город Воронеж |
|
11 июля 2023 г. |
Дело N А36-7313/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 июля 2023 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Аришонковой Е.А.,
судей Пороника А.А.,
Протасова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Латышева Е.П.,
при участии в судебном заседании:
от Центрально-Черноземного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования: Глотовой Ю.С., представителя по доверенности N 11/08-ГЮ/5101 от 23.03.2023, предъявлен диплом о высшем образовании по специальности "Юриспруденция", паспорт гражданина РФ;
от общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальный сервис - Тербуны": представитель не явился, извещено надлежащим образом;
от ОБУ "Центр по обращению с твердыми коммунальными отходами Липецкой области": представитель не явился, извещено надлежащим образом;
от общества с ограниченной ответственностью "ТЭКО-Сервис": представитель не явился, извещено надлежащим образом;
от Управления энергетики и тарифов Липецкой области: представитель не явился, извещено надлежащим образом;
от Управления экологии и природных ресурсов по Липецкой области: представитель не явился, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальный сервис - Тербуны" на решение Арбитражного суда Липецкой области от 25.04.2023 по делу N А36-7313/2021 по исковому заявлению Центрально-Черноземного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ОГРН 1043600077762, ИНН 3664060362) к обществу с ограниченной ответственностью "Жилищно-Коммунальный Сервис - Тербуны" (ОГРН 1084807000970, ИНН 4807012629) о взыскании задолженности по оплате за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год, а также пени,
третьи лица: ОБУ "Центр по обращению с твердыми коммунальными отходами Липецкой области", общество с ограниченной ответственностью "ТЭКО-Сервис", Управление энергетики и тарифов Липецкой области, Управление экологии и природных ресурсов по Липецкой области,
УСТАНОВИЛ:
Центрально-Черноземное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Центрально-Черноземное МРУ Росприроднадзора, Управление, истец) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Жилищно-Коммунальный Сервис Тербуны" (далее - ООО "Жилкомсервис-Тербуны", Общество, ответчик) о взыскании 2 163 643,96 руб. платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год, а также 518 192,73 руб. пени за период с 03.03.2020 по 31.03.2022 и со 02.10.2022 по 18.04.2023, а также по день фактического исполнения обязательства по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду в размере одной трехсотой ключевой ставки Банка России, действующей на день уплаты пеней, но не более чем в размере двух десятых процента за каждый день просрочки (с учетом уточнений).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены областное бюджетное учреждение "Центр по обращению с твердыми коммунальными отходами Липецкой области" (далее - ОБУ "ЦОТКО"), общество с ограниченной ответственностью "ТЭКО-Сервис" (далее - ООО "ТЭКО-Сервис"), Управление энергетики и тарифов Липецкой области (далее - Управление энергетики) и Управление экологии и природных ресурсов по Липецкой области (далее - Управлении экологии).
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 25.04.2023 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Жилкомсервис-Тербуны" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Общество ссылается на отсутствие у ООО "Жилкомсервис-Тербуны" обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду, поскольку Общество не является региональным оператором.
Кроме того, условиями договора от 30.12.2018 N Х-18/123, заключенного между ООО "ТЭКО-Сервис" (региональный оператор) и ООО "Жилкомсервис-Тербуны", предусмотрено, что плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов не включена в стоимость работ (услуг) по договору. Ответственность за внесение такой платы лежит на заказчике, то есть региональном операторе.
Также заявитель жалобы ссылается на грубое нарушение истцом порядка исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 N 255, которое выразилось в проведении проверки в отсутствие правовых оснований в связи с непредставлением Обществом декларации о плате, а также в несообщении ответчику о необходимости предоставления обоснованных пояснений (с приложением при необходимости дополнительных документов) и (или) внесения соответствующих исправлений в установленный срок.
В представленном отзыве Управление энергетики и тарифов Липецкой области оставляет вопрос о возможности удовлетворения требования о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду на усмотрение суда.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции 04.07.2023 представитель Центрально-Черноземного МРУ Росприроднадзора с доводами апелляционной жалобы не согласился, указал, что считает обжалуемое решение законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель Управления пояснил, что поскольку ООО "Жилкомсервис-Тербуны" принадлежит объект размещения отходов на основании договора аренды муниципального имущества от 30.11.2015, внесенный в Государственный реестр объектов размещения отходов, в обязанности последнего входит внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду. При этом наличие гражданско-правовых договоров не освобождает ответчика, имеющего лицензию на размещение отходов и использующего в этих целях полигон, от исполнения соответствующей обязанности, установленной законом, для оператора по обращению с ТКО, осуществляющего деятельность по их размещению.
Также представитель истца указал на обоснованность расчета соответствующей платы исходя из показателей представленной ответчиком статистической отчетности по форме N 2-ТП (отходы) за 2019 год, а так же на то, что отсутствие декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду не освобождает лицо от обязанности по внесению данной платы.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы. В отзыве Управления энергетики содержалось ходатайство о рассмотрении дела без участия его представителя.
Учитывая указанные обстоятельства, в соответствии с положениями статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено судом в отсутствие не явившихся участников процесса.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителя Центрально-Черноземного МРУ Росприроднадзора, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, основным видом деятельности ООО "Жилкомсервис-Тербуны" является деятельность по чистке и уборке прочая, не включенная в другие группировки (код вида деятельности 81.29.9).
Также Общество имеет бессрочную лицензию N 048 00123, выданную Федеральной службой по надзору в сфере природопользования РФ на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, утилизации, обработке, обезвреживанию, размещению отходов I- IV класса опасности.
Фактически лицензия выдана на сбор, транспортирование и размещение указанных отходов. Место нахождения и места осуществления лицензируемого вида деятельности: Липецкая область, Тербунский район, с.Тербуны, ул. Промышленная, д.23; Липецкая область, Тербунский район, с/п Тульский сельсовет, 4900 м на юго-запад от с.Тульское.
ООО "Жилкомсервис-Тербуны" состоит на учете в Центрально-Черноземном МРУ Росприроднадзора в качестве субъекта, уплачивающего плату за негативное воздействие на окружающую среду.
Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации N 198 от 13.06.2018 "О включении объектов размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов" полигон твердых бытовых отходов ООО "Жилкомсервис-Тербуны" включен в государственный реестр объектов размещения отходов, с указанием назначения объекта - захоронение отходов.
31.01.2020 ООО "Жилкомсервис-Тербуны" представило в Центрально-Черноземное МРУ Росприроднадзора отчет формы N 2-ТП (отходы), содержащий сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления за 2019 год, в соответствии с которым за указанный период осуществлено захоронение твердых коммунальных отходов на эксплуатируемых объектах, из них твердых коммунальных отходов, образованных в жилых помещениях:
51 000 тонн - отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные);
4 300 тонн - мусор и смет уличный;
12 200 тонн - мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритные);
2 200 тонн - отходы из жилищ крупногабаритные;
1 500 тонн - мусор и смет от уборки парков, скверов, зон массового отдыха, набережных, пляжей и других объектов благоустройства;
500 тонн - растительные отходы при уходе за газонами, цветниками;
1 000 тонн - растительные отходы при уходе за древесно-кустарниковыми посадками;
10 052 тонн- мусор от офисных и бытовых помещений организаций практически неопасный.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год в бюджет не поступила.
Управление в ходе проведения проверки представленных Обществом сведений направило в адрес ООО "Жилкомсервис-Тербуны" требование N 3 от 01.12.2020 о наличии у Общества задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год в размере 1 850 283 руб.
Также в указанном требовании отражено, что Управлением были выявлены расхождения по количеству показателей захоронения мусора в представленной декларации о плате и данных статистической отчетности; а также занижение размера платы за размещение ТКО, поскольку данная плата рассчитана без применения коэффициента 5 к ставке платы за отходы, размещенные сверх лимита, в связи с отсутствием установленных нормативов. В связи с указанными нарушениями Управление указало на необходимость подачи уточенной декларации и доплаты разницы между первичной и уточненной декларациями.
Кроме того, в данном требовании Центрально-Черноземное МРУ Росприроднадзора указало, что если требование будет оставлено без исполнения в срок до 30.12.2020, то будут приняты меры по взысканию начисленной задолженности в судебном порядке.
Согласно почтовому уведомлению, ООО "Жилкомсервис-Тербуны" 02.12.2020 получило вышеуказанное требование.
Неисполнение требования о внесении платы за негативное воздействие на окружающую среду послужило основанием для обращения истца в суд с требованиями по настоящему делу.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на ООО "Жилкомсервис-Тербуны", как оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, непосредственно осуществляющего деятельность по их размещению.
При этом суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; сбор отходов - прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение; транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах; накопление отходов - складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения; обработка отходов - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку; объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.
В силу пункта 2 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) негативное воздействие на окружающую среду является платным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Закона N 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками; сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению (пункт 1 статьи 16.1 Закона N 7-ФЗ).
