г. Москва |
|
10 июля 2023 г. |
Дело N А40-238909/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 июля 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кочешковой М.В.,
судей: |
Марковой Т.Т., Суминой О.С., |
при ведении протокола |
помощником судьи Скворцовым А.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Минэнерго России
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 06.04.2023 по делу N А40-238909/22
по заявлению ФГБУ "Российское энергетическое агентство" Министерства энергетики Российской Федерации"
к Казначейству России
третьи лица: 1) Минэнерго России, 2) Счетная Палата Российской Федерации
об оспаривании п. 1 представления,
при участии:
от заявителя: |
Афанасьев А.И., извещен; |
от заинтересованного лица: |
Седой Е.И., извещен; |
от третьих лиц: |
представитель Счетной палаты Российской Федерации Котельникова Н.Л., извещен, представитель Минэнерго России Каморников А.А., извещен |
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Российское энергетическое агентство" Министерства энергетики Российской Федерации" (далее - Заявитель, ФГБУ "РЭА" Минэнерго России, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Казначейству России (далее - Заинтересованное лицо, Федеральное казначейство) о признании незаконным
К участию в деле в качестве Третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета иска, привлечено Министерство энергетики Российской Федерации (Минэнерго России), Счетная Палата Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 06.04.2023 в удовлетворении заявления ФГБУ "РЭА" Минэнерго России отказано.
Министерство энергетики Российской Федерации обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Третьего лица при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель Минэнерго России доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить.
В судебном заседании представитель ФГБУ "РЭА" Минэнерго России доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представитель Федерального казначейства с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Представитель Счетной Палаты Российской Федерации с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным
Рассмотрев дело в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителей сторон по делу, Третьих лиц, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ с учетом части 1 статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
В силу указанных норм и статьи 13 ГК РФ в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на обращение с заявлением в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, применил и истолковал нормы материального права, подлежащие применению, и на их основании сделал обоснованный вывод об отсутствии в настоящем споре совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Апелляционная коллегия поддерживает данный вывод суда первой инстанции исходя из следующего.
Судом первой инстанции установлено, что Федеральным казначейством проведена плановая выездная проверка финансово-хозяйственной деятельности федерального государственного бюджетного учреждения "Российское энергетическое агентство" Министерства энергетики Российской Федерации".
Проверяемый период: 01.01.2019 по истекший период 2022 года.
Федеральным казначейством на основании Акта плановой выездной проверки финансово-хозяйственной деятельности (далее - Акт проверки) федерального государственного бюджетного учреждения "Российское энергетическое агентство" Министерства энергетики Российской Федерации от 08.06.2022 вынесено представление от 26.07.2022 N 22-00-05/18466 (далее - Представление) с требованиями к Учреждению, в том числе, принять меры к возврату средств в сумме 249 559 368,37 руб. в доход федерального бюджета.
Представление получено Учреждением 04.08.2022.
25.08.2022, руководствуясь Федеральным стандартом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Правила досудебного обжалования решений и действия (бездействия) органов внутреннего государственного (финансового) контроля и их должностных лиц", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2020 N 1237, Федеральным стандартом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Реализация результатов проверок, ревизий и обследований", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2020 N 1095, ст.ст. 269.2, 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Учреждение обжаловало результаты контрольного мероприятия (жалоба на Представление N 03/2499 от 25.08.2022).
Как указал Заявитель, предметом обжалования являлось:
- несоответствие сумм, указанных в пунктах 1-10 Представления (249 559 368,37 руб.) и аналогичных пунктах 7-18 Акта проверки (223 367 442,69 руб.);
- отсутствие правовых оснований для возникновения обязанности Учреждения осуществить возврат денежных средств в сумме 249 559 368,37 руб.
Заявитель указал, что, несмотря на указание в жалобе Учреждения от 25.08.2022 N 03/2499 доводов и оснований, которые ранее не были предметом рассмотрения Федерального казначейства, 16.09.2022 в Учреждение поступило письмо Федерального казначейства от 12.09.2022 N 09-08-08/22189 об оставлении жалобы Учреждения без рассмотрения в соответствии с абзацем 12 пункта 11 Федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Правила досудебного обжалования решений и действия (бездействия) органов внутреннего государственного (финансового) контроля и их должностных лиц", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2020 N 1237, в соответствии с которым результаты контрольного мероприятия "были предметом рассмотрения 12.07.2022 Контрольной комиссией Федерального казначейства, на заседании которой присутствовали представители Учреждения".
Отказывая в признании ненормативного акта недействительным, суд первой инстанции правомерно и обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с абзацем 12 пункта 11 Федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Правила досудебного обжалования решений и действий (бездействия) органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и их должностных лиц", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2020 N 1237 (далее - Стандарт N 1237), основанием для оставления жалобы без рассмотрения является рассмотрение указанных заявителем в жалобе оснований для обжалования представления тем же органом контроля в порядке, предусмотренном федеральным стандартом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Реализация результатов проверок, ревизий и обследований", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2020 N 1095 "Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Реализация результатов проверок, ревизий и обследований" (далее - Стандарт N 1095), в качестве его замечаний (возражений, пояснений) на акт проверки (ревизии), заключение, составленное по результатам обследования.
На основании абзаца 7 пункта 6 Стандарта N 1095 рассмотрение результатов контрольного мероприятия, замечаний (возражений, пояснений) объекта контроля на акт, заключение может осуществляться с участием коллегиального органа. Так, результаты контрольного мероприятия в отношении заявителя, а также возражения и аргументы заявителя, были предметом рассмотрения 12.07.2022 Контрольной комиссией Федерального казначейства, на заседании которой присутствовали представители заявителя.
С учетом изложенного, в соответствии с абзацем 12 пункта 11 Стандарта N 1237 Федеральное казначейство жалобу Заявителя оставило без рассмотрения.
Законодательство в области внутреннего государственного финансового контроля не предполагает обжалование представления Федерального казначейства в Федеральное казначейство.
Порядок обжалования, изложенный заявителем в своем заявлении распространятся на обжалование представлений и предписаний территориальных органов Федерального казначейства в Федеральное казначейство.
