г. Владивосток |
|
13 июля 2023 г. |
Дело N А24-1141/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 июля 2023 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Л.А. Бессчасной,
судей А.В. Пятковой, Е.Л. Сидорович,
при ведении протокола секретарем судебного заседания О.Н. Мамедовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю,
апелляционное производство N 05АП-3228/2023
на решение от 16.05.2023
судьи М.В.Карпачева
по делу N А24-1141/2023 Арбитражного суда Камчатского края
Петропавловск - Камчатского городского округа - муниципальное учреждение (ИНН 4101156604, ОГРН 1134101001429)
к Управлению Федерального казначейства по Камчатскому краю (ИНН 4101120541, ОГРН 1074101007793)
о признании незаконными пунктов 1, 4-8 представления от 13.01.2023 N 38-20-09/12-1,
в отсутствие представителей участвующих в деле лиц,
УСТАНОВИЛ:
Управление коммунального хозяйства и жилищного фонда Администрации Петропавловск - Камчатского городского округа - муниципальное учреждение (далее - заявитель, Управление коммунального хозяйства) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Камчатскому краю (далее - Казначейство, УФК по Камчатскому краю) о признании незаконными пунктов 1, 4-8 представления от 13.01.2023 N 38-20-09/12-1.
Решением от 16.05.2023 требования Управления коммунального хозяйства и жилищного фонда Администрации Петропавловск - Камчатского городского округа -удовлетворены частично. Суд признал незаконным пункт 1 представления УФК по Камчатскому краю от 13.01.2023 N 38-20-09/12-1, как несоответствующий бюджетному законодательству. В удовлетворение остальной части заявленных требований судом отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, УФК по Камчатскому краю обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой. Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда от 16.05.2023, Казначейство просит его отменить в части и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Управление коммунального хозяйства о признании незаконным пункта 1 представления. В обоснование доводов апелляционной жалобы Казначейство указывает на необоснованную ссылку суда на Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2018)" (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14.11.2018), письмо Госкорпорации "Фонд содействия реформированию ЖКХ", от 11.05.2021 N ОР-07/1015, от 11.11.2020 N ОР-07/2251, от 20.06.2019 N ВТ-07/1028. Настаивает на том, что стоимость жилья большей площади не подлежит оплате за счет средств Фонда, а может быть оплачена за счет средств иных бюджетов. Расчет объема финансирования предоставляемых средств Фонда ЖКХ осуществлен именно на площадь аварийного жилья.
В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Поскольку решение в порядке апелляционного производства обжалуется УФК по Камчатскому краю только в части признания незаконным пункта 1 представления, возражений стороны не заявляли, судебная коллегия в соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части.
Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 159, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) рассмотрела апелляционную жалобу в их отсутствие по имеющимся в материалах дела документам.
Из материалов дела коллегией установлено следующее.
На основании приказа УФК по Камчатскому краю от 20.10.2022 N 357 о назначении внеплановой выездной проверки в отношении Управления коммунального хозяйства и жилищного фонда Администрации Петропавловск - Камчатского городского округа - муниципальное учреждение в период с 26.10.2022 (30 рабочих дней) проведена выездная внеплановая проверка использования средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на реализацию проекта "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда" и проведение капитального ремонта многоквартирных домов, а также использования средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, сформированных счет средств Фонда национального благосостояния, на предоставление займов юридическим лицам в целях реализации проектов по реконструкции, модернизации объектов инфраструктуры.
В ходе проверки установлено, что в нарушение части 1 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), части 3 статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Федеральный закон N 185-ФЗ, Закон N 185-ФЗ), части 1 статьи 19 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Федеральный закон N 402-ФЗ, далее - Закон N 402-ФЗ), пункта 4.3.1 соглашения о предоставлении субсидии из краевого бюджета бюджету муниципального образования в Камчатском крае в 2021 году (в 2021 году и плановом периоде 2022-2023 годов) от 02.06.2021 N 29 (далее - соглашение N29) Управлением неправомерно оплачено за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд ЖКХ) в 2021 году по семи приобретенным квартирам в обшей сумме 2 686 932 рубля 14 копеек.
Также в ходе проверки установлено, что в нарушение пункта 4.3.22 Соглашения N 29, части 2.2.1. Муниципальной программы от 13.10.2016N 1985, требований пункта 1 части 1, частей 2,7 статьи 94, части 1 статьи 101 Федерального закона N 44-ФЗ, пункта 5.8 муниципальных контрактов N 0138300000421000938_302701 от 20.12.2021 N0138300000421000940_302701 от 20.12.2021, N 0138300000421000941_302701 от 20.12.2021, N 0138300000421000942_302701 от 20.12.2021, N0138300000421000944_302701 от 20.12.2021 на поставку (приобретение) жилого помещения (квартиры) в строящемся многоквартирном доме в целях переселения граждан из непригодного и аварийного жилищного фонда, по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, ул. г. Петропавловск-Камчатский, ул. Заводская, д. 5, кв. 18, на сумму 4 821 925 рублей 47 копеек, по ул. Заводская, д. 5, кв. 21, на сумму 4 861 666 рублей 67 копеек, по ул. Заводская, д.5, кв.24, на сумму 4 861 666 рублей 67 копеек, ул. Заводская, д.5, кв.25, на сумму 4 861 666 рублей 67 копеек, ул. Заводская, д.5, кв.29, на сумму 4 861 666 рублей 67 копеек Управлением осуществлена приемка жилого помещения (квартиры), частично не соответствующего требованиям, установленным контрактом в части отсутствующего потолочного плинтуса (галтелей) или уплотнительной резинки по периметру потолка во всех помещениях квартиры; в части отсутствующих осветительных приборов, в жилой комнате и коридоре полотно линолеума не цельное; в жилой комнате, коридоре и кухне полотно линолеума не закреплено порожком (порожки отсутствуют); на окрашенной поверхности стены в ванной комнате установлено наличие трещины и по которому поставщику не направлен мотивированный отказ от подписания документа о приемке.
Нарушения привели к дополнительному расходованию средств в сумме 9 866 рублей 25 копеек, в том числе, средства Фонда ЖКХ в сумме 6 881 рубль 98 копеек (ул. Заводская, д. 5, кв. 18), 9 898 рублей 51 копейки в том числе, средства Фонда ЖКХ в сумме 6 928 рублей 96 копеек (по ул. Заводская, д. 5, кв. 21), 9 819 рублей 53 копейки в том числе, средства Фонда ЖКХ 6 873 рубля 67 копеек (ул. Заводская, д.5, кв.24), 9 866 рублей 25 копеек в том числе, средства Фонда ЖКХ в сумме 6 906 рублей 38 копеек (ул. Заводская, д.5, кв.25), 9 936 рублей 70 копеек в том числе, средства Фонда ЖКХ в сумме 6 955 рублей 69 копеек (ул. Заводская, д.5, кв.29).
Выявленные нарушения зафиксированы в акте внеплановой выездной проверки от 07.12.2022.
По результатам проверки УФК по Камчатскому краю вынесено представление от 13.01.2023 N 38-20-09/12-1, которым на Управление коммунального хозяйства и жилищного фонда Администрации Петропавловск - Камчатского городского округа - муниципальное учреждение возложена обязанность:
по пунктам 1-8 Представления принять меры по устранению причин и условий нарушений в срок не позднее 23 июня 2023 года; по пункту 3 представления устранить нарушение в срок до 23 июня 2023 года. Возместить государственной корпорации - Фонду содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства неправомерно израсходованные средства на сумму 2 686 932,14 рубля (319 821,57+853 884,18+201 584,46+188 467,84+457 054,12+309 580,37+356 539,60);
по пунктам 4-8 представления устранить нарушения в срок до 23 июня 2023 года. В случае невозможности устранения нарушений возместить государственной корпорации - Фонду содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства денежные средства в общей сумме 34 546, 68 рублей (6881,98+6 928,96+6 873,67+6 906,38+6 955,69).
Полагая, что указанные пункты 1, 4-8 представления являются незаконными и нарушающим права и законные интересы, Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе УФК по Камчатскому краю, суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции в обжалуемой части законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (статья 38 БК РФ).
Согласно подпунктам 3, 7 пункта 1 статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств обеспечивает целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований, осуществляет иные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
С учетом изложенного, для определения нецелевого характера использования бюджетных средств необходимо учитывать в совокупности как отклонение от регламентируемого режима их использования, так и соотношение результата использования с целью, установленной при выделении этих средств, а также иные фактические обстоятельства, существовавшие при освоении выделенных средств.
