г. Самара |
|
11 июля 2023 г. |
Дело N А55-36187/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 июля 2023 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Копункина В.А., судей Коршиковой Е.В., Ястремского Л.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Николаевой А.Ю.,
без участия представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении суда, в зале N 7, апелляционную жалобу Администрации городского округа Тольятти на решение Арбитражного суда Самарской области от 06 апреля 2023 года по делу N А55-36187/2021 по иску общества с ограниченной ответственностью фирма "Востокинтеркрафт"
к Администрации городского округа Тольятти
об урегулировании разногласий,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью фирма "Востокинтеркрафт" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к Администрации городского округа Тольятти об урегулирования разногласий при заключении договора на размещение несезонного нестационарного торгового объекта, заключаемого без проведения аукциона
Решением Арбитражного суда Самарской области от 06 апреля 2023 года урегулироваапны разногласия, возникшие при заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта, на земельном участке с кадастровым номером 63:09:0101166:4, площадью 99 кв.м., с местоположением: Самарская область, г.Тольятти, Автозаводской район, ул. Ворошилова, квартал 9, заключаемого без проведения аукциона между Администрацией городского округа Тольятти и Обществом с ограниченной ответственностью фирма "Востокинтеркрафт", в следующей редакции: Пункт 3.1 договора: "Годовой размер платы за размещение НТО составляет 19 200 руб. в год. В соответствии с подпунктом 17 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ операции по предоставлению организациям и физическим лицам прав не подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость".
Администрация городского округа Тольятти обратилась в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой на решение Арбитражного суда Самарской области от 06 апреля 2023 года.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05 июня 2023 года апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 04 июля 2023 года.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальных сайтах Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда и Верховного Суда Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем жалоба рассматривается в их отсутствие, в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Постановлением Администрации г.о. Тольятти от 14.05.2021 N 1859-п/1 утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории г.о. Тольятти.
Пунктом 40 в схему включен НТО - несезонный - модульный павильон, специализация - продовольственная, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 63:09:0101166:4, площадью 99 кв.м, с местонахождением: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, ул. Ворошилова, квартал 9.
В отношении указанного НТО администрацией г.о. Тольятти и истцом подписан, с протоколом разногласий, договор на размещение НТО на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности N -БА/2021.
Решением Думы г.о. Тольятти от 07.06.2017 N 1473 определен размер платы по договорам на размещение НТО на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, а также собственность на которые не разграничена.
Размер платы по договору на размещение нестационарного торгового объекта на землях или земельных участках, заключаемому без проведения аукциона, должен быть равным рыночной стоимости платы по договору на размещение нестационарного торгового объекта в месте размещения такого объекта согласно схеме размещения нестационарных торговых объектов городского округа Тольятти, определяемой на основании отчета об оценке (п.1 ч.1 Решения Думы г.о. Тольятти от 07.06.2017 г.).
Годовой размер платы за размещение НТО определен в пункте 3.1 Договора и составляет 52 569 руб. в год на основании Отчета, подготовленного Ответчиком.
Обосновывая заявленные требования, истец указал, что при заключении спорного договора Ответчик не представил Отчет об оценке, в соответствии с которым плата за размещение определена в указанном размере. В соответствии с Отчетом об оценке N 2021А/11-03, подготовленного ООО "Центр экспертизы и Оценки" по инициативе Истца, годовая стоимость неисключительного права пользования земельным участком, площадью 99 кв.м, с местоположением: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, ул. Ворошилова, квартал 9, определена в размере 24 656,54 руб. в год.
Письмом от 11.11.2021 Истец обратился в администрацию г.о. Тольятти с приложением протокола разногласий к спорному договору, просил представленный протокол подписать с учетом представленного Отчета об оценке.
Письмом от 13.11.2021 администрация г.о. Тольятти отказала в согласовании протокола разногласий и подписании договора в редакции Истца.
Указанные обстоятельства послужили истцу основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Возражая против удовлетворения исковых требований, указал на то, что годовой размер платы за размещение НТО, согласно отчету об оценке N 667-18 от 09.08.2021, проведенного ООО "Финокс", составил 52 569 рублей в год. Оценка рыночной стоимости платы по договору выполнена ООО "Финэкс" на основании муниципального контракта от 01.03.2021 N 08423000040210000090001. Данный контракт не был признан недействительным. Таким образом, как указал ответчик, в действиях Администрации г.о. Тольятти нарушений прав ООО фирма "Востокинтеркрафт" не имеется.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
В силу статьи 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
В соответствии с ч.3 ст. 10 Федерального закона N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности Российской Федерации" схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 5 Закона Самарской области от 05.07.2010 N 76-ГД "О государственном регулировании торговой деятельности на территории Самарской области" сема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования в порядке, установленном уполномоченным органом.