Заявитель, ссылаясь на положения законодательства, указал, что отражаемая в представлении информация должна соответствовать решениям, принятым руководителем по результатам рассмотрения актов и иных материалов контрольного мероприятия.
В целях регламентирования данного процесса Федеральным казначейством создана контрольная комиссия, функционирующая в соответствии с приказом Федерального казначейства от 06.06.2016 N 185 "О создании Контрольной комиссии Федерального казначейства" (далее - Приказ N 185).
В соответствии с пунктом 2.1 Приказа N 185 основными задачами Комиссии являются объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение результатов контрольных мероприятий, проводимых Федеральным казначейством в рамках полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, и поступивших жалоб на представления, предписания территориальных органов Федерального казначейства. Акт проверки содержит в себе изложение фактических обстоятельств, установленных в ходе контрольного мероприятия проверочной группой. Акт проверки не содержит обязательных к исполнению требований и подписывается руководителем проверочной группы.
Представление Федерального казначейства выносится не на основании акта проверки, а по результатам его рассмотрения.
Так, на Контрольной комиссии Федерального казначейства 12.07.2022 состоялось рассмотрение результатов проверки в ФГБУ "РЭА" Минэнерго России с участием представителей заявителя и Минэнерго России, что подтверждается соответствующим протоколом.
По результатам заседания комиссии и рассмотрения результатов контрольного мероприятия было принято решение о вынесении в адрес объекта контроля Представления и отражения в нем сумм нарушений с иным расчетом, относительно расчета проверочной группы.
При этом расчеты сумм нарушений по каждому из соглашений отличаются как в большую, так и в меньшую стороны.
Нарушения порядка представления субсидий.
Суть нарушений, указанных в пунктах 1-10 Представления, заключается в нарушении порядка предоставлении субсидии (нарушении порядка расчета целевой субсидии, приведший к неправомерному предоставлению средств субсидии), то есть в использовании при расчете размера средств субсидии информации о среднемесячной заработной платы работников не в соответствии с видом деятельности (видом работ), осуществляемой за счет средств субсидии.
Указанные нарушения следуют из выявленного несоответствия информации о планируемых к реализации мероприятиях отчетам о реализации указанных мероприятий по 10 соглашениям о предоставлении субсидий, что подтверждается предметом соглашений о предоставлении субсидий, приложениями с перечнем предполагаемых к реализации мероприятий, отчетами о результатах выполнения мероприятия с соответствующими пояснительными записками.
Каждый из 10 обжалуемых пунктов Представления описывает нарушение по одному из представленных к проверке соглашений.
1. Соглашение от 25.06.2019 N 022-02-2019-001.
В нарушение абзаца второго пункта 1статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), абзаца 3 пункта 3 Правил предоставления из федерального бюджета федеральному государственному бюджетному учреждению "Российское энергетическое агентство" Министерства энергетики Российской Федерации субсидий в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Минэнерго России от 01.03.2017 N 144 (далее - Правила N 144), пунктов 2.3, 6.1.1 Соглашения от 25.06.2019 N 022-02-2019-001, Раздела М Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), утвержденного приказом от 31.01.2014 N 14-ст Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее - ОКВЭД 2) Учреждением нарушены условия предоставления субсидии в части порядка расчета целевой субсидии в 2019 году, выразившееся в применении кода экономической деятельности не соответствующего работам, выполняемым в целях реализации 10 мероприятий по Соглашению от 25.06.219 N 022-02-2019-001, а именно: при расчете стоимости выполняемых работ в целях реализации 10 мероприятий, предусмотренных планом-графиком реализации мероприятий (приложение N 5 к Соглашению N 022-02- 2019-001) для определения показателя "Среднемесячная заработная плата работников по соответствующему виду деятельности по данным федеральной службы государственной статистики за 2018 год" применена группировка М70 "Деятельность головных офисов; консультирование по вопросам управления" по виду экономической деятельности 70.22 "Консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления", включающий выполнение работ: предоставление консультационных услуг; выдача рекомендаций и оказание оперативной помощи компаниям и прочим организациям в сфере управления, таких как корпоративное стратегическое и оперативное планирование, реструктуризация производственных процессов, оптимизация управления, сокращение затрат и прочие финансовые вопросы, маркетинговые цели и политика, практика и планирование работы с персоналом, компенсационные и пенсионные стратегии, планирование и управление производством.
Соглашением от 25.06.219 N 022-02-2019-001 предусмотрены к выполнению следующие работы, которые по характеру выполняемой работы соответствуют группировке М72 "Научные исследования и разработки" виду экономической деятельности 72.19 "Научные исследования и разработки в области естественных и технических наук прочие", включающие (по ОКВЭД2): исследования и экспериментальные разработки в области естественных и технических наук (анализ - метод исследования), а именно: анализ результатов реализации корпоративных планов импортозамещения; мониторинг и анализ реализованных, реализуемых и планируемых к реализации с участием организаций ТЭК проектов импортозамещения; мониторинг взаимодействия организаций ТЭК и предприятий ОПК; мониторинг и анализ фактических закупок госкомпаниями ТЭК продукции с высоким индексом критичности; разработка предложений по формированию единой методической базы проведения госкомпаниями ТЭК аккредитации и технического аудита производителей продукции гражданского назначения; экспертиза проектов, технических, методических и иных документов по вопросам цифровой трансформации топливно-энергетического комплекса Российской Федерации; ведение реестра проектов по цифровой трансформации, реализуемых организациями топливно-энергетического комплекса; разработка базовой модели отраслевых образовательных программ и программ переподготовки кадров для цифровой энергетики.
Неверное применение кода ОКВЭД 2 привело к завышению размера целевой субсидии и необоснованному использованию средств целевой субсидии на осуществление мероприятий, направленных на реализацию политики импортозамещения и развития цифровой энергетики в топливно-энергетическом комплексе на сумму 23 923 518,95 рубля, предоставленной по Соглашению от 25.06.219 N 022-02-2019-001 в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных Минэнерго России из федерального бюджета по разделу, подразделу бюджетной классификации 0411 "Прикладные научные исследования в области национальной экономики".
