город Томск |
|
11 июля 2023 г. |
Дело N А03-18485/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 июля 2023 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Зайцевой О. О., Павлюк Т. В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Волковой Т. А. рассмотрел апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю (N 07АП-4561/2023) на решение от 02.05.2023 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-18485/2022 (судья Куличкова Л. Г.), по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Южком-Сервис" (ИНН 2225092438, ОГРН 1082225001385), г.Барнаул, к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю, г.Барнаул, о признании недействительными решений от 14.11.2022
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Южком-Сервис" (далее - заявитель, Общество, ООО "Южком-Сервис") обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю (далее - заинтересованное лицо, Отделение) о признании недействительными решений от 14.11.2022 N N 032S19220015218, 032S19220015221, 032S19220015225, 032S19220015230, 032S19220015233, 032S19220015239, 032S19220015244, 032S19220015247, 032S19220015250, 032S19220015255, 032S19220015259, 032S19220015261, 032S19220015265, 032S19220015269, 032S19220015297, 032S19220015299, 032S19220015301, 032S19220015304, 032S19220015305, 032S19220015306, 032S19220015308, 032S19220015311, 032S19220015313.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 02.05.2023 заявление удовлетворено.
Не согласившись с данным решением, Отделение обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее подателем указано, что Отделение, привлекая страхователя к ответственности исходило из сведений, представленных страхователем в налоговый орган, и даже в случае их недостоверности, не имеет оснований для самостоятельной проверки их достоверности. Отделение считает, что процедура привлечения страхователя к ответственности не нарушена.
ООО "Южком-Сервис" в отзыве на апелляционную жалобу, представленном в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Отзыв приобщен в материалы дела.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что ООО "Южком-Сервис" осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами.
Отделением по результатам аудита базы данных персонифицированного учета ОПФР по Алтайскому краю выявлены расхождения между отчетами, предоставленными в налоговый орган и в Пенсионный фонд за 2020-2021 годы.
22.07.2022 по ТКС страхователю направлено уведомление об устранении ошибок и (или) несоответствий, с приложением списка несоответствий по 482 застрахованным лицам в отчетности по форме СЗВ-М за все периоды 2020 года, январь-март, июльдекабрь 2021, а также по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 и 2021 годы.
28.07.2022 ООО "Южком-Сервис" в адрес Отделения направило письмо по ТКС на уведомление, в котором разъяснило, что в прилагаемом к уведомлению списке указаны физические лица, являющиеся председателями Советов многоквартирных домов и получающие вознаграждение от собственников помещений многоквартирных домов на основании решения общего собрания собственников.
12.10.2022 Отделением составлены акты о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N N 032S18220015053, 032S18220015038, 032S18220015040, 032S18220015041, 032S18220015042, 032S18220015043, 032S18220015044, 032S18220015045, 032S18220015046, 032S18220015047, 032S18220015049, 032S18220015050, 032S18220015051, 032S18220015052, 032S18220015054, 032S18220015057, 032S18220015058, 032S18220015059, 032S18220015060, 032S18220015061, 032S18220015062, 032S18220015063, 032S18220015064.
ООО "Южком-Сервис", не согласившись с указанными актами, 27.10.2022 направило в адрес Отделения мотивированные возражения по ТКС, приложив копии протоколов общих собраний собственников многоквартирных домов (по каждому дому) о выборе председателя совета дома и об установлении ему вознаграждения.
14.11.2022 Отделением вынесены решения о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в виде штрафа: N N 032S19220015218, 032S19220015221, 032S19220015225, 032S19220015230, 032S19220015233, 032S19220015239, 032S19220015244, 032S19220015247, 032S19220015250, 032S19220015255, 032S19220015259, 032S19220015261, 032S19220015265, 032S19220015269, 032S19220015297, 032S19220015299, 032S19220015301, 032S19220015304, 032S19220015305, 032S19220015306, 032S19220015308, 032S19220015311, 032S19220015313.