Во исполнение данной нормы Министерством экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области принят Приказ от 28.10.2016 N 240 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Самарской области и о признании утратившими силу отдельных приказов министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области".
Пункт 3.1 указанного Приказа наделяет юридические лица правом инициативы изменения схемы размещения нестационарных торговых объектов.
В соответствии с пунктом 3.2 указанного приказа предложения, направленные для включения в Схему нестационарных торговых объектов заинтересованным лицом, должны включать:
1) адрес или адресное обозначение предлагаемого места расположения нестационарного торгового объекта с указанием границ улиц, дорог, проездов, иных ориентиров (при наличии);
2) вид и специализацию нестационарного торгового объекта;
3) площадь места, которое необходимо для расположения нестационарного торгового объекта.
Пункт 3.3 Приказа устанавливает, что решение о включении в Схему нестационарного торгового объекта по результатам рассмотрения предложения, внесенного в орган местного самоуправления заинтересованным лицом, принимается органом местного самоуправления с учетом факторов, предусмотренных пунктом 2.1 настоящего Порядка.
В свою очередь, пункт 2.1 Приказа называет одним из факторов, которые должны приниматься в расчет при разработке схемы создание дополнительных условий для развития малого и среднего предпринимательства в сфере торговой деятельности.
Согласно ч.1 п.1 решения Решением Думы г.о. Тольятти Самарской области от 07.06.2017 N 1473 "Об определении размера платы, начального размера платы по договорам на размещение нестационарных торговых порядке размещения нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности городского округа Тольятти, а также на землях или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории городского округа Тольятти" размер платы по договору на размещение нестационарного торгового объекта на землях или земельных участках, заключаемому без проведения аукциона, считать равным рыночной стоимости платы по договору на размещение нестационарного торгового объекта в месте размещения такого объекта согласно схеме размещения нестационарных торговых объектов городского округа Тольятти, определяемой на основании отчета об оценке.
Вместе с тем Решением Думы N 1473, ни иными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления г.о. Тольятти не предусмотрена методика расчета размера платы за размещение НТО.
В отсутствие такой методики определение размера платы за размещение НТО на территории г.о. Тольятти сводится к определению рыночной стоимости оценщиком, который в силу Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" вправе самостоятельно выбирать методы проведения оценки объекта оценки в соответствии со стандартами оценки.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 12 июля 2022 года производство по делу приостановлено и назначена по делу А55-36187/2021 судебная экспертиза. Проведение экспертизы поручено Обществу с ограниченной ответственностью "Бюро оценочных технологий".
Согласно заключению эксперта N 2023.02-08 от 09.02.2023, проведенного ООО "Бюро оценочных технологий" на основании определения Арбитражного суда Самарской области от 12.07.2022, рыночная стоимость годового размера платы за размещение нестационарного торгового объекта на земельном участке с кадастровым номером 63:09:0101166:4 составляет 19 200 рублей в год.
Довод ответчика, о том, что договор на размещение НТО может быть заключен исключительно в первоначальном виде, без протокола разногласий, судом первой инстанции отклонен, в силу несоответствия их положениям ст.ст. 445, 446 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, аналогичны доводам приведенным в суде первой инстанции. Указанным доводам была дана надлежащая оценка судом первой инстанции. Суд апелляционной инстанции соглашается с вышеуказанными обоснованными выводами суда первой инстанции.
Настаивая на определение рыночной стоимости платы за размещение НТО на основании отчета, составленного по инициативе ответчика, администрация в нарушение статьи 65 АПК РФ доказательств, опровергающих достоверность выводов судебной экспертизы, не представила.
Само по себе несогласие с выводами, изложенными в заключении эксперта, а также с выводами суда, сделанными по результатам оценки экспертного заключения, не свидетельствует о нарушении положений статьи 82 АПК РФ, учитывая, что правильность расчета рыночной стоимости объекта ответчиком документально не опровергнута, о проведении дополнительной или повторной экспертиз не заявлено.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (часть 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Заявителем жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые были бы не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, поскольку, не опровергая выводов суда, они сводятся исключительно к несогласию с оценкой установленных обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Несогласие заявителя с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона, не означают допущенной судом при рассмотрении дела ошибки и не подтверждают нарушений судом норм права, в связи с чем не имеется оснований для отмены судебного акта.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что арбитражным судом первой инстанции обстоятельства спора в данном конкретном случае исследованы всесторонне и полно, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Основания для переоценки обстоятельств, правильно установленных судом первой инстанции, у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, арбитражным апелляционным судом не установлено.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что оснований для отмены судебного акта по приведенным доводам жалобы и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 06 апреля 2023 года по делу N А55-36187/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.А. Копункин |
Судьи |
Е.В. Коршикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-36187/2021
Истец: ООО фирма "Востокинтеркрафт"
Ответчик: Администрация г.о. Тольятти
Третье лицо: ООО "БЮРО ОЦЕНОЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ"