город Воронеж |
|
12 июля 2023 г. |
Дело N А14-3311/2023 |
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Песниной Н.А.,
без вызова сторон, в порядке статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Воронежагротехсервис" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 28.04.2023 по делу N А14-3311/2023, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Воронежагротехсервис" (ОГРН 1183668010734, ИНН 3616022286) к Саратовской таможне (ОГРН 1036405207046, ИНН 6452016790) о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Воронежагротехсервис" (далее - ООО "Воронежагротехсервис", Общество) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Саратовской таможне (далее - Таможня, таможенный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 06.02.2023 N 10413000-765/2022 о привлечении к административной ответственности по статье 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 28.04.2023 по делу N А14-3311/2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Воронежагротехсервис" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе с учетом дополнительных пояснений ее заявитель приводит иную оценку фактических обстоятельств дела, ссылаясь на отсутствие состава вменяемого административного правонарушения.
В отзыве на апелляционную жалобу Саратовская таможня соглашается с выводами суда первой инстанции, изложенными в обжалуемом решении, оспаривая доводы апелляционной жалобы заявителя.
В силу статьи 272.1 АПК РФ, а также пунктов 47, 49 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации N 10 от 18.04.2017 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" настоящая апелляционная жалоба рассмотрена судьей единолично по имеющимся в деле доказательствам без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 27.08.2022 ОКВОТ СТКПВТ Саратовской таможни на территории МАПП Озинки (Саратовская обл., Озинский р-н, 284 км автомобильной дороги Ершов-Озинки-Уральск) остановлено грузовое транспортное средство "ГАЗ 330232-244" с регистрационным знаком "5-------", следовавшее из Российской Федерации, ООО "Воронежагротехсервис", в Республику Казахстан, ТОО Agrovir, и осуществлявшее вывоз товара "транспортер горизонтальный ТГ100-9" на основании CMR от 26.08.2022 и универсального передаточного документа (счет-фактура) N ВА/230-0017 от 18.08.2022, для вывоза которого необходимо соответствующее разрешение, о чем составлен акт об остановке автомобильного транспортного средства от 27.08.2022 N 270822/10413000/00000379 (л.д.81).
Должностными лицами Таможни также получены объяснения водителя, перевозившего товар на указанном автомобильном транспортном средстве, от 27.08.2022 и проведен таможенный осмотр перевозимого товара, о чем составлен акт таможенного осмотра от 27.08.2022 N 10413000/229/270822/А000448 (л.д.82-83).
С учетом полученных объяснений и по результатам исследования представленных товаросопроводительных документов таможенным органом установлено, что в указанном автомобильном транспортном средстве осуществлялся вывоз товара "транспортер горизонтальный ТГ100-9" с заявлением в товаросопроводительных документах кода вида товара ТН ВЭД ЕАЭС 8428399009, отправитель товара - ООО "Воронежагротехсервис" (Российская Федерация), получатель товара - ТОО Agrovir (Республика Казахстан), место разгрузки - Республика Казахстан, при этом по состоянию на 27.08.2022 разрешительные документы на вывоз товара, попадающего под действие Постановления Правительства РФ от 09.03.2022 N 312 "О введении на временной основе разрешительного порядка вывоза отдельных видов товаров за пределы территории Российской Федерации", представлены не были и у водителя, осуществлявшего вывоз товара, отсутствовали (сотрудником Общества водителю были переданы договор купли-продажи от 29.07.2022 N 3849, CMR от 26.08.2022, универсальный передаточный документ (счет-фактура) N ВА/230-0017 от 18.08.2022 - л.д.87-88,91-95).
В ответ на запрос таможенного органа Обществом было представлено письмо от 18.10.2022, согласно которому товар, 26.08.2022 переданный перевозчику на складе ООО "Воронежагротехсервис" (отгруженный в адрес ТОО Agrovir), сопровождался разрешительным документом - сертификатом по форме СТ-1 (N RURU 2010001445 2592660, выданным 29.08.2022) и в момент пересечения границы Российской Федерации находился у водителя (л.д.89-90).