2. Соглашение от 19.11.2019 N 022-02-2019-003.
В нарушение абзаца второго пункта 1 статьи 78.1 БК ФР, абзаца 6 пункта 3 Правил N 144, пункта 2.3 Соглашения от 19.11.2019 N 022-02-2019-003, Раздела J ОКВЭД 2 Учреждением нарушены условия предоставления субсидии в части порядка расчета целевой субсидии в 2019 году, выразившееся в: применении кода экономической деятельности не соответствующего работам, выполняемым в целях реализации 6 мероприятий по Соглашению от 19.11.219 N 022-02-2019-003, а именно: при расчете стоимости выполняемых работ в целях реализации 6 мероприятий (Информационное сопровождение ГИС ТЭК - 3 мероприятия; Аналитическое сопровождение ГИС ТЭК - 3 мероприятия), предусмотренных планом-графиком реализации мероприятий (приложение N 5 к Соглашению N 022-02-2019-003) для определения показателя "Среднемесячная заработная плата работников по соответствующему виду деятельности по данным федеральной службы государственной статистики за предшествующий период" применена группировка J62 "Разработка компьютерного программного обеспечения, консультационные услуги в данной области и другие сопутствующие услуги" по видам экономической деятельности: 62.01 "Разработка компьютерного программного обеспечения", 62.02 "Деятельность консультативная и работы в области компьютерных технологий", 62.09 "Деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий, прочая", включающие выполнение работ: разработку структуры и содержания и/или написание компьютерной программы, необходимой для создания и реализации поставленной задачи, в том числе: системного программного обеспечения (в том числе обновления и исправления), приложений программного обеспечения (в том числе обновления и исправления), баз данных, web-страниц; планирование и проектирование компьютерных систем, которые объединяют компьютерную технику, программное обеспечение и технологии передачи данных; предоставление услуг по восстановлению компьютера после сбоя, установку (настройку) персональных компьютеров, установку программного обеспечения.
Соглашением от 19.11.2019 N 022-02-2019-003 предусмотрены к выполнению следующие работы, которые по характеру выполняемой работы соответствуют группировке J63 "Деятельность в области информационных технологий" виду экономической деятельности 63.11 "Деятельность по обработке данных, предоставление услуг по размещению информации и связанная с этим деятельность", включающий (по ОКВЭД2): услуги в области обработки данных и деятельность, связанную с обработкой данных; -проведение специальных действий, таких как: webхостинг, услуги потоковой передачи данных; общее предоставление распределенных по времени технических компьютерных средств заказчикам; обработку данных: полную обработку данных, предоставленных заказчиком; создание специальных отчетов на основании данных, предоставленных заказчиком; предоставление услуг по вводу данных, а именно: сбор данных, предоставляемых в обязательном порядке юридическими лицами для включения в систему по формам предоставления информации, включая регистрацию информации, предоставляемой субъектами ГИС ТЭК, с использованием программно-технических средств ГИС ТЭК; регистрация субъектов ГИС ТЭК, оперативная информационная поддержка субъектов ГИС ТЭК, формирование отчетных сведений о предоставлении информации субъектами ГИС ТЭК в систему, формирование справочной информации, ведение реестров данных; формирование аналитической информации (информационно-справочных и информационно - аналитических материалов).
Неверное применение кода ОКВЭД 2 привело к завышению размера целевой субсидии и необоснованному использованию средств целевой субсидии на осуществление мероприятий, направленных на формирование, хранение, ведение и организацию использования информационных ресурсов топливно-энергетического комплекса, организационно-технологическое сопровождение функционирования государственной информационной системы топливно-энергетического комплекса на сумму 17 782 736,40 рубля, предоставленной по Соглашению от 19.11.2109 N 022-02- 2019-003 в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных Минэнерго России из федерального бюджета по разделу, подразделу бюджетной классификации 0411 "Прикладные научные исследования в области национальной экономики" целевой статье 30 7 02 90059 основное мероприятие "Формирование, хранение, ведение и организация использования информационных ресурсов топливно-энергетического комплекса, организационно-технологическое сопровождение функционирования государственной информационной системы топливно-энергетического комплекса" подпрограммы "Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие энергетики".
3. Соглашение от 07.04.2020 N 022-02-2020-002.
В нарушение абзаца второго пункта 1 статьи 78.1 БК ФР, абзаца 6 пункта 3 Правил N 144, пунктов 2.3, 6.1.1 Соглашения от 07.04.2020 N 022-02-2020-002, Раздела М ОКВЭД 2 Учреждением нарушены условия предоставления субсидии в части порядка расчета целевой субсидии в 2020 году, выразившееся в применении вида экономической деятельности не соответствующего работам, выполняемым в целях реализации 10 мероприятий по Соглашению от 07.04.2020 N 022-02-2020-002, а именно: при расчете стоимости выполняемых работ в целях реализации 10 мероприятий, предусмотренных планом-графиком реализации мероприятий (приложение N 5 к Соглашению N 022-02-2020-002) для определения показателя "Среднемесячная заработная плата работников по соответствующему виду деятельности по данным федеральной службы государственной статистики за 2019 год" применена группировка М70 "Деятельность головных офисов; консультирование по вопросам управления" вид экономической деятельности 70.22 "Консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления", включающий выполнение работ: предоставление консультационных услуг; выдача рекомендаций и оказание оперативной помощи компаниям и прочим организациям в сфере управления, таких как корпоративное стратегическое и оперативное планирование, реструктуризация производственных процессов, оптимизация управления, сокращение затрат и прочие финансовые вопросы, маркетинговые цели и политика, практика и планирование работы с персоналом, компенсационные и пенсионные стратегии, планирование и управление производством. Соглашением от 07.04.2020 N 022-02-2020-002 предусмотрены к выполнению следующие работы, которые по характеру выполняемой работы соответствуют группировке М72 "Научные исследования и разработки" коду экономической деятельности 72.19 "Научные исследования и разработки в области естественных и технических наук прочие", включающие (по ОКВЭД2): исследования и экспериментальные разработки в области естественных и технических наук (анализ - метод исследования), а именно: анализ результатов реализации корпоративных планов импортозамещения; мониторинг и анализ реализованных, реализуемых и планируемых к реализации с участием организаций ТЭК проектов импортозамещения; мониторинг взаимодействия организаций ТЭК и предприятий ОПК; разработка перечней функциональных, технических, качественных и эксплуатационных характеристик 8 конкурентоспособной российской продукции с учетом предложений компаний топливно-энергетического комплекса; разработка предложений по формированию единой методической базы по проведению госкомпаниями ТЭК предварительной квалификации производителей продукции гражданского назначения и добровольной сертификации продукции гражданского назначения; анализ документов стратегического планирования по вопросам цифровой трансформации ключевых компаний ТЭК; разработка предложений в проект Плана мероприятий ("дорожной карты") реализации ведомственного проекта "Цифровая энергетика"; мониторинг деятельности инновационных научно-технологических центров, а также испытательных центров и полигонов; мониторинг, сопровождение и оценка реализации приоритетных проектов по цифровой трансформации ТЭК.
