г. Владимир |
|
24 апреля 2024 г. |
Дело N А39-9408/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 апреля 2024 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Мальковой Д.Г., судей Наумовой Е.Н., Устиновой Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Горбатовой М.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 16.02.2024 по делу N А39-9408/2023, принятое по иску Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия (ОГРН 1021300975387, ИНН 1326134322) к крестьянскому (фермерскому) хозяйству "Лопатино" (ОГРН 1161326055703, ИНН 1328013235) о возврате субсидии,
при участии в судебном заседании представителей:
от Министерства - Колчина А.А. по доверенности от 21.11.2023 сроком действия 1 год, представлен диплом о высшем юридическом образовании,
от КФХ "Лопатино" - руководителя Родькиной Л.В., представителя Федотова Ю.Г. по доверенности от 15.03.2024 сроком действия 3 года, представлен диплом о высшем юридическом образовании,
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия (далее - Министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с иском к Крестьянскому (фермерскому) хозяйству "Лопатино" (далее - КФХ "Лопатино", ответчик) о возврате субсидии в сумме 554 115 руб.
Решением от 16.02.2024 Арбитражный суд Республики Мордовия исковые требования удовлетворил частично: взыскал с КФХ "Лопатино" в доход республиканского бюджета Республики Мордовия задолженность в сумме 43 666 руб. 86 руб.; в остальной части иска отказал.
Не согласившись с принятым по делу решением, Министерство обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, предусмотренным статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своих возражений заявитель указывает, что при несоблюдение условий предоставления субсидии, полученные денежные средства подлежат возврату в полном объеме в соответствии с пунктом 5.2.1 заключенного сторонами соглашения и пункта 37 Порядка предоставления субсидий из республиканского бюджета Республики Мордовия на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса Республики Мордовия в области растениеводства, утвержденного постановлением Правительства Республики Мордовия от 14.01.2020 N 7 (далее - Порядок).
Представитель Министерства в судебном заседании поддержал вышеприведенные доводы апелляционной жалобы, настаивал на отмене обжалуемого решения. Представители КФХ "Лопатино" в судебном заседании и в отзыве на апелляционную жалобу выразили несогласие с позицией заявителя, полагая его доводы несостоятельными, просили принятый по делу судебный акт оставить без изменения.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, сторонами спора заключено соглашение о предоставлении из республиканского бюджета Республики Мордовия субсидий сельскохозяйственным производителям на поддержку отдельных подотраслей в области растениеводства на возмещение части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ в части повышения уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, а также на повышение плодородия и качества почв, на площади занятой зерновыми, зернобобовыми, масличными (за исключением рапса и сои), кормовыми сельскохозяйственными культурами от 14.05.2023 N 10-2023-0111714.
Пунктом 4.1.4.1 соглашения предусмотрено, что Министерство устанавливает значения результатов предоставления субсидии, показателей, необходимых для достижения результатов предоставления субсидии, согласно Приложению N 2 к настоящему соглашении, которое является его неотъемлемой частью.
План мероприятий по достижению результатов предоставления субсидии устанавливаются в Приложении N 5 (пункт 4.1.4.2 соглашения).
В соответствии с Приложениями N 2, 5 в качестве результата предоставления субсидии указан плановый размер посевной площади, засеваемой зерновыми, зернобобовыми, масличными (за исключением рапса и сои), кормовыми сельскохозяйственными культурами, который на 31.06.2023 должен составлять 1100 га.
В силу пункта 4.3.5.3 соглашения ответчик обязался в срок не позднее 30 июня текущего года представить отчет о выполнении плана посевных площадей с приложением заверенных копий актов расхода семян и посадочного материала сельскохозяйственных культур, а также документов, подтверждающих соответствие сортовых и посевных качеств семян зерновых, зернобобовых, масличных (за исключением рапса и сои), кормовых сельскохозяйственных культур (по многолетним травам посева, начиная с 2020 года) требованиям ГОСТ Р 52325-3005, ГОСТ Р 58472-2019.
В соответствии с пунктом 5.2.1 соглашения получатель субсидии несет ответственность за несоблюдение условий настоящего соглашения в виде возврата субсидии в республиканский бюджет.
В соответствии с пунктом 5.2.2 соглашения, в случае не достижения результата предоставления субсидии, если фактически достигнутое значение показателя ниже запланированного, получатель субсидии несет ответственность в виде возврата в республиканский бюджет Республики Мордовия части суммы субсидии пропорционально не достижению показателя в размере, определенном по форме в соответствии с приложением 4 к настоящему соглашению, являющейся неотъемлемой частью настоящего соглашения.
В соответствии с указанным соглашением ответчику была предоставлена субсидия в сумме 554 115 руб.
Согласно представленному КФХ "Лопатино" отчету о выполнении плана посевных площадей на 2023 год, план сева: озимая пшеница - 400 га, яровая пшеница - 200 га, яровой ячмень - 300 га, однолетние травы - 200 га, итого 1100 га; фактически посеяно: озимая пшеница - 254 га, яровая пшеница - 346 га, яровой ячмень - 415 га, однолетние травы - 0 га, итого 1015 га.
Ссылаясь на факт нарушения ответчиком условий предоставления субсидии, Министерство 03.08.2023 направило в адрес КФХ "Лопатино" требование о возврате суммы субсидии в полном объеме, которое оставлено последним без удовлетворения, что явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
При разрешении возникшего между сторонами спора суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно статье 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) предоставление бюджетных средств осуществляется, в том числе в форме субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
На основании пункта 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, алкогольной продукции, предназначенной для экспортных поставок, винограда, винодельческой продукции, произведенной из указанного винограда: вин, игристых вин (шампанских), ликерных вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специальных вин), виноматериалов, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации), выполнением работ, оказанием услуг.
В соответствии с пунктом 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пункте 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; 4) случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии); 5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
Согласно пункту 3.1 статьи 78 БК РФ в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 и абзацем четвертым пункта 8 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Абзацем 2 пункта 37 Порядка предусмотрено, что в случае не достижения получателем субсидии результата предоставления субсидии и показателей, необходимых для достижения результатов предоставления субсидии, предусмотренных в соглашении, если фактически выполненные показатели ниже запланированных показателей, необходимых для достижения результатов предоставления субсидии, главный распорядитель в течение 30 рабочих дней со дня обнаружения факта нарушения направляет письменное требование получателю субсидии о возврате в республиканский бюджет Республики Мордовия суммы полученной субсидии пропорционально невыполнению показателей, необходимых для достижения результатов предоставления субсидии.
Пунктом 5.2.2 заключенного сторонами спора соглашения также предусмотрено, что в случае недостижения результата предоставления субсидии, если фактически достигнутое значение показателя ниже запланированного, получатель субсидии несет ответственность в виде возврата в республиканский бюджет Республики Мордовия части суммы субсидии пропорционально недостижению показателя.
Согласно представленному КФХ "Лопатино" отчету о выполнении плана посевных площадей на 2023 год фактически засеяно 1015 га.
Таким образом, ответчиком не достигнут один из плановых показателей - план посевных площадей не выполнен на 85 га (1100-1015), что составляет 7,7% от запланированной к посеву площади.
В связи с изложенным суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что возврату в республиканский бюджет Республики Мордовия подлежит сумма субсидии в размере 42 666 руб. 86 коп. (554 115 х 7,7%).
Следовательно, с ответчика правомерно взыскано 42 666 руб. 86 коп.
Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Аргументы, приведенные заявителем в апелляционной жалобе, коллегия судей изучила и признала юридически несостоятельными, ибо все они сводятся к иным, нежели у суда, трактованию норм действующего законодательства и оценке фактических обстоятельств спора. Однако наличие у заявителя собственной правовой позиции по спорному вопросу не является основанием для отмены принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Следовательно, оснований для отмены принятого по делу решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 16.02.2024 по делу N А39-9408/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Д.Г. Малькова |
Судьи |
Е.Н. Наумова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А39-9408/2023
Истец: Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия
Ответчик: Крестьянское-фермерское хозяйство "Лопатино"
Третье лицо: Арбитражный суд Республики Мордовия
Хронология рассмотрения дела:
29.11.2024 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-2075/2024
14.08.2024 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-3418/2024
24.04.2024 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-2075/2024
16.02.2024 Решение Арбитражного суда Республики Мордовия N А39-9408/2023