Статья 1 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Федеральный закон N 185-ФЗ) указывает, что настоящий Федеральный закон в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Частью 1 статьей 20 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" определено, что получателями средств Фонда, направляемых на предоставление финансовой поддержки, являются субъекты Российской Федерации. Указанные средства поступают в бюджеты субъектов Российской Федерации
Частью 2.1 статьи 20 Закона N 185-ФЗ предусмотрено, что законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено, что средства бюджета субъекта Российской Федерации, полученные за счет средств Фонда и предусмотренные в бюджете субъекта Российской Федерации на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, могут направляться субъектом Российской Федерации на приобретение жилых помещений в многоквартирных домах (в том числе в многоквартирных домах, 5 А24-1141/2023 строительство которых не завершено, включая многоквартирные дома, строящиеся (создаваемые) с привлечением денежных средств граждан и (или) юридических лиц) или в домах блокированной застройки, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, либо на строительство указанных домов на основании соответствующего гражданско-правового договора, государственного контракта, заключенного субъектом Российской Федерации, в соответствии с региональной адресной программой по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Субъект Российской Федерации при осуществлении закупки вправе объединить в предмете одного лота (одного государственного контракта) выполнение работ по разработке проектной документации и по строительству многоквартирного дома либо указанного в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации дома блокированной застройки.
Согласно части 3 статьи 16 Закона N 185-ФЗ, переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством.
Как закреплено частью 8.1 статьи 32 Жилищного Кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать для собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, дополнительные меры поддержки по обеспечению жилыми помещениями при условии, что на дату признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции у них отсутствуют иные жилые помещения, пригодные для постоянного проживания, находящиеся в их собственности либо занимаемые на условиях социального найма или по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования.
В соответствии со статьей 87.2 ЖК РФ если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит изъятию в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, подлежащим выселению из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Из положений статьи 85 ЖК РФ следует, что граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в частности, в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу, жилое помещение признано непригодным для проживания (пункты 1, 3).
Частью 1 статьи 89 ЖК РФ установлено, что предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом или нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
Частью 2 статьи 89 ЖК РФ предусмотрено, что если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
Из материалов дела судом первой инстанции верно установлено, что в 2021 году между Министерством строительства и жилищной политики Камчатского края и Администрацией Петропавловск -Камчатского городского округа заключено соглашение N 29 (в редакции дополнительных соглашений от 17.08.2021 N 1, от 18.11.2021 N 2, от 20.12.2021 N 3, от 24.12.2021 N 4), предметом которого является предоставление из краевого бюджета в 2021 году (в 2021 году и плановом периоде 2022-2023 годов) бюджету Петропавловск -Камчатского городского округа субсидии на капитальные вложения в объекты муниципальной собственности в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных Министерству строительства как получателю средств краевого бюджета по КБК: 812 0501 10AF3 67483 522 (средства Фонда), 812 0501 10AF3 67484 522 (средства краевого бюджета) в рамках основного мероприятия "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с жилищным законодательством" Подпрограммы А "Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда" Краевой программы и в целях реализации федерального проекта "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда, входящего в состав национального проекта "Жилье и городская среда".
Согласно пункту 3.2. соглашения N 29 субсидия предоставляется при наличии в местном бюджете бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства муниципального образования, в целях софинансирования которого предоставляется субсидия, в объеме, необходимом для его исполнения, включая размер планируемой к предоставлению из краевого бюджета субсидии.