Неверное применение кода ОКВЭД 2 привело к завышению размера целевой субсидии и необоснованному использованию средств целевой субсидии на осуществление мероприятий, направленных на реализацию политики импортозамещения и развития цифровой энергетики в топливно-энергетическом комплексе на сумму 23 056 138,19 рубля, предоставленной по Соглашению от 07.04.2020 N 022-02-2020-002 в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных Минэнерго России из федерального бюджета по разделу, подразделу бюджетной классификации 0411 "Прикладные научные исследования в области национальной экономики".
4. Соглашение от 17.04.2020 N 022-02-2020-003.
В нарушение абзаца второго пункта 1 статьи 78.БК РФ, пункта 10.3 Правил предоставления из федерального бюджета федеральному государственному бюджетному учреждению "Российское энергетическое агентство" Министерства энергетики Российской Федерации субсидий в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Минэнерго России от 20.08.2020 N 679 (далее - Правила N 679), пункта 2.3 Соглашения от 17.04.2020 N 022-02-2020-003 с учетом дополнительного соглашения от 08.12.2020 N 022-02-2020-003/1, Раздела J ОКВЭД 2 Учреждением нарушены условия предоставления субсидии в части порядка расчета целевой субсидии в 2020 году, выразившееся в: применении кода экономической деятельности не соответствующего работам, выполняемым в целях реализации 7 мероприятий по Соглашению от 17.04.2020 N 022-02-2020-003 с учетом дополнительного соглашения от 08.12.2020 N 022-02-2020-003/1, а именно: при расчете стоимости выполняемых работ в целях реализации 7 мероприятий, предусмотренных планом-графиком реализации мероприятий (приложение N 5 к Соглашению N 022-02-2020-003) для определения показателя "Среднемесячная заработная плата работников по соответствующему виду деятельности по данным федеральной службы государственной статистики за предшествующий период" применены группировки: J62 "Разработка компьютерного программного обеспечения, консультационные услуги в данной области и другие сопутствующие услуги" по видам экономической деятельности: 62.01 "Разработка компьютерного программного обеспечения", 62.02 "Деятельность консультативная и работы в области компьютерных технологий", 62.09 "Деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий, прочая", включающие выполнение работ: разработку структуры и содержания и/или написание компьютерной программы, необходимой для создания и реализации поставленной задачи, в том числе: системного программного обеспечения (в том числе обновления и исправления), приложений программного обеспечения (в том числе обновления и исправления), баз данных, web-страниц; планирование и проектирование компьютерных систем, которые объединяют компьютерную технику, программное обеспечение и технологии передачи данных; предоставление услуг по восстановлению компьютера после сбоя, установку (настройку) персональных компьютеров, установку программного обеспечения; М71 "Деятельность в области архитектуры и инженерно- 9 технического проектирования; технических испытаний, исследований и анализа"; J61 "Деятельность в сфере телекоммуникаций".
Соглашением от 19.11.219 N 022-02-2019-003 предусмотрены к выполнению следующие работы, которые по характеру выполняемой работы соответствуют группировке J63 "Деятельность в области информационных технологий" виду экономической деятельности 63.11 "Деятельность по обработке данных, предоставление услуг по размещению информации и связанная с этим деятельность", включающий: услуги в области обработки данных и деятельность, связанную с обработкой данных; - проведение специальных действий, таких как: web-xocfmuna, услуги потоковой передачи данных; общее предоставление распределенных по времени технических компьютерных средств заказчикам; обработку данных: полную обработку данных, предоставленных заказчиком; создание специальных отчетов на основании данных, предоставленных заказчиком; предоставление услуг по вводу данных, а именно: сбор данных, предоставляемых в обязательном порядке юридическими лицами, федеральными органами исполнительной власти (ФОИВ) для включения в систему по формам предоставления информации, включая верификацию и обработку поступающих от субъектов ГИС ТЭК данных с использованием программнотехнических средств ГИС ТЭК; регистрация субъектов ГИС ТЭК, методологическая поддержка субъектов ГИС ТЭК для обеспечения полноты и достоверности поступающих данных, ведение базы данных поступающих обращений, предоставление ответов на поступающие вопросы и контроль над исполнением обращений; ведение нормативно-справочной информации; сбор информации от юридических лиц, являющихся субъектами ГИС ТЭК; формирование аналитической информации (информационно-справочных и информационно-аналитических материалов); формирование нерегламентированных информационно-аналитических и информационно-справочных материалов.
Неверное применение кода ОКВЭД 2, а также завышение срока реализации мероприятий на 3,5 месяца (период реализации мероприятий соглашения с 17.04.2020 по 31.12.2020 - 8,5 месяцев) привело к завышению размера целевой субсидии и необоснованному использованию средств целевой субсидии на осуществление мероприятий, направленных на формирование, хранение, ведение и организацию использования информационных ресурсов топливно-энергетического комплекса, организационно-технологическое сопровождение функционирования государственной информационной системы топливно-энергетического комплекса на сумму 30 519 196,52 рубля, предоставленной по Соглашению от 17.04.2020 N 022-02-2020-003 в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных Минэнерго России из федерального бюджета по разделу, подразделу бюджетной классификации 0411 "Прикладные научные исследования в области национальной экономики" целевой статье 30 7 02 90059 основное мероприятие "Формирование, хранение, ведение и организация использования информационных ресурсов топливно-энергетического комплекса, организационно-технологическое сопровождение функционирования государственной информационной системы топливно-энергетического комплекса" подпрограммы "Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие энергетики".
