г. Тула |
|
12 июля 2023 г. |
Дело N А09-9051/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05.07.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 12.07.2023.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Большакова Д.В., судей Тимашковой Е.Н. и Холодковой Ю.Е., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Акуловой О.Д., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "БрянскЭлектро" (г. Брянск, ОГРН 5147746160172, ИНН 7731480563) - Ребиковой А.Л. (доверенность от 10.05.2023), от заинтересованного лица - управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области (г. Брянск, ОГРН 1023202746819, ИНН 3234034811) - Семенцовой О.И. (доверенность от 30.12.2022), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "БрянскЭлектро" на решение Арбитражного суда Брянской области от 03.03.2023 по делу N А09-9051/2022 (судья Пулькис Т.М.),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "БрянскЭлектро" (далее - ООО "БрянскЭлектро", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к управлению Федеральной антимонопольной службы по Брянской области (далее - Брянское УФАС России, управление) о признании незаконным и отмене постановления от 20.09.2022 по делу N 032/04/9.21-823/2022 об административном правонарушении.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 03.03.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, общество обжаловало его в апелляционном порядке. Полагает, что ООО "БрянскЭлектро" не допустило нарушений законодательства в сфере электроэнергетики в части нарушения срока выполнения мероприятий по осуществлению технологического присоединения, поскольку указанный срок был продлен путем внесения изменений в технические условия.
Брянское УФАС России возражало против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзывах.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены или изменения в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, в адрес Брянского УФАС России поступили обращения (заявления) Мавриной С.А. от 20.07.2022 вх. N 5766, от 05.08.2022 N 108-ЭП/22 по факту нарушения ООО "БрянскЭлектро" порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям при рассмотрении заявки на технологическое присоединение от 18.01.2022 N 13- 67/2022/ф/БР.
В ходе проверки обращений Брянским УФАС России установлено, что 18.01.2022 Маврина С.А. обратилась в адрес ООО "БрянскЭлектро" с заявкой на технологическое присоединение объекта - домовладение (строение, находящееся на дачном участке, используемое для бытовых нужд), расположенного по адресу: Брянская область, Брянский район, тер. Стекляннорадицкое сельское поселение, СНТ Химик, уч. 568.
Уведомлением от 18.01.2022, размещенным в личном кабинете, ООО "БрянскЭлектро" запросило у Мавриной С.А. уточнение по перечню энергопринимающих устройств, указанных в заявке.
Маврина С.А. 17.02.2022 произвела уточнение по запросу сетевой организации.
ООО "БрянскЭлектро" 01.03.2022 в личном кабинете размещены счет для внесения платы за технологическое присоединение и технические условия на технологическое присоединение к электрическим сетям от 01.03.2022 N 13-67/2022/ф/ВОЛ.
Пунктом 12 технических условий установлен срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению - 4 месяца со дня заключения договора.
Мавриной С.А. 02.03.2022 внесена плата за технологическое присоединение в размере 550 руб.
По запросу управления обществом представлены пояснения, согласно которым в процессе выполнения мероприятий по договору технологического присоединения ООО "БрянскЭлектро" при осмотре трансформаторной подстанции ТП-1088, технологически связанной с BJI, от которой согласно техническим условиям от 01.03.2022 N 13-67/2022/ф/ВОЛ осуществляется присоединение Мавриной С.А., выявилась необходимость замены оборудования (автоматический выключатель) ввиду присоединения дополнительных мощностей, о чем составлен акт.
В связи с включением в технические условия данных изменений ООО "БрянскЭлектро" изменен срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению до 6 месяцев с даты заключения договора.
Данные изменения отражены в приложении N 1 к техническим условиям и размещены 09.06.2022 в личном кабинете.
ООО "БрянскЭлектро" 27.07.2022 в личном кабинете размещено уведомление об обеспечении сетевой организацией возможности технологического присоединения.
По результатам рассмотрения обращений Брянским УФАС России установлено, что ООО "БрянскЭлектро" не осуществило технологическое присоединение в срок, установленный техническими условиями; увеличило срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению в одностороннем порядке без согласия заявителя - Мавриной С.А.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления должностным лицом Брянского УФАС России в отношении общества протокола от 06.09.2022 по делу N 032/04/9.21-823/2022 об административном правонарушении, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Постановлением управления от 20.09.2022 ООО "БрянскЭлектро" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, с назначением наказания в виде предупреждения.
Не согласившись с данным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Рассматривая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В силу части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Объектом правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, являются общественные отношения, возникающие в сфере эксплуатации сетей и систем энергоснабжения.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения заключается в несоблюдении виновным лицом требований нормативных актов при подключении к электрическим сетям.
Субъектом данного правонарушения выступают субъекты естественной монополии.
В силу пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги по передаче электрической энергии относятся к сферам деятельности субъектов естественных монополий (далее - Закон N 147-ФЗ).
Субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии (статья 3 Закона N 147-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, являются сетевыми организациями.
ООО "БрянскЭлектро" в силу статьи 4 Закона N 147-ФЗ является субъектом естественной монополии.
Таким образом, общество является субъектом административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Статьей 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" установлено, что технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.