Согласно заключению отдела запретов, ограничений и товарной номенклатуры Саратовской таможни (служебная записка от 21.10.2022 N 02-03-20/1048) товар "транспортер горизонтальный ТГ-100-9" классифицируется в товарной подсубпозиции 8428 39 900 9 ТН ВЭД ЕАЭС, при этом товарная позиция 8428 ТН ВЭД ЕАЭС включена в Перечень отдельных видов промышленной продукции, в отношении которых на временной основе вводится разрешительный порядок вывоза, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 09.03.2022 N 312 (Приложение N 3) (л.д.96-98).
С учетом приведенных обстоятельств Саратовской таможней был сделан вывод о несоблюдении ООО "Воронежагротехсервис" ограничений, установленных Постановлением Правительства РФ от 09.03.2022 N 312, выразившихся в принятии действий, направленных на фактический вывоз из Российской Федерации товара, в отношении которого введено ограничение вывоза, путем его передачи перевозчику для последующего перемещения на территорию Республики Казахстан, без оформления документа, необходимого в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 09.03.2022 N 312, при этом представленный сертификат о происхождении товара, выданный 29.08.2022, был оформлен позднее даты совершения действий, направленных на вывоз товара и проведения таможенного контроля в пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации (27.08.2022).
По факту выявленного нарушения при предварительном уведомлении лица, привлекаемого к административной ответственности, сообщившего о невозможности обеспечить явку на составление протокола об административном правонарушении (л.д.73-75,77-80), 09.11.2022 Саратовской таможней в отношении ООО "Воронежагротехсервис" составлен протокол N 10413000-765/2022 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 16.3 КоАП РФ, его копия была направлена в адрес лица, привлекаемого к административной ответственности (л.д.66-72,76). Определением от 15.11.2022 назначено время и место рассмотрения дела об административном правонарушении; срок рассмотрения дела об административном правонарушении продлевался, его рассмотрение откладывалось; у лица, привлекаемого к административной ответственности, истребовались необходимые для рассмотрения дела документы, Обществом представлялись письменные пояснения и дополнительные доказательства (л.д.109-227).
Определением Ершовского районного суда Саратовской области от 12.01.2023 направленный определением от 23.12.2022 Саратовской таможни протокол N 10413000-765/2022 об административном правонарушении в отношении Общества возвращен в Саратовскую таможню для рассмотрения по существу должностным лицом, которое назначило его к рассмотрению (л.д.234-242). Определением Саратовской таможни от 24.01.2023 назначено время и место рассмотрения дела об административном правонарушении (л.д.244).
Определением Саратовской таможни от 06.02.2023 отказано в удовлетворении ходатайства ООО "Воронежагротехсервис" о прекращении производства по делу об административном правонарушении на основании пп.2 п.1 ст.24.5 КоАП РФ (л.д.254-257).
Постановлением Саратовской таможни от 06.02.2023 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10413000-765/2022 при предварительном уведомлении лица, привлекаемого к административной ответственности (л.д.245-247), ООО "Воронежагротехсервис" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.3 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 руб., его копия направлена в адрес лица, привлеченного к административной ответственности (л.д.17-28, 260-270). На основании данного постановления Обществу внесено представление об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения (л.д.271-272).
Полагая постановление Саратовской таможни о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении незаконным, ООО "Воронежагротехсервис" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Арбитражный суд Воронежской области в удовлетворении заявленных требований отказал.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены судебного акта и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Частью 6 статьи 210 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
С учетом представленных в материалы дела доказательств судебная коллегия не усматривает нарушений компетенции и процедуры привлечения к административной ответственности. Саратовская таможня действовала в рамках предоставленных законодательством полномочий (статья 23.8, части 1, 3 статьи 28.1, часть 1 статьи 28.3 КоАП РФ, Положение о Федеральной таможенной службе, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 23.04.2021 N 636, Приказ ФТС России от 02.12.2014 N 2344 "Об утверждении перечня должностных лиц таможенных органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание"), лицо, привлекаемое к административной ответственности, надлежащим образом извещалось о составлении протокола об административном правонарушении и о рассмотрении дела об административном правонарушении. Нарушений, носящих существенный характер и не позволяющих всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, судами первой и апелляционной инстанций не установлено.
