г. Челябинск |
|
13 июля 2023 г. |
Дело N А07-24009/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 июля 2023 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Жернакова А.С.,
судей Аникина И.А., Камаева А.Х.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шпанагель Т.О.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Торговый дом "Башстройресурсы" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.04.2023 по делу N А07-24009/2022.
Администрация муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан (далее - истец, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью Торговый дом "Башстройресурсы" (далее - ответчик, ООО ТД "Башстройресурсы") об обязании в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу установить сплошное ограждение строительной площадки объекта незавершенного строительством - 3-х этажного жилого дома N 2, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 02:58:020315:2852 примерно в 200 метрах на юго-восток от жилого дома N 12 по ул. Молодежная г. Ишимбай.
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен конкурсный управляющий ООО ТД "Башстройресурсы" Аюпов Рустем Рифович (далее - третье лицо, Аюпов Р.Р.).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.04.2023 (резолютивная часть от 06.04.2023) исковые требования удовлетворены.
С указанным решением суда не согласилось ООО ТД "Башстройресурсы" (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт), подало апелляционную жалобу, в которой просило решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе ее податель указал, что решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 15.02.2019 по делу N А07-9326/2018 ООО ТД "Башстройресурсы" было признано банкротом, введена процедура конкурсного производства с применением правил параграфа 7 главы IX Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)". Апеллянт отметил, что конкурсное производство представляет собой ликвидационную, а не реабилитационную процедуру, и его целью является соразмерное удовлетворение требований кредиторов за счет продажи имущества должника, включенного в конкурсную массу. С даты введения процедуры все имущество должника, имеющееся на дату открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу. На собрании кредиторам было разъяснено, что ограждение будет финансироваться за счет конкурсной массы, то есть, по сути за счет средств кредиторов. Собранием кредиторов было принято решение против строительства ограждения за счет конкурсной массы. Представитель истца также голосовал против строительства ограждения за счет средств конкурсной массы должника.
Апеллянт также сослался на то, что работы по незавершенному строительством дому прекратились полностью 20.05.2015. Следовательно, уже в мае 2015 года истец прекрасно знал, что строительные работы были приостановлены, ограждение установлено не было. Апеллянт указал, что для того, чтобы установить ограждение, конкурсному управляющему как минимум необходимо составить смету (соответственно оплатить услуги сметчика), утвердить смету собранием кредиторов, провести конкурс на выбор подрядчика, утвердить в рамках дела о банкротстве увеличение лимита на оплату услуг по строительству ограждения, что с учетом срока в 30 дней, указанного в решении, и сроков, установленных законом о банкротстве на проведение указанных мероприятий, указывает на принятие судом первой инстанции неисполнимого судебного акта.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились.
От ООО ТД "Башстройресурсы" поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие конкурсного управляющего, которое в силу части 2 статьи 156 АПК РФ удовлетворено апелляционным судом.
В соответствии со статьями 123, 156, 159 АПК РФ дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле.
К дате судебного заседания в суд апелляционной инстанции от Администрации поступил отзыв на апелляционную жалобу ответчика, в котором истец просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из письменных материалов дела и установлено судом первой инстанции, между Администрацией (арендодатель) и ООО ТД "Башстройресурсы" (арендатор) был заключен договор аренды земельного участка, представляемого по результатам торгов по продаже права аренды земельного участка, N 483 от 22.08.2017, согласно которому арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок, из категории земель населенных пунктов, с кадастровым номером 02:58:020315:2852, имеющий местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир жилой дом. Участок находится примерно в 200 м от ориентира по направлению на юго-восток. Почтовый адрес ориентира: Республика Башкортостан, Ишимбайский район, г. Ишимбай, ул. Молодежная, д. 12, площадью 8 367 кв.м, для строительства домов малоэтажной жилой застройки, сроком с 19.08.2014 по 19.08.2017 (приложение N 6 к исковому заявлению, поступившему через систему "Мой Арбитр", л.д. 5-8).
ООО ТД "Башстройресурсы" 05.09.2014 было выдано разрешение на строительство N RU 035280002012002-424-14 3-х этажного многоквартирного жилого дома, строительный N 2, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир жилой дом. Участок находится примерно в 200 м от ориентира по направлению на юго-восток. Почтовый адрес ориентира: Республика Башкортостан, Ишимбайский район, г. Ишимбай, ул. Молодежная, д. 12. Срок действия настоящего разрешения до 05.06.2015 (приложение N 1 к исковому заявлению, поступившему через систему "Мой Арбитр", л.д. 5-8).
