г. Ессентуки |
|
13 июля 2023 г. |
Дело N А63-10971/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 июля 2023 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Сомова Е.Г., судей Цигельникова И.А., Егорченко И.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Руковицкой Е.О., с участием представителя комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Невинномысска и администрации города Невинномысска - Фроловой Л.В. (доверенности от 27.07.2022 и 13.08.2021), в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Невинномысска и администрации города Невинномысска на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 21.04.2023 по делу N А63-10971/2022,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ДЕ ЮРЕ" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к комитету по управлению муниципальным имуществом администрации города Невинномысска (далее - комитет) о признании незаконным решения от 08.04.2022 N 2340/27 об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка с кадастровым номером 26:16:050221:62.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация города Невинномысска (далее - администрация), Ахмеднабиева З.Ш. и Литовченко Е.Н.
Определением от 08.11.2022 администрация привлечена к участию в деле в качестве соответчика.
Решением от 21.04.2023 требования общества удовлетворены. Оспариваемое решение комитета признано незаконным, на администрацию возложена обязанность в течение 20 дней со дня вынесения судебного акта принять и направить обществу решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории на основании поданного им заявления от 29.03.2022. Суд исходил из того, что комитет не доказал наличие оснований для отказа обществу в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренных пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса. Возможность раздела исходного земельного участка подтверждена заключением кадастрового инженера. Доступ к вновь образуемым земельным участкам возможен непосредственно с автомобильной дороги общего пользования.
В апелляционной жалобе комитет и администрация просили решение суда отменить и отказать в удовлетворении требований общества. Жалоба мотивирована следующим. Возлагая на администрацию обязанность принять и направить обществу решение об утверждении схемы расположения земельного участка, суд вышел за рамки заявленных требований (требований к администрации общество не заявляло). Принадлежащий обществу склад является неотделимой частью объекта недвижимости - здания с кадастровым номером 26:16:050221:150. Разделение исходного земельного участка по предлагаемой схеме приведет к образованию нового земельного участка площадью 514 кв. м, что ограничит подъезд к упомянутому зданию. Доступ к этому земельному участку иначе как через смежные земельные участки с кадастровыми номерами 26:16:050221:61 и 26:16:050221:63, находящиеся в собственности третьих лиц, будет невозможен.
В отзыве общество просило отказать в удовлетворении жалобы.
В судебном заседании представитель комитета (администрации) поддержала доводы жалобы. Иные лица, участвующие в деле, явку представителей в суд не обеспечили.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей, апелляционный суд находит апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению.
Судом установлено и из материалов дела следует, что общество на основании договора от 07.08.2020 N 104 является арендатором земельного участка с кадастровым номером 26:16:050221:62 площадью 1442 кв. м (срок аренды - до 06.08.2069). Участок относится к землям населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования: для предпринимательской деятельности (эксплуатации склада), местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: край Ставропольский, г. Невинномысск, ул. Маяковского, 28.
На земельном участке расположен принадлежащий обществу на праве собственности (зарегистрировано 25.10.2021) объект недвижимости с кадастровым номером 26:16:050221:298 - нежилое помещение склад площадью 720,1 кв. м., который является частью здания с кадастровым номером 26:16:050221:150.
Общество обратилась в комитет с заявлением от 29.03.2022 об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (далее - схема), сообщив, что раздел земельного участка необходим для более рационального его использования (для перевода вновь образованного земельного участка под СТО). Намерения передать права на участок третьим лицам или отказаться от прав на него отсутствуют.
Схемой предполагается разделить исходный земельный участок с кадастровым номером 26:16:050221:62 площадью 1442 кв. м с образованием одного земельного участка площадью 928 кв. м (обозначен точками 1, 2, 3, 4), на котором расположено помещение склада.
Письмом от 08.04.2022 комитет уведомил общество об отказе в утверждении схемы. Решение мотивировано тем, что разделение земельного участка по предлагаемой схеме нарушает требования, установленные пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса, приведет к нерациональному использованию земель.