В соответствии со статьей 16.3 КоАП РФ несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.3 КоАП РФ, выступает порядок перемещения товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза или Российской Федерации, а также порядок соблюдения запретов и ограничений, установленных, в том числе нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Объективную сторону административного правонарушения образует несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений.
Субъектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.3 КоАП РФ, является лицо, в обязанности которого входит соблюдение установленных запретов и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу.
Субъективная сторона характеризуется виной, которая заключается в том, что лицом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства при наличии такой возможности.
В Евразийском экономическом союзе (далее - Союз) осуществляется единое таможенное регулирование, включающее в себя установление порядка и условий перемещения товаров через таможенную границу Союза, их нахождения и использования на таможенной территории Союза или за ее пределами, порядка совершения таможенных операций, связанных с прибытием товаров на таможенную территорию Союза, их убытием с таможенной территории Союза, временным хранением товаров, их таможенным декларированием и выпуском, иных таможенных операций, порядка уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и проведения таможенного контроля, а также регламентацию властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории Союза или за ее пределами.
Таможенное регулирование в Союзе осуществляется в соответствии с регулирующими таможенные правоотношения международными договорами, включая Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, и актами, составляющими право Союза, а также в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (статья 1 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, далее - ТК ЕАЭС).
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 29 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 государства-члены во взаимной торговле товарами вправе применять ограничения (при условии, что такие меры не являются средством неоправданной дискриминации или скрытым ограничением торговли) в случае, если такие ограничения необходимы для обеспечения обороны страны и безопасности государства-члена.
Подпунктом 10 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС запреты и ограничения определены как применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Союзе, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов.
В силу пункта 1 статьи 7 ТК ЕАЭС товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.
Соблюдение мер нетарифного регулирования, в том числе вводимых в одностороннем порядке, и мер технического регулирования подтверждается в случаях и порядке, определенных Комиссией или законодательством государств-членов в соответствии с Договором о Союзе, а мер экспортного контроля, в том числе мер в отношении продукции военного назначения, - в случаях и порядке, установленных в соответствии с законодательством государств-членов, путем представления документов и (или) сведений, подтверждающих соблюдение таких мер (пункт 2 статьи 7 ТК ЕАЭС).
В соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 289-ФЗ) в Российской Федерации применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, установленные в соответствии с Договором о Союзе и международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования.
В случаях и порядке, которые предусмотрены Договором о Союзе, международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, Российская Федерация применяет отдельные меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения в одностороннем порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 4 статьи 2 Закона N 289-ФЗ).
При введении Российской Федерацией запретов и ограничений в одностороннем порядке действия, которые должны совершаться лицами для соблюдения таких запретов и ограничений, могут определяться нормативными правовыми актами Российской Федерации, устанавливающими эти запреты и ограничения (часть 5 статьи 2 Закона N 289-ФЗ).
Согласно части 6 статьи 2 Закона N 289-ФЗ при введении Российской Федерацией запретов и ограничений в одностороннем порядке, а также при применении в Российской Федерации мер таможенно-тарифного регулирования, отличных от мер, применяемых в одном или нескольких государствах - членах Союза, применяются методы и средства обеспечения их соблюдения, установленные в соответствии с международными договорами Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации могут быть определены методы и средства обеспечения соблюдения указанных мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, введенных Российской Федерацией в одностороннем порядке, а также федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору за соблюдением установленных мер.
Пунктом 3 части 1 статьи 5 Закона N 289-ФЗ вывоз товаров из Российской Федерации определен как фактическое перемещение (убытие) любым способом товаров за пределы территории Российской Федерации и (или) пределы искусственных островов, установок и сооружений, в отношении которых Российская Федерация имеет суверенные права и юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, в другие государства - члены Союза или на территории, не входящие в таможенную территорию Союза, а также совершение лицами действий, направленных на такое фактическое перемещение (убытие) товаров, до фактического пересечения товарами Государственной границы Российской Федерации или пределов искусственных островов, установок и сооружений, в отношении которых Российская Федерация имеет суверенные права и юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.
В силу части 7 статьи 11 Закона N 289-ФЗ вывоз товаров из Российской Федерации, имеющих статус товаров Союза в соответствии с Кодексом Союза, из Российской Федерации в государства - члены Союза осуществляется без ограничений, предусмотренных международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации и (или) законодательством Российской Федерации. Положения настоящей части не освобождают лиц, вывозящих товары из Российской Федерации, от соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля, валютного законодательства Российской Федерации и иных требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 32 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами исходя из национальных интересов могут вводиться меры, не носящие экономического характера и затрагивающие внешнюю торговлю товарами, если эти меры необходимы для обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Подпунктом "а" пункта 6 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2010 N 390-ФЗ "О безопасности" установлено, что Президент Российской Федерации принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации решение о применении специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности.
В подпункте "б" пункта 1 Указа Президента РФ от 08.03.2022 N 100 "О применении в целях обеспечения безопасности Российской Федерации специальных экономических мер в сфере внешнеэкономической деятельности" указано обеспечить применение специальных экономических мер в виде ограничения на вывоз за пределы территории Российской Федерации и (или) ввоз на территорию Российской Федерации продукции и (или) сырья согласно перечням, определяемым Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 9 марта 2022 N 312 "О введении на временной основе разрешительного порядка вывоза отдельных видов товаров за пределы территории Российской Федерации" установлен разрешительный порядок вывоза за пределы территории Российской Федерации на территории государств - членов Евразийского экономического союза отдельных видов промышленной продукции по перечню согласно приложению N 3.
Машины и устройства для подъема, перемещения, погрузки или разгрузки (например, лифты, эскалаторы, конвейеры, канатные дороги) прочие с кодом ТН ВЭД ЕАЭС 8428 (за исключением 8428330000, 8428907100, 8428907800) включены в Перечень отдельных видов промышленной продукции, в отношении которых на временной основе вводится разрешительный порядок вывоза, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 марта 2022 N 312 "О введении на временной основе разрешительного порядка вывоза отдельных видов товаров за пределы территории Российской Федерации" (приложение N 3).
Порядок выдачи разрешений на вывоз за пределы территории Российской Федерации отдельных видов промышленной продукции по перечню согласно приложению N 3 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 9 марта 2022 N 312 "О введении на временной основе разрешительного порядка вывоза отдельных видов товаров за пределы территории Российской Федерации" утвержден Приказом Минпромторга России от 14.03.2022 N 797 (далее - Порядок), согласно пункту 1 которого выдача разрешения на вывоз отдельных видов промышленной продукции по перечню согласно приложению N 3 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 9 марта 2022 N 312 "О введении на временной основе разрешительного порядка вывоза отдельных видов товаров за пределы территории Российской Федерации" (далее - разрешение на вывоз, промышленная продукция) осуществляется структурными подразделениями Министерства промышленности и торговли Российской Федерации согласно сферам ведения (далее - отраслевой департамент, Министерство) на основании заявления юридического лица или индивидуального предпринимателя (далее - заявитель), поданного посредством государственной информационной системы - автоматизированная информационная система "Внешнеторговая информация" (далее - АИС ВТД) на сайте поддержки участников внешнеторговой деятельности в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://non-tariff.gov.ru.
Согласно пунктам 9, 11 Порядка в выданные разрешения на вывоз изменения не вносятся и разрешения на вывоз не подлежат переоформлению на других заявителей. Разрешение на вывоз выдается отдельно на каждую товарную партию в рамках одного контракта (договора) поставки.
В свою очередь, пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 9 марта 2022 N 312 "О введении на временной основе разрешительного порядка вывоза отдельных видов товаров за пределы территории Российской Федерации" установлено, что мера, предусмотренная пунктом 1 настоящего постановления, не распространяется на товары, происходящие с территории Российской Федерации, сопровождаемые сертификатом о происхождении товара по форме СТ-1 или иным сертификатом, подтверждающим российское происхождение товара, оформленным уполномоченной на выдачу данных сертификатов организацией, либо заключением о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, выдаваемым в установленном порядке Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.
В соответствии пунктом 6.1 Правил определения страны происхождения товаров Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств, заключенного в г. Ялте 20.11.2009 (далее - Правила), для подтверждения страны происхождения товара в конкретном государстве - участнике Соглашения в целях предоставления режима свободной торговли необходимо предоставление таможенным органам страны ввоза оригинала сертификата формы СТ-1 (бланки сертификата и дополнительного листа к нему представлены в приложениях 2 и 3 соответственно, являющихся неотъемлемой частью настоящих Правил) или декларации о происхождении товара.
Согласно пунктам 6.3, 6.4 Правил при вывозе товаров из государств - участников Соглашения сертификат формы СТ-1 выдается уполномоченным органом. Сертификат формы СТ-1 оформляется и выдается на одну партию товаров. Срок применения сертификата формы СТ-1 в целях предоставления режима свободной торговли ограничен 12 месяцами с даты его выдачи.
Из фактических обстоятельств дела, подтвержденных достаточной совокупностью доказательств, представленных таможенным органом, усматривается, ООО "Воронежагротехсервис" при совершении действий, направленных на вывоз (убытие) товара из Российской Федерации на основании заключенного с резидентом Республики Казахстан договора купли-продажи от 29.07.2022 N 3849 и товаросопроводительных документов (CMR от 26.08.2022, УПД N ВА/230-0017 от 18.08.2022), допустило несоблюдение ограничений, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 марта 2022 N 312 "О введении на временной основе разрешительного порядка вывоза отдельных видов товаров за пределы территории Российской Федерации", а именно не оформило и не передало непосредственному перевозчику товара сертификат о происхождении вывозимого товара, актуальный на дату перемещения товара через границу Российской Федерации (27.08.2022).
Вопреки доводам заявителя апелляционной жалобы, условия заключенного договора купли-продажи и товаросопроводительные документы, оформленные Обществом как продавцом товара и переданные непосредственному перевозчику товара с целью их передачи вместе с товаром покупателю, с очевидностью свидетельствуют о том, что обязательство продавца по передаче спорного товара составляют действия, направленные на отчуждение товара лицом, являющегося резидентом Российской Федерации, лицу, являющемуся резидентом Республики Казахстан, учитывая место доставки товара (Республика Казахстан), то есть направленные на убытие товара с территории Российской Федерации.
То обстоятельство, что непосредственное перемещение товара через границу осуществлял перевозчик, правового значения для квалификации действий Общества в рассматриваемом случае не имеет, поскольку понятие "вывоз товаров из Российской Федерации" в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 5 Закона N 289-ФЗ включает, в числе прочего, и совершение лицами действий, направленных на такое фактическое перемещение (убытие) товаров, до фактического пересечения товарами Государственной границы Российской Федерации.
Общество как участник внешнеэкономической деятельности и резидент Российской Федерации, исполняя свои обязательства по договору с иностранным контрагентом, обязано соблюдать установленные в Российской Федерации ограничения (разрешительный порядок) на вывоз за пределы территории Российской Федерации на территории государств - членов Евразийского экономического союза (в том числе Республики Казахстан) отдельных видов промышленной продукции.
Нарушение же установленного ограничения в силу действующего законодательства образует объективную сторону рассматриваемого административного правонарушения.
Приведенные нормативные положения применительно к фактическим обстоятельствам дела свидетельствуют о наличии в деянии ООО "Воронежагротехсервис" объективных признаков состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена статьей 16.3 КоАП РФ.
Часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ предусматривает, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина ООО "Воронежагротехсервис" в совершении вменяемого административного правонарушения заключается в несоблюдении установленного порядка вывоза товаров из Российской Федерации применительно к установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации ограничениям. У Общества как у профессионального участника в данной сфере внешнеэкономической деятельности - лица, обязанного соблюдать требования таможенного законодательства, имелась возможность соблюдения норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административном правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие меры по их соблюдению.
Доказательства, подтверждающие наличие обстоятельств, создающих объективную невозможность надлежащего соблюдения установленных запретов и ограничений, в материалы дела не представлены.