УФК по Камчатскому краю в ходе контрольного мероприятия установлено, что Управление коммунального хозяйства в связи с выселением граждан из аварийного жилищного фонда, признанного аварийным в рамках Подпрограммы А, с которыми ранее были заключены договоры социального найма, производилось предоставление другого жилого помещения по договорам социального найма площадью больше, чем ранее в занимаемом жилом помещении, и неправомерно оплаченного за счет средств Фонда ЖКХ, а именно: в связи с выселением граждан из аварийного жилищного фонда, признанного аварийным в рамках Подпрограммы А, с которыми ранее были заключены договоры социального найма, производилось предоставление другого жилого помещения по договорам социального найма площадью больше, чем ранее в занимаемом жилом помещении, и неправомерно оплаченного за счет средств Фонда ЖКХ, а именно:
Управлением коммунального хозяйства и жилищного фонда Администрации Петропавловск -Камчатского городского округа в целях переселения граждан, проживавших ранее в аварийном жилом помещении, расположенных по адресам:
- г.Петропавловск-Камчатский, улица Капитана Драбкина, д. 9, кв. 7 (площадью 43,2 кв. м.) приобретено в рамках заключенного муниципального контракта в 2021 году жилое помещение, расположенное по адресу г. Петропавловск-Камчатский, ул.Лермонтова, д.28, кв.2 (2-комнатная квартира площадью 46,7 кв. м.) стоимостью 4267333 рубля 33 копейки;
- г. Петропавловск-Камчатский, улица Командорская, д.10, кв. 2 (площадью 36,5 кв. м) приобретено в рамках заключенного муниципального контракта в 2021 году жилое помещение, расположенное по адресу г. Петропавловск-Камчатский, ул. Комсомольская, д. 1, кв.25 (2-комнатная квартира площадью 47,2 кв. м.) стоимостью 3 766 666 рублей 67 коп.;
- г. Петропавловск-Камчатский, улица Капитана Драбкина, д. 4, кв.14 (площадью 42,4 кв. м.) приобретено в рамках заключенного муниципального контракта в 2021 году жилое помещение, расположенное по адресу г. Петропавловск-Камчатский, ул.Рябиковская, д. 6, кв.52 (2-комнатная квартира площадью 44,6 кв. м.) стоимостью 4 086 666 рублей 67 коп.;
- г. Петропавловск-Камчатский, улица Капитана Драбкина, д. 9, кв. 9 (площадью 49,2 кв. м.) приобретено в рамках заключенного муниципального контракта в 2021 году жилое помещение, расположенное по адресу г. ПетропавловскКамчатский, ул. Лермонтова, д. 10а, кв.102 (2-комнатная квартира площадью 51,3 кв. м.) стоимостью 4 604 000 рублей;
- г. Петропавловск-Камчатский, улица Обороны 1854, д. 18, кв. 89 (площадью 30,2 кв. м.) приобретено в рамках заключенного муниципального контракта в 2021 году жилое помещение, расположенное по адресу г. ПетропавловскКамчатский, ул. Океанская, д. 40/1, кв.26 (2-комнатная квартира площадью 35,1 кв. м.) стоимостью 3 274 000 рублей;
- г. Петропавловск-Камчатский, улица Командорская, д. 10, кв. 4 (площадью 38,7 кв. м.) приобретено в рамках заключенного муниципального контракта в 2021 году жилое помещение, расположенное по адресу г. Петропавловск-Камчатский, ул. Корякская, д. 3, кв.18 (2-комнатная квартира площадью 42,1 кв. м.) стоимостью 3 833 333 рубля 33 коп.;
- г. Петропавловск-Камчатский, улица Обороны 1854, д. 18 кв. 54 (площадью 42,8 кв. м.) приобретено в рамках заключенного муниципального контракта в 2021 году жилое помещение, расположенное по адресу г. Петропавловск-Камчатский, ул. Пушкинская, д. 1/1, кв. 16 (2- комнатная квартира площадью 46,7 кв. м.) стоимостью 4 269 333 рубля 33 коп.
Установив указанные выше обстоятельства приобретения квартир большей площади, нежели граждане проживали ранее, УФК по Камчатскому краю полагая, что Управлению следовало произвести оплату за счет средств Фонда ЖКХ по приобретенным жилым помещениям по площади, равнозначной общей площади ранее занимаемым жилым помещениям, пришло к выводу о том, что Управлением коммунального хозяйства и жилищного фонда Администрации Петропавловск - Камчатского городского округа - муниципальное учреждение неправомерно произведена оплата за счет средств Фонда ЖКХ в 2021 году по семи приобретенным квартирам в общей сумме 2 686 932 рубля 14 коп.
С указанным выводом не обоснованно согласился суд первой инстанции, признав пункт 1 оспариваемого представления незаконным и несоответствующим положениям бюджетного законодательству, при этом правомерно руководствовался следующим.
Судебная практика допускает предоставление жилых помещений большей площади, нежели занимаемые ранее. В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 за 2018 год, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 14 ноября 2018 года, отмечено, что применительно к положениям статьи 89 Жилищного кодекса критерий равнозначности не исключает возможности предоставления гражданам в порядке переселения жилого помещения большей площади взамен ранее занимаемого жилого помещения при отсутствии в муниципальном жилищном фонде на момент предоставления жилого помещения, равного по площади ранее занимаемому жилому помещению.
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что муниципальное образование вправе предоставить на праве социального найма жилое помещение большей площади, чем ранее занимаемое, в том числе нанимателям одного жилого помещения можно предоставить две квартиры при условии, что у муниципального образования отсутствует возможность предоставить одно жилое помещение, равнозначное по общей площади ранее занимаемому.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, в данном случае расходование средств Фонда не может быть расценено как нецелевое при условии, что у муниципального образования отсутствовала возможность предоставить жилые помещения равнозначные по общей площади ранее занимаемым
Аналогичная позиция содержится в письмах государственной корпорации "Фонд содействия реформированию ЖКХ" от 20.06.2019 N ВТ-07/1028 "О реализации мероприятий региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в отдельных населенных пунктах Чукотского автономного округа", от 11.05.2021 N ОР-07/1015 "Об оценке правомерности переселения граждан из аварийного жилищного фонда".
В пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" указано, что судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 ЖК РФ: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
Следовательно, что предоставление гражданам в связи с признанием жилых помещений непригодными для проживания, сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними, с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
Переселение граждан в другое жилое помещение, состоящее из иного количества комнат, чем занимаемая квартира, не имеет значения, так как при предоставлении жилого помещения взамен аварийного в качестве критерия равнозначности предусмотрено соответствие общей площади предоставляемого жилья по отношению к ранее занимаемому помещению. Площадь предоставляемого жилого помещения может быть больше площади ранее занимаемого жилого помещения, что соответствует позиции Верховного Суда Российской Федерации (определение от 11.04.2017 по делу N 81-КГ 17-2).
По верному суждению чуда первой инстанции, превышение размера вновь предоставляемых квартир на 2,1-10,7 кв. м. нельзя считать предоставлением дополнительной жилой площади, улучшением жилищных условий по ЖК РФ. Таким образом, в рассматриваемом случае предоставление квартир большей площадью, соответствует требованиям ЖК РФ. Кроме того, суд принимает во внимание тот факт, что приобретенные квартиры состоят из того же количества комнат, что и ранее занимаемые гражданами. Данные обстоятельства отражены в материалах дела и сторонами в ходе рассмотрения дела не оспаривались, а наоборот подтверждены.
Статьей 162 БК РФ закреплены бюджетные полномочия получателя бюджетных средств, в том числе обеспечение результативности, целевого характера использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
При рассмотрении дела судом первой инстанции на основании оценки исследованных доказательств по правилам статьи 71 АПК РФ установлено, что заявителем достигнуты в соответствии с мероприятием "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с жилищным законодательством" Подпрограммы А "Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда" Краевой программы и в целях реализации федерального проекта "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда, входящего в состав национального проекта "Жилье и городская среда" по расселению граждан из аварийного жилого фонда. Ввиду приведенного нормативного и документального обоснования в настоящем постановлении, Оценив представленные доказательства апелляционный суд приходит к выводу о целевом использовании средств финансовой поддержки, соблюдении условий муниципальных контрактов по приобретению спорных жилых помещений, отсутствии нарушений прав гражданин, которым предоставлены спорные жилые помещения, в связи с чем не находит в действиях Управления коммунального хозяйства и жилищного фонда Администрации Петропавловск - Камчатского городского округа нарушения положений бюджетного законодательства в указанной части.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Учитывая изложенное, требования заявителя в части признания незаконным пункта 1 представления УФК по Камчатскому краю от 13.01.2023 N 38-20-09/12-1 применительно к части 2 статьи 201 АПК РФ обоснованно удовлетворены судом.
Несогласие апеллянта с произведенной судом оценкой фактических обстоятельств дела и представленных доказательств не свидетельствует о неправильном применении норм материального и процессуального права и не может являться основанием для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о принятии судом первой инстанции законного и обоснованного судебного акта с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда в части и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине за апелляционную жалобу судом не рассматривается, поскольку заявитель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины в силу положений статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 16.05.2023 по делу N А24-1141/2023 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Л.А. Бессчасная |
Судьи |
А.В. Пяткова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-1141/2023
Истец: Управление Коммунального Хозяйства и Жилищного Фонда Администрации Петропавловск-Камчатского Городского Округа
Ответчик: Управление Федерального казначейства по Камчатскому краю