г. Санкт-Петербург |
|
11 июля 2023 г. |
Дело N А42-840/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 июля 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Мильгевской Н.А.
судей Семеновой А.Б., Фуркало О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Макашевым В.Э.
при участии:
от заявителя: Лексина М.В. по доверенности от 03.06.2021 (онлайн)
от заинтересованного лица: Иванов В.М. по доверенности от 10.10.2019 (онлайн)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-19703/2023) Пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по западному арктическому району на решение Арбитражного суда Мурманской области от 15.05.2023 по делу N А42-840/2023 (судья Калдина К.А.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Арктикфлот"
к Пограничному управлению Федеральной службы безопасности Российской Федерации по западному арктическому району
об оспаривании постановления
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Арктикфлот" (183038, Мурманская область, Мурманск город, Траловая улица, дом 51, этаж 2, помещение 12, ОГРН: 1025100873270, Дата присвоения ОГРН: 27.12.2002, ИНН: 5193404006) (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением об оспаривании постановления Пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по западному арктическому району (183038, Мурманская область, Мурманск город, Северный проезд, дом 5, ОГРН: 1155190003759, Дата присвоения ОГРН: 01.04.2015, ИНН: 5190046521) (далее - Управление) от 24.01.2023 N 18900009760230001499, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде 400 000 руб. штрафа.
Решением от 15.05.2023 суд первой инстанции признал постановление от 24.01.2023 N 18900009760230001499 о назначении Обществу административного наказания по делу об административном правонарушении не подлежащим исполнению.
Не согласившись с решением суда, Управление обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции. В обоснование апелляционной жалобы Управление указывает на то, что Федеральный Закон от 14.04.2023 N 122-ФЗ "О внесении изменений в статьи 4.5 и 4.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Закон N 122-ФЗ) нельзя признать смягчающим или отменяющим административную ответственность либо иным образом улучшающим положение лица, совершившего административное правонарушение, поскольку его положения относятся к нормам процессуального права. Полагает, что вынесении постановления от 24.01.2023 N 18900009760230001499 все сроки давности привлечения к административной ответственности Управлением были соблюдены, обстоятельства исключающие производство по делу отсутствовали.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Рассмотрев материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
17.11.2022 Обществом в адрес Управления было направлено уведомление о намерении осуществлять неоднократное пересечение Государственной границы Российской Федерации на море судном МК-0248 "Шквал" (далее - Судно) в период с 17.11.2022 по 31.12.2022, без прохождения пограничного, таможенного и иных видов контроля, под управлением капитана Рубанова Э.В.
Согласно указанному Уведомлению пересечение Государственной границы на вход, предполагалось 31.12.2022 в 23 ч.00 мин. мск. в координатах 69°34,7' СШ; 34°17,0' ВД.
26.11.2022 капитан судна уведомил управление о фактическом пересечении Государственной границы Судном 26.11.2022 в 01 ч. 25 мин. мск. в координатах 69°34,2' СШ; 34°22,5' ВД.
26.11.2022 Управлением, в отношении Судна, следующего из района промысла в исключительной экономической зоне РФ (далее - ИЭЗ) в морской порт Мурманск, проведен мониторинг соблюдения законодательства о Государственной границы Российской Федерации, которым установлено, что согласно вышеназванному Уведомлению, пересечение Государственной границы РФ на вход, предполагалось 31.12.2022 в 23 ч.00 мин. мск. в координатах 69°34,7' СШ; 34°17,0' ВД, однако, 26.11.2022 капитан судна, в соответствии с пунктом 15 Правил уведомления пограничных органов федеральной службы безопасности о намерении осуществлять неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации на море российскими судами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2019 N 341 уведомил Пограничное управление о фактическом пересечении Государственной границы Судном 26.11.2022 в 01 ч. 25 мин. мск. в координатах 69°34,2' СШ; 34°22,5' ВД.
Усмотрев в действии (бездействии) Общества нарушение Закона Российской Федерации от 01.04.1993 N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" (далее - Закон N 4730-1), нарушение требований пунктов 3, 13, 15 Правил N 341, выразившееся в пересечении государственной границы Судном 26.11.2022 в 01 ч. 25 мин. мск. в координатах 69°34,2' СШ; 34°22,5' ВД без информирования Пограничного управления об изменении плана перехода судна, географических координат места пересечения судном государственной границы, указанных в ранее поданном уведомлении, старшим дознавателем отдела дознания и административной практики Пограничного управления 20.01.2023 в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении N 18900009760230001499.
24.01.2023 Управлением вынесено постановление N 18900009760230001499, которым общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 18.1 КоАП РФ, в виде 400 000 руб. штрафа.
