г. Воронеж |
|
11 июля 2023 г. |
Дело N А36-5183/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 июля 2023 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Серегиной Л.А.,
судей Сурненкова А.А.,
Коровушкиной Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Рейф О.В.,
при участии:
от Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Липецкой области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от акционерного общества Завод стройматериалов "Елецкий": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Липецкой области на решение Арбитражного суда Липецкой области от 18.04.2023 по делу N А36-5183/2022 по исковому заявлению Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Липецкой области (ОГРН 1024840838362, ИНН 4826004782) к акционерному обществу Завод стройматериалов "Елецкий" (ОГРН 1024800793434, ИНН 4807002099) о взыскании убытков,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Липецкое региональное отделение Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд, истец) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с исковым заявлением к акционерному обществу Завод стройматериалов "Елецкий" (далее - АО ЗСМ "Елецкий", ответчик) о взыскании 10 034 руб. 76 коп. убытков.
Определением суда от 17.01.2023 произведена замена истца: Государственного учреждения - Липецкого регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на его процессуального правопреемника - Государственное учреждение - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Липецкой области (далее - Фонд, истец).
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 18.04.2023 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Липецкой области обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой указывает на незаконность и необоснованность решения Арбитражного суда Липецкой области от 18.04.2023, в связи с чем, просит его отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Фонд ссылается на излишнее перечисление пособия по временной нетрудоспособности Алексееву В.А. в сумме 10 034 руб. 76 коп., при этом указывая на неверное определение оплаты выходного пособия работодателем (АО ЗСМ "Елецкий") в отношении своего работника.
В судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции стороны не обеспечили явку своих полномочных представителей.
Ввиду наличия у суда апелляционной инстанции доказательств надлежащего извещения истца и ответчика о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие их представителей в порядке статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
От АО ЗСМ "Елецкий" через электронный сервис "Мой арбитр" (диск приложен к материалам дела) поступил отзыв, в котором ответчик просит решение арбитражного суда области оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Согласно части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, исследовав и оценив представленные доказательства, арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционную жалобу Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Липецкой области следует оставить без удовлетворения, а решение Арбитражного суда Липецкой области от 18.04.2023 - без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 03.12.2020 ФГБУ "НМИЦ ГБ им. Гельмгольца" Минздрава России выдало работнику ответчика (АО ЗСМ "Елецкий") Алексееву В.А. электронный листок нетрудоспособности N 999042810567, в котором в качестве причины нетрудоспособности указан код 03 "карантин", период нетрудоспособности с 03.12.2020 по 16.12.2020.
07.12.2020 ответчик направил истцу сведения, необходимые для определения размера пособия по временной нетрудоспособности по листку нетрудоспособности N 999042810567.
17.12.2020 ФГБУ "НМИЦ ГБ им.Гельмгольца" Минздрава России выдало Алексееву В.А. электронный листок нетрудоспособности N 999043181795, в котором в качестве причины нетрудоспособности указан код 03 "карантин", период нетрудоспособности с 17.12.2020 г. по 30.12.2020 г.
17.12.2020 ответчик направил истцу сведения, необходимые для определения размера пособия по временной нетрудоспособности по листку нетрудоспособности N 999043181795.
На основании листков нетрудоспособности N 999042810567 и N 999043181795 истец платежными поручениями N135649 от 10.12.2020 и N188305 от 25.12.2020 г. произвел выплату Алексееву В.А. пособия по временной нетрудоспособности за период с 03.12.2020 г. по 30.12.2020 в общем размере 20 069 руб. 52 коп.
В то же время 15.12.2020 ГУЗ "Елецкая городская больница N 2" выдало Алексееву В.А. электронный листок нетрудоспособности N 910049687033, в котором в качестве причины нетрудоспособности указан код 01 "заболевание", период нетрудоспособности с 15.12.2020 по 28.12.2020.
30.12.2020 ответчик направил истцу сведения, необходимые для определения размера пособия по временной нетрудоспособности по листку нетрудоспособности N 910049687033 за период с 18.12.2020 по 28.12.2020.
Поскольку за период с 18.12.2020 по 28.12.2020 пособие по временной нетрудоспособности уже было выплачено на основании листка нетрудоспособности N 999043181795, истец направил ответчику извещение о том, что в системе найдены дублирующие периоды и по листку нетрудоспособности N 910049687033 пособие не подлежит выплате.
