г. Санкт-Петербург |
|
12 июля 2023 г. |
Дело N А56-3484/2023 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Смирнова Я.Г.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-16325/2023) садоводческого некоммерческого товарищества "Заря - 2" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.05.2023 по делу N А56-3484/2023, принятое
по иску акционерного общества "Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области"
к садоводческому некоммерческому товариществу "Заря - 2"
о взыскании, рассмотренному в порядке упрощенного производства,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области" (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением о взыскании с садоводческого некоммерческого товарищества "Заря - 2" (далее - ответчик, товарищество) 193 072,68 рублей задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.07.2021 по 30.06.2022, а также 6792 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Определением суда от 25.01.2023 исковое заявление принято к производству, дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в виде резолютивной части от 27.03.2023 (мотивированный судебный акт изготовлен 11.05.2023) требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе ответчик, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права, просит решение отменить, в удовлетворении иска отказать.
Податель жалобы указывает на то, что в силу закона определение конкретного места накопления ТКО является существенным условием договора по обращению с твердыми коммунальными отходами, однако, в рассматриваемом случае судом первой инстанции не установлено, из какого именно места накопления отходов, с какой именно общей муниципальной площадки истец производил забор ТКО от СНТ в спорный период.
В отзыве истец просит решение оставить без изменения, полагая, что сигнальный метод сбора отходов на территории Ленинградской области не предусмотрен и реализован быть не может.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в соответствии со статьей 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", (далее - Закон об отходах) 24.04.2018 между Субъектом Российской Федерации Ленинградская область, в лице Управления Ленинградской области по организации и контролю деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, и АО "УК по обращению с отходами в Ленинградской области" (далее - Истец, Региональный оператор) заключено Соглашение об организации деятельности Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории зоны деятельности "Ленинградская область". Истцу присвоен статус Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) и определена зона деятельности - Ленинградская область.
Во исполнение условий Соглашения Региональный оператор на территории Всеволожского района Ленинградской области приступил к деятельности по обращению с ТКО с 01.10.2019.
Акционерное общество "Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области" разместило предложение о заключении договора и текст типового договора 20.03.2019 в официальном источнике публикации правовых актов Ленинградской области - Газета "Вести" N 21 (4499) (дополнение к оферте опубликовано 30.08.2019 Газета "Вести" N 66 (4544)), а также на своем сайте.
Заявка на заключение Договора на оказание услуги по обращению с ТКО от СИТ "Заря-2" в установленные сроки в адрес истца не поступала.
Истцом обязательства по договору исполнены в полном объеме, что подтверждается актами оказанных услуг за период с 01.07.2021 по 30.06.2022.
Ответчиком обязанность по оплате оказанных услуг не исполнена, в связи с чем у ответчика перед истцом образовалась задолженность в размере 193 072,68 рублей, что послужило основанием для обращения Общества в арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с соответствующим иском, который удовлетворен в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции согласен с выводами суда первой инстанции в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 24.7 Закона N89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
В силу части 4 статьи 24.7 Закона N89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (часть 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Согласно пункту 2.1 договора (типового договора), региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы (ТКО) в объеме и в местах, которые определены в договоре.
Места накопления ТКО, способ их складирования, периодичность вывоза ТКО определяется согласно Приложению N1 к договору (пункт 2.2 договора).
Однако такое место (площадка) для сбора ТКО, как указывает ответчик, не было определено региональным оператором для СНТ в спорный период времени, а в счетах и актах, предоставленных Истцом такое место приема ТКО - не указано; СНТ не было извещено региональным оператором о месте расположения площадки для сбора ТКО, с которой на основании типового Договора Региональный оператор производит вывоз ТКО.
В соответствии с частью 1 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с ними в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Частью 2 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что в случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов их накопления. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
Порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов регулируется Правилами N 1156.
Пунктом 4 Правил N 1156 установлено, что региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ними.
Обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с ними, заключенных с потребителями.
В соответствии с пунктом 5 Правил N1156 договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом 1.1 названных Правил.
Обязанность заключения договоров с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами предусмотрена пунктами 5, 8(4), 8(5), 8(11), 8(12) Правил N1156.
Согласно пункту 8(17) Правил N1156 региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Законом N89-ФЗ договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Пунктом 8(18) Правил N1156 предусмотрено, что до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
При этом под потребителем в Правилах N1156 понимают собственника твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ними.
Сторонами не оспаривается, что Общество (региональный оператор) в порядке, предусмотренном пунктом 8(17) Правил N1156, известило потенциальных потребителей о необходимости заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Поскольку в установленные сроки СНТ обязанность по заключению договора с региональным оператором не исполнило, обязательства сторон по обращению с ТКО в спорный период возникли в силу закона, в соответствии с положениями пункта 8(17) Правил N 1156 между сторонами в спорный период действовал договор на оказание услуг по обращению с ТКО на условиях типового договора.
По положениям статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Согласно пункту 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (пункт 1 статьи 781 ГК РФ).
В силу пункта 6 типового договора потребитель оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Составление и подписание акта оказанных услуг Правилами N1156 и условиями типового договора не предусмотрено.
Как следует из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, приведенных в определении от 26.02.2016 N309-ЭС15-13978, образование ТКО является закономерным и неотъемлемым результатом процесса жизнедеятельности человека, а, следовательно, по общему правилу функционирование любого субъекта гражданского договора неизбежно вызывает формирование отходов.
Наличие у Общества статуса регионального оператора предполагает оказание им услуг по обращению с ТКО всем без исключения потребителям на территории Ленинградской области, пока не доказано иное.
В соответствии с пунктом 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее - Закон N458-ФЗ), обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 01.01.2019.
Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 14.09.2021 N306-ЭС21-8811, указание в статье 24.6 Закона N 89-ФЗ о том, что региональный оператор обязан оказывать услуги по обращению с ТКО всем без исключения потребителям, находящимся в зоне его деятельности, само по себе не исключает возможности представления потребителем доказательств неоказания или ненадлежащего оказания региональным оператором данных услуг (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), подлежащих оценке при рассмотрении спора, равно не исключает и необходимость проверки судом заключения потребителем договора о вывозе ТКО с иным лицом в обход закона с целью уклонения от оплаты стоимости соответствующих услуг, размер которых определен нормативно.
Презумпцию образования ТКО как естественного результата жизнедеятельности членов СНТ ответчик не опроверг.
Учитывая, что в силу статьи 24.6 Закона N89-ФЗ региональный оператор обязан оказывать услуги по обращению с ТКО всем без исключения потребителям, находящимся в зоне его деятельности, отсутствие на территории СНТ организованной площадки для сбора ТКО и установленных контейнеров само по себе не свидетельствует о неоказании или ненадлежащем оказании региональным оператором данных услуг.
В случае осуществления коммерческого учета объема и массы ТКО, исходя из нормативов накопления ТКО, потребитель не ограничен в выборе мест накопления ТКО и имеет право складировать ТКО в любых общих местах накопления ТКО, включенных в реестр мест (площадок) накопления ТКО и территориальную схему обращения с отходами.
В такой ситуации довод апелляционной жалобы о том, что услуга по обращению с ТКО ответчику в спорный период не оказывалась, подлежит отклонению, поскольку не соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и имеющимся в деле доказательствам. Оказание региональным оператором услуг потребителю предполагается, пока не доказано иное.
В нарушение положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчиком документально не опровергнута презумпция накопления ТКО как естественного результата жизнедеятельности, как и размер, подлежащей уплате задолженности.
Доказательств того, что в процессе деятельности СНТ не образуется отходов, ответчиком не представлено.
Вопреки позиции подателя жалобы, то обстоятельство, что место накопления ТКО Компанией и СНТ не согласовано, не свидетельствует о том, что услуги Компанией фактически не оказывались
В соответствии с частью 9 статьи 24.6 Закона N89-ФЗ деятельность регионального оператора охватывает всю территорию Ленинградской области, оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов осуществляется в отношении всех без исключения потребителей в пределах зоны деятельности регионального оператора. Следовательно, отсутствие организованного и согласованного с региональным оператором места накопления ТКО не может служить основанием для неоказания услуги по обращению с ТКО.
В такой ситуации довод апелляционной жалобы о том, что услуга по обращению с ТКО ответчику в спорный период не оказывалась, подлежит отклонению, поскольку не соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и имеющимся в деле доказательствам. Оказание региональным оператором услуг потребителю предполагается, пока не доказано иное.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о доказанности факта оказания истцом ответчику услуг по обращению с ТКО в спорном периоде и признал заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела с учетом представленных в материалы дела доказательств и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.05.2023 по делу N А56-3484/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Я.Г. Смирнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-3484/2023
Истец: АО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ ПО ОБРАЩЕНИЮ С ОТХОДАМИ В ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"
Ответчик: САДОВДЧЕСКОЕ НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ТОВАРИЩЕСТВО "ЗАРЯ - 2"