ООО "Южком-Сервис", считая, что данные решения вынесены с нарушением норм действующего законодательства, нарушают его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о признании решений недействительными.
Суд первой инстанции признал указанные доводы общества обоснованными, а привлечение его к ответственности по части 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) не соответствующим нормам указанного закона.
Седьмой арбитражный апелляционный суд при рассмотрении апелляционной жалобы исходит из следующего.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Согласно статьям 6, 8, 11, 15 Закона N 27-ФЗ страхователи обязаны представлять в органы Пенсионного фонда РФ своевременно и в полном объеме сведения о застрахованных лицах.
Согласно части 1 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 настоящей статьи, - в налоговые органы по месту их учета.
В соответствии пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица. Взыскание указанной суммы производится органами Фонда в судебном порядке (статья 17 Закона N 27-ФЗ).
В силу статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 424-ФЗ "О накопительной пенсии" и Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ 2 Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации.
С 01.01.2017 правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) плательщиками страховых взносов являются лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
В силу пункта 1 статьи 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, производимые:
в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг;
по договорам авторского заказа;
по договорам об отчуждении исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности, указанные в подпунктах 1 - 12 пункта 1 статьи 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования результатов интеллектуальной деятельности, указанных в подпунктах 1 - 12 пункта 1 статьи 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями.
В рассматриваемом случае наличие такого рода правоотношений (в том числе по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ или оказание услуг) между обществом (оказывающим услуги по управлению МКД собственникам помещений этих МКД) и председателями советов этих МКД (которых избрали собственники помещений) не установлено.
На основании части 1 статьи 161.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) в случае, если в многоквартирном доме не создано товарищество собственников жилья либо данный дом не управляется жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и при этом в данном доме более чем четыре квартиры, собственники помещений в данном доме на своем общем собрании обязаны избрать совет многоквартирного дома из числа собственников помещений в данном доме. Регистрация совета многоквартирного дома в органах местного самоуправления или иных органах не осуществляется.
Согласно части 6 статьи 161.1 ЖК РФ из числа членов совета многоквартирного дома на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме избирается председатель совета многоквартирного дома.
Председатель совета многоквартирного дома наделен полномочиями, предусмотренными жилищным законодательством Российской Федерации, выступает в качестве представителя собственников помещений в многоквартирном доме, осуществляет контроль за оказанием услуг и (или) выполнением работ по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества, и подотчетен совету многоквартирного дома и общему собранию собственников.
Полномочия председателя МКД указаны в части 8 статьи 161.1 ЖК РФ.
При этом совет многоквартирного дома является общественным органом управления в многоквартирном доме.
В силу пункта 8.1 статьи 161.1 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о выплате вознаграждения членам совета многоквартирного дома, в том числе председателю совета многоквартирного дома. Такое решение должно содержать условия и порядок выплаты указанного вознаграждения, а также порядок определения его размера.
Таким образом, как верно установлено судом, председатели советов многоквартирных домов (управление которыми осуществляет общество) работниками общества не являются.
За осуществление своей деятельности данные лица отвечают исключительно перед общим собранием собственников помещений в МКД. Оно же вправе установить вознаграждение членам совета многоквартирного дома, в том числе председателю совета.
Источником поощрения председателю совета МКД являются платежи собственников и нанимателей жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, в размере, установленном общим собранием.
Доказательств того, что общество осуществляло выплаты председателям за счет собственных средств, в материалы дела не представлено.
Учитывая указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что спорные выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами.
С учетом представленных в дело доказательств суд сделал обоснованный вывод о том, что общество страхователем в отношении этих лиц не является и, соответственно, не обязано представлять по ним сведения индивидуального (персонифицированного) учета.
Таким образом, привлечение общества к ответственности по части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ не соответствует нормам данного Закона и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, указанным доводам дана правомерная оценка судом.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение 02.05.2023 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-18485/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
О. О. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-18485/2022
Истец: ООО "Южком-Сервис"
Ответчик: Отделение Пенсионного фонда России по Алтайскому краю