город Москва |
|
11 июля 2023 г. |
дело N А40-263927/22 |
Резолютивная часть постановления оглашена 11.07.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 11.07.2023.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Кочешкова М.В., Сумина О.С.,
при ведении протокола помощником судьи Михеевой З.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента городского имущества г. Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.02.2023 по делу N А40-263927/22
по заявлению Департамента городского имущества г. Москвы
к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве
о признании незаконным решения;
при участии:
от заявителя - Фисенко Г.С. по доверенности от 22.11.2022;
от заинтересованного лица - Свиридова С.О. по доверенности от 24.01.2023;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 27.02.2023 в удовлетворении заявленных Департаментом городского имущества г. Москвы требований о признании незаконным решения Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве, оформленного уведомлением от 03.09.2022 N КУВД-001/2022-35913738/1 о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности г. Москвы на нежилое здание площадью 147,9 кв.м. по адресу: Москва, улица Ландышевая, дом 14, стр. 1 и о возложении на Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве обязанности осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности г. Москвы нежилого здания площадью 147,9 кв.м. по адресу: Москва, улица Ландышевая, дом 14, стр. 1, отказано.
Департамент не согласился с выводами суда, обратился с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представители Департамента и регистрирующего органа в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда г. Москвы от 28.10.2021 по делу N А40-252385/20 признано право собственности г. Москвы на самовольную постройку - здание площадью 140,4 кв.м. по адресу: Москва, улица Ландышевая, дом 14, стр. 1.
С целью осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на нежилое здание Департаментом заказано проведение кадастровых работ.
По результатам кадастровых работ в Департамент обратился в регистрирующий орган с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности г. Москвы на нежилое здание площадью 147,9 кв.м. по адресу: Москва, улица Ландышевая, дом 14, стр. 1.
В качестве основания для осуществления регистрационных действий представлен технический план кадастрового инженера от 01.10.2021 с приложением, в том числе: декларации Департамента об объекте недвижимости; заверенной копии судебного акта; выписка из каталога координат пунктов ОГС г. Москвы выдан: ГБУ г. Москвы "Мосгогеотрест".
Уведомлением от 03.09.2022 N КУВД-001/2022-35913738/1 регистрирующим органом приостановлено осуществление регистрационных действий на основании п.п. 5, 7 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", мотивируя несоблюдением Требований к подготовке технического плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 (наличие противоречий сведений о площади объекта в техническом плане и судебном акте).
Департамент, не согласившись с выводами регистрирующего органа, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что из представленного технического плана и в его составе документов выявлены противоречия между сведениями о площади указанными в представленном техническом план и сведениями о площади, указанными в решении Арбитражного суда г. Москвы от 28.10.2021 по делу N А40-252385/20.
Рассмотрев повторно материалы дела, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Регистрирующий орган в силу п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим ведение государственного реестра саморегулируемых организаций, в отношении которых не определен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за их деятельностью.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", порядок осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав предусматривает проведение правовой экспертизы документов, представленных для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на предмет наличия или отсутствия установленных Законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
На основании ст. 1 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (государственная регистрация прав). Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в ЕГРН записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в ЕГРН.
В реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости (п. 1 ст. 9 Закона N 218-ФЗ).
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (п. 1 ст. 14 Закона N 218-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии с ч. 1 ст. 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРН. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества.
Согласно п. 5 ст. 18 Закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 21 Закона N 218-ФЗ и требованиям принятых в соответствии с законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено законом или иными федеральными законами.
В соответствии с п. 1 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
В соответствии с п. 2 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 14 Закона N 218-ФЗ, вступившие в законную силу судебные акты являются основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с п. 11 ст. 24 Закона N 218-ФЗ, если законодательством Российской Федерации в отношении объектов недвижимости (за исключением единого недвижимого комплекса) не предусмотрены подготовка и (или) выдача разрешений и проектной документации, соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации.
В рассматриваемом случае, для осуществления государственного кадастрового учета здания в регистрирующий орган Департаментом представлены все необходимые документы, в том числе технический план, декларация и судебный акт о признании права собственности г. Москвы.
Мотивы регистрирующего органа, касающиеся разночтений в площади объекта, указанного в техническом плане и вступившем в законную силу решении суда, не являются препятствием к осуществлению регистрационных действий.
Технический план подготовлен по итогам кадастровых работ, выполненной ГБУ г. Москвы МосгорБТИ с целью внесения изменений в государственный кадастр недвижимости в части изменения площади и уточнении местоположения объекта недвижимости площадью 147,9 кв.м. по адресу: Москва, улица Ландышевая, дом 14, стр. 1.
В соответствии с п. 2 Требований, площадь здания, сооружения, помещения определяется как площадь простейшей геометрической фигуры (например, прямоугольник, трапеция, прямоугольный треугольник) или путем разбивки такого объекта на простейшие геометрические фигуры и суммирования площадей таких фигур.
В соответствии с п. 5 Требований, площадь нежилого здания, сооружения определяется как сумма площадей всех надземных и подземных этажей (включая технический, мансардный, цокольный и иные), а также эксплуатируемой кровли.
В соответствии с п. 6 Требований, площадь этажа нежилого здания, сооружения определяется в пределах внутренних поверхностей наружных стен с учетом п. 11 настоящих Требований. Площадь эксплуатируемой кровли нежилого здания, сооружения определяется в пределах внутренних поверхностей ограждений по периметру эксплуатируемой кровли.
Таким образом, подсчет площади здания для целей кадастрового учета осуществляется путем сложения площадей контуров этажей по внутренним поверхностям стен, а не путем сложения площадей всех помещений в таком объекте.
Обстоятельства использования различных методик подсчета площади объекта, использованных судом и кадастровым инженером, отражено в разделе технического плана "Заключение кадастрового инженера".
Таким образом, кадастровым инженером при подготовке технического плана соблюдены все предъявляемые к его составлению требования, утвержденные ст. 23 Закона N 218-ФЗ и подзаконными нормативными актами.
Технический план и приложенные к нему документы являются достаточными для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности г. Москвы на заявленный объект.
При таких обстоятельствах, решение суда подлежит отмене, апелляционная жалоба удовлетворению.
Руководствуясь п. 3 ч. 4 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в качестве восстановительной меры судом апелляционной инстанции возлагается на регистрирующий орган обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Департамента городского имущества г. Москвы путем совершения соответствующих регистрационных действий в отношении спорного объекта в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.02.2023 по делу N А40-263927/22 отменить.
Признать незаконным решение Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве, оформленное уведомлением от 03.09.2022 N КУВД-001/2022-35913738/1 о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности г. Москвы на нежилое здание площадью 147,9 кв.м. по адресу: Москва, улица Ландышевая, дом 14, стр. 1.
На Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Департамента городского имущества г. Москвы путем осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности г. Москвы нежилого здания площадью 147,9 кв.м. по адресу: Москва, улица Ландышевая, дом 14, стр. 1.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-263927/2022
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