г. Москва |
|
11 июля 2023 г. |
Дело N А40-6348/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 июля 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кочешковой М.В.,
судей: |
Марковой Т.Т., Суминой О.С., |
при ведении протокола |
помощником судьи Скворцовым А.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 31.03.2023 по делу N А40-6348/23
по заявлению ПАО "Федеральная сетевая компания - Россетти"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
о признании незаконным решение,
при участии:
от заявителя: |
Бочкарев Д.В. по дов. от 04.02.22, извещен; |
от заинтересованного лица: |
Свиридова С.О. по дов от 24.01.2023, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Федеральная сетевая компания - Россети" (далее - Заявитель, ПАО "ФСК - Россети", Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Заинтересованное лицо, Управление Росреестра по Москве) о признании незаконным решения Управление Росреестра по Москве, изложенного в уведомлении об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от 22.12.2022 N КУВД001/2022-38546429/8; о возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ПАО "Россети" в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, путем осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности в отношении объекта недвижимости: "Создание интеллектуальной распределительной сети 20/0,4 кВ на территории инновационного центра "Сколково". 3 этап строительства. Здание комплектной трансформаторной подстанции 20 кВ (КТП-150)".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 31.03.2023 заявление ПАО "ФСК - Россети" удовлетворено.
Управление Росреестра по Москве обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Заинтересованного лица при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель Управления Росреестра по Москве доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представитель ПАО "ФСК - Россети" с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев дело в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителей сторон по делу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ с учетом части 1 статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
В силу указанных норм и статьи 13 ГК РФ в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на обращение с заявлением в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, применил и истолковал нормы материального права, подлежащие применению, и на их основании сделал обоснованный вывод о наличии в настоящем споре совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Апелляционная коллегия поддерживает данный вывод суда первой инстанции исходя из следующего.
Судом первой инстанции установлено, что 22.12.2017 некоммерческой организацией Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий в отношении объекта капитального строительства: "Создание интеллектуальной распределительной сети 20/0,4 кВ на территории инновационного центра "Сколково". 3 этап строительства. Здание комплектной трансформаторной подстанции 20 кВ (КТП-150)" (далее - Здание), расположенного по адресу: г. Москва, территория инновационного центра "Сколково", выдано разрешение на строительство N 074-Ф-62-РС. 02.04.2017 некоммерческой организацией Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий в порядке статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) в отношении Здания выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N 037-Ф-60-РВ.
Публичное акционерное общество "Федеральная сетевая компания - Россети" 02.09.2022 в порядке, предусмотренном ст. 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - ФЗ о государственной регистрации недвижимости), обратилось в Управление Росреестр по Москве с заявлением N КУВД-001/2022- 38546429 о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении Здания.
К заявлению были приложены:
1) разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 02.04.2018 N 037-Ф-60-РВ;
2) технический план Здания от 29.07.2022 N б/н;
3) доверенность от 21.03.2022 N 11-22/ИД-2022, удостоверенная в нотариальном порядке;
4) платежное поручение от 03.12.2019 г. N 237735, что подтверждается описью документов, принятых для оказания государственных услуг от 02.09.2022 N MFC0558/2022-1373388-1.
К техническому плану были приложены следующие документы:
1) проектная документация от 01.01.2017 N 37.0005-ИЛО-АР;
2) разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 02.04.2018 N 037-Ф-60-РВ;
3) договор аренды от 30.05.2018 N 50108/01006/0031-2018-18/360-м. ПАО "Россети" 13.09.2022 приобщены дополнительные документы к первоначальному заявлению от 02.09.2022 N КУВД-001/2022-38546429, среди которых опись от 16.02.2018, пояснительная записка от 13.09.2022, договор аренды от 26.12.2016 N 50108/01006/0061 -2016. 20.09.2022 регистрирующий орган принял решение, изложенное в уведомлении N КУВД-001/2022-3 8546429/2 о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
Среди оснований приостановления были указаны следующие:
1) пункт 5 часть 1 статьи 26 ФЗ о государственной регистрации недвижимости ("не представлено разрешение на строительство");
2) пункт 7 часть 1 статьи 26 ФЗ о государственной регистрации недвижимости ("в разделе "Исходные данные" указываются сведения о документах, на основании которых подготовлен технический план, о документах, использованных при подготовке технического плана, а также о включении соответствующего документа (копии документа) в Приложение),
3) пункт 61 части 1 статьи 26 ФЗ о государственной регистрации недвижимости ("отсутствие разрешения на строительство не позволяет установить, что в результате строительства указанная в разрешении на ввод объекта в эксплуатации площадь здания отличается более чем на пять процентов от площади, указанной в разрешении на строительство").