5. Соглашение от 16.10.2020 N 022-02-2020-004.
В нарушение абзаца второго пункта 1 статьи 78.1 БК РФ, пункта 10.4 Правил N 679, пунктов 2.3, 6.1.1 Соглашения от 16.10.2020 N 022-02-2020-004, Раздела М ОКВЭД 2Учреждением нарушены условия предоставления субсидии в части расчета целевой субсидии в 2020 году, выразившееся в: применении кода экономической деятельности не соответствующего работам, выполняемым в целях реализации 15 мероприятий по Соглашению от 16.10.2020 N 022-02-2020-004, а именно: при расчете стоимости выполняемых работ в целях реализации 15 мероприятий, предусмотренных планом-графиком реализации мероприятий (приложение N 5 к Соглашению N 022-02- 10 2020-004) для определения показателя "Среднемесячная заработная плата работников по соответствующему виду деятельности по данным федеральной службы государственной статистики за предшествующий период" применена группировка М70 "Деятельность головных офисов; консультирование по вопросам управления", вид экономической деятельности 70.22 "Консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления", включающий выполнение работ: предоставление консультационных услуг; выдача рекомендаций и оказание оперативной помощи компаниям и прочим организациям в сфере управления, таких как корпоративное стратегическое и оперативное планирование, реструктуризация производственных процессов, оптимизация управления, сокращение затрат и прочие финансовые вопросы, маркетинговые цели и политика, практика и планирование работы с персоналом, компенсационные и пенсионные стратегии, планирование и управление производством.
Соглашением от 16.10.2020 N 022-02-2020-004 предусмотрены к выполнению следующие работы, которые по характеру выполняемой работы соответствуют группировке М72 "Научные исследования и разработки" коду экономической деятельности 72.19 "Научные исследования и разработки в области естественных и технических наук прочие", включающие (по ОКВЭД2): исследования и экспериментальные разработки в области естественных и технических наук (анализ - метод исследования), а именно: подготовка ежегодного отчета о состоянии теплоэнергетики; обзор и анализ разработки и реализации межрегиональных и региональных программ газификации; балансовая оценка текущего потребления (по итогам 2019 года) основных видов нефтепродуктов; анализ текущей ситуации (по итогам 2019 года) и подготовка предложений по развитию инфраструктуры топливообеспечения; анализ основных направлений деятельности организаций угольной промышленности; разработка обоснованных количественных и качественных критериев предоставления мер государственной поддержки нефтяной отрасли; мониторинг текущего состояния мирового производства, потребления и торговли углем, определение тенденций развития международного рынка угля; анализ потребности в объектах испытательной и экспериментальной инфраструктуры для инновационных видов оборудования и технических решений в сфере возобновляемых и нетрадиционных источников энергии на среднесрочную и дальнейшую перспективу; сопровождение реализации плана мероприятий ("дорожной карты") "Энерджинет" Национальной технологической инициативы; подготовка предложений по внедрению инновационных технологий и современных материалов в отраслях ТЭК в рамках долгосрочных программ развития и инвестиционных программ акционерных обществ осуществляющих деятельность в ТЭК; мониторинг реализации государственной экологической политики в отраслях ТЭК; подготовка предложений по нормативноправовому и информационно-аналитическому обеспечению системы управления рисками энергетической безопасности Российской Федерации; подготовка предложений по формированию плана реализации Энергетической стратегии Российской Федерации на среднесрочный период.
Неверное применение кода ОКВЭД 2 привело к завышению размера целевой субсидии и необоснованному использованию средств целевой субсидии на осуществление мероприятий, направленных на экспертно-аналитическое сопровождение реализации документов стратегического планирования в сфере топливно-энергетического комплекса, в том числе по вопросам электроэнергетики, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышленности, магистральных трубопроводов нефти, газа и продуктов их переработки, возобновляемых источников энергии, освоения месторождений углеводородов на основе соглашений о разделе продукции, и в сфере нефтехимической промышленности на сумму 57 079 441,46 рубля, предоставленной по Соглашению от 16.10.2020 N 022-02-2020-004 в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных Минэнерго России из федерального бюджета по разделу, подразделу 11 бюджетной классификации 0411 "Прикладные научные исследования в области национальной экономики".
6. Соглашение от 16.10.2020 N 022-02-2020-005.
В нарушение абзаца второго пункта 1 статьи 78.1 БК РФ, пункта 10.4 Правил N 679, пунктов 2.3, 6.1.1 Соглашения от 16.10.2020 N 022-02-2020-005, Раздела М ОКВЭД 2Учреждением нарушены условия предоставления субсидии в части порядка расчета целевой субсидии в 2020 году, выразившееся в: применении кода экономической деятельности не соответствующего работам, выполняемым в целях реализации 4 мероприятий по Соглашению от 16.10.2020 N 022-02-2020-005, а именно: при расчете стоимости выполняемых работ в целях реализации 4 мероприятий, предусмотренных планом-графиком реализации мероприятий (приложение N 5 к Соглашению N 022-02-2020-005) для определения показателя "Среднемесячная заработная плата работников по соответствующему виду деятельности по данным федеральной службы государственной статистики за предшествующий период" применена группировка М70 "Деятельность головных офисов; консультирование по вопросам управления", вид экономической деятельности 70.22 "Консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления", включающий выполнение работ: предоставление консультационных услуг; выдача рекомендаций и оказание оперативной помощи компаниям и прочим организациям в сфере управления, таких как корпоративное стратегическое и оперативное планирование, реструктуризация производственных процессов, оптимизация управления, сокращение затрат и прочие финансовые вопросы, маркетинговые цели и политика, практика и планирование работы с персоналом, компенсационные и пенсионные стратегии, планирование и управление производством.
