город Ростов-на-Дону |
|
10 июля 2023 г. |
дело N А32-44440/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 июля 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Попова А.А.,
судей Сулименко О.А., Яицкой С.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Петросьян Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального предприятия "Водоканал" муниципального образования Гулькевичский район
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 27 марта 2023 года по делу N А32-44440/2022
по иску муниципального предприятия "Водоканал" муниципального образования Гулькевичский район
к администрации муниципального образования Темрюкского района
о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное предприятие "Водоканал" муниципального образования Гулькевичский район (далее - истец, МП "Водоконал") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к администрации муниципального образования Темрюкского района (далее - ответчик, администрация) о взыскании задолженности за оказание услуг по холодному водоснабжению и водоотведению в размере 11 306 руб. 89 коп., пени в размере 1 795 руб. 48 коп.
Исковые требования мотивированны тем, что, являясь гарантирующей организацией в сфере холодного водоснабжения и водоотведения, МП "Водоконал" оказывало услуги по водоснабжению и водоотведению в жилых помещениях, находящихся в собственности муниципального образования. В периоды, предъявляемые истцом к взысканию задолженности и пени, жилые помещения не были заселены, договоры социального найма не заключались. Администрацией обязательства за оказанные истцом услуги по водоснабжению и водоотведению в спорный период не оплачены.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 27.03.2023 в удовлетворении исковых требований отказано.
Решение мотивированно тем, что в указанные истцом периоды отсутствовало фактическое потребление ресурса, что подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить в полном объёме.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что расчёт потреблённого ресурса необходимо производить по нормативу, поскольку межповерочный интервал приборов учёта истёк, таким образом, приборы учёта являлись вышедшими из строя с 30.06.2020. Кроме того, ответчик не уведомил истца о переходе права собственности на жилые помещения, акты приема-передачи, в которых произведена фиксация показаний приборов учёта, истцу не направлялись и составлены ответчиком в одностороннем порядке.
От ответчика поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором он просит решение суда оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
От ответчика поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя.
При названных обстоятельствах суд счел возможным рассмотреть жалобу по существу в соответствии с положениями статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие сторон.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, истец являясь гарантирующей организацией в сфере холодного водоснабжения и водоотведения, оказывал услуги холодного водоснабжения и водоотведения в жилых помещениях, находящихся в собственности муниципального образования Темрюкского района, расположенных по адресам:
- Краснодарский край, Гулькевичский район, п. Комсомольский, ул. Садовая, д. 4, кв. 36 (за период с января по февраль 2021 года);
- Краснодарский край, Гулькевичский район, п. Комсомольский, ул. Садовая, д. 4, кв. 15 (за период с января по июль 2021 года);
- Краснодарский край, Гулькевичский район, п. Комсомольский, ул. Кочубея, д. 1, кв. 16 (за период с января по февраль 2021 года);
- Краснодарский край, Гулькевичский район, п. Комсомольский, ул. Кочубея, д. 1, кв. 15 (за период с января по июль 2021 года);
Указанные объекты, являются муниципальной собственностью, соответственно находятся в собственности администрации муниципального образования Темрюкского района, что подтверждается выписками из ЕГРН с официального сайта Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, а так же отражено в договорах найма жилого помещения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В обоснование исковых требований истец указывает, что в вышеуказанные периоды данные жилые помещения не были заселены, договоры социального найма не заключены. Органы местного самоуправления несут соответствующие расходы по оплате коммунальных ресурсов (оказываемых услуг) до момента заселения жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Предъявленная к взысканию сумма задолженности числится за ответчиком, поскольку сложилась до передачи жилых помещений гражданам по договорам социального найма.
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для обращения МП "Водоконал" в арбитражный суд с иском.
При принятии решения суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Гражданско-правовые отношения, связанные с поставкой питьевой воды и приемом (сбросом) сточных вод регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644).
В пунктах 19 и 24 Правил N 644 установлено, что к договору холодного водоснабжения применяются положения о договоре об энергоснабжении, к договору водоотведения - положения о договоре возмездного оказания услуг.
