11 июля 2023 г. |
Дело N А84-4903/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июля 2023 года.
В полном объёме постановление изготовлено 11 июля 2023 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Горбуновой Н.Ю., судей Баукиной Е.А. и Мунтян О.И., при ведении протокола секретарем судебного заседания Логуновым К.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Севастополя от 29 марта 2023 года по делу N А84-4903/2022,
по иску федерального казенного учреждения "Управление Черноморского флота"
к федеральному государственному учреждению "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации
о взыскании задолженности,
при участии в судебном заседании:
- от федерального казенного учреждения "Управление Черноморского флота" - Бойко Виталий Николаевич, представитель по доверенности от 11.01.2022 N 45/11, предъявлен диплом о высшем юридическом образовании, личность установлена по паспорту гражданина Российской Федерации.
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение "Управление Черноморского флота" (далее - истец, ФКУ "Управление Черноморского флота") обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с исковым заявлением к федеральному государственному учреждению "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ответчик) о взыскании задолженности за потребленные коммунальные ресурсы - электрическую энергию за период с июля 2021 года по август 2022 года в общей сумме 3 558 289,27 руб. (с учетом уточнения исковых требований).
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 29 марта 2023 года по делу N А84-4903/2022 исковые требования удовлетворены.
Взыскана с федерального государственного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации в пользу федерального казенного учреждения "Управление Черноморского флота" задолженность за потребленные коммунальные ресурсы - электрическую энергию за период с июля 2021 года по август 2022 года в общей сумме 3 558 289,27 руб.
Не согласившись с указанным решением суда, ответчик обратился в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что решение суда первой инстанции вынесено при не полном исследовании обстоятельств дела, а также с нарушением норм материального и процессуального права, в связи с чем, подлежит отмене.
Податель жалобы указывает, что судом первой инстанции не были приняты во внимание сведения ответчика о нанимателях, проживающих в спорных жилых помещениях.
Кроме того, апеллянт полагает, что истец документально не подтвердил тариф для расчета стоимости затрат. Также считает, что судом не принято во внимание, что в указанные истцом периоды спорные жилые помещения не были зарегистрированы в ЕГРН.
Более подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2023 принята к производству суда, назначено судебное заседание.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru), что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
15.06.2023 поступил отзыв ФКУ "Управление Черноморского флота" на апелляционную жалобу, в котором истец с ее доводами не соглашается и возражает против ее удовлетворения.
21.06.2023 через систему "Мой Арбитр" от апеллянта поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя.
В судебном заседании 04.07.2023 года представитель истца возражал против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание, назначенное на 04.07.2023, представитель ответчика явку полномочного представителя не обеспечил, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы согласно положениям статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность решения суда первой инстанции проверена судом апелляционной инстанции в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
При повторном рассмотрении дела апелляционным судом установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения дела, обстоятельства.
Как усматривается из материалов дела, в соответствии с приказами директора Департамента военного имущества Министерства обороны Российской Федерации от 26.11.2020 N 2741, от 18.01.2021 N 108, от 19.03.2021 N 783, от 26.07.2021N 2293 "О закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления за федеральным государственным автономным учреждением "Центральное управление жилищно- социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации", ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Минобороны России приняло по актам приема-передачи от 04.02.2021, 09.02.2021, 20.04.2021, 23.08.2021 в оперативное управление недвижимое имущество (жилые дома, общежития, квартиры, комнаты) с правами и обязанностями собственника (п.п. 30, 31 Устава ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Минобороны России):
- военный городок N 815, жилые дома по ГП NN 1,22,23 (Республика Крым, г. Ялта, гора Ай - Петри);
- военный городок Гварц - 1, общежитие по ГП N 237 (Республика Крым, Симферопольский район, пгт. Гвардейское);
- военный городок N 499, жилые дома по ГП N 34, 34А, 36, 36А, 63,64,65 (Республика Крым, Бахчисарайский район, с. Плодовое).
С даты подписания указанных актов приема - передачи федерального имущества в оперативное управление, все вышеперечисленные объекты (жилые здания) более не находятся в оперативном управлении, как в Федеральном государственном казенном учреждении "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, так и в ФКУ "Управление Черноморского флота".
В соответствии с пунктом 17 Устава Федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно - социальной инфраструктуры (комплекса) Министерства обороны Российской Федерации, 4 утвержденного приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 29.05.2020 N 976 (далее - Устав) основной целью деятельности ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)"
Минобороны России является выполнение работ, оказание услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны в сфере социальной защиты военнослужащих лиц гражданского персонала Вооружённых Сил, федеральных государственных гражданских служащих, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей в части создания условий их жизни и деятельности соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе.
Предметом деятельности ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Минобороны России среди прочего является обеспечение функционирования единой системы управления и распоряжения жилищным фондом, иным имуществом и земельными участками закрепленными за Учреждением, в соответствии с его назначением (п. 18.3. Устава).
