г. Владимир |
|
12 июля 2023 г. |
Дело N А43-38099/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05.07.2023.
Полный текст постановления изготовлен 12.07.2023.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Фединской Е.Н.,
судей Богуновой Е.А., Новиковой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Худяковой И.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Нижэкология-НН"
на решение Арбитражного суда Нижегородской области
от 07.04.2023 по делу N А43-38099/2021,
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Нижэкология-НН" (ИНН 5261098663, ОГРН 1155261002720)
к администрации города Нижнего Новгорода (ОГРН 1025203032579, ИНН 5253001036), администрации Автозаводского района г.Н.Новгорода (ИНН 5256008671, ОГРН 1035204877630),
с участием третьих лиц, - Департамента благоустройства администрации г.Н.Новгорода, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области (ОГРН 1055238026491, ИНН 5260147237), Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области (ОГРН 1095260002683, ИНН 5260248771),
об обязании привести количество и объем контейнеров в соответствии с требованиями законодательства,
при участии представителей: от общества с ограниченной ответственностью "Нижэкология-НН" - Рогалева Ю.А., по доверенности от 09.01.2023 N 8, сроком действия по 31.12.2023, представлен диплом; иные лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили; о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Нижэкология-НН" (далее - ООО "Нижэкология-НН", истец) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области к администрации города Нижнего Новгорода и администрации Автозаводского района г.Н.Новгорода с иском об обязании в течении месяца со дня вступления в законную силу решения суда по рассматриваемому делу, привести количество и объем контейнеров, установленных в местах (площадках) накопления, расположенных по адресам: Автозаводский район, ул. Автоматная, д. 11; ул. Аркадия Гайдара, д.29 А; ул. Аркадия Гайдара, д.54 А; ул. Бестужева ул.20; ул. Братская д. 28; ул. Владивостокская ул. 16; ул. Героя Советского Союза Ляхова д. 107; ул. Ермоловой д.25; ул. Каменогорская д. 1; ул.Карская д. 2; ул. Керженская д.5; ул. Красноармейская д. 3; ул.Литке д. 4; ул. Лысенко д. 22; д. 23, д. 24; пер. Лесосечный д..1; ул. Малоэтажная д. 19; ул.Малоэтажная д. 57; ул. Малоэтажная д. 72; ул. Малоэтажная д. 81; ул.Малоэтажная д. 91; ул. Малышевская д. 19; ул. Матюшенко д. 1; ул. Матюшенко д. 7; ул. Некрасова д. 13к1; ул. Новая Стройка д.5; ул. Ореховская д.50; ул.Отечественная д. 1; п. Парышево д. 16; ул. Парышевская д. 58А; пер. Патриотов д.1; пер. Патриотов д. 17; ул. Патриотов д.20; ул. Патриотов д.36; ул. Патриотов д.56; ул. Пойменная д. 19; ул. Рельсовая д. 16; д.29; д.2А; д.35; д. 49, д.57; д.9; ул.Ремонтная д. 16; ул. Ремонтная д. 5; ул. Ржевская д.23; ул. Стрелочная д.4; пер. Стригинский д.1 А; ул.Тяблинская д. 19; д.34; д. 34А; пер. Художе -ственный д. 16, ул. Шанхайская, ул. Чусовая; ул. Шанхайская д. 17; ул. Мелентьева д.22; ул. Шевцовой (Парижской коммуны п) д. 1; ул. Янтарная (Парижской коммуны п) д. 1; пос. Новое Доскино, пос.Стригино, пос. Гнилицы, пос. Нагулино к значениям, соответствующим нормативу накопления, утвержденному в установленном законом порядке органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Решением от 07.04.2023 Арбитражный суд Нижегородской области в удовлетворении исковых требований отказал.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Нижэкология-НН" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Оспаривая законность принятого судебного акта, заявитель полагает, что для суда, рассматривающего дело, имеют преюдициальное значение обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по делу N А43-3260/2022, но вопросы применения норм материального права преюдициального значения не имеют.
Обращает внимание, что судом не применен закон, подлежащий применению, а именно - п. 6.1. Постановления Правительства Нижегородской области от 05.06.2018 N 407 "Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Нижегородской области".
По мнению заявителя, администрация г.Н.Новгорода, администрация Автозаводского района г.Н.Новгорода, нарушают требования, установленные действующим законодательством к созданию мест (площадок) накопления и незаконно отказывают в требовании привести контейнерные площадки в нормативное состояние, нарушают действующее санитарно-эпидемиологическое законодательство и законодательство в области обращения с отходами, нарушают требования Постановления Правительства Нижегородской области N 407, нарушают права и законные интересы ООО "Нижэкология-НН" в сфере предпринимательской деятельности, незаконно возлагают обязанности, связанные с необходимостью транспортировать отходы в объеме, значительно превышающем объем ТКО, который должен образовываться, исходя из норматива и оплачивать услуги по транспортированию в размере, превышающим начисления.
Подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в жалобе в полном объеме.
Ответчики и третьи лица явку полномочных представителей в суд апелляционной инстанции не обеспечили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие ответчиков и третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся в деле материалам.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, Первый арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Нижэкология-НН" осуществляет деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) в зоне деятельности 1, куда входит город Нижний Новгород (за исключением Сормовского района), городской округ Дзержинск и Володарский муниципальный район Нижегородской области, в том числе, оказывает услугу по обращению с ТКО собственникам и пользователям индивидуальных жилых домов, расположенных на территории Автозаводского района города Нижнего Новгорода.
По мнению истца, количество отходов, образованных потребителями, должно составлять 42 851,95 кубического метра в год, тогда как фактически Общество вывозит отходы в количестве 139 951,92 кубического метра в год.
Претензией от 18.10.2021 N 12399 ООО "Нижэкология-НН" обращалось в администрацию Автозаводского района г.Н.Новгорода с предложением о приведении количество и объект контейнеров, необходимых для складирования ТКО потребителям, проживающим в индивидуальных жилых домах Автозаводского района г.Н.Новгорода к значениям, соответствующим нормативам накопления.
Поскольку требования претензии оставлены без удовлетворения, истец обратился с настоящим иском в суд.
Проверив доводы жалобы, Первый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены судебного акта.
В силу пункта 1 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В соответствии пунктом 1 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ, накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила N 1156), согласно которым потребители осуществляют складирование ТКО в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, в соответствии со схемой обращения с отходами.
В соответствии с пунктом 4 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ, органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
В статье 7 Закона N 226-З определено, что органы местного самоуправления в области обращения с твердыми коммунальными отходами в пределах компетенции, установленной федеральным законодательством и законодательством Нижегородской области наделены полномочиями на создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
В силу положений Закона N 89-ФЗ, а также Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 (далее - Правила N 1039) места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления в соответствии с правилами благоустройства муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства РФ, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
СанПиН 2.1.3684-21 установлено, что количество мусоросборников, устанавливаемых на контейнерных площадках, определяются хозяйствующими субъектами в соответствии с установленными нормативами накопления.
Согласно пункту 6 СанПиНа 2.1.3684-21 на контейнерных площадках должно размещаться не более 8 контейнеров для смешанного накопления твердых коммунальных отходов или 12 контейнеров, из которых 4 - для раздельного накопления твердых коммунальных отходов, и не более 2 бункеров - для накопления крупногабаритных отходов (КГО).
В соответствии с пунктом 2 Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 N 269 (далее - Правила N 269) нормативы устанавливаются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления поселений или городских округов.
Согласно пункту 2 статьи 6 Закона Нижегородской области от 23.11.2001 N 226-3 "Об отходах производства и потребления", к полномочиям Правительства Нижегородской области в области обращения с отходами относится, в том числе установление нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утверждение порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления).
Постановлением Правительства Нижегородской области от 26.12.2018 N 905 утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Нижегородской области, включая нормативы накопления твердых коммунальных отходов: индивидуальные жилые дома в г.о.г. Нижний Новгород, 1 проживающий, 276,79 кг/год, 2,87 мЗ/год.
Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждены в соответствии со статьей 6 Закона N 89-ФЗ, статьей 6 Закона Нижегородской области от 23.11.2001 N 226-3 "Об отходах производства и потребления", постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 N 269 "Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов", пунктом 148.30 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
Порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов устанавливается Правительством Российской Федерации.
Нормативы определяются в соответствии с Правилами определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 N 269 (далее - Правила N 269).
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 N 269 приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28.07.2016 N 524/пр утверждены Методические рекомендации по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
В соответствии с требованиями федерального законодательства, согласно Правилам определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 N 269 и Методическим рекомендациям, утвержденным Приказом Минстроя России от 28.07.2016 N 524/пр, нормативы устанавливаются на основании замеров отходов, проводимых в течение 7 дней непрерывно для каждого сезона года (зима, весна, лето, осень).
Нормативы могут устанавливаться дифференцированно по численности населения, проживающего в поселении/городском округе, по категориям потребителей, а также по категориям объектов.
Согласно пункту 4 Правил N 269 нормативы накопления твердых коммунальных отходов могут устанавливаться дифференцированно в отношении: а) территорий субъекта Российской Федерации - муниципальных образований (групп муниципальных образований) и зон деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами; б) категорий потребителей услуги по обращению с отходами - физических и юридических лиц; в) категорий объектов, на которых образуются отходы.
Категории объектов, на которых образуются отходы, определяются уполномоченным органом. При этом определение нормативов производится отдельно по каждой категории объектов (пункты 5, 6 Правил N 269).
Пунктом 7 Правил N 269 установлено, что в целях определения нормативов проводятся замеры отходов, для чего выбираются участки поселений и городских округов, определяемые в зависимости от процентного отношения от общей численности населения поселения или городского округа (на территории которых проживают не менее 0,5 процента общей численности населения поселения или городского округа - в отношении поселений или городских округов с численностью населения свыше 500 тыс. человек, чему соответствует муниципальное образование городской округ город Нижний Новгород).
Процедура сбора данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений регулируется пунктами 8 - 12 Правил N 269.
Годовой норматив, выраженный в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в год, и годовой норматив, выраженный в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в год, определяются по формулам, приведенным в пунктах 19, 20 Правил N 269, как произведение соответственно среднесезонного суточного норматива, выраженного в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в сутки, и среднесезонного суточного норматива, выраженного в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в сутки, на 365.
Как следует из вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Нижегородской области по делу N А43-3260/2022 по заявлению ООО "Нижэкология-НН" о признании незаконным бездействия администрации Автозаводского района города Нижнего Новгорода и администрации города Нижнего Новгорода, выразившимся в неисполнении требований действующего законодательства по оборудованию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, судом установлено, что количество размещенных Администрацией контейнеров, расположенных в Автозаводском районе города Нижнего Новгорода (по оспариваемым адресам) соответствует положениям СанПиН 2.1.3684-21.
Общество, являясь региональным оператором, приняло на себя обязательства по вывозу мусора в установленном объеме и согласно адресам, указанным в подписанном Обществом без замечаний реестре мест накопления ТКО Автозаводского района города Нижнего Новгорода, определены места накопления ТКО, а также количество и вместимость установленных по каждому виду контейнеров.
Указанные обстоятельства в силу пункта 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеют преюдициальное значение при рассмотрении настоящего дела и не подлежат доказыванию вновь.
Кроме того, в материалы дела представлены письма ООО "Нижэкология-НН" от 07.08.2020, 11.08.2020, 13.07.2020, 27.01.2021, 17.08.2020, 20.07.2020, в которых региональный оператор указывал администрации Автозаводского района г.Н.Новгорода о необходимости создания мест накопления, в том числе в части спорных адресов.
Таким образом, истец в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил доказательств необходимости и обязанности у ответчиков изменить количество и объем контейнеров по спорным адресам.
С учетом изложенного суды правомерно отказал в удовлетворении заявленного требования.
Принимая во внимание указанные выше нормы права, а также, учитывая конкретные обстоятельства по делу, суд апелляционной инстанции считает, что доводы заявителей, изложенные в апелляционных жалобах, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются несостоятельными, поскольку не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения.
Арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Следовательно, оснований для отмены принятого по делу решения и удовлетворения апелляционных жалоб не имеется.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на заявителей апелляционных жалоб.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 07.04.2023 по делу N А43-38099/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Нижэкология-НН" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд Волго-Вятского округа через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий судья |
Е.Н. Фединская |
Судьи |
Е.А. Богунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-38099/2021
Истец: ООО "Нижэкология-НН"
Ответчик: Администрация Автозаводского района города Нижнего Новгорода, Администрация города Нижнего Новгорода
Третье лицо: Департаменту благоустройства администрации г Н Новгорода, Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области (Управление Роспотребнадзора Нижегородской области