Постановлением Администрации муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан N 2240 от 15.09.2014 был утвержден градостроительный план земельного участка N RU 035280002012002-440-2014 для строительства многоквартирного жилого дома по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир жилой дом. Участок находится примерно в 200 м от ориентира по направлению. Почтовый адрес ориентира: Республика Башкортостан, Ишимбайский район, г. Ишимбай, ул. Молодежная, д. 12 (приложение N 4 к исковому заявлению, поступившему через систему "Мой Арбитр", л.д. 5-8).
09.06.2016 взамен разрешения N RU 035280002012002-424-14 от 05.09.2014 ООО ТД "Башстройресурсы" выдано разрешение на строительство N RU 035280002015001-190-2016 3-х этажного жилого дома, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного на земельном участке примерно в 200 м на юго-восток от жилого дома N 12 по ул. Молодежная г. Ишимбай. Объект капитального строительства планирует расположение на земельном участке с кадастровым номером 02:58:020315:2852. Срок действия настоящего разрешения до 09.06.2017 (приложение N 2 к исковому заявлению, поступившему через систему "Мой Арбитр", л.д. 5-8).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 15.02.2019 по делу N А07-9326/2018 ООО ТД "Башстройресурсы" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Аюпов Р.Р. (л.д. 48-55).
Административной комиссией Администрации муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан был произведен осмотр земельного участка с кадастровым номером 02:58:020315:2852, по результатам которого составлен акт выявления административного правонарушения от 06.05.2022 (л.д. 21).
Согласно указанному акту на земельном участке с кадастровым номером 02:58:020315:2852 выявлено нарушение, выразившееся в отсутствии ограждения строительной площадки, а также складирования строительных материалов, изделий, конструкций на не ограждённой территории, что является нарушением Правил благоустройства территории городского поселения г. Ишимбай.
Ссылаясь на отсутствие ограждения территории строительной площадки объекта незавершённого строительством, Администрация направила в адрес конкурсного управляющего ООО ТД "Башстройресурсы" претензию от 12.05.2022 N 2315 с просьбой в течение 10 календарных дней с момента получения претензии осуществить действия по установке ограждения строительной площадки объекта незавершенного строительства (приложение N 9 к исковому заявлению, поступившему через систему "Мой Арбитр", л.д. 5-8).
Постановлением о назначении административного наказания N 418 от 06.07.2022 Администрация признала виновным конкурсного управляющего ООО ТД "Башстройресурсы" Аюпова Р.Р. в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.3. Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях, и назначила наказание в виде штрафа в размере 10 000 руб. (л.д. 18).
Кроме этого, постановлением о назначении административного наказания N 419 от 06.07.2022, Администрация признала ООО ТД "Башстройресурсы" виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.3. Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях, и назначила наказание в виде штрафа в размере 50 000 руб. (л.д. 20).
Полагая, что свободный доступ на территорию объекта незавершенного строительством сопряжен с риском причинения вреда здоровью, угрозе жизни граждан, в том числе детей, имеется высокая вероятность травматизма, получения увечий, Администрация обратилась в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что на ответчике лежит обязанность по обеспечению ограждения объекта незавершенного строительства в целях недопущения несанкционированного доступа к нему посторонних лиц, несмотря на то, что ответчик на момент рассмотрения спора строительных работ не вел. Суд также посчитал, что открытие конкурсного производства в отношении ответчика не освобождает последнего от выполнения обязанности соблюдать градостроительное законодательство, не исключает его обязанностей по благоустройству территории в целях обеспечения прав граждан на безопасную среду.
Проверив законность и обоснованность решения суда, оценив доводы апелляционной жалобы ответчика, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии со статьей 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно.
Частью 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации закреплено, что органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения.
Статья 17.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) предусматривает, что органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения, сельского поселения и городского округа отнесено утверждение правил благоустройства территории поселения, городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения, городского округа в соответствии с указанными правилами.
Утверждение правил благоустройства территории муниципального образования является исключительной компетенцией представительного органа муниципального образования (пункт 11 части 10 статьи 35 Федерального закона N 131-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 45.1 Федерального закона N 131-ФЗ правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать в частности вопросы:
1) содержания территорий общего пользования и порядка пользования такими территориями;
2) внешнего вида фасадов и ограждающих конструкций зданий, строений, сооружений;
3) проектирования, размещения, содержания и восстановления элементов благоустройства, в том числе после проведения земляных работ;
4) организации освещения территории муниципального образования, включая архитектурную подсветку зданий, строений, сооружений;
5) организации озеленения территории муниципального образования, включая порядок создания, содержания, восстановления и охраны расположенных в границах населенных пунктов газонов, цветников и иных территорий, занятых травянистыми растениями;
6) размещения информации на территории муниципального образования, в том числе установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов, вывесок;
7) размещения и содержания детских и спортивных площадок, площадок для выгула животных, парковок (парковочных мест), малых архитектурных форм;
8) организации пешеходных коммуникаций, в том числе тротуаров, аллей, дорожек, тропинок;
9) обустройства территории муниципального образования в целях обеспечения беспрепятственного передвижения по указанной территории инвалидов и других маломобильных групп населения;
10) уборки территории муниципального образования, в том числе в зимний период;
11) организации стоков ливневых вод;
12) порядка проведения земляных работ;
13) участия, в том числе финансового, собственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) в содержании прилегающих территорий;
14) определения границ прилегающих территорий в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации;
15) праздничного оформления территории муниципального образования;
16) порядка участия граждан и организаций в реализации мероприятий по благоустройству территории муниципального образования;
17) осуществления контроля за соблюдением правил благоустройства территории муниципального образования.