Вопреки доводам заявителя о невозможности оформления соответствующего сертификата о происхождении товара без исполнения обязанности по передаче товара не согласуется с фактическими обстоятельствами дела, поскольку в момент передачи товара перевозчику продавцом вместе с товаром были переданы оформленные товаросопроводительные документы, то есть реквизиты универсального передаточного документа, подлежащие указанию в сертификате, Обществу были известны.
Более того, порядок оформления сертификата СТ-1 применительно к рассматриваемому товару определен Положением о порядке выдачи документов для целей подтверждения производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, утвержденным Приказом ТПП РФ от 30.05.2018 N 52, согласно пункту 11.2 которого графа N 11 "Номер и дата счета-фактуры" не заполняется.
Вышеизложенное свидетельствует о наличии субъективных признаков состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена статьей 16.3 КоАП РФ.
Таким образом, суд апелляционной инстанции полагает установленными наличие признаков состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.3 КоАП РФ, что свидетельствует о правомерности привлечения Общества к административной ответственности.
Срок давности привлечения к административной ответственности на момент принятия оспариваемого постановления таможенным органом не истек. Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении не допущено.
Статья 2.9 КоАП РФ предусматривает, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для признания совершенного административного правонарушения малозначительным.
Исходя из правовых позиций высших судов, изложенных в Постановлении Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" и Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
При квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.
При квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Между тем какие-либо обстоятельства, свидетельствующие об исключительности в данном случае вменяемого правонарушения, в ходе рассмотрения настоящего дела не установлены, соответствующие доказательства суду не представлены.
Состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.3 КоАП РФ, является формальным, следовательно, по указанному правонарушению существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо негативных материальных последствий, а в пренебрежительном отношении Общества как профессионального участника таможенных правоотношений - участника внешнеэкономической деятельности, к установленному порядку вывоза товаров из Российской Федерации.
При этом судебная коллегия учитывает правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Определении от 06.06.2017 N 1167-О, согласно которой освобождение от административной ответственности ввиду малозначительности совершенного административного правонарушения допустимо лишь в исключительных случаях, поскольку иное способствовало бы формированию атмосферы безнаказанности и было бы несовместимо с принципом неотвратимости ответственности правонарушителя.
В этой связи таможенный орган и суд области правомерно не усмотрели оснований для признания совершенного деяния малозначительным.
Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (часть 1 статьи 3.1 КоАП РФ).
В силу части 3 статьи 4.1. КоАП РФ при назначении административного наказания учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В частности, Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 05.11.2003 N 349-О разъяснил, что введение ответственности за административное правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепленным целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом (часть 1 статьи 4.1 КоАП РФ).
Административное наказание назначено ООО "Воронежагротехсервис" в размере 50 000 руб., выступающим минимальным пределом административного штрафа, установленного санкцией статьи 16.3 КоАП РФ, что признается судом апелляционной инстанции справедливым и соразмерным совершенному деянию.
Судебная коллегия также не усматривает оснований для применения в рассматриваемом случае части 3 статьи 3.4 в совокупности с положениями статьи 4.1.1 КоАП РФ, поскольку рассматриваемые обстоятельства по спору не соответствуют критериям, установленным для применения указанных норм права. Вмененное административное правонарушение совершено в области установления таможенных запретов и ограничений при нарушении положений законодательства о внешнеэкономической деятельности, таким образом, посягает на публичные правоотношения по обеспечению безопасности Российской Федерации.
Применение же положений статьи 4.1.2 КоАП РФ к вмененному деянию, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 16.3 КоАП РФ, в силу части 4 статьи 4.1.2 КоАП РФ в совокупности с примечанием к статье 16.1 КоАП РФ нормативно исключено.
В связи с вышеизложенным, суд апелляционной инстанции находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, поскольку оно принято с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта по доводам заявителя.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают окончательного вывода суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ним, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решений административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 28.04.2023 по делу N А14-3311/2023, рассмотренному в порядке упрощенного производства, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в месячный срок через арбитражный суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Н.А. Песнина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-3311/2023
Истец: ООО "Воронежагротехсервис"
Ответчик: Саратовская таможня Федеральной таможенной службы