Аналогичные нормы установлены в пункте 5 статьи 23 Закона N 89-ФЗ.
Из пункта 1 статьи 16.3 Закона N 7-ФЗ следует, что плата за негативное воздействие на окружающую среду по итогам отчетного периода исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных настоящей статьей, и суммирования полученных величин.
В соответствии с пунктом 3 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 настоящего Федерального закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.
Согласно пункту 7 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ несвоевременное или неполное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду лицами, обязанными вносить плату, в том числе квартальных авансовых платежей, влечет за собой уплату пеней в размере одной трехсотой ключевой ставки Банка России, действующей на день уплаты пеней, но не более чем в размере двух десятых процента за каждый день просрочки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе квартальных авансовых платежей, начиная со следующего дня после дня окончания соответствующего срока, определенного пунктами 3 и 4 настоящей статьи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255 "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду" утверждены Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее - Правила N 255).
Пунктом 2 Правил N 255 установлено, что плата за негативное воздействие на окружающую среду осуществляется за выбросы, сбросы и размещение отходов производства и потребления.
Отчетным периодом в отношении платы признается календарный год. Плата, исчисленная по итогам отчетного периода, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее первого марта года, следующего за отчетным периодом (пункты 2, 3 статьи 16.4 Федерального закона N 7-ФЗ, пункт 32 Правил N 255).
При исчислении платы за размещение отходов применяются ставки платы, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 N 913 в зависимости от класса опасности отходов. Расчет платы за размещение отходов производится путем умножения массы размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления на соответствующие ставки платы с применением коэффициентов и суммирования полученных величин.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2016 N 913 "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах" были установлены ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе на 2019 год отдельно по каждому виду негативного воздействия. В соответствии с разделом III данного Постановления ставка платы при размещении отходов V класса опасности равна 17,3.
Вместе с тем, Постановлением Правительства Российской Федерации N 758 "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов IV класса опасности (малоопасные) и внесений изменений в некоторые акты Постановления Правительства Российской Федерации" в 2019 года подлежат применению ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденные Постановлением Правительства N 913, установленные на 2018 год, с использованием дополнительно к иным коэффициентам коэффициента 1,04.
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации N 758 от 29.06.2018 "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов IV класса опасности (малоопасные) и внесений изменений в некоторые акты Постановления Правительства Российской Федерации" установлено, что при размещении твердых коммунальных отходов IV класса опасности (малоопасные) определены фиксированные ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду равные 95.
Как следует из апелляционной жалобы, заявителем по существу не оспаривается наличие неисполненной ООО "Жилкомсервис-Тербуны" обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год, а также произведенный истцом расчет ее размера, со ссылкой на отсутствие у ответчика обязанности по внесению данной платы.
При этом довод Общества о том, что у него отсутствует обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду, а данная обязанность возложена на регионального оператора, отклоняется апелляционным судом как основанный на неверном толковании норм материального права, так как в силу абзаца 2 пункта 1 статьи 16.1 Закона N 7-ФЗ плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду являются операторы по обращению с ТКО, осуществляющие деятельность по их размещению.
В рассматриваемом случае судом установлено, что ООО "Жилкомсервис-Тербуны" в 2019 году фактически осуществляло деятельность по размещению на полигоне отходов производства и потребления IV и V классов опасности, следовательно, оно является плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Тогда как региональный оператор осуществляет плату при размещении ТКО в случае, если он самостоятельно эксплуатирует объект размещения отходов и принимает ТКО для захоронения. При наличии у регионального оператора договоров с операторами по обращению с ТКО на оказание услуг по захоронению ТКО плата при размещении ТКО взимается с операторов, осуществляющих захоронение ТКО.
Данный вывод согласуется с правовой позицией судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в апелляционном определении от 06.06.2019 N 44-АПА19-10.
Кроме того, судом учтено, что в соответствии с пунктом 43.1 Постановления Правительства РФ от 30.05.2016 N 484 "О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами" расходы на плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов определяются исходя из установленных Правительством Российской Федерации ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду с учетом применяемых к ним коэффициентов и расчетного объема и (или) массы размещения твердых коммунальных отходов по классам опасности. Распределение расчетного объема и (или) массы размещения твердых коммунальных отходов по классам опасности осуществляется в соответствии с территориальной схемой.