В целях устранения причин приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации ПАО "ФСК "Россети" повторно обратилось в регистрирующий орган, представив недостающие документы, о чем свидетельствует опись документов, принятых для оказания государственных услуг от 27.09.2022 N MFC-055 8/2022-1512256-1.
По результатам правовой экспертизы дополнительно представленных документов к первоначальному заявлению от 02.09.2022 N КУВД-001/2022-38546429 регистрирующий орган уведомил о неустранении причин приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, что подтверждается уведомлением от 30.09.2022 N КУВД-001/2022-38546429/4.
Решением от 22.12.2022 N КУВД-001/2022-38546429/8 регистрирующим органом было отказано в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав по основанию, указанному в пункте 61 части 1 статьи 26 ФЗ о государственной регистрации недвижимости.
Удовлетворяя заявление Общества, суд первой инстанции правомерно и обоснованно исходил из следующего.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и представлением содержащихся в нем сведений регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 29 ФЗ о государственной регистрации недвижимости проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных Законом о недвижимости оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно части 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии с пунктом 12 статьи 29 ФЗ о государственной регистрации недвижимости отказ в государственной регистрации права может быть обжалован заинтересованным лицом в суд.
Управление Росреестра по Москве, являясь регистрирующим органом, обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с нормами ФЗ о государственной регистрации недвижимости.
Согласно положениям ФЗ о государственной регистрации недвижимости при осуществлении государственной регистрации прав должна быть проведена правовая экспертиза представленных документов, а также установлено отсутствие других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
Исходя из вышеуказанных положений ФЗ о государственной регистрации недвижимости, решение о проведении, либо о приостановлении государственной регистрации прав или отказе в проведении государственной регистрации прав принимается по результатам правовой экспертизы представленных на регистрацию документов.
Поскольку по смыслу и содержанию ФЗ о государственной регистрации недвижимости государственная регистрация осуществляется на основании документов, поступивших в установленном порядке в регистрирующий орган, ответственность за подлинность документов, полноту и достоверность сведений в них содержащихся, а также за соответствие требованиям действующего законодательства (юридическую силу) лежит на лицах их предоставивших в регистрирующий орган, либо выдавших данные документы.
Согласно пункту 1 статьи 14 ФЗ о государственной регистрации недвижимости государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных данным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном указанным Федеральном законом порядке.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 26.12.2022 N ЮЭ9965-22-227632672 ПАО "Россети" осуществляют деятельность в сфере передачи электроэнергии и технологическое присоединение к распределительным электросетям (ОКВЭД - 35.12). ПАО "ФСК "Россети" представляет собой крупнейший энергетический холдинг Российской Федерации, является акционерным обществом с долей участия Российской Федерации в уставном капитале указанного акционерного общества в размере более 5 чем 80 %, включено в перечень системообразующих организаций, имеющих стратегическое значение для страны.
В рамках действия Инвестиционной программы, общенационального государственного плана ПАО "Россети" выступает в качестве ответственного исполнителя по реализации одного из крупнейших инфраструктурных проектов в топливно-энергетическом комплексе: "Создание интеллектуальной распределительной сети 20/0,4 кВ на территории инновационного центра Сколково". Объект строительства: "Создание интеллектуальной распределительной сети 20/0,4 кВ на территории инновационного центра "Сколково". Схема электроснабжения представляет собой распределительную сеть 20 кВ, которая предполагает электроснабжение 4 ТП (N N 135, 136, 149, 150) и СП18 (соединительный пункт).
Как правильно указал суд первой инстанции, решение Управления Росреестра по Москве, изложенное в уведомлении об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на Здание от 22.12.2022 N КУВД-001/2022-38546429/8 противоречит правилам и нормам, изложенным в ФЗ о государственной регистрации недвижимости, является незаконным, нарушает права ПАО "Россети" как потенциального собственника энергообъекта, использующего в предпринимательской деятельности, создает препятствия в реализации инвестиционной программы, утвержденной Министерством энергетики Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 61 части 1 статьи 26 ФЗ о государственной регистрации недвижимости в своих решениях, регистрирующий орган отмечает, что по представленному заявителю разрешению на строительство невозможно установить, что в результате строительства указанная в разрешении на ввод объекта в эксплуатацию плане площадь Здания отличается более чем на пять процентов от площади, указанной в разрешении на строительство.
Указанная позиция уполномоченного органа является незаконной и необоснованной в виду того, что объектом правовой экспертизы является проверка соответствия сведений, изложенных в техническом плане Здания, разрешению на ввод объекта в эксплуатацию. В ходе проведения правовой экспертизы представленных документов регистрирующим органом допущены нарушения пункта 1 части 13 статьи 40 ФЗ о государственной регистрации недвижимости.