ФГАУ "Центральное управление жилищно - социальной инфраструктуры (комплекса)" Минобороны России вправе осуществлять определённые Уставом виды деятельности в том числе, приносящей доход поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано (п 20. Устава), в том числе согласно п. 2.11. Устава определена обязанность по выполнению работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирными домами, а также оказание физическим лицам услуг по проживанию, пользованию коммунальными и хозяйственными услугами.
Актом приема - передачи имущества от 19.05.2015, исполненного на основании распоряжения Совета министров Республики Крым от 14.04.2015 N 336-р/6ДСП "О передаче имущества из государственной собственности Республики Крым в федеральную собственность, весь жилищный фонд Минобороны России, расположенный на территории Республики Крым передан в Федеральное государственное казенное учреждение "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации".
Финансирование расходов на топливно-энергетические ресурсы (далее - ТЭР), получаемых воинскими частями и учреждениями (далее - Бюджетный потребитель), осуществляется исключительно за счет средств Федерального бюджета по соответствующим кодам экономической классификации бюджетов Российской Федерации.
Обеспечение ТЭР, от воинских частей специализированного жилищного фонда (далее - Сторонние потребители), в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, подлежат обязательному возмещению или переводу их на прямые абонентские расчеты с ресурсоснабжающими организациями (единственного поставщика, исполнителя услуг).
07.12.2018 между Государственным унитарным предприятием Республики Крым "Крымэнерго" (далее - гарантирующий поставщик, ГУП РК "Крымэнерго") и ФКУ "Управление Черноморского флота" (далее - потребитель) заключён договор энергоснабжения N 11АУП (далее - Договор). Стороны указанного Договора добросовестно выполняют свои обязанности в строгом соответствии с условиями Договора.
Из пояснений истца усматривается, что задолженности по поставленной электроэнергии в рамках договора N 11АУП, со стороны ФКУ "Управление Черноморского флота" перед гарантирующим поставщиком не имеется.
С целью соблюдения требований законодательства, истцом в адрес ответчика направлялись письма - уведомления о необходимости заключения прямых договоров с поставщиком услуг, ответы на которые не поступили.
Кроме того, в адрес гарантирующего поставщика ГУП РК "Крымэнерго" истцом были направлены письма о необходимости исключения из государственных контрактов на обеспечения топливно - энергетическими ресурсами жилых объектов военных городков и совершить действия по принятию на обслуживание потребителей, энергопринимающие устройства которых расположены в границах зоны его действия. На данные запросы гарантирующий поставщик указал, что в отсутствии обращений со стороны Федерального государственного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации принять на обслуживание потребителей и заключение прямых договоров, не представляется возможным.
Согласно позиции истца, объекты жилой инфраструктуры получают топливно-энергетические ресурсы в полном объеме без компенсации понесенных затрат, чем причиняется значительный ущерб Министерству обороны Российской Федерации, в лице ФКУ "Управление черноморского флота", а именно:
- военный городок N 499, жилые дома по ГП N 34, 34А, 36, 36А, 63,64,65 (Республика Крым, Бахчисарайский район, с. Плодовое) за период с 01.11.2021 по 31.08.2022 в сумме 497 903,77 руб.;
- военный городок N 815, жилые дома по ГП NN 1,22,23 (Республика Крым, г. Ялта, гора Ай - Петри) за период с 01.07.2021 по 31.08.2022 в сумме 1 435 011,05 руб.;
- военный городок Гвард - 1, общежитие по ГП N 237 (Республика Крым, Симферопольский район, пгт. Гвардейское) за период с 01.07.2021 по 31.08.2022 в сумме 1 625 374, 45 руб.
Общая сумма задолженности составляет 3 558 289,27 руб. (с учетом уточнения исковых требований от 03.10.2022).
С целью принятия мер по досудебному урегулированию, для исключения случаев безоплатного и бездоговорного потребления ТЭР специализированным жилищным фондом (сторонними потребителями) в адрес филиала "Крымский" Федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации, стороной истца была направлена претензия, которая ответчиком оставлена без ответа и удовлетворения, что послужило основанием для обращения в Арбитражный суд города Севастополя с исковым заявлением о взыскании задолженности.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, проверив соблюдение судом первой инстанции норм процессуального права, правильность применения норм материального права и соответствие выводов суда обстоятельствам дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение суда первой инстанции следует оставить без изменений, а апелляционную жалобу без удовлетворения по следующим основаниям.
В соответствии с нормами статей 294, 296 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно пункту 1 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
В силу пункта 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат, в том числе право оперативного управления.
В соответствии с приказами директора Департамента военного имущества Министерства обороны Российской Федерации от 26.11.2020 N 2741, от 18.01.2021 N 108, от 19.03.2021 N 783, от 26.07.2021N 2293 "О закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления за федеральным государственным автономным учреждением "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации", ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Минобороны России приняло по актам приема-передачи от 04.02.2021,09.02.2021,20.04.2021, 23.08.2021 в оперативное управление недвижимое имущество (жилые дома, общежития, квартиры, комнаты) с правами и обязанностями собственника (п.п. 30, 31 Устава ФГАУ "Центральное управление жилищно социальной инфраструктуры (комплекса)" Минобороны России): военный городок N 815, жилые дома по ГП NN 1,22,23 (Республика Крым, г. Ялта, гора Ай - Петри); военный городок Гвард - 1, общежитие по ГП N237 (Республика Крым, Симферопольский район, пгт. Гвардейское); военный городок N 499, жилые дома по ГП N 34, 34А, 36, 36А, 63,64,65 (Республика Крым, Бахчисарайский район, с. Плодовое).
Приказом Министра обороны РФ от 06.11.2020 N 583 с 01.01.2021 реорганизовано с сохранением наименования находящееся в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральное государственное автономное учреждение "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации (далее - Учреждение) в форме присоединения к нему с сохранением за Учреждением основных целей деятельности "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации.
Основной цель деятельности Учреждения определено: выполнение работ, оказание услуг для обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны Российской Федерации в сфере социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, иных граждан, членов их семей в части реализации их жилищных прав, в том числе при предоставлении жилых помещений и проживании в жилищном фонде, создания условий их жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе.
Из приложения N 2 к приказу Министерства обороны Российской Федерации от 06.11.2020 N 583 следует, что ответчик принял имущество, права и обязанности от ФГКУ "ЮРУЖО" МО РФ в установленном законом порядке.
В силу статьи 210 ГК РФ бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором, несет собственник.
Согласно статьям 296, 298 ГК РФ в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении (хозяйственном ведении), не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление (хозяйственное ведение) имущества, поэтому собственник, передав лицу во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию (Определение Верховного Суда РФ от 19.08.2015 N 304-ЭС15- 6285).
На основании положений частей 2, 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора, а у собственника жилого помещения - с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
До заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
С учетом изложенного, следует признать, что расходы на содержание жилых помещений военный городок N 815, жилые дома по ГП NN 1,22,23 (Республика Крым, г. Ялта, гора Ай - Петри); военный городок Гвард - 1, общежитие по ГП N237 (Республика Крым, Симферопольский район, пгт. Гвардейское) в период нахождения данного имущества в оперативном управлении Федерального государственного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации несет ответчик.
Истцом в материалы дела представлены акт выполненных работ, счета, а также расчет - обоснование возмещения затрат электрической энергии, с подробной расшифровкой количества потребления электрической энергии по спорным жилым помещениям, а также справка, из которого следует, что ответчиком не исполнены обязательства по оплате задолженности в сумме 3 558 289,27 руб. из которых: военный городок N 499, жилые дома по ГП N 34, 34А, 36, 36А, 63,64,65 (Республика Крым, Бахчисарайский район, с. Плодовое) за период с 01.11.2021 по 31.08.2022 в сумме 497 903,77 руб.; военный городок N 815, жилые дома по ГП NN 1,22,23 (Республика Крым, г. Ялта, гора Ай - Петри) за период с 01.07.2021 по 31.08.2022 в сумме 1 435 011,05 руб.; военный городок Гварц - 1, общежитие по ГП N237 (Республика Крым, Симферопольский район, пгт. Гвардейское) за период с 01.07.2021 по 31.08.2022 в сумме 1 625 374, 45 руб.
Коллегия судей соглашается, что представленный истцом расчет объема поставленной электрической энергии, судом первой инстанции верно признан обоснованным. При этом, ответчик со своей стороны контррасчет не представил.
Доказательства, свидетельствующие о том, что в спорный период поставка электрической энергии в указанные выше помещения осуществлялась иной организацией, наряду с доказательством оказания услуг по энергоснабжению в данный период ненадлежащего качества, в материалах дела также отсутствуют.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Так коллегия судей соглашается, что истцом представлены надлежащие и достаточные доказательства поставки электроэнергии, вместе с тем, ответчиком доказательств своевременного исполнения своих обязательств за указанный период по оплате электрической энергии не представлено, расчет задолженности ответчика перед истцом ответчиком не оспорен, контррасчет взыскиваемой задолженности не представлен.
Таким образом, коллегия судей соглашается, что материалами дела подтверждается ненадлежащее исполнение ответчиком своих обязательств по договору в части оплаты поставленной электроэнергии, в связи с чем, последним нарушены права истца, подлежащие защите согласно ст. 12 ГК РФ.
Следовательно, заявленные требования истца о взыскании с ответчика задолженности за потребленные коммунальные ресурсы - электрическую энергию за период с июля 2021 по август 2022 года в общей сумме 3 558 289,27 рублей обоснованно подлежат удовлетворению.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. Иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального права.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы рассмотрены судом апелляционной инстанции и признаны несостоятельными, поскольку они сводятся к несогласию заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами, которые подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами, не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права. Нарушение норм процессуального законодательства, влекущее безусловную отмену судебного акта, допущено не было.
Таким образом, обжалуемое решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, основания для его отмены отсутствуют, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 29 марта 2023 года по делу N А84-4903/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу федерального государственного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Ю. Горбунова |
Судьи |
Е.А. Баукина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-4903/2022
Истец: Федеральное казенное учреждение "Управление Черноморского флота"
Ответчик: Федеральное государственное автономное учреждение "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны РФ, филиал "Крымский" ФГАУ "Росжилкомплекс"