29.01.2021 ответчик представил истцу реестры сведений для оплаты пособия по временной нетрудоспособности на основании листков нетрудоспособности N 999042810567 и N 999043181795 с атрибутом "перерасчет в случае ошибки работодателя". В данных реестрах по листку нетрудоспособности N 999042810567 был указан период нетрудоспособности с 03.12.2020 по 14.12.2020, а по листку нетрудоспособности N999043181795 - с 29.12.2020 по 30.12.2020.
Получив реестры от 29.01.2021, истец скорректировал размер пособия по листкам нетрудоспособности N 999042810567 и N 999043181795, а также произвел выплату Алексееву В.А. пособия по временной нетрудоспособности за период с 18.12.2020 по 28.12.2020 на основании листка нетрудоспособности N910049687033 в общем размере 7 884 руб. 24 коп., что подтверждается платежным поручением N273092 от 08.02.2021 г.
Ввиду того, что в результате действий ответчика пособие по временной нетрудоспособности на основании листков нетрудоспособности N 999042810567 и N 999043181795 выплачено Алексееву В.А. в общем размере 20 069 руб. 52 коп., в то время как согласно представленным 29.01.2021 г. реестрам должно быть выплачено в общем размере 10 034 руб. 76 коп., истец направил ответчику претензию с требованием возместить убытки в размере 10 034 руб. 76 коп.
Ссылаясь на то, что инициированный и реализованный истцом досудебный порядок урегулирования спора не принес положительного результата, истец обратился в Арбитражный суд Липецкой области с рассматриваемым иском.
Разрешая настоящий спор по существу, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Липецкой области.
Суд апелляционной инстанции полагает вывод арбитражного суда области правомерным по следующим основаниям.
Правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности регулируются Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ).
Статьей 2.2 Федерального закона N 255-ФЗ определено, что обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством осуществляется страховщиком, которым является Фонд социального страхования Российской Федерации. Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В силу пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
В части 1 статьи 5 Закона N 255-ФЗ установлены случаи, в которых осуществляется обеспечение застрахованных лиц пособием по временной нетрудоспособности, в том числе утрата трудоспособности вследствие заболевания или травмы (пункт 1).
В соответствии с частью 2 статьи 5 Закона N 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованным лицам при наступлении случаев, указанных в части 1 настоящей статьи, в период работы по трудовому договору, осуществления служебной или иной деятельности, в течение которого они подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также в случаях, когда заболевание или травма наступили в течение 30 календарных дней со дня прекращения указанной работы или деятельности либо в период со дня заключения трудового договора до дня его аннулирования.
Условия и продолжительность выплаты пособия по временной нетрудоспособности установлены статьей 6 Закона N 255-ФЗ, согласно которой пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы выплачивается застрахованному лицу за весь период временной нетрудоспособности до дня восстановления трудоспособности (установления инвалидности), за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи (часть 6).
Пособие по временной нетрудоспособности выплачивается лицу во всех случаях за календарные дни, приходящиеся на соответствующий период, за исключением календарных дней, приходящихся за периоды, указанные в части 1 статьи 9 данного Закона (часть 8).
В силу пункта 8 части 1 статьи 11 Закона N 165-ФЗ страховщики имеют право обращаться в суд с исками о защите своих прав и возмещении причиненного вреда.
На основании части 2 статьи 15.1 Закона N 255-ФЗ в случае, если представление недостоверных сведений повлекло за собой выплату излишних сумм пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, виновные лица возмещают страховщику причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Указанные расходы по смыслу части 2 статьи 15.1 названного закона являются убытками, понесенными территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 08.06.2015 N 304-КГ15-5176).
Убытки подлежат взысканию по правилам статьи 15 ГК РФ, согласно которой лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если его право не было нарушено (упущенная выгода).
Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Обращаясь с настоящими требованиями, истец ссылается на излишне выплаченное пособие по временной нетрудоспособности, возникшее в результате корректировки сведений работника ответчика по листкам нетрудоспособности N 999042810567 и N 999043181795 и их выплаты истцом, в связи с чем излишне выплаченная сумма составила 10 034 руб. 76 коп.