Соглашением от 16.10.2020 N 022-02-2020-005 предусмотрены к выполнению следующие работы, которые по характеру выполняемой работы соответствуют группировке М72 "Научные исследования и разработки" коду экономической деятельности 72.19 "Научные исследования и разработки в области естественных и технических наук прочие", включающие (по ОКВЭД2): исследования и экспериментальные разработки в области естественных и технических наук (анализ - метод исследования), а именно: мониторинг изменений на международных энергетических рынках в 2020 году и выявление новых, существенных факторов и тенденций, которые будут определять развитие международных энергетических рынков в среднесрочной перспективе; мониторинг решений межправительственных комиссий и реализации двустороннего и многостороннего международного сотрудничества России в сфере энергетики в 2020 году; подготовка аналитических материалов для обоснования предложений по проведению российской внешней энергетической политики; подготовка информационноаналитических и справочных материалов по мировому топливно-энергетическому комплексу.
Неверное применение кода ОКВЭД 2 привело к завышению размера целевой субсидии и необоснованному использованию средств целевой субсидии на осуществление мероприятий, направленных на реализацию Минэнерго России двустороннего и многостороннего международного сотрудничества в сфере энергетики на сумму 5 467 553,38 рубля, предоставленной по Соглашению от 16.10.2020 N 022-02- 2020-005 в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных Минэнерго России из федерального бюджета по разделу, подразделу бюджетной классификации 0411 "Прикладные научные исследования в области национальной экономики".
7. Соглашение от 24.02.2021 N 022-02-2021-001.
В нарушение абзаца второго пункта 1 статьи 78.1 БК РФ, пункта 10.4 Правил N 679, пунктов 2.3, 6.1.1 Соглашения от 24.02.2021 N 022-02-2021-001, Раздела М ОКВЭД 2 Учреждением нарушены условия предоставления субсидии в части порядка расчета целевой субсидии в 2021 году, выразившееся в: применении кода экономической деятельности не соответствующего работам, выполняемым в целях реализации 3 мероприятий по Соглашению от 24.02.2021 N 022-02-2021-001, а именно: при расчете стоимости выполняемых работ в целях реализации 15 мероприятий, предусмотренных планом-графиком реализации мероприятий (приложение N 5 к Соглашению N 022-02-2021-001) для определения показателя "Среднемесячная заработная плата работников по соответствующему виду деятельности по данным федеральной службы государственной статистики за предшествующий период" применена группировка М70 "Деятельность головных офисов; консультирование по вопросам управления", вид экономической деятельности 70.22 "Консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления", включающий выполнение работ: предоставление консультационных услуг; выдача рекомендаций и оказание оперативной помощи компаниям и прочим организациям в сфере управления, таких как корпоративное стратегическое и оперативное планирование, реструктуризация производственных процессов, оптимизация управления, сокращение затрат и прочие финансовые вопросы, маркетинговые цели и политика, практика и планирование работы с персоналом, компенсационные и пенсионные стратегии, планирование и управление производством.
Соглашением от 24.02.2021 N 022-02-2021-001 предусмотрены к выполнению следующие работы, которые по характеру выполняемой работы соответствуют группировке М72 "Научные исследования и разработки" коду экономической деятельности 72.19 "Научные исследования и разработки в области естественных и технических наук прочие", включающие (по ОКВЭД2): исследования и экспериментальные разработки в области естественных и технических наук (анализ - метод исследования), а именно: мониторинг изменений на международных энергетических рынках в 2021 году и выявление новых существенных факторов и тенденций, которые будут определять развитие международных энергетических рынков в среднесрочной перспективе; мониторинг решений межправительственных комиссий и реализации двустороннего и многостороннего международного сотрудничества России в сфере топливно-энергетического комплекса в 2021 году; мониторинг решений межправительственных комиссий и реализации двустороннего и многостороннего международного сотрудничества России в сфере ТЭК в 2021 году, а также анализа текущего состояния и перспектив развития сотрудничества России с зарубежными странами.
Неверное применение кода ОКВЭД 2 привело к завышению размера целевой субсидии и необоснованному использованию средств целевой субсидии на осуществление мероприятий, направленных на реализацию Минэнерго России двустороннего и многостороннего международного сотрудничества в сфере энергетики на сумму 5 426 109,13 рубля, предоставленной по Соглашению от 24.02.2021 N 022-02- 2021-001 в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных Минэнерго России из федерального бюджета по разделу, подразделу бюджетной классификации 0411 "Прикладные научные исследования в области национальной экономики".
8. Соглашение от 17.02.2021 N 022-02-2021-003.
В нарушение абзаца второго пункта 1 статьи 78.1 БК РФ, пункта 10.4 Правил N 679, пунктов 2.3, 6.1.1 Соглашения от 17.02.2021 N 022-02-2021-003, Раздела М ОКВЭД 2 Учреждением нарушены условия предоставления субсидии в части порядка расчета целевой субсидии в 2021 году, выразившееся в: применении кода экономической деятельности не соответствующего работам, выполняемым в целях реализации 10 мероприятий по Соглашению от 17.02.2021 N 022-02-2021-003, а именно: при расчете стоимости выполняемых работ в целях реализации 10 мероприятий, предусмотренных планом-графиком реализации мероприятий (приложение N 5 к Соглашению N 022-02-2021-003) для определения показателя "Среднемесячная заработная плата работников по соответствующему виду деятельности по данным федеральной службы государственной статистики за предшествующий период" применена группировка М70 "Деятельность головных 13 офисов; консультирование по вопросам управления", вид экономической деятельности 70.22 "Консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления", включающий выполнение работ: предоставление консультационных услуг; выдача рекомендаций и оказание оперативной помощи компаниям и прочим организациям в сфере управления, таких как корпоративное стратегическое и оперативное планирование, реструктуризация производственных процессов, оптимизация управления, сокращение затрат и прочие финансовые вопросы, маркетинговые цели и политика, практика и планирование работы с персоналом, компенсационные и пенсионные стратегии, планирование и управление производством.
Соглашением от 17.02.2021 N 022-02-2021-003 предусмотрены к выполнению следующие работы, которые по характеру выполняемой работы соответствуют группировке М72 "Научные исследования и разработки" коду экономической деятельности 72.19 "Научные исследования и разработки в области естественных и технических наук прочие", включающие (по ОКВЭД2): исследования и экспериментальные разработки в области естественных и технических наук (анализ - метод исследования), а именно: анализ результатов реализации корпоративных планов импортозамещения госкомпаний ТЭК; мониторинг и анализ реализованных, реализуемых и планируемых к реализации с участием организаций ТЭК проектов по созданию или локализации производства технологического оборудования, востребованного организациями ТЭК; мониторинг взаимодействия организаций ТЭК и предприятий оборонно-промышленного комплекса; подготовка предложений по доработке методических рекомендаций, необходимых для формирования единого плана импортозамещения в ТЭК; анализ проектов методических и иных документов в сфере цифровой трансформации; сопровождение реализации мероприятий по цифровой трансформации Минэнерго России; мониторинг и анализ реализованных, реализуемых в 2021 году и планируемых к реализации в 2022-2024 годах с участием компаний ТЭК проектов; мониторинг проектов по цифровой трансформации ТЭК; подготовка ежегодного Информационно-аналитического доклада о функционировании и развитии электроэнергетики Российской Федерации; подготовка предложений по внедрению перспективных цифровых решений.
Неверное применение кода ОКВЭД 2 привело к завышению размера целевой субсидии и необоснованному использованию средств целевой субсидии на осуществление мероприятий, направленных на реализацию политики импортозамещения и развития цифровой энергетики в топливо-энергетическом комплексе на сумму 19 438 427,19 рубля, предоставленной по Соглашению от 17.02.2021 N 022-02-2021-003 в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных Минэнерго России из федерального бюджета в 2021 году по разделу, подразделу бюджетной классификации 0411 "Прикладные научные исследования в области национальной экономики".
9. Соглашение от 20.04.2021 N 022-02-2021-006.
В нарушение абзаца второго пункта 1 статьи 78.1 БК РФ, пункта 10.4 Правил N 679, пунктов 2.3, 6.1.2 Соглашения от 20.04.2021 N 022-02-2021-006, Раздела М ОКВЭД 2 Учреждением нарушены условия предоставления субсидии в части порядка расчета целевой субсидии в 2021 году, выразившееся в: применении вида экономической деятельности не соответствующего работам, выполняемым в целях реализации 1 мероприятия, включающего 25 субъектов электроэнергетики, в отношении Которых осуществляются выездные проверки реализации инвестиционных программ в 2021 году по Соглашению от 20.04.2021 N 022-02-2021-006, а именно: при расчете стоимости выполняемых работ в целях реализации 1 мероприятия, предусмотренного планом-графиком реализации мероприятий (приложение N 5 к Соглашению N 022-02-2020-004) для определения показателя "Среднемесячная заработная плата работников по соответствующему виду деятельности по данным федеральной службы государственной статистики за предшествующий период" 14 применена группировка М70 "Деятельность головных офисов; консультирование по вопросам управления", вид экономической деятельности 70.22 "Консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления", включающий выполнение работ: предоставление консультационных услуг; выдача рекомендаций и оказание оперативной помощи компаниям и прочим организациям в сфере управления, таких как корпоративное стратегическое и оперативное планирование, реструктуризация производственных процессов, оптимизация управления, сокращение затрат и прочие финансовые вопросы, маркетинговые цели и политика, практика и планирование работы с персоналом, компенсационные и пенсионные стратегии, планирование и управление производством.
Соглашением от 20.04.2021 N 022-02-2021-006 предусмотрены к выполнению следующие работы, которые по характеру выполняемой работы соответствуют группировке М71, вид экономической деятельности 71.12.64 "Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов", а именно: сопровождение осуществления Министерством энергетики Российской Федерации полномочий по контролю за реализацией инвестиционных программ субъектов электроэнергетики.
Неверное применение кода ОКВЭД 2 привело к завышению размера целевой субсидии и необоснованному использованию средств целевой субсидии на осуществление мероприятия, направленного на экспертно-аналитического сопровождения осуществления Министерством энергетики Российской Федерации полномочий по контролю за реализацией инвестиционных программ субъектов электроэнергетики на сумму 25 717 039,19 рубля, предоставленной по Соглашению от 20.04.2021 N 022-02-2021-006 в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных Минэнерго России из федерального бюджета по разделу, подразделу бюджетной классификации 0411 "Прикладные научные исследования в области национальной экономики".
10. Соглашение от 21.04.2021 N 022-02-2021-008.
В нарушение абзаца второго пункта 1 статьи 78.1 БК РФ, пункта 10.4 Правил N 679, пунктов 2.3, 6.1.2 Соглашения от 21.04.2021 N 022-02-2021-008, Раздела М ОКВЭД 2 Учреждением нарушены условия предоставления субсидии в части порядка расчета целевой субсидии в 2021 году, выразившееся в: применении кода экономической деятельности не соответствующего работам, выполняемым в целях реализации 25 мероприятий по Соглашению от 21.04.2021 N 022-02-2021-008, а именно: при расчете стоимости выполняемых работ в целях реализации 15 мероприятий, предусмотренных планом-графиком реализации мероприятий (приложение N 5 к Соглашению N 022-02-2021-008) для определения показателя "Среднемесячная заработная плата работников по соответствующему виду деятельности по данным федеральной службы государственной статистики за предшествующий период" применена группировка М70 "Деятельность головных офисов; консультирование по вопросам управления", вид экономической деятельности 70.22 "Консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления", включающий выполнение работ: предоставление консультационных услуг; выдача рекомендаций и оказание оперативной помощи компаниям и прочим организациям в сфере управления, таких как корпоративное стратегическое и оперативное планирование, реструктуризация производственных процессов, оптимизация управления, сокращение затрат и прочие финансовые вопросы, маркетинговые цели и политика, практика и планирование работы с персоналом, компенсационные и пенсионные стратегии, планирование и управление производством.