Согласно вышеуказанной норме при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на созданные здание, сооружение, помещения или машино-места в них в рамках проведения правовой экспертизы на предмет наличия оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, предусмотренных пунктом 7 части 1 статьи 26 ФЗ о государственной регистрации недвижимости, представленные документы в части их содержания проверяются государственным регистратором прав исключительно на соответствие сведений, указанных в техническом плане разрешению на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (в случае осуществления государственного кадастрового учета объекта, введенного в эксплуатацию).
Согласно части 14 статьи 40 ФЗ о государственной регистрации недвижимости сведения, указанные в техническом плане, проверяются на соответствие документам, предусмотренным пунктами 1 и 2 части 13 статьи 40 ФЗ о государственной регистрации недвижимости, исключительно в отношении площади объекта недвижимости (с учетом положений пункта 61 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона).
В своем Письме от 13.10.2021 N 14-14637/21 @ Росреестр, исходя из комплексного анализа положений части 8 статьи 24, пунктов 61, 61.1 части 1 статьи 26, частей 13, 14 статьи 40 ФЗ о государственной регистрации недвижимости, "Письма" Росреестра от 28.07.2021 N 13/1-5758-АБ/21 "О применении законодательства в связи с вступлением в силу отдельных положений Федерального закона от 01.07.2021 N 275-ФЗ" разъясняет, что "сведения, содержащиеся в техническом плане здания, сооружения, представленном для осуществления государственного кадастрового учета этого объекта, проверяются государственным регистратором прав исключительно на соответствие таких сведений сведениям, указанным в разрешении на ввод объекта в эксплуатацию.
При осуществлении правовой экспертизы документов, представленных в ходе оказания государственной услуги по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав на объект капитального строительства (здание), регистрирующий орган обязан действовать в порядке пункта 10 статьи 40 ФЗ о государственной регистрации недвижимости.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные документы отвечают требованиям статья 21 ФЗ о государственной регистрации недвижимости (пункт 5 статьи 18 ФЗ о государственной регистрации недвижимости).
Согласно части 10 статьи 40 ФЗ о государственной регистрации недвижимости государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение (помещения или машино-места в таких здании, сооружении) осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости, в том числе соглашения об установлении сервитута, решения об установлении публичного сервитута.
Кроме того, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства, внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства (часть 10 статьи 55 ГрК РФ).
К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:
1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Дополнительно суд первой инстанции отметил, что в соответствии с пунктом 23 статьи 15 Федеральный закон от 28.09.2010 N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково" управляющая компания осуществляет экспертизу проектной документации объектов капитального строительства, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых планируется осуществлять на территории Центра, и результатов инженерных изысканий, проводимых для подготовки такой проектной документации, надзор за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом указанных объектов, выдает разрешения на строительство и на ввод таких объектов в эксплуатацию. Форма разрешения на строительство и форма разрешения на ввод объектов в эксплуатацию утверждаются управляющей компанией.
Согласно части 1 статьи 27 ФЗ о государственной регистрации недвижимости в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Уведомление об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав должно содержать все причины, послужившие основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, с указанием норм (пунктов, частей, статей) нормативных правовых актов, несоблюдение которых привело к приостановлению, а неустранение этих причин - к отказу в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, и содержание данных норм, а также указание на то, в чем именно заключалось несоблюдение требований указанных нормативных правовых актов (пункт 71 Приказа Минэкономразвития России от 07.06.2017 N 278 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество").
Таким образом, документы, представленные ПАО "ФСК "Россети" в заявлении от 02.09.2022 N КУВД-001/2022-38546429, являются достоверными, достаточными для осуществления государственной услуги по государственному кадастровому учету и государственной регистрацией прав на Здание, причины, препятствующие осуществлению регистрационных действий, устранены.
При таких обстоятельствах, приостановление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав является незаконным в виду отсутствия основания, указанного в пункте 61 части 1 статьи 26 ФЗ о государственной регистрации недвижимости.
Согласно пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ, в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что оспариваемое Заявителем уведомление Управления Росреестра по Москве от 22.12.2022 N КУВД001/2022-38546429/8 является незаконным.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в целях устранения допущенных ответчиком нарушений законных прав и интересов заявителя, суд первой инстанции обязал Управление Росреестра по Москве в течение тридцати дней с даты вступления решения суда в законную силу путем осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности в отношении объекта недвижимости: "Создание интеллектуальной распределительной сети 20/0,4 кВ на территории инновационного центра "Сколково". 3 этап строительства. Здание комплектной трансформаторной подстанции 20 кВ (КТП150)".
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного решения, судом первой инстанции не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 31.03.2023 по делу N А40-6348/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.В. Кочешкова |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-6348/2023
Истец: ПАО "ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ ЕДИНОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