г. Санкт-Петербург |
|
12 июля 2023 г. |
Дело N А56-129016/2022 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Пономарева О.С.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-15826/2023) товарищества собственников жилья "Конная, 14-16" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.04.2023 по делу N А56-129016/2022 (судья Коноваленко Я.А.), принятое
по иску акционерного общества "Невский экологический оператор"
к товариществу собственников жилья "Конная, 14-16"
о взыскании, рассмотренному в порядке упрощенного производства
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Невский экологический оператор" (далее - истец, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением о взыскании с товарищества собственников жилья "Конная, 14-16" (далее - ответчик, Товарищество) 67.401 руб. 14 коп. задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказанных за период с января по июнь 2022 года, 16.482 руб. 86 коп. неустойки, исчисленной с 16.03.2022 по 08.12.2022, а также неустойки, начисляемой на сумму долга с 09.12.2022 по дату фактического исполнения основного обязательства в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, за каждый день просрочки. Одновременно истец просит взыскать с ответчика 70 руб. 80 коп. судебных издержек.
Определением суда от 29.12.2022 исковое заявление принято к производству, дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.03.2023, принятым путем подписания резолютивной части, исковые требования удовлетворены частично, с ответчика в пользу истца взыскано 67.401 руб. 14 коп. задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказанных в период с января по июнь 2022 года, 6.972 руб. 45 коп. неустойки, исчисленной с 16.04.2022 по 18.08.2022, с 01.10.2022 по 08.12.2022, а также неустойка, начисляемую на сумму долга с 09.12.2022 по дату фактического исполнения основного обязательства в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, за каждый день просрочки, 2.975 руб. расходов по уплате государственной пошлины, 62 руб. 78 коп. судебных издержек. В остальной части в иске отказано.
Мотивированный судебный акт изготовлен 27.04.2023 в связи с поступлением апелляционной жалобы.
Ответчик, не согласившись с вынесенным решением, подал апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе ответчик указывал, что поскольку протокол изменений (разногласий) к Договору в установленный законом срок истцом рассмотрен не был, ответ истцом не направлен, договор об обращении с ТКО действует на условиях, предложенных ответчиком, в связи с чем не согласен с выводами суда об определении объема ТКО по нормативу, полагает, что плата за услуги ТКО должна рассчитываться исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции установил, что по результатам конкурсного отбора регионального оператора и заключенного Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории города федерального значения Санкт-Петербурга от 02.09.2021 Обществу присвоен статус регионального оператора по обращению с ТКО и определена зона деятельности - город федерального значения Санкт-Петербург.
Истцом в адрес ответчика направлен проект договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 30.12.2021 N 1262118-2022/ТКО (далее - Договор), в отношении объекта, расположенного по адресу: г.Санкт-Петербург, ул. Конная, д. 14, лит. А.
Указанный Договор подписан ответчиком с протоколом разногласий от 14.10.2022 по пунктам 1.1, 2.1, 4.1 Договора.
Обществом протокол разногласий подписан с учетом протокола урегулирования разногласий, который в свою очередь Товариществом не подписан.
Общество, ссылаясь на то, что сторонами не согласованы существенные условия Договора, ввиду чего договор об оказании услуг по обращению с ТКО заключен сторонами по типовой форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N 641" (вместе с "Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами") (далее - Правила N 1156), и неисполнение ответчиком обязательств по оплате услуг, оказанных в период с января по июнь 2022 года, направил в его адрес претензию от 26.07.2022, содержащую требование о погашении образовавшейся задолженности.
Оставление ответчиком претензии истца без удовлетворения послужило основанием для предъявления искового заявления.
Суд первой инстанции иск удовлетворил частично.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены судебного акта по доводам ее подателя.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) и Правилами N1156.
В соответствии со статьей 24.6 Закона N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Региональный оператор по обращению с ТКО (далее - региональный оператор) - оператор по обращению с ТКО - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с собственником ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора (статья 1 Закона N 89-ФЗ).
Таким образом, обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями.
Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО осуществляются в соответствии с правилами обращения с ТКО, утвержденными Правительством Российской Федерации (ст. 24.6 Закона N 89-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ по договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Согласно пункту 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями. Форма Типового договора утверждена Правилами N 1156.
Пунктом 8 (4) Правил N 1156 предусмотрено, что основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с пунктом 8 (11) Правил N 1156 потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления двух экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить один экземпляр договора региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.
Согласно пункту 8 (12) Правил N 1156 в случае, если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8 (10) Правил N 1156.
В соответствии с п.8 (15) Правил N 1156 в случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8(14) настоящих Правил, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) настоящих Правил.
Из пункта 8(18) данных Правил прямо следует, что до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (то есть договора в качестве подписанного сторонами документа) услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора.
Региональным оператором в адрес потребителя направлен подписанный проект Договора, который возвращен последним с протоколом разногласий (далее - Протокол разногласий).
По результатам рассмотрения региональным оператором Протокола разногласий в адрес потребителя направлен протокол урегулирования разногласий. Однако подписанный со стороны потребителя протокол урегулирования разногласий в адрес регионального оператора не возвращен.
С учетом вышеизложенных норм права, Договор между сторонами считается заключенным на условиях типового договора.
Длительное согласование разногласий не свидетельствует о недействительности Договора в целом или ряда его условий.
Поскольку Договор заключен на условиях типового договора, в судебном порядке разногласия сторонами не разрешены, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что расчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО произведен Обществом с учетом норматива накопления твердых коммунальных отходов для многоквартирных домов, что не противоречит положениям действующего законодательства.
Требование о взыскании 67.401 руб. 14 коп. задолженности обосновано удовлетворено в полном объеме.
Истцом заявлено требование о взыскании 16.482 руб. 86 коп. неустойки, исчисленной с 16.03.2022 по 08.12.2022, а также неустойки, начисленной по дату фактического исполнения основного обязательства.
Судом первой инстанции требование в части взыскания неустойки удовлетворено частично, исключен период действия моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, по расчету суда размер неустойки, подлежащей взысканию составил 6.972 руб. 45 коп.
Указанный расчет судом апелляционной инстанции проверен, признан состоятельным. Присуждая неустойку, суд по требованию истца в резолютивной части решения указывает сумму неустойки, исчисленную на дату вынесения решения и подлежащую взысканию, а также то, что такое взыскание производится до момента фактического исполнения обязательства.
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, основаны на ошибочном толковании действующего законодательства, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, в то время как основания для их иной оценки отсутствуют.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у апелляционного суда отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.04.2023 по делу N А56-129016/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
О.С. Пономарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-129016/2022
Истец: АО "НЕВСКИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ОПЕРАТОР"
Ответчик: ТСЖ "КОННАЯ, 14-16"
Хронология рассмотрения дела:
13.11.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-16159/2023
13.11.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-15826/2023
12.07.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-15826/2023
27.04.2023 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-129016/2022