В случае отсутствия в территориальной схеме распределения расчетного объема и (или) массы размещения твердых коммунальных отходов по классам опасности распределение объема и (или) массы размещения твердых коммунальных отходов по классам опасности осуществляется органом регулирования с учетом фактических данных за последний отчетный год и динамики размещения объема и (или) массы твердых коммунальных отходов по классам опасности за последние 3 года.
В течение периода действия тарифов 100 процентов средств, образовавшихся в результате снижения расходов на плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов вследствие реализации мероприятий по утилизации твердых коммунальных отходов, в том числе по их утилизации после обезвреживания, остаются в распоряжении регулируемой организации.
Постановлением Управления энергетики и тарифов Липецкой области "О предельных тарифах на захоронение твердых коммунальных отходов оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО "Жилкомсервис-Тербуны" для регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО "ТЭКО-Сервис", оказывающего услуги на территории зоны Елецкая Липецкой области, на 2019 год" установлены предельные тарифы на период с 01.01.2019 по 31.12.2019 с календарной разбивкой.
В Протоколе заседания коллегии Управления энергетики и тарифов Липецкой области по вопросу рассмотрения дела об установлении предельных тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО "ТЭКО-Сервис" на 2019 год, N 54/9 от 20.12.2018 представлена таблица, где отражена величина необходимой валовой выручки регулируемой организации, принятая при расчете устанавливаемых предельных тарифов, основные статьи (группы) расходов по регулируемым видам деятельности в соответствии с классификацией расходов, определенной Основами ценообразования, объем оказываемых услуг, на основании которого были рассчитаны устанавливаемые предельные тарифы, виды и величина расходов, не учтенных (исключенных) при установлении предельных тарифов.
Пункт 9 Протокола содержит информацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду.
В тариф по объекту - полигон ООО "Жилкомсервис-Тербуны" заложены затраты за негативное воздействие на окружающую среду, в связи с чем ООО "Жилкомсервис-Тербуны" обязано вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов.
Ссылка ответчика на пункт 1.3. договора на размещение (захоронение) твердых коммунальных отходов N Х-18/123 от 30.12.2018, заключенного между ООО "Жилкомсервис-Тербуны" (исполнитель) и ООО "ТЭКО-Сервис" (заказчик), в соответствии с которым плата за негативное воздействие размещаемых исполнителем отходов заказчика не включена в стоимость работ (услуг) по настоящему договору, а лежит на заказчике, обоснованно отклонена судом.
Из совокупности представленных в материалы дела документов, в том числе лицензии, статистической отчетности и приведенных постановлений уполномоченных органов усматривается, что ООО "Жилкомсервис-Тербуны" в силу абзаца 2 пункта 1 статьи 16.1 Закона N 7-ФЗ обязано вносить плату за захоронение отходов на арендуемом им полигоне, включенном в лицензию и внесенном в соответствующий государственный реестр.
При этом, как обоснованно указал суд области, из пункта 2 постановления Конституционного Суда РФ от 05.03.2013 N 5-П "По делу о проверке конституционности статьи 16 ФЗ "Об охране окружающей среды" и постановлении Правительства РФ "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" в связи с жалобой ООО "Тополь" следует, что поскольку эксплуатация природных ресурсов и их вовлечение в хозяйственный оборот наносят ущерб окружающей среде, издержки на осуществление государством мероприятий по ее восстановлению в условиях рыночной экономики должны покрываться прежде всего за счет субъектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую природную среду.
Согласно п. 3.2 постановления Конституционного Суда N 5-П, установление формальной принадлежности обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду, имея в виду публично-правовую природу данного платежа, должно осуществляться путем нормативно-правового регулирования, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти не исключают решения этого вопроса в рамках договорных отношений.
При этом с экономической точки зрения не имеет принципиального значения, на какую из сторон в гражданско-правовом договоре, определяющем отношения, в том числе, финансовые, по поводу размещения отходов, будет возложена обязанность по внесению в бюджет платы за негативное воздействие на окружающую среду - организацию, в результате хозяйственной и иной деятельности которой образуются такие отходы, либо непосредственно осуществляющую их размещение специализированную организацию, поскольку в любом случае указанные организации, исходя, в том числе, из вида заключенного между ними договора (предполагающего отчуждение отходов и, соответственно, переход права собственности на них или предусматривающего оказание услуг по размещению отходов), могут - с тем, чтобы не действовать себе в убыток -учесть данный публично-правовой платеж в стоимости размещения отходов.
При таких обстоятельствах соответствующие доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как необоснованные.
Соответственно, поскольку в обязанности Общества в соответствующий период входило внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду, у него также имелась обязанность по представлению декларации о плате за 2019 год.
Указанная декларация была исключена из состава доказательств по делу в связи с заявлением Общества о фальсификации и согласием Управления на исключение копии декларации из состава доказательств по делу.
Между тем, сам по себе факт непредставления декларации не свидетельствует об отсутствии у Общества обязанности по внесению соответствующей платы, которая может быть рассчитана Центрально-Черноземным МРУ Росприроднадзора самостоятельно исходя из имеющихся в его распоряжении сведений, в том числе на основании представленного 31.01.2020 отчета формы N 2-ТП за 2019 год.
Доказательств, опровергающих обоснованность расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду Общество в материалы дела не представило, в том числе, в ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции. Одновременно судом учтено, что из содержания требования N 3 от 01.12.2020 усматривается факт указания на наличие несоответствий в представленных показателях.
При таких обстоятельствах ссылка на нарушение порядка проведения проверки, в том числе лишивших Общество возможности представлять пояснения и уточнения, несостоятельна и противоречит фактическим обстоятельствам дела.
Также Центрально-Черноземным МРУ Росприроднадзора были заявлены требования о взыскании неустойки в размере 518 192,73 руб. за период с 03.03.2020 по 31.03.2022 и с 02.10.2023 по 18.04.2023, а также по день фактического исполнения обязательства по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду в размере одной трехсотой ключевой ставки Банка России, действующей на день уплаты пеней, но не более чем в размере двух десятых процента за каждый день просрочки.
В силу пункта 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием вещи должника, поручительством, независимой гарантией, задатком, обеспечительным платежом и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Исходя из пункта 1 статьи 330 ГК РФ, неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
В соответствии с пунктом 7 статьи 16.4 Федерального закона N 7-ФЗ несвоевременное или неполное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду лицами, обязанными вносить плату, в том числе квартальных авансовых платежей, влечет за собой уплату пеней в размере одной трехсотой ключевой ставки Банка России, действующей на день уплаты пеней, но не более чем в размере двух десятых процента за каждый день просрочки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе квартальных авансовых платежей, начиная со следующего дня после дня окончания соответствующего срока, определенного пунктами 3 и 4 настоящей статьи.
Ввиду невнесения ответчиком платы за негативное воздействие на окружающую среду в установленные законом сроки, начисление неустойки произведено в соответствии с указанными положениями Федерального закона N 7-ФЗ.
Расчет неустойки проверен арбитражным судом и признан арифметически и методологически верным, в том числе с учетом исключения из него периода действия моратория на возбуждение дел о банкротстве. Ходатайств о снижении неустойки в порядке статьи 333 ГК РФ не заявлено.
Как следует из разъяснений, изложенных в пункте 65 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 7 от 24.03.2016 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", по смыслу статьи 330 ГК РФ, истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства (в частности, фактической уплаты кредитору денежных средств, передачи товара, завершения работ).
Расчет суммы неустойки, начисляемой после вынесения решения, осуществляется в процессе исполнения судебного акта судебным приставом-исполнителем, а в случаях, установленных законом, - иными органами, организациями, в том числе органами казначейства, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами (часть 1 статьи 7, статья 8, пункт 16 части 1 статьи 64 и часть 2 статьи 70 Закона об исполнительном производстве). В случае неясности судебный пристав-исполнитель, иные лица, исполняющие судебный акт, вправе обратиться в суд за разъяснением его исполнения, в том числе по вопросу о том, какая именно сумма подлежит взысканию с должника (статья 179 АПК РФ).
Учитывая, что заявитель в апелляционной жалобе не приводит доводы и доказательства, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы суд не усматривает.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения дела по существу, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка судом первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, допущено не было.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение Арбитражного суда Липецкой области от 25.04.2023 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исходя из результатов рассмотрения дела, расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Липецкой области от 25.04.2023 по делу N А36-7313/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальный сервис - Тербуны" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.А. Аришонкова |
Судьи |
А.А. Пороник |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А36-7313/2021
Истец: ЦЕНТРАЛЬНО-ЧЕРНОЗЕМНОЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Ответчик: ООО "Жилищно-коммунальный сервис-Тербуны"
Третье лицо: ООО "ТЭКО-СЕРВИС", Управление экологии и природных ресурсов Липецкой области, Управление энергетики и тарифов Липецкой области, ОБУ "Центр по обращению с твердыми коммунальными отходами Липецкой области"