г. Москва |
|
12 июля 2023 г. |
Дело N А41-87722/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 июля 2023 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Панкратьевой Н.А.,
судей: Немчиновой М.А., Стрелковой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бабаян Э.К.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Санинского Михаила Геннадьевича на решение Арбитражного суда Московской области от 19.05.2023 по делу N А41-87722/22, по заявлению индивидуального предпринимателя Санинского Михаила Геннадьевича к администрации городского округа Балашиха об оспаривании,
при участии в заседании:
от ИП Санинского М.Г. - Пустоветов В.В. по доверенности от 05.07.2023;
от администрации городского округа Балашиха - извещено, не явился;
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Санинский Михаил Геннадьевич (далее - заявитель, предприниматель, ИП Санинский М.Г.) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к администрации городского округа Балашиха (далее - заинтересованное лицо, администрация) о признании незаконным заключения по общественным обсуждениям от 05.10.2022 N 230-ЭКО; общественные обсуждения по проекту Технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду и на проект оценки воздействия на окружающую среду для объекта "Строительства пятидесяти индивидуальных жилых домов, дорог и проездов" на земельном с кадастровым номером 50:15:0040104:14, расположенном по адресу: Московская обл., г. Балашиха, кв-л Абрамцево, бывший лагерь труда и отдыха "Орбита" признать состоявшимися; обязании надлежащим образом оформить протокол общественных обсуждений, подписать его представителем(ями) органа местного самоуправления, представителем(ями) заказчика (исполнителя), представителем(ями) общественности и разместить для ознакомления на официальном сайте администрации городского округа Балашиха, в соответствии с пунктом 9.1 постановления администрации городского округа Балашихи от 11.11.2021 N 1017-ПА.
Решением Арбитражного суда Московской области от 19.05.2023 по делу N А41-87722/22 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе предприниматель просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств по делу, неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей заинтересованного лица.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
19.07.2022 заявитель обратился в администрацию с уведомлением о проведении общественного обсуждения по проекту Технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду и на проект оценки воздействия на окружающую среду для объекта "Строительство пятидесяти индивидуальных жилых домов, дорого и проездов" на земельном участке с кадастровым номером 50:15:0040104:14, расположенного по адресу: Московская обл., г. Балашиха, кв-л Абрамцево, бывший лагерь труда и отдыха "Орбита".
12.08.2022 постановлением администрации городского округа Балашиха от 12.08.2022 N 765-ПА "О назначении общественных обсуждений" в соответствии с Федеральными законами от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 01.12.2020 N 999 "Об утверждении требований к материалам оценки воздействия на окружающую среду", Порядком проведения общественных обсуждений объектов государственной экологической экспертизы на территории городского округа Балашиха, утвержденным постановлением администрации городского округа Балашиха от 11.11.2021 N 1017-ПА, Уставом городского округа Балашиха Московской области, назначены общественные обсуждения по проекту Технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду и на проект оценки воздействия на окружающую среду для объекта "Строительство пятидесяти индивидуальных жилых домов, дорог и проездов" на земельном участке с кадастровым номером: 50:15:0040104:14, расположенном по адресу: Московская обл., г. Балашиха, кв- л Абрамцево, бывший лагерь труда и отдыха "Орбита" на 13.09.2022.
18.08.2022 администрация направила уведомление о назначении проведения общественных обсуждений.
13.09.2022 общественные обсуждения проведены.
21.09.2022 администрация направила заявителю уведомление о том, что протокол общественных обсуждений не передан и нарушены сроки подписания протокола.
По состоянию на 23.09.2022 оригинал протокола общественных обсуждений, передан представителем заявителя в администрацию с отсутствием подписи представителя общественности, который был выбран в ходе проведения общественных слушаний для подписания протокола проведения общественных обсуждений в связи с чем, администрация пришла к выводу о нарушении пунктов 5, 9.1 постановления администрации городского округа Балашиха от 11.11.2021 N 1017-ПА "Об утверждении Порядка проведения общественных обсуждений объектов государственной экологической экспертизы на территории городского округа Балашиха".
29.09.2022 администрацией получена подпись данного представителя общественности.
На основании пункта 10 Порядка проведения общественных обсуждений объектов государственной экологической экспертизы на территории городского округа Балашиха, утвержденного постановлением администрации городского округа Балашиха от 11.11.2021 N 1017-ПА нарушение требований проведения Порядка общественных обсуждений при проведении общественных слушаний является основанием для признания общественных обсуждений несостоявшимися.
В виду вышеизложенного, общественные обсуждения, подготовленные и проведенные на основании постановления администрации городского округа Балашиха от 12.08.2022 N 765-ПА "О назначении общественных обсуждений" признаны несостоявшимися.
Считая, что указанными действиями администрации нарушены права предпринимателя, последний обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Согласно части 1 статьи 28 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания.
Частью 2 статьи 28 Закона N 131-ФЗ установлено, что публичные слушания проводятся по инициативе населения, представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования или главы местной администрации, осуществляющего свои полномочия на основе контракта.
В силу части 3 статьи 28 Закона N 131-ФЗ публичные слушания, проводимые по инициативе населения или представительного органа муниципального образования, назначаются представительным органом муниципального образования, а по инициативе главы муниципального образования или главы местной администрации, осуществляющего свои полномочия на основе контракта, - главой муниципального образования.
Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений (часть 4 статьи 28 Закона N 131-ФЗ).
Федеральный закон от 21.07.2014 N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" (далее - Закон N 212-ФЗ) устанавливает правовые основы организации и осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия.
Согласно статье 25 Закона N 212-ФЗ под общественными (публичными) слушаниями понимается собрание граждан, организуемое субъектом общественного контроля, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, органами государственной власти и органами местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями, иными органами и организациями, осуществляющими в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, для обсуждения вопросов, касающихся деятельности указанных органов и организаций и имеющих особую общественную значимость либо затрагивающих права и свободы человека и гражданина, права и законные интересы общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций.
Согласно части 5 статьи 25 Закона N 212-ФЗ порядок проведения общественных (публичных) слушаний и определения их результатов устанавливается их организатором в соответствии с законодательством Российской Федерации. Организатор общественных (публичных) слушаний в соответствии с настоящим Федеральным законом заблаговременно обнародует информацию о вопросе, вынесенном на общественные (публичные) слушания, а также о дате, времени, месте и порядке их проведения и определения их результатов. При этом организатор общественных (публичных) слушаний обеспечивает всем их участникам свободный доступ к имеющимся в его распоряжении материалам, касающимся вопроса, вынесенного на общественные (публичные) слушания.
По результатам общественных (публичных) слушаний их организатор составляет итоговый документ (протокол), содержащий обобщенную информацию о ходе общественных (публичных) слушаний, в том числе о мнениях их участников, поступивших предложениях и заявлениях, об одобренных большинством участников слушаний рекомендациях. Итоговый документ (протокол), подготовленный по результатам общественных (публичных) слушаний, направляется на рассмотрение в органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации, иные органы и организации, осуществляющие в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, и обнародуется в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе размещается в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (части 6, 7 статьи 25 Закона N 212-ФЗ).
Постановлением администрации городского округа Балашиха от 11.11.2021 N 1017-ПА утвержден Порядок проведения общественных обсуждений объектов государственной экологической экспертизы на территории городского округа Балашиха (далее - Порядок N 1017-ПА).
Согласно пункту 5 Порядка N 1017-ПА в ходе проведения общественных слушаний должны быть выбраны представители граждан и общественных организаций (объединений) для подписания протокола проведения общественных слушаний.
В силу пункта 9 Порядка N 1017-ПА заказчик обеспечивает проведение общественных слушаний по планируемой деятельности с составлением протокола проведения общественных слушаний, в котором четко фиксируются основные вопросы обсуждения, а также предмет разногласий между общественностью и заказчиком (если таковой был выявлен).
Протокол общественных слушаний оформляется в течение 5 рабочих дней после завершения общественных слушаний органом местного самоуправления и подписывается представителем(ями) органа местного самоуправления, представителем(ями) заказчика (исполнителя), представителем(ями) общественности и размещается для ознакомления на официальном сайте администрации городского округа Балашиха (пункт 9.1 Порядка N 1017-ПА).
Как было указано выше, 13.09.2022 общественные обсуждения проведены.
Следовательно, протокол должен быть оформлен и подписан представителями администрации, предпринимателя и общественности до 20.09.2022.
21.09.2022 администрация направила заявителю уведомление о том, что протокол общественных обсуждений не передан и нарушены сроки подписания протокола.
23.09.2022 оригинал протокола общественных обсуждений, передан представителем заявителя в администрацию с отсутствием подписи представителя общественности, который был выбран в ходе проведения общественных слушаний для подписания протокола проведения общественных обсуждений и лишь 29.09.2022 администрацией получена подпись данного представителя общественности.
Таким образом, в рассматриваемом случае, был нарушен срок надлежащего оформления протокола (с наличием необходимых подписей), предусмотренный пунктом 9.1 Порядка N 1017-ПА.
Довод заявителя о том, что протокол оформляется администрацией и именно она организует подписание протокола соответствующими лицами, основан на ошибочном толковании закона и противоречит ст. 25 Закона N 212-ФЗ, п. 9 Порядка N 1017-ПА, которыми предусмотрено, что оформление протокола обеспечивает заказчик (организатор, которым является субъект общественного контроля в силу ст. 25 Закона N 212-ФЗ), а также пунктам 2.3.6 и 7 Порядка N 1017-ПА, которыми предусмотрено, что протокол ведет секретарь комиссии по проведению общественных обсуждений, являющийся представителем заказчика.
Приводимые заявителем положения приказа Минприроды России от 01.12.2020 N 999, толкуемые заявителем как противоречащие вышеизложенным положениям Закона N 212-ФЗ, не могут свидетельствовать о незаконности оспариваемого решения административного органа и о наличии у администрации обязанности оформить протокол, переданный с нарушениями. При этом апелляционный суд отмечает, что приказ Минприроды России от 01.12.2020 N 999 имеет иной предмет регулирования (не направлен на урегулирование публичных отношений в области организации, проведения и оформления результатов общественных (публичных) слушаний).
В силу ст. 25 Закона N 212-ФЗ, принимая во внимание, что администрация не являлась инициатором (организатором, заказчиком) проведения спорных общественных слушаний (обсуждений), на администрацию не может быть возложена обязанность по составлению протокола.
На основании пункта 10 Порядка N 1017-ПА нарушение требований проведения Порядка общественных обсуждений при проведении общественных слушаний является основанием для признания общественных обсуждений главой городского округа Балашиха несостоявшимися.
Следовательно, общественные обсуждения, подготовленные и проведенные на основании постановления администрации городского округа Балашиха от 12.08.2022 N 765-ПА "О назначении общественных обсуждений" правомерно признаны несостоявшимися в связи с допущенными нарушениями при оформлении, передаче и подписании протокола общественных (публичных) слушаний.
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ документы, имеющиеся в материалах дела, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что заявителем не представлено доказательств несоответствия оспариваемого заключения по общественным обсуждениям закону и иным нормативным правовым актам и возникновения у администрации обязанности по оформлению протокола, переданного с нарушениями.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Учитывая изложенное выше, апелляционный суд приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Из доводов заявителя, материалов дела оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не усматривается.
Несогласие заявителя с оценкой установленных судом обстоятельств по делу не свидетельствует о неисследованности материалов дела судом и не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 19.05.2023 по делу N А41-87722/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.А. Панкратьева |
Судьи |
М.А. Немчинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-87722/2022
Истец: ИП САНИНСКИЙ МИХАИЛ ГЕННАДЬЕВИЧ, Санинский Михаил Геннадьевич
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА БАЛАШИХА
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА БАЛАШИХА