г. Санкт-Петербург |
|
12 июля 2023 г. |
Дело N А56-72094/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июня 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 июля 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Хариной И.С.
при участии:
от заявителя: предст. Новосельцева И.А. - доверенность от 22.12.2022
от заинтересованного лица: предст. Сапонджян Е.В. - доверенность от 13.10.2022
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7923/2023) Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.01.2023 по делу N А56-72094/2022 (судья Синицына Е.В.), принятое
по заявлению акционерного общества "Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области"
к Северо-Западному межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
об оспаривании акта проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год от 01.04.2022 N 04-20/6248 в части требования о погашении задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Северо-Западному межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Управление) об оспаривании акта проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год от 01.04.2022 N 04-20/6248 в части требования о погашении задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду в размере 17008692,82 руб.
Решением суда от 27.01.2023 заявленные Обществом требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции, Управление направило апелляционную жалобу, в которой просит отменить обжалуемое решение суда от 27.01.2023, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований. В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что Общество, являющееся региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Ленинградской области, в нарушение пункта 3 Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденного Приказом Минприроды России от 10.12.2020 N 1043, не приложило к декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год договоры на размещение отходов, договоры на прием отходов для последующего размещения, а также копию типовых договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами; при этом в данных учета отходов за 2020 год региональный оператор не заявляет о передаче отходов другим операторам. Податель жалобы указывает на то, что требование Управления о погашении задолженности основано на данных отчетов производственного экологического контроля организаций, чьи места размещения отходов включены в территориальную схему по обращению с твердыми коммунальными отходами, в которых заявлено сколько региональный оператор разместил твердых коммунальных отходов; поскольку Обществом не представлены договоры на размещение твердых коммунальных отходов с другими операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, то организации, на чьих полигонах заявитель разместил твердые коммунальные отходы, не могут быть признаны операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с пунктом 10 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89 "Об отходах производства и потребления". Таким образом, по мнению подателя жалобы, в отсутствие факта оплаты со стороны регионального оператора за размещение твердых коммунальных отходов на территории других полигонов плату за их размещение в адрес Управления должен осуществлять региональный оператор, т.е. Общество.
В судебном заседании 13.06.2023 представитель Управления поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Представитель Общества против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Общество в установленный срок представило в Управление о декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду (далее - Декларация НВОС) за 2020 год.
По результатам проверки Декларации НВОС за 2020 год Управление составило акт проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду от 01.04.2022 N 04-20/6248, в котором указано, что в представленной декларации были выявлены следующие несоответствия:
- фактическая масса размещенных отходов, указанная в декларации, не соответствует данным указанных в копиях первичных документов, подтверждающих размещение отходов на полигоне;
- неправомерно не исчислена плата за размещение отходов;
- к декларации не приложены данные учета отходов за отчетный период, а также договоры на размещение и акты приема-передачи отходов к ним;
- в ответ на требование о предоставлении пояснений Обществом не были представлены документы, подтверждающие размещение отходов производства и потребления, в том числе твердых коммунальных отходов.
Управление также указало, что расчет массы размещенных отходов должен производиться на основе данных производственного экологического контроля в соответствии с пунктом 9 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255.
Согласно приложенному к акту от 01.04.2022 N 04-20/6248 требованию о погашении задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду Управление доначислило Обществу плату за обращение с твердыми коммунальными отходами в размере 17008692,82 руб.
Не согласившись с актом проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду от 01.04.2022 N 04-20/6248, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные Обществом требований.
Исследовав материалы дела, выслушав и оценив доводы сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Управления и отмены решения суда первой инстанции от 27.01.2023 в связи со следующим.
Согласно пункту 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) плата за негативное воздействие на окружающую среду (далее - плата за НВОС) взимается за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ); сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ); хранение, захоронение отходов производства и потребления (далее - размещение отходов).
В соответствии с пунктом 1 статьи 16.1 Закона N 7-ФЗ плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16.2 Закона N 7-ФЗ платежной базой для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду по итогам отчетного периода является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления (далее - платежная база).
Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля (пункт 2 статьи 16.2 Закона N 7-ФЗ).
Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, для каждого стационарного источника, фактически использовавшегося в отчетный период, в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, класса опасности отходов производства и потребления (пункт 3 статьи 16.2 Закона N 7-ФЗ).
Информация о платежной базе представляется за отчетный период лицами, обязанными вносить плату, администратору доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в составе декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду (пункт 5 статьи 16.2 Закона N 7-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 16.3 Закона N 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду по итогам отчетного периода исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно.
Пунктами 8 и 9 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ предусмотрено, что не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, лица, обязанные вносить плату, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду. Порядок представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее форма устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу положений статьи 16.5 Закона N 7-ФЗ контроль за правильностью исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду, полнотой и своевременностью ее внесения осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Правила осуществления контроля за правильностью исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду, полнотой и своевременностью ее внесения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255 утверждены Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее - Правила N 255), которые устанавливают порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также порядок осуществления контроля за правильностью ее исчисления, полнотой и своевременностью ее внесения.
В силу пункта 4 Правил N 255 контроль за исчислением платы осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами (далее также - администратор платы).
Согласно пункту 35 Правил N 255 лица, обязанные вносить плату, не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, представляют администратору платы по месту учета объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, объекта размещения отходов производства и потребления декларацию о плате.
В силу пункта 37 Правил N 255 контроль за исчислением платы осуществляется администратором платы в течение 9 месяцев со дня приема декларации о плате или при проведении государственного экологического надзора в соответствии с Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Согласно пункту 40 Правил N 255 в случае если при проведении проверки декларации о плате выявлены ошибки в этой декларации и (или) противоречия между сведениями в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных лицом, обязанным вносить плату, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у администратора платы, и (или) полученным им в ходе проведения контроля за исчислением платы, об этом сообщается лицу, обязанному вносить плату, с требованием представить в течение 7 рабочих дней необходимые обоснованные пояснения (с приложением при необходимости дополнительных документов) и (или) внести соответствующие исправления в установленный срок.
Как предусмотрено пунктом 44 Правил N 255, если после рассмотрения пояснений лица, обязанного вносить плату, и представления дополнительных документов либо при неисполнении лицом, обязанным вносить плату, требования о представлении пояснений или невнесения соответствующих исправлений в установленный срок, администратор платы установит факт наличия ошибок в декларации о плате и (или) противоречий между сведениями в представленных документах, его уполномоченные должностные лица составляют акт проведения контроля за исчислением платы в порядке и по форме, которые устанавливаются Федеральной службой по надзору в сфере природопользования. Акт проведения контроля за исчислением платы составляется в течение 20 рабочих дней со дня представления лицом, обязанным вносить плату, пояснений и дополнительных документов, в случае неисполнения требований о представлении пояснений и дополнительных документов - в течение 20 рабочих дней со дня истечения сроков, установленных такими требованиями.
В силу пункта 46 Правил N 255 в случае выявления заниженного размера исчисленной и (или) внесенной фактической платы и (или) необходимости уплаты пеней, в акт проведения контроля за исчислением платы включается соответствующая информация и администратором платы выставляется лицу, обязанному вносить плату, требование о внесении в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации доначисленной платы и пеней.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в Декларации НВОС за 2020 год Обществом при расчете платы за размещение отходов произведен расчет массы отходов на основе данных учета в области обращения с отходами, осуществляемых в 2020 году в соответствии с Приказом Минприроды России от 01.09.2011 N 721 "Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами", фактическая масса размещенных отходов соответствует произведенному расчету.
Управление на основании пункта 40 Правил N 255 направило в Общество требование о предоставлении пояснений (документов) от 21.01.2022 N 02-20/1131, согласно которому Обществу была предварительно доначислена плата в размере 16624126,7 руб. за размещение твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) на объекте, расположенном в Большелуцком сельском поселении Кингисеппского района Ленинградской области (ОКТМО 41621404).
Общество письмом от 09.02.2022 N УК-2546-02/22 направило в Управление возражения на требование от 21.01.2022 N 02-20/1131, в которых указало, что полигон в Большелуцком сельском поселении Кингисеппского района Ленинградской области (ОКТМО 41621404) закрыт на прием отходов и представило документы, подтверждающие неправомерность доначисления платы за размещение отходов в 2020 году на указанном объекте
В оспариваемом акте проведения контроля от 01.04.2022 N 04-20/6248 плата за НВОС доначислена Обществу в размере 17008692,82 руб. за размещение ТКО уже без привязки к объекту размещения (в требовании, приложенном к акту, указана в строке "итого по ТКО" отдельно в графе "сумма подлежащая уплате пени", л.д.8 оборот, 153 оборот). Согласно разделу 3.1 Расчета суммы платы по объекту негативного воздействия за 2020 год, приложенного к акту от 01.04.2022 N 04-20/6248, указанная сумма отнесена Управлением на ОКТМО 41615101, относящееся к г.Выборг Ленинградской области (л.д.11 оборот, л.д.162).
Как следует из пояснений Управления, требование о погашении задолженности основано на данных отчетов производственного экологического контроля (далее - ПЭК) операторов по обращению с ТКО, которые содержали данные о поступлении ТКО от Общества как регионального оператора (доначисление платы за обращение с ТКО произведено Управлением на массу ТКО, размещенную Обществом как региональным оператором на пяти объектах, эксплуатируемых иными лицами - ООО "Полигон ТБО", ООО "РАСЭМ", ООО "Эко ПЛАНТ", ЗАО "Интернешнл Пейпер" (в настоящее время НПАО "Светогорский ЦБК"), ЗАО "Промотходы").
При этом. Управление также указывает, что основанием для доначисления платы явилось непредставление Обществом в адрес Управленич с Декларацией НВОС и по запросу договоров о размещении Обществом ТКО на указанных полигонах и актов приема-передачи ТКО, в связи с чем организации, эксплуатирующие полигоны, на которых региональный оператор разместил ТКО, не могут быть признаны операторами по обращению с ТКО.
С учетом указанных обстоятельств Управление посчитало, что плату за размещение таких ТКО должен осуществлять региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Ленинградской области, то есть АО "Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области".
Как определено в статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89 "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ):
- оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов;
- региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
Согласно пункту 1 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16.1 Закона N 7-ФЗ плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.
При этом, согласно статей 1 Закона N 89-ФЗ размещением отходов является их хранение и захоронение; объекты размещения отходов - это специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.
С учетом приведенных нормативных положений, следует признать обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что региональный оператор является плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении ТКО только в случае осуществления им деятельности по размещению ТКО на эксплуатируемых им объектах размещения отходов. Заполнение декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду предполагает внесение сведений о размещения отходов на конкретном объекте размещения отходов.
Таким образом, Общество, как лицо, являющееся плательщиком платы НВОС, в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду заполняет сведения о размещении отходов только в отношении своих объектов негативного воздействия на окружающую среду на основании данных первичного учета и не имеет возможности заполнить сведения об объекте, эксплуатируемом третьим лицом.
Из материалов дела усматривается, что за размещение ТКО на своих объектах размещения отходов (объект НВОС N 41-0178-002674-П по адресу: Ленинградская область, Волховский район, Кисельнинское сельское поселение, д. Кути; объект НВОС N 41-0178-002438-П, расположенный по адресу: Ленинградская область, Приозерский район, вблизи пос. Тракторное; объект НВОС N 41-0178-002436-П, расположенный по адресу: 188560, Ленинградская область, Сланцевский муниципальный район, Сланцевское городское поселение, зона специального назначения N1,1) Обществом, как региональным оператором на территории Ленинградской области, в 2020 году плата исчислена на основании данных ПЭК по эксплуатируемым Обществом объектам и оплачена в полном объеме, что не оспаривается Управлением.
Поскольку Общество является плательщиком платы за размещение ТКО на своих эксплуатируемых объектах, то в силу Приказа Минприроды России от 10.12.2020 N 1043, при предоставлении декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду заявитель обязан приложить копии договоров, подтверждающих прием отходов на свои объекты.
При этом непредставление со стороны Общества, являющегося региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в Ленинградской области, вместе с Декларацией НВОС за 2020 год договоров на размещение ТКО на объектах, эксплуатируемых третьими лицами, и не отраженных в декларации самого Общества, не освобождает таких лиц от внесения платы за НВОС и не лишает Управление права требовать внесения платы с обязанных лиц. В материалы дела представлены письма ЗАО "Промотходы" от 19.12.2022 N 01-82, ООО "Полигон ТБО" от 19.12.2022 N 231/22, ООО "РАСЭМ" от 19.12.2022 N 243, ООО "Эко ПЛАНТ" от 20.12.2022 N 289, в которых указано, что плата за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год за размещение ТКО рассчитана указанными организациями на основании данных ПЭК с учетом количества отходов, принятых от АО "Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области" (л.д.249-245, 256-257).
Суд первой инстанции также обоснованно указал на то, что доводы о доначислении платы за НВОС в связи с размещением Обществом ТКО на объектах, эксплуатируемых третьими лицами, ни при направлении требования о предоставлении пояснений от 21.01.2022 N 02-20/1131, ни при направлении оспариваемого акта проведения контроля от 01.04.2022 N 04-20/6248, не были сообщены Управлением заявителю, вследствие чего Общество не имело возможности представить свои пояснения по данному вопросу и документы, в том числе договоры на размещение ТКО, заключенные с другими операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, и акты на размещение отходов.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что Управлением не обосновано наличие у Общества отраженной в оспариваемом акте от 01.04.2022 N 04-20/6248 задолженности по плате за НВОС (в части платы за ТКО) в размере 17008692,82 руб.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные Обществом требования и признал недействительным акт проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год от 01.04.2022 N 04-20/6248 в части требования о погашении задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду в размере 17008692,82 руб.
Судом первой инстанции правильно установлены все значимые для дела обстоятельства и дана им надлежащая правовая оценка, неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда от 27.01.2023 и удовлетворения апелляционной жалобы Управления не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27 января 2023 года по делу N А56-72094/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.И. Денисюк |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-72094/2022
Истец: АО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ ПО ОБРАЩЕНИЮ С ОТХОДАМИ В ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ", АО "Управляющая компания по обращению с отходами в ЛО"
Ответчик: Северо-Западное межрегиональное управление Росприроднадзора