Не согласившись с указанным постановлением Управления, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного правонарушения и правомерности признания Общества виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.1 КоАП РФ. Вместе с тем, принимая во внимание, изменения, внесенные Законом N 122-ФЗ в статьи 4.5, 4.8 КоАП РФ, признал оспариваемое постановление не подлежащим исполнению.
Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 18.1 КоАП РФ нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами и (или) транспортными средствами либо нарушение порядка следования таких лиц и (или) транспортных средств от Государственной границы Российской Федерации до пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и в обратном направлении, за исключением случаев, предусмотренных статьей 18.5 названного Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей.
В силу части 3 статьи 2 Федерального закона от 31.07.1998 N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" внешняя граница территориального моря является государственной границей Российской Федерации.
Положениями статьи 9 Закона N 4730-1 установлено, что российские и иностранные суда, иностранные военные корабли и другие государственные суда, эксплуатируемые в некоммерческих целях, пересекают государственную границу на море, реках, озерах и иных водных объектах в соответствии с настоящим Законом, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 9.1 Закона N 4730-1, в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, допускается неоднократное пересечение государственной границы на море без прохождения пограничного, таможенного (за исключением ограничения, установленного пунктом 7 настоящей статьи) и иных видов контроля (далее - неоднократное пересечение государственной границы):
а) российскими и иностранными судами, убывающими из российских портов с последующим прибытием в российские порты без захода во внутренние морские воды и в территориальные моря иностранных государств, если иное не установлено Правительством Российской Федерации;
б) российскими судами, прошедшими пограничный, таможенный и иные виды контроля при убытии с территории Российской Федерации, прибывающими на территорию Российской Федерации без цели захода в российские порты с последующим убытием с территории Российской Федерации.
При этом согласно части 2 статьи 9.1 Закона N 4730-1, неоднократное пересечение государственной границы судами допускается при соблюдении следующих условий:
а) выполнение требований к оснащению судов техническими средствами контроля, обеспечивающими постоянную автоматическую некорректируемую передачу информации о местоположении судов, и другими техническими средствами контроля местоположения судов;
б) передача в пограничные органы данных о местоположении таких судов;
в) уведомление пограничных органов о каждом фактическом пересечении государственной границы. Неоднократное пересечение государственной границы российскими судами осуществляется с предварительным уведомлением пограничных органов.
Неоднократное пересечение государственной границы иностранными судами осуществляется на основании разрешения пограничных органов (часть 4 статьи 9.1 Закона N 4730-1).
Случаи, в которых суда могут неоднократно пересекать государственную границу Российской Федерации на море без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2019 N 341 "Об особенностях пересечения российскими и иностранными судами государственной границы Российской Федерации на море" (далее - Правила N 341).
Так, для судов, указанных в подпункте "б" пункта 1 статьи 9.1 Закона N 4730-1 установлены следующие случаи, в которых суда могут неоднократно пересекать государственную границу Российской Федерации на море без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля:
- плавание через территориальное море Российской Федерации без цели захода в российские порты с последующим убытием с территории Российской Федерации:
- заход российских судов во внутренние морские воды и в территориальное море Российской Федерации для перегрузки уловов водных биологических ресурсов, добытых (выловленных) в районах, определенных Правительством Российской Федерации, и подлежащих доставке на территорию Российской Федерации при неблагоприятных гидрометеорологических условиях, не позволяющих осуществлять перегрузку уловов водных биологических ресурсов за пределами территориального моря Российской Федерации.
Пунктом 2 Правил N 341 установлено, что требования к оснащению судов, указанных в пункте 1 статьи 9.1 Закона N 4730-1, техническими средствами контроля, обеспечивающими постоянную автоматическую некорректируемую передачу информации о местоположении судна, и другими техническими средствами контроля местоположения судов, при условии выполнения которых эти суда могут неоднократно пересекать государственную границу Российской Федерации на море без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля, определяются Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации, за исключением судов рыбопромыслового флота, и Министерством сельского хозяйства Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации в отношении судов рыбопромыслового флота.
Согласно пункту 2 Правил N 341, уведомление пограничных органов о намерении осуществлять неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации на море (далее - уведомление) направляется однократно на весь период осуществления деятельности, указанной в уведомлении.
Согласно пункту 3 Правил N 341, российские суда, указанные в пункте 1 Правил (далее - суда), неоднократно пересекают государственную границу Российской Федерации на море в целях осуществления указанной в уведомлении деятельности в районе (районах) и сроки, которые заявлены в уведомлении.
Уведомление для судов, указанных в подпункте "б" пункта 1 Правил N 341, направляется по форме согласно приложению N 2 заявителем не позднее, чем за 6 часов до предполагаемого времени пересечения государственной границы Российской Федерации на море.