Общество направило в комитет заявление от 26.04.2022, в котором просило разъяснить мотивы отказа с указанием конкретных.
В письме от 16.05.2022 комитет разъяснил, что реализация схемы повлечет образование новых земельных участков, по одному из которых, площадью 514 кв. м, осуществляется подъезд к нежилому помещению склада. Образование этого земельного участка препятствует его рациональному использованию.
Общество, считая отказ в утверждении схемы незаконным, нарушающим его права и законные интересы, обратилось в суд.
В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 11.2 Земельного кодекса земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
При разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 названной статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами (пункт 1 статьи 11.4 Земельного кодекса).
Подпунктом 1 пункта 6 статьи 11.4 Земельного кодекса допускается при разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, образование одного земельного участка с сохранением исходного земельного участка в измененных границах.
Пунктом 7 той же статьи регламентирован порядок рассмотрения заявления об утверждении схемы расположения земельного участка, в соответствии с которым в целях раздела земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды или безвозмездного пользования, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, в течение одного месяца со дня поступления от заинтересованного лица заявления об утверждении схемы расположения земельного участка обязаны принять решение об утверждении этой схемы или решение об отказе в ее утверждении с указанием оснований для отказа.
К заявлению об утверждении схемы расположения земельного участка прилагаются: 1) подготовленная заявителем схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которые предлагается образовать и (или) изменить; 2) копии правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов на исходный земельный участок, если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.
Схема расположения земельного участка представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера (пункт 1 статьи 11.10 Земельного кодекса).
Основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка установлены пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса, одним из них является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
Пунктом 4 статьи 11.9 Земельного кодекса предусмотрено, что не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
Согласно пункту 6 статьи 11.9 Земельного кодекса, образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В случае образования земельных участков из участков, используемых на основании договоров аренды, осуществляющее такое использование лицо в отношении измененных земельных участков сохраняет право аренды и (или) имеет право на заключение с ним договоров аренды образуемых и измененных земельных участков на прежних условиях, если иное не установлено соглашением сторон, без проведения торгов (пункт 4 статьи 11.8 Земельного кодекса).
Удовлетворяя требования общества, суд первой инстанции исходил из того, что комитет не доказал наличие оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренных пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса.
Вместе с тем суд не учел следующее.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса одним из принципов земельного законодательства является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Эксплуатация и обслуживание объекта недвижимости возможны только на земельном участке, специально сформированном для этих целей (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2017), утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 15.11.2017).
Согласно правовому подходу, сформулированному в определении Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2015 N 309-ЭС15-11394, площадь предоставляемого земельного участка подлежит определению, исходя из его функционального использования исключительно для эксплуатации расположенных на нем объектов, и должна быть соразмерна площади объектов недвижимого имущества.
Из материалов дела следует, что исходный земельный участок с кадастровым номером 26:16:050221:62 площадью 1442 кв. м сформирован и поставлен на кадастровый учет 22.06.2006 с видом разрешенного использования - для эксплуатации склада.
Таким образом, земельный участок создан специально в целях эксплуатации и обслуживания объекта недвижимости (помещения склада площадью 720,1 кв. м).
Доказательств, свидетельствующих о том, что для этих целей требуется участок значительно меньшей площади (928 кв. м), и при формировании земельного участка нарушен принцип пропорциональности площадей земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимости, общество в порядке статьи 65 АПК РФ не представило.
Из заключения N 03/23 (б/д) кадастрового инженера Литвинова В.В., а также находящихся в открытом доступе сведений (публичной кадастровой карты, других картографических материалов) видно, что принадлежащее обществу помещение склада с кадастровым номером 26:16:050221:298, является частью здания с кадастровым номером 26:16:050221:150.
Здание расположено в границах смежных земельных участков с кадастровыми номерами 26:16:050221:83, 26:16:050221:61, 26:16:050221:62, 26:16:050221:63, 26:16:050221:64, имеющих примерно одинаковую площадь и конфигурацию и предназначенных для эксплуатации и обслуживания как отдельных помещений в здании, так и всего здания в целом.
В границы земельных участков включена прилегающая к зданию территория, которая обеспечивает возможность прохода и подъезда к любой точке здания и помещениям в нем.
В настоящее время проход и проезд к помещению истца возможен с лицевой и с тыльной стороны, так как боковые стороны граничат с помещениями третьих лиц - собственников смежных участков с кадастровыми номерами 26:16:050221:61 и 26:16:050221:63.
Представленная же обществом схема раздела земельного участка предполагает образование одного земельного участка площадью 928 кв. м, в границах которого расположено помещение истца. При этом граница вновь образованного земельного участка, обозначенная на схеме линией с точками 1 и 2, проходит непосредственно по проекции одной из стен здания. Таким образом, в случае реализации схемы, доступ к помещению истца станет возможным исключительно с одной стороны. Возможность эксплуатации и обслуживания объекта с другой стороны, с использованием земельного участка 26:16:050221:62, специально сформированного для этих целей, будет утрачена.
Такое образование земельного участка не соответствует пунктам 4 и 6 статьи 11.9 Земельного кодекса, поскольку приведет к невозможности разрешенного использования расположенного на земельном участке объекта недвижимости, а также вклиниванию, изломанности границ.
Постановлением администрации города Невинномысска от 03.09.2021 N 1521 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования города Невинномысска Ставропольского края, которые направлены на совершенствование порядка предоставления земельных участков, создания наиболее благоприятных условий в развитии социальной и инженерной инфраструктуры города Невинномысска, стимулирования поступлений дополнительных средств в бюджет города, обеспечения гарантий в защите прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, а также упорядочения процедуры регистрации права пользования землей, и обязательны для исполнения гражданами (физическими лицами) и юридическими лицами, органами государственной власти и органами местного самоуправления, осуществляющими деятельность в сфере землепользования на территории муниципального образования города Невинномысска (далее - Правила).
Подпунктом 4 пункта 32, пунктом 3.2 статьи 44 Правил (в редакции, действующей на дату подачи обществом заявления) установлено, что для всех объектов капитального строительства, кроме подземных автостоянок, расстояние от границы земельного участка должно соответствовать действующим техническим регламентам, национальным стандартам и сводам правил, но не менее 3 метров до стены объекта капитального строительства.
Аналогичное регулирование содержит пункт 3.2 статьи 44 Правил в ныне действующей редакции.
В предлагаемой обществом схеме расположения земельного участка соответствующий норматив не соблюден.
При таких обстоятельствах комитет правомерно отказал обществу в утверждении схемы, как разработанной с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса требований к образуемым земельным участкам.
Такой отказ соответствует пункту 16 статьи 11.10 Земельного кодекса и права общества не нарушает.
Вывод суда первой инстанции об обратном не соответствует нормам права и фактическим обстоятельствам дела.
Довод апеллянтов о том, что суд вышел за рамки заявленных требований, несостоятелен.
В силу пункта 3 части 4, пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ признание оспоренного ненормативного правового акта или решения недействительным, а действий (бездействия) незаконными возлагает на органы местного самоуправления обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов лица, обратившегося в суд.
Администрация привлечена к участию в деле в качестве соответчика, поэтому признав оспариваемое решение незаконным, и возложив на администрацию соответствующие обязанности, суд действовал в пределах, предоставленных ему законом полномочий.
С учетом изложенного, решение от 21.04.2023 подлежит отмене с принятием нового судебного акта.
Нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебного акта (часть 4 статьи 270 АПК РФ), не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 21.04.2023 по делу N А63-10971/2022 отменить, принять новый судебный акт.
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "ДЕ ЮРЕ" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Г. Сомов |
Судьи |
И.А. Цигельников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-10971/2022
Истец: ООО "ДЕ ЮРЕ"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НЕВИННОМЫССКА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ, КОМИТЕТ ПО УПРАВЛЕНИЮ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НЕВИННОМЫССКА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Третье лицо: Ахмеднабиева Зайнаб Шайлухисламовна, Литвинов В.в., Литовченко Екатерина Николаевна, Фролова Любовь Владимировна