Согласно положениям части 2 статьи 3 и пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 255-ФЗ (в редакции, действующей в спорный период) в случае утраты трудоспособности вследствие заболевания или травмы пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованным лицам за первые три дня временной нетрудоспособности за счет средств страхователя, а за остальной период - начиная с 4-го дня временной нетрудоспособности за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации.
В случае карантина застрахованного лица, а также карантина ребенка в возрасте до 7 лет, посещающего дошкольную образовательную организацию, или другого члена семьи, признанного в установленном порядке недееспособным, Пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованным лицам за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации с 1-го дня временной нетрудоспособности.
Размеры пособия по временной нетрудоспособности установлены статьей 7 Закона N 255 - ФЗ.
Особенности назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности (за исключением пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием) в 2012-2020 годах территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации установлены соответствующим Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2011 г. N 294.
Отличие данного порядка заключается в выплате пособий застрахованным лицам не работодателями, а непосредственно территориальным органом Фонда на основании документов и сведений, представляемых страхователями, напрямую из средств Фонда путем перечисления суммы пособия на банковский счет, указанный в заявлении, или через организацию федеральной почтовой связи, иную организацию по заявлению застрахованного лица (его уполномоченного представителя).
Обязанностью страхователя в соответствии с пунктом 3 Положения является предоставление в территориальный орган Фонда не позднее 5 календарных дней со дня представления застрахованным лицом (его уполномоченным представителем) заявления и документов, указанных в пункте 2 Положения, поступивших к нему заявления и документов, необходимых для назначения и выплаты соответствующих видов пособия, а также описи представленных заявлений и документов, составленной по форме, утверждаемой Фондом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.12.2017 г. N 1567 утверждены Правила информационного взаимодействия страховщика, страхователей, медицинских организаций и федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы по обмену сведениями в целях формирования листка нетрудоспособности в форме электронного документа (далее - Правила).
Пунктом 2 Правил предусмотрено, что формирование листка нетрудоспособности в форме электронного документа осуществляется с письменного согласия застрахованного лица в случае, если медицинская организация и страхователь являются участниками информационного взаимодействия.
Информационное взаимодействие по обмену сведениями в целях формирования листка нетрудоспособности в форме электронного документа осуществляется с использованием федеральной государственной информационной системы "Единая интегрированная информационная система "Соцстрах" Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - информационная система "Соцстрах"), оператором которой является Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - оператор), и информационных систем участников информационного взаимодействия (пункт 3 Правил).
Согласно пункту 8 Правил поставщиками информации в информационную систему "Соцстрах" являются медицинские организации - участники информационного взаимодействия, имеющие в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании лицензию на медицинскую деятельность, включая работы (услуги) по экспертизе временной нетрудоспособности, федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы и страхователи, определяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В соответствии с подпунктами "а", "в" пункта 11 Правил в целях формирования листка нетрудоспособности в форме электронного документа в информационную систему "Соцстрах" предоставляется следующая информация:
а) сведения о медицинской организации, о застрахованном лице, включая сведения о страховом номере индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования застрахованного лица, сведения о временной нетрудоспособности, беременности и родах застрахованного лица, иные сведения, необходимые для формирования листка нетрудоспособности, а также в соответствующих случаях сведения о нарушении режима лечения, о членах семьи, за которыми осуществляется уход, о направлении застрахованного лица на медико-социальную экспертизу - медицинскими организациями;
в) сведения, необходимые для исчисления пособия, с указанием данных о страхователе и застрахованном лице - страхователями.
Таким образом, сведения о периоде нетрудоспособности представляются медицинской организацией, а не страхователем.
Как верно указал суд области, в рассматриваемом случае истец не доказал факта предоставления страхователем недостоверных сведений либо сокрытия сведений, влияющих на право получения застрахованным лицом соответствующего вида пособия или исчисление его размера.
Материалами дела подтверждается, что спорные листки нетрудоспособности были сформированы медицинскими организациями в электронном виде с указанием периода нетрудоспособности. Ответчик направлял электронные реестры сведений истцу по мере поступления к нему листков нетрудоспособности с учетом информации, содержащейся в листках нетрудоспособности.