Уведомление направляется в ближайший к месту пересечения государственной границы Российской Федерации на море пограничный орган по факсимильной связи либо по электронной почте (пункт 5 Правил N 341).
При фактическом пересечении государственной границы Российской Федерации на море капитан судна по радиосвязи, факсимильной связи либо по электронной почте уведомляет пограничный орган (подразделение пограничного органа) о времени и географических координатах места пересечения им государственной границы Российской Федерации на море (пункт 15 Правил N 341).
Приказом Министерства транспорта РФ от 10.08.2020 N 295 утверждены Требования к оснащению судов, указанных в пункте 1 статьи 9.1 Закона N 4730-1, техническими средствами контроля, обеспечивающими постоянную автоматическую некорректируемую передачу информации о местоположении судна, и другими техническими средствами контроля местоположения судов, при условии выполнения которых эти суда могут неоднократно пересекать государственную границу Российской Федерации на море без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля, за исключением судов рыбопромыслового флота (далее - Требования).
26.11.2022 Управлением установлено фактическое пересечение Государственной границы Судном 26.11.2022 в 01 ч. 25 мин. мск. в координатах 69°34,2' СШ; 34°22,5' ВД без информирования Пограничного управления об изменении плана перехода судна, географических координат места пересечения судном Государственной границы, что подтверждается направленным по запросу Пограничного управления в рамках дела об административном правонарушении, ответом УНиО от 20.12.2022, подтверждающий факт пересечения.
Доказательств невозможности соблюдения заявителем правил пересечения Государственной границы в силу чрезвычайных обстоятельств, которые он не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии вины Общества во вменяемом правонарушении
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного правонарушения и правомерности признания Общества виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.1 КоАП РФ.
Между тем, суд первой инстанции признал не подлежащим исполнению оспариваемое постановление со ссылкой на пункт 2 статьи 1.7 КоАП РФ и Закон N 122-ФЗ, полагая, что вступившие в законную силу изменения исчисления срока привлечения к административной ответственности могут быть признаны смягчающим административную ответственность.
Суд апелляционной инстанции полагает, что оспариваемое постановление вынесено в установленный законом срок для привлечения к административной ответственности по части 1 статьи 18.1 КоАП РФ, при этом разъяснения законодательства с изменением расчета срока привлечения к административной ответственности не является основанием для признания оспариваемого постановления не подлежащим исполнению.
При рассмотрении материалов дела об административном правонарушении судом апелляционной инстанции не установлено нарушений порядка и срока привлечения заявителя к административной ответственности, сроки привлечения Общества к административной ответственности соответствуют статье 4.5 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Как указано в пунктах 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Таким образом, по смыслу статьи 2.9 КоАП РФ и разъяснений пунктов 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 и пункта 21 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5 оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Законодатель предоставил правоприменителю право оценки факторов, характеризующих понятие малозначительности.
Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Оценив характер и степень общественной опасности допущенного Обществом правонарушения с учетом конкретных обстоятельств дела, а также принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения правонарушения, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного заявителем правонарушения малозначительным.
В соответствии с частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Санкцией части 1 статьи 18.1 КоАП РФ предусмотрено наказание в виде наложения административного штрафа на юридических лиц от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции считает возможным заменить назначенный Обществу административный штраф на предупреждение.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
К числу таких условий, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, относятся: отсутствие причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также отсутствие имущественного ущерба; совершение административного правонарушения впервые.
Из материалов дела следует, что Общество включено в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, правонарушение совершено Обществом впервые, отсутствуют обстоятельства, предусмотренные частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ.
Доказательств наступления каких-либо неблагоприятных последствий в результате совершения административного правонарушения административным органом не представлено.
На основании изложенного, решение суда первой инстанции подлежит отмене, а оспариваемое постановление изменено в части назначенного наказания, штраф заменен на предупреждение.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 15.05.2023 по делу N А42-840/2023 изменить, резолютивную часть изложить в следующей редакции:
Постановление Пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по западному арктическому району от 24.01.2023 N 18900009760230001499 изменить в части назначенного наказания, заменив административный штраф на предупреждение.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.А. Мильгевская |
Судьи |
А.Б. Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-840/2023
Истец: ООО "АРКТИКФЛОТ"
Ответчик: Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по западному арктическому району, ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ПОГРАНИЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЗАПАДНОМУ АРКТИЧЕСКОМУ РАЙОНУ"
Хронология рассмотрения дела:
31.10.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-15969/2023
31.10.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-19703/2023
11.07.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-19703/2023
15.05.2023 Решение Арбитражного суда Мурманской области N А42-840/2023