Пунктами 20 и 25 Правил N 644 определено, что организация водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющая холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных и нецентрализованных систем холодного водоснабжения питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором холодного водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду в сроки, порядке и размере, которые определены договором холодного водоснабжения, и соблюдать предусмотренный договором холодного водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета. Организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные Законом о водоснабжении и водоотведении, законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и настоящими Правилами, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, а также производить организации водопроводноканализационного хозяйства оплату водоотведения в порядке, размере и сроки, которые определены в договоре водоотведения.
В соответствии со статьёй 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Статьёй 541 ГК РФ количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
Согласно статье 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу части 1 статьи 14 Закона N 416-ФЗ по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 ЖК РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 153 ЖК РФ до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
Согласно сведениям ЕГРН право муниципальной собственности на помещение по адресу: Гулькевичский район, п. Комсомольский, ул. Кочубея, д. 1, кв. 16 зарегистрировано 29.10.2020.
Жилое помещение приобретено в муниципальную собственность на основании муниципального контракта от 25.06.2020 N 0318300008820002490001.
Согласно приложению N 2 (акт прима-передачи от 25.07.2020) к муниципальному контракту на момент подписания акта показания счетчика холодной воды составляли 00681,0 куб.м.
На основании договора найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от 09.02.2021 N 183/21, помещение перешло в пользование нанимателя Остапенко К.С. и членов ее семьи.
Право муниципальной собственности на помещение по адресу: Гулькевичский район, п. Комсомольский, ул. Садовая, д. 4, кв. 36 зарегистрировано 10.12.2020.
Жилое помещение приобретено в муниципальную собственность на основании муниципального контракта от 14.08.2020 N 0318300008820003470001.
Согласно приложению N 2 (акт приема-передачи жилого помещения от 14.09.2020) к муниципальному контракту, на момент подписания контракта показания счетчика холодной воды составляли 00052,36 куб.м.
На основании договора найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от 15.02.2021 N 184/21, помещение перешло в пользование нанимателя Бессонова Е.О.
Право муниципальной собственности на помещение, расположенное по адресу: Гулькевичский р-н, п. Комсомольский, ул. Садовая, д. 4 кв. 15, возникло 23.10.2020.
Жилое помещение приобретено в муниципальную собственность на основании муниципального контракта от 29.06.2020 N 0318300008820002550001.
Согласно приложению N 2 (акт приема-передачи жилого помещения от 23.07.2020) к муниципальному контракту на момент подписания контракта показания счетчика холодной воды составляли 00226,98 куб.м.
На основании договора найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от 05.07.2021 N 194/21, помещение перешло в пользование нанимателя Дворяковой С.Ф.
Право муниципальной собственности на помещение, расположенное по адресу: Гулькевичский р-н, п. Комсомольский, ул. Кочубея, д. 1, кв. 15, возникло 15.12.2020.
Жилое помещение приобретено в муниципальную собственность на основании муниципального контракта от 29.06.2020 N 0318300008820002530001.
Согласно приложению N 2 (акт приема-передачи жилого помещения от 29.07.2020) к муниципальному контракту, на момент подписания контракта показания счетчика холодной воды составляли 20567,24 куб. м.
На основании договора найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от 15.07.2021 N 196/21, помещение перешло в пользование нанимателя Скрыпник В.А.
Согласно пояснениям истца в вышеуказанных помещениях приборы учета были установлены застройщиком в 2014 году. Межповерочный интервал данных приборов истек 30.06.2020, учитывая амнистию, срок межповерочного интервала был продлен до 31.12.2020. С 01.01.2021 начисления производились истцом по установленному нормативу, исходя из того, что в каждой из квартир проживало по одному жильцу (нанимателю).
Суд апелляционной инстанции отмечает, что оплате подлежат только фактически поставленный и потреблённый коммунальный ресурс (оказанная услуга).
