г. Санкт-Петербург |
|
11 июля 2023 г. |
Дело N А56-95435/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 июля 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Мильгевской Н.А., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Макашевым В.Э.
при участии:
от заявителя: Долгопятов Е.Б. по доверенности от 17.03.2021
от заинтересованного лица: Мозгунов В.С. по доверенности от 17.03.2023
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-16113/2023) Северо-Западного МРУ Росприроднадзора на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.04.2023 по делу N А56-95435/2022, принятое
по заявлению АО "РН-Тверь"
к Северо-Западному МРУ Росприроднадзора
об оспаривании решений, взыскании
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "РН-Тверь" (ОГРН: 1026900510120, адрес: 170028, г.Тверь, наб.р. Лазури, 13, А, далее - АО "РН-Тверь", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области к Северо-Западному межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ОГРН: 1099847008546, адрес: 191014, Санкт-Петербург, Литейный пр-кт, д.39, далее - Северо-Западное МРУ Росприроднадзора, Управление) с заявлением об оспаривании решений N 1371 от 08.06.2022, N 64 от 16.07.2022 об отказе в возврате излишне уплаченной платы за негативное воздействие на окружающую среду; взыскании 110 583,78 руб. излишней платы за размещение отходов производства и потребления за 2019 год.
Решением от 09.04.2023 суд первой инстанции оспариваемые решения Управления признал недействительными, взыскал с Управления в пользу АО "РН-Тверь" 110 583,78 руб. платы, 10 318 руб. государственной пошлины.
Не согласившись с решением суда, Управление обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. В апелляционной жалобе Управление ссылается на то, что в комплекте документов, направленных в адрес Управления с заявлением о возврате переплаты, отсутствовал акт контроля за исчислением платы, а также не был представлен акт сверки расчетов сумм платы за НВОС, подписанный без разногласий Управлением и лицом, обязанным вносить плату. Кроме того, по мнению Управления, срок для возврата платежей, с учетом трехмесячного срока, установленного пунктом 12 Порядка N 255, истек.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, 28.01.2021 от Управления в адрес Общества поступил акт проведения контроля за исчислением платы за 2019 год (исх. N 07-19/1098 от 22.01.2021), в котором указано о выявлении кредиторской задолженности Управления перед Обществом в размере 110 583,78 руб.
В адрес Общества также поступил акт сверки по плате за НВОС N 13 от 15.01.2021, согласно которому по состоянию на 15.01.2021 выявлена излишне уплаченная Обществом плата за НВОС за 2019 год в размере 110 583,78 руб.
19.04.2022 Общество обратилось в Управление с заявлением N 939 о возврате сумм излишне уплаченной (взысканной) платы за размещение отходов производства и потребления за 2019 год в размере 110 583,78 руб.
Решением Управления N 1371 от 08.06.2022 Обществу в возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм отказано в связи с пропуском сроков, установленных статьей 40.1 Бюджетного кодекса РФ и п. 12 Порядка зачета и возврата сумм излишне уплаченной (взысканной) платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденного Приказом Росприроднадзора от 20.06.2019 N 334 (далее - Порядок N 334). Решение направлено Обществу в письме от 09.06.2022 и получено им в этот же день.
16.06.2022 Общество повторно обратилось в Управление с аналогичным заявлением, приложив к заявлению акт проведения контроля за исчислением платы за 2019 год (исх. N 07-19/1098 от 22.01.2021), акт сверки по оплате за НВОС N 13 от 15.01.2021 (исх.N 07-19/1099 от 22.01.2021).
Решением Управления N 64 от 16.07.2022 Обществу в возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм отказано в связи с пропуском сроков, установленных статьей 40.1 БК РФ.
Не согласившись с решениями Управления от 08.06.2022, от 16.07.2022 об отказе в возврате излишне уплаченной платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил в полном объеме.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) плату за НВОС обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую НВОС.
В пунктах 2, 3, 5 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ (в редакции, действовавшей в 2019 году) установлено следующее. Отчетным периодом в отношении внесения платы за НВОС признается календарный год. Плата за НВОС, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 настоящего Федерального закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом. Лица, обязанные вносить плату, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, вносят квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода. Не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, лица, обязанные вносить плату, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по месту нахождения объекта, оказывающего НВОС, декларацию о плате за НВОС.