При этом из содержания имеющихся в деле листков нетрудоспособности N 999042810567, N 999043181795 и N 910049687033 следует, что с учетом наложения периодов нетрудоспособности Алексеев В.А. имел право на получение пособия по нетрудоспособности за счет средств Фонда за период с 03.12.2020 по 30.12.2020 Истец размер пособия за данный период определил в общем размере 23 067 руб. 52 коп. (за вычетом 13% НДФЛ - 20 069 руб. 52 коп.).
Однако фактически платежными поручениями N 135649 от 10.12.2020 г., N 188305 от 25.12.2020 г. и N 273092 от 08.02.2021 г. Алексееву В.А. за спорный период выплачено пособие по временной нетрудоспособности в общем размере 27 953 руб. 76 коп. Следовательно, размер переплаты составил 7 884 руб. 24 коп.
Указанная переплата образовалась за счет того, что пособие по временной нетрудоспособности за период с 18.12.2020 по 28.12.2020 было выплачено дважды: платежным поручением N 188305 от 25.12.2020 г. на основании листка нетрудоспособности N 999043181795 и платежным поручением N 273092 от 08.02.2021 г. на основании листка нетрудоспособности N 910049687033.
Вместе с тем, на дату платежа 08.02.2021 истец знал, что пособие по временной нетрудоспособности за период с 18.12.2020 по 28.12.2020 уже выплачено платежным поручением N 188305 от 25.12.2020 на основании листка нетрудоспособности N 999043181795 и тем не менее принял решение о повторной выплате.
Тот факт, что ответчик представил электронные реестры сведений в которых произвел корректировку периодов оплаты пособия по листкам нетрудоспособности N 999042810567 и N 999043181795 сам по себе не свидетельствует о наличии причинно-следственной связи между действиями ответчика и образовавшейся переплатой.
В данном случае, истец не доказал, что был лишен возможности принять процессуальное решение о назначении пособия по листку нетрудоспособности N 910049687033, но при рассмотрении вопроса о фактической выплате пособия учесть ранее произведенные платежи по листкам нетрудоспособности, по которым ответчик скорректировал период оплаты в сторону уменьшения.
Согласно части 6 статьи 15 Закона N 255-ФЗ суммы страхового обеспечения, излишне выплаченные застрахованному лицу, не могут быть с него взысканы, за исключением случаев счетной ошибки и недобросовестности со стороны получателя (представление документов с заведомо неверными сведениями, сокрытие данных, влияющих на получение пособия и его размер, другие случаи). Удержание производится в размере не более 20 процентов от суммы, причитающейся застрахованному лицу при каждой последующей выплате пособия, либо его заработной платы. При прекращении выплаты пособия либо заработной платы оставшаяся задолженность взыскивается в судебном порядке.
В рассматриваемом случае, суд апелляционной инстанции считает обоснованными выводы суда первой инстанции о недоказанности Фондом оснований для взыскания убытков.
Страхователь не наделен правом контроля правильности оформления и соблюдения порядка выдачи листков нетрудоспособности медицинскими организациями. Данный вывод соотносится с правовыми позициями, выраженными в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 10605/12, от 26.11.2013 N 9383/13.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к законному и обоснованному выводу об отказе в удовлетворении требований истца.
Судебная коллегия учитывает, что доказательства по делу судом первой инстанции оценены правильно, нарушений статей 67, 68, 71 АПК РФ не допущено. Оснований для иной оценки доказательств у суда апелляционной инстанции не имеется. Новых доказательств по делу, которые не были бы предметом рассмотрения арбитражного суда области, не представлено.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Суд первой инстанции полно исследовал и установил фактические обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и правильно применил нормы материального права, не допустив при этом нарушений процессуального закона.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения Арбитражного суда Липецкой области от 18.04.2023 не имеется.
В силу положений ст. 110 АПК РФ судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
В силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель апелляционной жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражные суды.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 18.04.2023 по делу N А36-5183/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Липецкой области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Л.А. Серегина |
Судьи |
А.А. Сурненков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А36-5183/2022
Истец: Липецкое региональное отделение Фонд социального страхования Российской Федерации
Ответчик: АО ЗАВОД СТРОЙМАТЕРИАЛОВ "ЕЛЕЦКИЙ"
Третье лицо: Отделение Фонда Пенсионного и Социального страхования Российской Федерации по Липецкой области