Как верно отметил суд первой инстанции, из содержания актов приема-передачи к муниципальным контрактам, в которых произведена фиксация показаний приборов учета холодного и горячего водоснабжения на момент приобретения помещений в муниципальную собственность, и последующих актов приема-передачи жилых помещений в пользование нанимателей, где также произведена фиксация показаний ИПУ, следует вывод об отсутствии за указанные периоды фактического потребления коммунального ресурса.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что по условиям муниципальных контрактов жилые помещения приобретались в собственность муниципалитета для специальной цели - для последующего предоставления детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Это означает, что с момента поступления квартир в муниципальную собственность по момента их передаче выше поименованным специальным субъектам муниципалитет был не вправе использовать жилые помещения для иных целей (например, предоставлять помещения по договорам ссуды, по общему порядку на условиях социального найма и т.д.). Доказательства того, что муниципалитет нарушил целевое использование квартир и предоставлял их иным гражданам для целей, не связанным с основанием их приобретения в муниципальную собственность, в материалы дела не представлены.
Таким образом, доказательств того, что в предъявленный истцом период к взысканию задолженности за оказание услуг по холодному водоснабжению и водоотведению, осуществлялось реальное потребление коммунального ресурса (услуги), в материалы дела не представлено.
Поскольку из представленных ответчиком актов приема-передачи к муниципальным контрактам и актов приема-передачи жилых помещений в пользование нанимателей, в которых отражены идентичные показания приборов учёта, не следует фактическое потребление ресурса (услуги), ссылка истца на истечение межповерочного интервала приборов учета судом апелляционной инстанции отклоняется. В том числе по той причине, что отсутствуют доказательства, достоверно подтверждающие факт того обстоятельства, что истечение срока межповерочного интервала приборов учета привело к выходу ИПУ из строя и искажению данных об объемах потребления коммунального ресурса в спорный период.
Суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что определение заявленной истцом суммы задолженности исходя из нормативов потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению в связи с истечением срока межповерочного интервала приборов учета, с учетом наличия доказательств отсутствия фактического потребления услуг холодного водоснабжения, является злоупотреблением права со стороны гарантирующей организации.
Отсутствие за спорные периоды фактического потребления воды и пользование услугой по водоотведению, учитывая социально значимые правоотношения, исключает обязанность произведения оплаты за коммунальные ресурс и услугу, которые в рассматриваемый период не потреблялись ответчиком.
Довод истца о том, что сведения, отражённые в актах приёма-передачи, носят односторонний характер, суд апелляционной инстанции отклоняет, т.к. ответчик не был обязан уведомлять истца о составлении данных актов, фиксирующих момент распорядительных действий в отношении объектов недвижимого имущества - приёма и передачи квартир из частной собственности в муниципальную, а в последующем по договору найма жилого помещения.
Истец как поставщик коммунального ресурса был обязан самостоятельно получать сведения о количестве поставленного коммунального ресурса в конкретную квартиру, в том числе посредством снятия показаний ИПУ в спорных квартирах. Доказательства того, что ответчик препятствовал в реализации истцу получения таких сведений, в материалы дела не представлены.
Таким образом, взыскание с ответчика в пользу истца суммы задолженности, в отсутствии фактически потребления коммунального ресурса и услуги, приведет к возникновению неосновательного обогащения на стороне истца.
Согласно пункту 3 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
В силу пункта 4 статьи 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
Согласно абзацу 3 пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.
В данном случае поведение истца является проявлением не добросовестности по отношению к ответчику по делу, что может повлечь негативные последствия для интересов публичного муниципального образования.
С учетом изложенного, судом первой инстанции обоснованно отказано в удовлетворении исковых требований.
Поскольку в части взыскания суммы основного долга судом отказано, требование о взыскании неустойки также удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы.
Суд первой инстанции правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.
Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Расходы по уплате госпошлины по апелляционной жалобе по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на заявителя апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27 марта 2023 года по делу N А32-44440/2022 оставить без изменения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в кассационном порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия постановления.
Председательствующий |
А.А. Попов |
Судьи |
О.А. Сулименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-44440/2022
Истец: МП "Водоканал" МО Гулькевичский район, Муниципальное предприятие "Водоканал"
Ответчик: Администрация МО Темрюкский район, Администрация муниципального образования Темрюкский район