Согласно пункту 2 статьи 16.5 Закона N 7-ФЗ излишне уплаченные суммы платы за НВОС подлежат возврату по заявлению лиц, обязанных вносить плату, или зачету в счет будущих отчетных периодов.
В силу пункта 36 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255, зачет и возврат сумм излишне уплаченной (взысканной) платы осуществляются в порядке, установленном Росприроднадзором, на основании заявления лица, обязанного вносить плату, в срок не позднее 3 месяцев с даты получения Росприроднадзором соответствующего заявления.
В соответствии с пунктом 2 Порядка зачета и возврата сумм излишне уплаченной (взысканной) платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденного Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 20.06.2019 N 334 (далее - Порядок N 334), суммы излишне уплаченной (взысканной) платы за НВОС подлежат зачету в счет будущего отчетного периода или возврату лицу, обязанному вносить плату.
Согласно пункту 6 Порядка N 334 заявление о возврате или зачете сумм излишне уплаченной (взысканной) платы подается лицом, обязанным вносить плату (его представителем), в территориальный орган Росприроднадзора. К заявлению прилагается акт сверки расчетов сумм платы за НВОС, подписанный без разногласий территориальным органом Росприроднадзора и лицом, обязанным вносить плату.
Согласно пункту 12 Порядка N 334 принятие территориальным органом Росприроднадзора решения о возврате или зачете сумм излишне уплаченной (взысканной) платы основывается в том числе на сведениях, имеющихся в распоряжении у территориального органа Росприроднадзора.
Согласно пункту 2 статьи 40.1 БК РФ заявление о возврате излишне уплаченного (взысканного) платежа в бюджет может быть подано плательщиком платежей в бюджет в течение трех лет со дня уплаты (взыскания) такого платежа, если иное не предусмотрено законодательными актами Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Обществом внесены авансовые платежи в размере 110 583,78 руб. (платежные поручения от 19.04.2019 N N 77192, 77193, 77194, 77195, 77196, 77197 и от 19.07.2019 NN 80169, 80170, 80221, 80222, 80223, 80224).
19.04.2022 Общество обратилось в Управление с заявлением N 939 о возврате излишне уплаченного платежа в бюджет в размере 110 583,78 руб., к заявлению приложен акт сверки взаимных расчетов от 15.01.2021 N 13, подписанный двумя сторонами и подтверждающий наличие у Общества излишне уплаченных платежей в размере 110 583,78 руб.
Таким образом, Общество подало в Управление надлежаще оформленное заявление с приложением всех необходимых документов, подтверждающих наличие у Общества образовавшейся переплаты, с соблюдением срока, установленного ст. 40.1 БК РФ, в связи с чем основания для отказа в возврате излишне уплаченных платежей у Управления отсутствовали.
Решение Управления N 64 от 16.07.2022, вынесенное по результатам рассмотрения повторного заявления Общества от 16.06.2022, также является незаконным и необоснованным, поскольку Управление не учло, что на момент обращения с данным заявлением срок подачи заявления, установленный ст. 40.1 БК РФ, не пропущен по платежам, осуществленным 19.07.2019.
Кроме того, согласно акту сверки по плате за НВОС N 13 от 15.01.2021 самим Управлением была выявлена излишне уплаченная Обществом плата за НВОС за 2019 год в размере 110 583,78 руб.
Факт наличия переплаты в заявленном размере подтверждается имеющимися в материалах дела документами и не оспорено Управлением.
Довод Управления о том, что срок для возврата платежей, с учетом трехмесячного срока, установленного пунктом 12 Порядка N 255, истек, отклоняется апелляционным судом, поскольку основан на неверном понимании норм действующего законодательства.
В данном случае порядок возврата излишне уплаченного платежа связан с датой подачи заявления плательщиком, а не с датой принятия решения Управлением.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09 апреля 2023 года по делу N А56-95435/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Н.А. Мильгевская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-95435/2022
Истец: АО "РН-ТВЕРЬ"
Ответчик: Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу