г. Москва |
|
11 июля 2023 г. |
Дело N А40-277323/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 июля 2023 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ю.Н. Кухаренко,
судей А.И. Трубицына, О.Н. Лаптевой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем А.А. Елмановой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 29.03.2023 по делу N А40-277323/22
по иску ОАО "РЖД" (ИНН 7708503727)
к Минобороны России (ИНН 7704252261)
о взыскании
при участии в судебном заседании:
от истца: Коржавина О.Ю. по доверенности от 25.11.2020,
от ответчика: Еремин К.В. по доверенности от 12.10.2022,
УСТАНОВИЛ:
ОАО "РЖД" (далее - Истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Минобороны России (далее - Ответчик) о взыскании 1 718 руб. 16 коп. задолженности на основании ст.ст.309, 310 ГК РФ.
Решением суда от 29.03.2023 в иске отказано.
ОАО "Российские железные дороги", не согласившись с решением суда, подало апелляционную жалобу, в которой считает его незаконным, необоснованным.
В своей жалобе заявитель указывает на то, то, что данный спор основан на взыскании платы за время пользования вагонами вне перевозочного процесса.
По доводам, приведенным в жалобе, заявитель просит решение суда отменить, исковые требования удовлетворить в полном объеме.
В судебном заседании апелляционного суда заявитель доводы жалобы поддерживает в полном объеме.
Ответчик с доводами жалобы не согласен, решение суда считает законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Как усматривается из материалов дела, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от РФ от 31.12.2016 г. N 1590 "Об оказании услуг по организации и осуществлению воинских и специальных железнодорожных перевозок", в рамках государственного контракта на оказание услуг по выполнению воинских железнодорожных грузовых перевозок для нужд Министерства обороны Российской Федерации во внутригосударственном сообщении Министерству обороны Российской Федерации оказывались услуги ОАО "РЖД" по привлечению железнодорожного подвижного состава.
Согласно пункту 1.1.1 Контракта под услугами следует понимать выполнение заказа на воинские и специальные железнодорожные грузовые перевозки, перевозку подвижного состава собственности Заказчика, перевозку домашних вещей, привлечение железнодорожного подвижного состава, контейнеров и дополнительные услуги для Заказчика в соответствии с пунктом 2.1 Контракта.
Пунктом 2.1 Контракта предусмотрено, что предметом контракта является оказание услуг по обеспечению и выполнению во внутригосударственном сообщении воинских и специальных грузовых железнодорожных перевозок, в том числе железнодорожно-паромном сообщении, а также перевозок подвижного состава собственности Заказчика в составе грузовых поездов или с отдельным локомотивом грузовой скоростью в соответствии с Уставом железнодорожного транспорта и Уставом воинских железнодорожных перевозок, привлечение подвижного состава осуществляется в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2016 г. N 1590 "Об оказании услуг по организации и осуществлению воинских и специальных железнодорожных перевозок".
В соответствии с пунктом 3.1.1 Контракта Исполнитель вправе требовать своевременной оплаты надлежащим образом оказанных и принятых заказчиком услуг на условиях, установленных Контрактом.
Заказчик (ответчик), в свою очередь, обязан своевременно принять и оплатить оказанные услуги в соответствии с требованиями и на условиях, установленных Контрактом (3.4.2 Контракта).
Истец ссылался на то, что в п. 1 постановлении Правительства Российской Федерации установлено, что использование привлеченного железнодорожного подвижного состава и контейнеров на инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования для оказания услуг в соответствии с абзацем первым настоящего пункта осуществляется на условиях, аналогичных условиям использования железнодорожного подвижного состава и контейнеров общего парка, с учетом особенностей расчетов при оказании таких услуг, предусмотренных особенностями тарификации воинских и специальных железнодорожных перевозок, утвержденных настоящим постановлением.
Пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2016 N 590 установлено, что за время пользования вагонами, не учтенное в перевозочном документе, начисляется компенсационная плата. Стоимость компенсации за нахождение вагонов под грузовыми операциями определяется по данным памяток приемосдатчика формы ГУ-45 от даты подачи под погрузку/выгрузку до даты уведомления о завершении грузовой операции или передаче на выставочный путь.
В обоснование исковых требований истец указывал, что спорный вагон, указанный в расчет к иску, прибыл на ст. Ковылкино Куйбышевской железной дорога в 19 час 45 мин. 14 декабря 2021 г.
При этом истец ссылался на то, что вагон подан на станции Ковылкино в адрес ответчика для выгрузки груза 15 декабря 2021 г. в 12-00, что подтверждается памяткой приемосдатчика. Согласно памятке приемосдатчика, уведомление о завершении грузовой операции передано 15 декабря 2021 г. в 13-30.
По утверждению истца, данный вагон привлечен у АО "ФГК" для осуществления воинских перевозок. Возможность привлекать вагоны третьих лиц предусмотрена п.5.3 Приложения N 1 к Контракту.
При определении размера компенсационной выплаты количество календарных суток нахождения вагонов и контейнеров под грузовыми операциями и/или их задержки рассчитывается в сутках, при этом неполные календарные сутки округляются до полных.
Размер ставок за привлечение подвижного состава для осуществления воинских перевозок во внутригосударственном сообщении определены дополнительным соглашением N 1 к Контракту (приложение N 17).
Приложением N 17 определен размер ставки привлечения полувагона с 01 января 2021 г. в размере 1431,8 руб. (без НДС).
Таким образом, плата за привлечение подвижного состава за 15 декабря 2021 г. составила 1718,16 руб. (1431,8 + 286,36 рублей (НДС 20%)) согласно расчету истца.
От подписи в накопительной ведомости и от платы за использование привлеченного железнодорожного состава ответчик отказался.
Истец утверждал, что плата за привлечение железнодорожного подвижного состава начислена за пользование вагонами вне перевозочного процесса, когда вагоны находились под грузовой операцией.
Время нахождения вагонов под грузовыми операциями подтверждается памятками приемосдатчика и ведомостями подачи и уборки вагонов.
В целях досудебного порядка урегулирования спора в адрес Министерства обороны направлена претензия от 25 мая 2022 г. N 9304/КБШТЦФТО с требованием оплатить сумму задолженности в размере 1718 руб. 16 коп., оставленная без удовлетворения.
В связи с изложенным, истец обратился в суд с настоящим иском о взыскании с ответчика платы за привлечение подвижного состава в размере 1718,16 руб.
Рассмотрев повторно дело в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ, заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с условиями государственного контракта на оказание услуг по выполнению воинских железнодорожных грузовых перевозок для нужд Министерства обороны Российской Федерации во внутригосударственном сообщении для перевозки воинских грузов Исполнитель обязан самостоятельно осуществить привлечение подвижного состава третьих лиц, а Заказчик оплатить плату за перевозку воинских грузов, включающую плату за пользование привлеченным подвижным составом, в установленных случаях стоимость компенсации согласно п. 4 Особенностей тарификации воинских и специальных железнодорожных перевозок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2016 N 1590 "Об оказании услуг по организации и осуществлению воинских и специальных железнодорожных перевозок" (далее - Особенности тарификации).
Из представленного ОАО "РЖД" расчета исковых требований усматривается, что компенсационная плата начислена не за задержку Заказчиком привлеченных для воинской перевозки вагонов, а за вынужденное пользование вагонами, доставленными Заказчику после окончания нормативного срока доставки в связи с их задержкой в процессе перевозки по причинам, не зависящим от Заказчика.
Расчет платы за использование привлеченных вагонов, необходимых для перевозки груза, произведен на основании перевозочных документов, по которым плата начисляется с даты отправления груза по дату окончания нормативного срока доставки груза.
Начисленная на основании перевозочных документов плата за использование привлеченных вагонов принята к акцепту и оплачена в полном объеме, что ОАО "РЖД" подтверждает.
Для компенсации времени пользования привлеченными вагонами за сутки фактической выгрузки плата за использование привлеченного вагона начислению по перевозочным документам не подлежит, в связи с чем ОАО "РЖД" решило начислить Заказчику компенсацию за использование привлеченных вагонов.
За использование привлеченных вагонов после окончания нормативного срока доставки Заказчику не может быть начислена плата, начислению подлежит только компенсация за использование вагонов исключительно в случаях, предусмотренных п. 4 Особенностей тарификации.
Пункт 4 Особенностей тарификации предусматривает исчерпывающий перечень случаев, когда производится начисление стоимости компенсации: в случае задержки привлеченного подвижного состава при его нахождении под грузовыми операциями, а также в случае задержки в процессе перевозки или подачи под грузовые операции по причинам, не зависящим от перевозчика и владельца инфраструктуры (т.е. сверх нормативного времени по причинам, зависящим от Заказчика); в случае использования привлеченного подвижного состава для осуществления учебной погрузки, в случае отказа федеральных органов исполнительной власти, в интересах которых осуществляются воинские и специальные перевозки, от использования привлеченного подвижного состава.
Суд апелляционной инстанции согласен с тем, что ОАО "РЖД" ошибочно посчитало, что Заказчик, которому груз доставлен с задержкой, помимо платы за привлечение вагона, начисленной по перевозочному документу, должен нести дополнительные расходы и оплатить компенсацию за сутки, на которые ОАО "РЖД" было перенесено выполнение грузовой операции Заказчиком в результате допущенной по вине ОАО "РЖД" либо иных лиц задержки доставки груза.
Для начисления компенсации за задержку привлеченных вагонов необходимо наличие предусмотренных законом и Контрактом правовых оснований и предъявление первичных учетных документов, являющихся документальным основанием для начисления компенсации и подтверждающих фактические обстоятельства.
Такими первичными учетными документами служат ведомости подачи и уборки вагонов, в дальнейшем включаемые в накопительную ведомость, содержащие необходимые сведения о месте, дате и времени выполнения операции, подтверждаемые памяткой приемосдатчика, а также Акты общей формы, удостоверяющие факт задержки вагона и содержащие сведения о месте, дате, времени, причинах задержки, подтверждающие, что причины задержки зависели от Заказчика.
В отсутствие таких первичных учетных документов документальных оснований для начисления компенсации Заказчику не имеется.
Кроме того, одновременное начисление за одни и те же сутки и платы за привлечение и стоимости компенсации привлечения одного и того же вагона Особенностями тарификации не предусмотрено.
Согласно ст. 33 УЖТ РФ грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной срока доставки (с учетом корректировки в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом) перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей.
Грузы считаются также доставленными в срок в случае их прибытия на железнодорожную станцию назначения до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной срока доставки (с учетом корректировки в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом) и в случае, если последовавшая задержка подачи вагонов, контейнеров с такими грузами для выгрузки произошла вследствие того, что фронт выгрузки занят по зависящим от грузополучателя причинам, не внесены плата за перевозку грузов и иные причитающиеся перевозчику платежи или вследствие иных зависящих от грузополучателя причин, о чем составляется акт общей формы.
В накопительной ведомости ОАО "РЖД" указало, что начислена плата за использование привлеченного состава в размере 1 718 руб. 16 коп.
Документов, подтверждающих задержку доставки груза в перевозочном процессе по зависящим от Заказчика причинам и являющихся основанием для начисления компенсации, ОАО "РЖД" не представило в материалы дела, как и документов, подтверждающих задержку подачи вагонов под выгрузку или задержку вагонов под выгрузкой.
Оснований, предусмотренных Пунктом 4 Особенностей тарификации для начисления Министерству обороны компенсации, у ОАО "РЖД" не имеется.
Факт задержки вагонов Заказчиком при выполнении операции по подаче-уборке вагонов или выполнении грузовой операции подтверждаются соответствующим Актом общей формы.
Акт общей формы не содержит сведений о задержке заказчиком вагона, следовательно, задержки вагонов Заказчиком не допущено.
Накопительная ведомость не является основанием для начисления компенсации, поскольку не является первичным учетным документом, отражающим указанные факты (место дату время и обстоятельства причин задержки вагонов).
Если вагоны не были задержаны Министерством обороны в процессе подачи и уборки вагонов под грузовые операции, компенсация начислению не подлежит.
Накопительная ведомость не является основанием для начисления компенсации, поскольку не является первичным учетным документом, подтверждающим факт задержки вагонов, место, дату, время, обстоятельства и причины задержки и не может служить основанием для начисления Заказчику компенсации за использование привлеченного вагона.
Если вагон не был своевременно доставлен грузополучателю Министерства обороны перевозчиком по причинам, не зависящим от Заказчика, компенсация за задержку вагона в перевозочном процессе начислению не подлежит. Возложение на Министерство обороны обязанности по возмещению ОАО "РЖД" стоимости привлеченного им подвижного состава в случае допущенного по не зависящим от Министерства обороны причинам увеличения срока доставки груза противоречит действующему законодательству.
В случае нарушения сроков доставки грузов по причинам, зависящим от третьих лиц, ОАО "РЖД" вправе взыскать с таких лиц убытки, причиненные ему выплатой собственнику вагонов стоимости их использования.
Если вагоны не были задержаны Министерством обороны в процессе подачи и уборки вагонов под грузовые операции, компенсация начислению не подлежит.
Если подача вагонов под выгрузку и их выгрузка осуществляются в те же сутки, в которые груз прибыл на ж.д. станцию, плата за привлечение за указанные сутки на основании железнодорожной накладной уже включена в плату за перевозку, начислена в АС "ЭТРАН" и не подлежит начислению за эти же сутки повторно.
Правовые основания для повторного начислении платы за привлечение вагона за эти же емки согласно п. 5.1 Приложении N 1 к Контракту, либо компенсации за эти же сутки, отсутствуют, поскольку сутки использования вагона двойной оплате не подлежат.
Иной подход повлек бы неосновательное обогащение на стороне собственников вагонов. Накопительная ведомость также не является основанием для начисления компенсации за задержку привлеченного подвижного состава при выполнении грузовых операций, поскольку не содержит сведений о времени задержки вагонов и не позволяет сделать выводы о лице, от которого зависели причины задержки. Основанием для начисления компенсации за задержку привлеченного подвижного состава при выполнении грузовой операции является ведомость сроков оборота вагонов и технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов" и от 10.11.2003 N 70 "О Методике по разработке и определению технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов".
При указанных обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу, что доводы жалобы не могут являться основанием для отмены либо изменения законного и обоснованного решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 29.03.2023 по делу N А40-277323/22 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Ю.Н. Кухаренко |
Судьи |
А.И. Трубицын |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-277323/2022
Истец: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