Указанные Правила определяют порядок и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, в том числе объектов микрогенерации, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям, порядок проведения проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения максимальной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также особенности отказа потребителей электрической энергии от максимальной мощности в пользу сетевой организации.
В силу пункта 6 Правил N 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению и не вправе отказать обратившемуся к ней лицу в услуге по технологическому присоединению и заключении соответствующего договора при условии соблюдения им данных Правил и наличия технической возможности технологического присоединения.
В пункте 14 Правил N 861 в качестве заявителя указано физическое лицо, обратившееся с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно, а также определен перечень сведений, предоставляемых физическим лицом, обратившимся с такой заявкой.
Маврина С.А. относится к категории заявителей, определяемой пунктом 14 Правил N 861.
Особенности технологического присоединения заявителей, указанных, в том числе в пункте 14 Правил N 861, урегулированы разделом X Правил технологического присоединения (пункты 103 - 112 Правил N 861).
В соответствии с пунктом 103 Правил N 861 (в редакции, действующей в спорный период) договор между сетевой организацией и заявителями, указанными, в том числе в пункте 14 Правил, заключается путем направления заявителю выставляемого сетевой организацией счета для внесения платы (части платы) за технологическое присоединение и оплаты заявителем указанного счета.
При этом в силу пункта 104 Правил N 861 наличие заключенного заявителями, указанными в пункте 14 настоящих Правил, договора подтверждается документом об оплате такими заявителями счета, предусмотренного пунктом 103 названных Правил.
Согласно пункту 105 Правил N 861 сетевая организация обязана информировать заявителя на протяжении всей процедуры технологического присоединения о размещении в личном кабинете документов, подлежащих оформлению в процессе технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя. Информировать заявителя можно несколькими способами: SMS-уведомление; уведомление по адресу электронной почты; почтовое отправление по адресу фактического места проживания или регистрации по месту жительства.
Из материалов дела следует, что заявка Мавриной С.А. направлена в адрес ООО "БрянскЭлектро" 18.01.2022, обществом 01.03.2022 выставлен счет для оплаты за технологическое присоединение, 02.03.2022 Мавриной С.А. внесена плата за технологическое присоединение в размере 550 руб., что подтверждается платежным поручением от 02.03.2022 N 110077.
Таким образом, договор является заключенным с 02.03.2022.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 16 Правил N 861 срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению исчисляется со дня заключения договора и не может превышать 4 месяцев для заявителей, указанных в пунктах 13 (3), 13 (5), 13 (6) данных Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 670 кВт включительно.
Согласно пункту 12 технических условий на технологическое присоединение к электрическим сетям от 01.03.2022 срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 4 месяца со дня заключения договора.
Из материалов дела усматривается, что по заявке Мавриной С.А., выполнившей условия технологического присоединения путем внесения платы 02.03.2022, ООО "БрянскЭлектро" не осуществило технологическое присоединение в четырехмесячный срок (до 02.07.2022).
Довод общества о том, что мероприятия по технологическому присоединению энергопринимающих устройств Мавриной С. А. были завершены в шестимесячный срок, установленный дополнительным соглашением к договору, и, соответственно, нарушений Правил N 861 со стороны сетевой организации не допущено, обоснованно не принят судом, поскольку увеличение сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению в одностороннем порядке без согласия заявителя (в данном случае Мавриной С.А.) Правилами N 861 не предусмотрено.
Изменения в технические условия со стороны Мавриной С.А. не подписаны, доказательства обратного в материалы дела не представлены. Вопреки доводам общества отсутствие со стороны заявителя возражений относительно внесения изменений в технические условия не свидетельствует о его согласии с измененными условиями.
Таким образом, общество допустило нарушение требований подпункта "б" пункта 16 Правил N 861.
На основании изложенного суд пришел к правильному выводу о наличии в действиях общества объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых доказана его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о том, что общество предприняло исчерпывающие меры для соблюдения вышеуказанных нормативных требований, в материалы дела не представлено, равно как и не представлено доказательств невозможности соблюдения обществом данных требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.
При указанных обстоятельствах суд по праву заключил о наличии в действиях ООО "БрянскЭлектро" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Процедура производства по делу об административном правонарушении административным органом соблюдена, проверочные мероприятия осуществлены уполномоченными лицами в установленном законом порядке, права и законные интересы лица, привлекаемого к административной ответственности, при составлении протокола об административном правонарушении и вынесении постановления о назначении административного наказания соблюдены, процессуальных нарушений, которые носили бы существенный характер и не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, судом не установлено, обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, а равно признаков малозначительности совершенного правонарушения (статья 2.9 КоАП РФ), не выявлено. Срок давности привлечения к административной ответственности (статья 4.5 КоАП РФ) не истек. Наказание в виде предупреждения назначено обществу c применением положений статей 3.4 и 4.1.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах является правильным вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для отмены постановления Брянского УФАС России от 20.09.2022 по делу N 032/04/9.21-823/2022 об административном правонарушении, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований отказано правомерно.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для их переоценки у суда апелляционной инстанции не имеется. Нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 03.03.2023 по делу N А09-9051/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.В. Большаков |
Судьи |
Е.Н. Тимашкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-9051/2022
Истец: ООО "БРЯНСКЭЛЕКТРО"
Ответчик: УФАС по Брянской области