Соглашением от 21.04.2021 N 022-02-2021-008 предусмотрены к выполнению следующие работы, которые по характеру выполняемой работы соответствуют группировке М72 "Научные исследования и разработки" коду экономической деятельности 72.19 "Научные исследования и разработки в области естественных и технических наук прочие", включающие (по ОКВЭД2): исследования и экспериментальные разработки в области естественных и технических наук (анализ - метод исследования), а именно: разработка предложений по методологии формирования сводной отчетности и формам представления информации для мониторинга производства водорода в Российской Федерации; разработка предложений в рамках компетенции Минэнерго России по мерам государственной поддержки экспорта энергетического водорода, стимулирования внутреннего спроса на водород; разработка предложений по мерам, обеспечивающим стабильное развитие ТЭК Российской Федерации; подготовка предложений по определению и актуализации перечня приоритетных пилотных проектов в области водородной энергетики; разработка предложений по сценарным прогнозам выбросов парниковых газов в отраслях ТЭК России на период 2021-2030 годов; мониторинг реализации плана развития газо- и нефтехимии России на период до 2030 года; анализ действующих и планируемых к введению нормативных документов в области вторичной переработки полимеров и разработка предложений; актуализация модели государственного регулирования перспективным развитием угольной промышленности Российской Федерации на период до 2035 года; ежемесячный расчет и мониторинг исполнения плана экспортных перевозок угольной продукции железнодорожным транспортом; разработка и формирование базы данных по стратегическим ориентирам компаний угольной промышленности на период до 2035 года; сопровождение мониторинга и анализа выполнения соглашений в рамках развития региональных рынков газомоторного топлива в Российской Федерации; разработка инструментария и технических решений мониторинга реализации и актуализации региональных и межрегиональных программ газификации; подготовка предложений по созданию экспериментально-демонстрационных энергетических систем, по внедрению инновационных технологий и современных материалов в отраслях ТЭК; сопровождение реализации плана мероприятий "Энерджинет" Национальной технологической инициативы в 2021 году; подготовка предложений по комплексному плану мероприятий по поддержке развития рынка экологически чистых видов транспорта; подготовка информационно-аналитических и картографических материалов по мировой энергетике; пространственная визуализация региональных программ газификации; определение перспектив и экономического потенциала использования угля для нужд теплоснабжения; подготовка информационноаналитических материалов по кадровому обеспечению функционирования предприятий ТЭК, включая реализацию инвестиционных проектов; мониторинг реализации прогноза научно-технологического развития отраслей ТЭК России на период до 2035 года; разработка предложений по методологии оценки максимальной выработки моторных топлив на нефтеперерабатывающих заводах Российской Федерации; анализ и оценка итогов деятельности отраслей российского ТЭК в 2020 году; разработка и апробирование подходов анализа с применением алгоритмов машинного обучения и искусственного интеллекта для решения задач балансового учета и прогнозирования спроса на нефтепродукты на внутреннем рынке страны; подготовка отчета о состоянии теплоэнергетики и централизованного теплоснабжения в Российской Федерации в 2020 году.
Неверное применение кода ОКВЭД 2 привело к завышению размера целевой субсидии и необоснованному использованию средств целевой субсидии на осуществление мероприятий, направленных на экспертно-аналитическое сопровождение реализации документов стратегического планирования в сфере топливно-энергетического комплекса, в том числе по вопросам электроэнергетики, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышленности, магистральных трубопроводов нефти, газа и продуктов их переработки, возобновляемых источников энергии, освоения месторождений углеводородов на основе соглашений о разделе продукции, и в сфере нефтехимической промышленности на сумму 41 149 207,96 рубля, предоставленной по Соглашению от 21.04.2021 N 022-02-2021-008 в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных Минэнерго России из федерального бюджета по разделу, подразделу бюджетной классификации 0411 "Прикладные научные исследования в области национальной экономики".
По результатам контрольного мероприятия Счетной палаты Российской Федерации по аналогичному соглашению от 16.04.2021 N 022-02-2021-007 были выявлены идентичные нарушения (при расчете размера субсидии использовалась информация по виду деятельности М70 "Деятельность головных офисов; консультирование по вопросам управления" ОКВЭД2, хотя фактически выполнялась работа, относящаяся к виду деятельности М72 "Научные исследования и разработки" ОКВЭД2) и ФГБУ "РЭА" Минэнерго России был осуществлён возврат денежных средств в доход федерального бюджета в размере 26,4 млн рублей (акт проверки Счетной палаты от 24.02.2022 и платежное поручение от 08.04.2022 N592691 прилагаются).
При этом Федеральное казначейство не возражало против довода Заявителя о том, что к одному мероприятию может быть применено несколько кодов ОКВЭД2, однако при этом все они должны соответствовать деятельности, осуществляемой в рамках реализации таких мероприятий.
Согласно части 2 статьи 270.2 БК РФ под представлением понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению:
1) требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий;
2) требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения.
Требование о возврате в федеральный бюджет суммы нарушения является требованием об устранении нарушения.
В соответствии с частью 3 статьи 270.2 БК РФ под предписанием понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля в случае невозможности устранения либо неустранения в установленный в представлении срок нарушения при наличии возможности определения суммы причиненного ущерба публично-правовому образованию в результате этого нарушения.
Таким образом, контрольный орган уполномочен направить в адрес объекта контроля предписание (при обстоятельствах настоящего дела) в случае неисполнения им требований Представления.
Ссылка Заявителя на письмо Минфина России от 30.12.2015 N 02-10-09/77616 является неактуальной в связи со значительными изменениями законодательства в сфере внутреннего государственного финансового контроля, произошедшими с 2016 года (упразднение Росфиннадзора и несколько новых редакций БК РФ).
Поскольку совокупность обстоятельств, необходимых для признания незаконным пункта 1 Представления от 26.07.2022 N 22-00-05/18466 (противоречие закону и нарушение прав и законных интересов) судом не установлена, заявленные требования удовлетворению не подлежали.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу об отказе в признании оспариваемого Заявителем незаконным.
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного решения, судом первой инстанции не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 06.04.2023 по делу N А40-238909/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.В. Кочешкова |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-238909/2022
Истец: ФГБУ "РОССИЙСКОЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ АГЕНТСТВО" МИНИСТЕРСТВА ЭНЕРГЕТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