимущества по заявлению ООО "ННК-Оренбургнефтегаз" принято решение, оформленное в виде письма от 15.11.2022 года N 56-НБ-04/7187, согласно которому в соответствии с правовой позицией Федерального агентства по управлению государственным имуществом договоры аренды на скважины не могут быть заключены без проведения конкурса или аукциона на право заключения договора.
Полагая указанный отказ не соответствующим действующему законодательству, ООО "ННК-Оренбургнефтегаз" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя требования, арбитражный суд первой инстанции исходил из отсутствия у заинтересованного лица правовых оснований для отказа ООО "ННК-Оренбургнефтегаз" в предоставлении земельного участка в аренду без проведения аукциона.
Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, на основании статьи 71 АПК РФ, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (статья 65, часть 5 статья 200 АПК РФ).
Из буквального толкования положений части 4 статьи 200, статьи 201 АПК РФ следует, что основанием для признания недействительным ненормативного правового акта, незаконными действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, должностного лица является совокупность двух необходимых условий: несоответствие данного ненормативного правового акта закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Отсутствие хотя бы одного из указанных признаков является основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.
Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Основания и порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду с 01.03.2015 регулируются главой V.1 ЗК РФ, а также положениями статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 7 ЗК РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии с частью 2 статьи 3 ЗК РФ к отношениям по использованию и охране недр применяется законодательство о недрах, специальные федеральные законы; к земельным отношениям нормы указанной отрасли законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.
В силу абзаца 7 статьи 9 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр.
Предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением - лицензией, которая является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий (статья 11 Закона о недрах).
Порядок лицензирования пользования недрами установлен в Положении о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденном постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 N 3314-1.
Согласно пункту 2.1 указанного Положения недра в соответствии с Законом о недрах предоставляются в пользование на основании лицензий. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении им заранее оговоренных требований и условий.
Статьей 7 Закона о недрах предусмотрено, что пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией. Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен.
Поскольку недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения (преамбула Закона о недрах), пользование недрами невозможно без пользования земельным участком, в границах которого расположен горный отвод.
Из материалов дела следует, что ООО "ННК-Оренбургнефтегаз" выдана лицензия для геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, разведки и добычи полезных ископаемых от 16.03.2022 ОРБ N 001090 HP.
Статьей 25.1 Закона о недрах установлено, что земельные участки, в том числе, лесные участки, водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством и настоящим Законом. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов). Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, в целях геологического изучения недр может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитутов на основании разрешения органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 ЗК РФ. Земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и необходимый для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляется пользователю недр после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического отвода и (или) горного отвода, а также после утверждения проектной документации для проведения указанных работ.
В силу пункта 20 части 2 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, необходимого для проведения работ, связанных с пользованием недрами, недропользователю.
Учитывая приведенное нормативно-правовое обоснование, суд первой инстанции, верно, указал, что держатели лицензий на право пользование недрами имеют исключительное право на пользование недрами в границах горного отвода, а также на предоставление им земельных участков в границах оформленных горных отводов согласно лицензий. Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен.
Кроме того с целью разъяснения вопроса о возможности предоставления владельцам лицензий на право пользования недрами нефтяных скважин в аренду без проведения торгов Управление обращалось в Федеральную антимонопольную службу. Согласно полученному ответу от 31.07.2017 года N АД/30763/14, положения ст. 17.1 Закона о защите конкуренции не распространяются на заключение договоров на право аренды на скважину.
Согласно поручению Федерального агентства по управлению государственным имуществом, от 21.11.2017 года N ДП-07/44406, территориальным управлениям поручено не принимать решения о заключении договоров пользования (договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров) в отношении федерального имущества без проведения конкурсов или аукционов на право заключения данных договоров без соответствующего поручения Росимущества.
Письмами от 19.10.2018 года N 07/35312, от 25.04.2019 года N МП-07/14158 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом на запросы Управления сообщило, что осуществить предоставление скважин в аренду лицу, обладающему лицензией на право пользование участком недр, на котором расположены данные скважины, без проведения торгов (аукцион, конкурс) на заключение договора аренды не представляется возможным до момента внесения соответствующих изменений в законодательные акты Российской Федерации о недрах.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что решение ТУ Росимущества, изложенное в письме от 15.11.2022 исх. N 56-НБ04/7187 являются недействительным как несоответствующие Земельному кодексу Российской Федерации и Закону Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах".
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, то признаются апелляционным судом несостоятельными, в связи с чем не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения суда первой инстанции.
Принимая во внимание вышеизложенное, решение суда первой инстанции является законным, обоснованным и соответствующим фактическим обстоятельствам дела.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Государственная пошлина за рассмотрение иска судом первой инстанции и дела судом апелляционной инстанции распределяется между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 АПК РФ.
В связи с подачей апелляционной жалобы лицом, освобожденным от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, взыскание государственной пошлины за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции не производится.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 10.04.2023 по делу N А47-245/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.Х. Камаев |
Судьи |
И.А. Аникин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-245/2023
Истец: ООО "ННК-ОРЕНБУРГНЕФТЕГАЗ"
Ответчик: ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд