г. Москва |
|
12 июля 2023 г. |
Дело N А41-99136/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 июля 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Панкратьевой Н.А.,
судей: Немчиновой М.А., Стрелковой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бабаян Э.К.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 13.05.2023 по делу N А41-99136/22, по заявлению Управления делами Президента Российской Федерации к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании, третьи лица: администрация Истринского городского округа, Министерство экологии и природопользования Московской области, муниципальное бюджетное учреждение "Жилищно-коммунальное управление городского округа Истра", территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области,
при участии в заседании:
от Управления делами Президента Российской Федерации - Кудряшов С.В. по доверенности от 13.02.2023;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - извещено, представитель не явился;
от администрации Истринского городского округа, Министерства экологии и природопользования Московской области, муниципального бюджетного учреждения "Жилищно-коммунальное управление городского округа Истра", территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области - извещены, представители не явились;
УСТАНОВИЛ:
Управление делами Президента Российской Федерации (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - заинтересованное лицо, регистрирующий орган) о признании незаконными решения об отказе в государственной регистрации прекращения права собственности Российской Федерации в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 50:08:0050206:862, 50:08:0050206:864, 50:08:0050206:865, 50:08:0050206:866, 50:08:0050206:867, 50:08:0050206:868, 50:08:0050206:870, 50:08:0050206:871, 50:08:0050206:872, 50:08:0050206:873, содержащиеся в уведомлениях от 28.09.2022 N КУВД-001/2022-25665600/4, от 28.09.2022 N КУВД-001/2022-25663839/4, от 28.09.2022 N КУВД-001/2022-25661327/4, от 29.09.2022 N КУВД-001/2022-25660214/4, от 28.09.2022 N КУВД-001/2022-25663086/4, от 28.09.2022 N КУВД-001/2022-25664065/4, от 30.09.2022 N КУВД-001/2022-25662299/4, от 28.09.2022 N КУВД-001/2022-25664744/4, от 28.09.2022 N КУВД-001/2022-25664932/4, от 28.09.2022 N КУВД-001/2022-25664267/4; об обязании погасить в Едином государственном реестре недвижимости регистрационные записи о праве собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами 50:08:0050206:862, 50:08:0050206:864, 50:08:0050206:865, 50:08:0050206:866, 50:08:0050206:867, 50:08:0050206:868, 50:08:0050206:870, 50:08:0050206:871, 50:08:0050206:872, 50:08:0050206:873.
Определением суда от 13.12.2022 требования о государственной регистрации прекращения права собственности Российской Федерации в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:08:0050206:864 выделено в отдельное производство (дело N 41-99136/22).
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют администрация Истринского городского округа (администрация), Министерство экологии и природопользования Московской области (Минэкологии МО), муниципальное бюджетное учреждение "Жилищно-коммунальное управление городского округа Истра" (МБУ "ЖКУ"), территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (ТУ Росимущества МО).
Решением Арбитражного суда Московской области от 13.05.2023 по делу N А41-99136/22 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе регистрирующий орган просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств по делу, неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель управления в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей заинтересованного и третьих лиц.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителя управления, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
В собственности Российской Федерации находится земельный участок с кадастровым номером 50:08:0050206:864, полномочия по управлению и распоряжению которыми в соответствии с указом Президента Российской Федерации от 17.09.2008 N 1370 "Об Управлении делами Президента Российской Федерации" и постановлением Правительства Российской Федерации от 01.04.2009 N 290 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 17.09.2008 N 1370" осуществляет Управление делами Президента Российской Федерации.
Земельный участок ранее был предоставлен ФГБУ "ОК "Снегири" Управления делами Президента Российской Федерации на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРЮЛ, находящимися в открытом доступе в сети Интернет, учреждение подведомственно заявителю.
Право постоянного (бессрочного) пользования ФГБУ "ОК "Снегири" на земельный участок прекращено 26.01.2018 на основании приказа управления от 25.12.2017 N 619 "О прекращении права постоянного (бессрочного) пользования ФГБУ "ОК "Снегири" земельными участками".
Спорный земельный участок образован из земельного участка с кадастровым номером 50:08:0050206:694 на основании приказа управления от 19.01.2017 N 11 "Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, образуемых из земельного участка с кадастровым номером 50:08:0050206:694".
Земельный участок с кадастровым номером 50:08:0050206:694 также ранее был предоставлен учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования, прекращенном 19.07.2022 на основании приказа управления от 11.07.2022 N 321.
Согласно выписке из ЕГРН право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:08:0050206:864 зарегистрировано 22.05.2017.
В границах земельного участка расположен многоквартирный жилой дом с кадастровым номером 50:08:0050206:24, что подтверждается актом визуального осмотра земельного участка с кадастровым номером 50:08:0050206:864 от 13.05.2022.
В соответствии с представленной выпиской из ЕГРН от 08.07.2022 многоквартирный дом введен в эксплуатацию по завершению строительства в 1987 году, дата постановки на государственный кадастровый учет - 25.04.2013.
Согласно выписке из ЕГРН на жилое помещение, расположенное в спорном жилом многоквартирном доме, зарегистрировано права собственности физического лица.
Заявлением от 21.06.2022 управление делами обратилось в регистрирующий орган за государственной регистрацией прекращения права собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами: 50:08:0050206:862, 50:08:0050206:864, 50:08:0050206:865, 50:08:0050206:866, 50:08:0050206:867, 50:08:0050206:868, 50:08:0050206:870, 50:08:0050206:871, 50:08:0050206:872, 50:08:0050206:873, 50:08:0050206:874.
По итогам рассмотрения заявления принято решение от 28.06.2022 о приостановлении государственной регистрации, а затем решение от 28.09.2022 N КУВД-001/2022-25663839/4 об отказе в государственной регистрации прекращения права собственности на земельные участки, поскольку не представлены документы, являющиеся основанием для регистрации прекращения права собственности.
Управление, не согласившись с указанным решением, обратилось в суд.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 Закона N 218-ФЗ и требованиям принятых в соответствии с Законом N 218-ФЗ нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено Законом N 218-ФЗ или иными федеральными законами (часть 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ).
Основанием для отказа в государственной регистрации послужило непредставление документов, являющихся основанием для регистрации прекращения права собственности.
Поддерживая выводы суда первой инстанции и отклоняя доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) земельный участок, на котором расположен дом, входит в состав общего имущества в многоквартирном доме. Общее имущество в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.
В силу части 1 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества.
Как верно установлено судом первой инстанции, в границах земельного участка с кадастровым номером 50:08:0050206:864 расположен жилой многоквартирный дом с кадастровым номером 50:08:0050206:624, на жилые помещения в котором зарегистрировано право собственности физических лиц.
При этом апелляционный суд считает возможным отметить, что у заинтересованного лица имелась возможность оценить указанные выше обстоятельства и прийти к выводу о погашении записи права собственности Российской Федерации на земельный участок, поскольку данные сведения имелись в распоряжении органа государственной регистрации как уполномоченного на ведение реестра прав органа.
В пункте 66 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" содержится разъяснение о том, что если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета (часть 5 статьи 16 Вводного закона).
В силу частей 2 и 5 статьи 16 Вводного закона общее имущество многоквартирного домам переходит в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме бесплатно. Каких- либо актов органов власти о возникновении права общей долевой собственности у собственников помещений в многоквартирном доме не требуется.
Положениями части 1 статьи 42 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что государственная регистрация возникновения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество.
Государственная регистрация возникновения права собственности на объект долевого строительства одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество.
При этом закон не ставит в зависимость возникновение права общей долевой собственности собственников помещений на общее имущество, в состав которого входит и земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, от регистрации прав на помещения всех собственников в таком доме.
В силу названных норм с момента регистрации права собственности первого лица на любое из помещений, расположенных в многоквартирном жилом доме, соответствующий земельный участок поступает в долевую собственность собственников помещений, расположенных в многоквартирном жилом доме, а право собственности предыдущего собственника подлежит прекращению.
Данные выводы соответствуют правовой позиции, изложенной в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2017 N 307-ЭС16-17333 по делу N А13-15131/15, от 06.04.2017 N 5-КГ16-236, от 09.02.2023 N 307-ЭС22-19570.
Учитывая изложенное выше, право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок, является прекращенным в силу закона с момента регистрации права собственности на жилые помещения, расположенные в спорном многоквартирном жилом доме, в связи с чем, апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что заявителем были представлены все необходимые документы для совершения регистрационных действий в связи с чем, у регистрирующего органа отсутствовали правовые основания для отказа в государственной регистрации прекращения права собственности Российской Федерации.
К аналогичным выводам пришли суды в рамках дела N А41-64583/20 с аналогичными обстоятельствами (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 19.07.2021).
Судом первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Из доводов заявителя, материалов дела оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не усматривается.
Несогласие заявителя с оценкой установленных судом обстоятельств по делу не свидетельствует о неисследованности материалов дела судом и не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 13.05.2023 по делу N А41-99136/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.А. Панкратьева |
Судьи |
М.А. Немчинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-99136/2022
Истец: УПРАВЛЕНИЕ ДЕЛАМИ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: Администрация Истринского г. о. МО, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: МБУ ЖКУ г.о. Истра, Министерство природопользования МО, ТУ ФАУГИ по Московской области, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