г. Чита |
|
11 июля 2023 г. |
Дело N А19-20022/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 июля 2023 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Мациборы А.Е., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гурулёвой А.А.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства дело N А19-20022/2022 по иску Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда российской федерации по иркутской области (ОГРН: 1033801046003, ИНН: 3808096980) к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 14 главного управления федеральной службы исполнения наказаний по иркутской области" (ОГРН 1033800517046, ИНН 3801047077) о взыскании 16 695 руб. 72 коп. убытков,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 14 главного управления федеральной службы исполнения наказаний по иркутской области" (ОГРН: 1033800517046, ИНН: 3801047077) о взыскании 16 695 руб. 72 коп. убытков причиненных в результате ненадлежащего представления сведений по форме СЗВ-М на застрахованное лицо Карелиной Л. А.,
По результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства решением от 16 ноября 2022 года в удовлетворении исковых требований отказано.
По заявлению истца 28 ноября 2022 года изготовлено мотивированное решение.
Истец, не согласившись с принятым судебным актом, в апелляционной жалобе просил его отменить, принять по делу новый судебный акт, исковые требования удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что истцом не было заявлено требование о взыскании финансовых санкций предусмотренных статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ. Кроме того, первоначально ответчиком были представлены сведения за август 2019 года в отношении Карелиной Л.А. 25.06.2020. В этой связи, ответчик обязан был представить в Пенсионный фонд сведения о застрахованном лице Карелиной Л.А. по форме СЗВ-М за отчетный месяц - за август 2019 года не позднее 15 сентября 2019 года. Данные сведения были представлены ответчиком в июне 2020 года, новое решение Пенсионного фонда о пересмотре размера пенсии Карелиной Л.А. вынесено в июле 2020 года, т.е. в месяце, следующем за месяцем, в котором фондом получены соответствующие сведения. Поскольку фонд получил сведения в июне 2020 года, решение о новом размере пенсии вынес в июле 2020 года, прекратил выплату пенсии в повышенном размере с первого августа 2020 года.
Ответчик представил возражения на апелляционную жалобу, просил решение суда оставить без изменения.
Определением от 13 января 2023 года, суд принял апелляционную жалобу к производству, рассмотрение апелляционной жалобы назначено в судебном заседании.
Определением от 16 февраля 2023 года, суд перешел к рассмотрению дела по правилам для суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела в соответствии с постановлением Правления ПФР от 03.03.2021 N 51п "О реорганизации территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутской области" территориальные органы ПФР по Иркутской области с 21.06.2021 прекратили свою деятельность путем реорганизации в форме присоединения к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области (ОГРН 1033801046003, ИНН 3808096980). Соответствующая запись внесена в ЕГРЮЛ 21.06.2021.
Ссылаясь на то обстоятельство, что ответчик сведения по форме СЗВ-М в отношении Карелиной Л.А. за август 2019 года представил только 25.06.2020, то в результате его действий образовалась переплата страховых пенсий за период с 01.08.2019 по 31.07.2020 в размере 16 695 руб. 72 коп.
Истцом в адрес ответчика направлялись уведомления с предложением в добровольном порядке погасить сумму переплаты.
Неисполнение изложенных в уведомлениях требований послужило основанием для обращения в суд с иском.
Суд первой инстанции в удовлетворении исковых требований отказал.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, проверив правильность применения норм материального и соблюдения норм процессуального права в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Статья 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии со статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации для возникновения обязанности по возмещению убытков в действиях причинителя вреда должен быть установлен полный состав гражданского правонарушения, состоящий из таких элементов, как: наличие вреда, причиненного потерпевшему; противоправность поведения причинителя вреда; причинно-следственная связь между причиненным вредом и противоправным поведением причинителя вреда; вина причинителя вреда. В силу пунктов 1, 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
Статьей 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлен порядок выплаты страховой пенсии в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
В силу части 1 статьи 26.1 Закона "О страховых пенсиях" пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом N 167-ФЗ, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ установлено, что страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В силу части 1 статьи 28 Закона "О страховых пенсиях" юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представленных ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии). Работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случае если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством (часть 2 статьи 28 закона N 400-ФЗ).
В соответствии с положениями ст. 6 Федерального закона N 167-ФЗ от 15.12.2001 "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" ответчик является страхователем по обязательном пенсионному страхованию.
Сведения о каждом работающем у него застрахованном лице подаются страхователем по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83 п.
Индивидуальные сведения представляются страхователями в письменной или электронной форме в соответствии с Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н.
С учетом пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ срок представления сведений о застрахованных лицах за март 2018 года - не позднее 15 апреля 2018 года.
Ответчиком сведения по форме СЗВ-М (исходная) в отношении указанного застрахованного лица, являющегося получателями пенсии, за август 2019 года представлены несвоевременно - 25.06.2020 при сроке представления не позднее 15.09.2019.
В силу части 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
Суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 настоящей статьи (пункт 7 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).
Решения об индексации размера пенсии указанному пенсионеру было принято 16.10.2019, а первые выплаты за период с 01.08.2019 по 31.10.2020 были осуществлены вместе с пенсией в ноябре 2019 года.
Уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом N 167, в целях реализации положений частей 1 - 3 настоящей статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 4 статьи 26.1 Закона "О страховых пенсиях").
Как следует из материалов дела и не оспаривается истцом, сведения в отношении застрахованного лица в последующие периоды с сентября 2019 года представлялись ответчиком в установленный срок, то есть до 15 числа месяца, следующего за отчетным.
Так за сентябрь 2019 года сведения по форме СЗВ-М на Карелину Л.А. были представлены 10.10.2019.
Уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом N 167, в целях реализации положений частей 1 - 3 настоящей статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 4 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ).
Согласно пункту 36 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 22.04.2020 N 211н, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации проверяет индивидуальные сведения, сведения о трудовой деятельности и вносит их на индивидуальные лицевые счета застрахованных (зарегистрированных) лиц ежемесячно - в течение месяца со дня получения территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации сведений, представленных страхователем в соответствии с пунктами 2.2 и 2.4 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27- ФЗ.
В пункте 4 статьи 28 Закона N 400-ФЗ указано, что в случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Установление указанной пенсии или выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием права на них производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка.
Новое решение принимается с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ (пункт 88 Правил), то есть решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
То есть уже в ноябре 2019 года истец должен был располагать сведениями о работе пенсионера, внести эти сведения на индивидуальный лицевой счет Карелиной Л.А. и прекратить дополнительные выплаты с декабря 2019 года.
Таким образом, причинно-следственная связь между действиями ответчика по предоставлению недостоверных сведений за август 2019 года и понесенными Фондом расходами в виде выплаты излишних сумм пенсии за период с 01.012.2019 по 31.07.2020 истцом не доказана.
С учетом изложенного исковые требования подлежат частичному удовлетворению в сумме 4 173 рубля 93 копейки.
В связи с переходом апелляционного суда к рассмотрению дела по правилам первой инстанции, решение суда первой инстанции подлежит отмене.
В соответствии с положениями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Иркутской области от 28 ноября 2022 года по делу N А19-20022/2022 отменить, принять новый судебный акт.
Исковые требования удовлетворить частично.
Взыскать Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 14 Главного управления федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области" (ОГРН: 1033800517046, ИНН: 3801047077) в пользу Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области (ОГРН: 1033801046003, ИНН:3808096980) 4 173 рубля 93 копейки ущерба, причиненного в результате ненадлежащего представления сведений по форме СЗВ-М на застрахованное лицо Карелиной Л. А.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
А.Е. Мацибора |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-20022/2022
Истец: ГУ Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области
Ответчик: Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N14 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области"