В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) благоустройство территорий относится к градостроительной деятельности (пункт 1). Под благоустройством территории понимается деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий (пункт 36).
Таким образом, правила благоустройства соответствующего муниципального образования устанавливают единые и обязательные к исполнению на территории данного муниципального образования требования в сфере благоустройства. Контроль за соблюдением правил благоустройства муниципального образования относится к вопросам местного значения, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом N 131-ФЗ осуществляется в том числе органами местного самоуправления.
Решением Совета городского поселения город Ишимбай муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан от 31.07.2019 N 35/377 утверждены Правила благоустройства территории городского поселения город Ишимбай муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан (далее - Правила).
На основании пункта 12 статьи 47 Правил в процессе производства земляных, ремонтных, аварийно-восстановительных и иных видов работ, место производства работ должно иметь ограждение, в том числе соответствующее установленным требованиям, аварийное освещение, необходимые указатели, бункеры-накопители для сбора строительного мусора.
Согласно пунктам 1, 4 статьи 48 Правил ограждения строительных площадок должны иметь внешний вид, соответствующий установленным требованиям, быть очищены от грязи, промыты, не иметь проемов, не предусмотренных проектом, поврежденных участков, отклонений от вертикали, посторонних наклеек, объявлений и надписей. По периметру ограждений должно быть установлено освещение. Строительные материалы, изделия, конструкции, оборудование должны складироваться, а некапитальные сооружения (строительные вагончики, бытовки, будки и т.п.) размещаться только в пределах огражденной площадки в соответствии с утвержденными проектом организации строительства и планом производства работ.
Пунктом 4 статьи 54 Правил установлено, что при выполнении ремонтных работ в соответствии с полученным разрешением на производство земляных работ, места их производства должны быть ограждены соответствующими типовыми ограждениями, иметь габаритное освещение. Леса и ограждения должны быть в исправном состоянии, содержаться в чистоте, иметь трафареты с указанием наименования организаций, производящих работы, номеров телефонов, фамилий лиц, ответственных за работу, сроков начала и окончания работ. При завершении работ леса и ограждения должны быть разобраны и вывезены в 3-дневный срок.
Кроме этого, согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности.
В силу части 6 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.
Аналогичное положение содержится в пункте 6.2.2 Строительных норм и правил СНиП 12-03-2001 "Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования", утвержденных постановлением Госстроя России от 23.07.2001 N 80 (далее - СНиП 12-03-2001), согласно которому производственные территории, строительные площадки и участки работ в населенных пунктах или на территории организации во избежание доступа посторонних лиц должны быть ограждены. Ограждения должны быть в исправном состоянии, иметь эстетичный внешний вид и быть покрашены с внешней стороны.
Пунктом 6.2.2 СНиП 12-03-2001 предусмотрено, что производственные территории и участки работ в населенных пунктах или на территории организации во избежание доступа посторонних лиц должны быть ограждены.
Пунктом 3.3 Строительных норм и правил РФ СНиП 12-04-2002 "Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство", утвержденных постановлением Госстроя России от 17.09.2002 N 123, предусмотрено, что до начала строительства объекта генподрядная организация должна выполнить подготовительные работы по организации стройплощадки, необходимые для обеспечения безопасности строительства, включая устройство ограждения территории стройплощадки при строительстве объекта в населенном пункте или на территории организации.
Из пункта 6.2.3 СП 48.13330.2011 "Свод правил. Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004", утвержденных приказом Минрегиона России от 27.12.2010 N 781, следует, что застройщик обеспечивает охрану строительной площадки, соблюдение на строительной площадке требований по охране труда, охрану окружающей среды, безопасность строительных работ для окружающей территории и населения, а также выполнение разного рода требований административного характера, установленных данными нормами, другими действующими нормативными документами или местным органом самоуправления.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.12.2010 N 781 утвержден СП 48.13330.2011 "Свод правил. Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004" (далее - СП 48.13330.2011), пунктом 4.8 которого предусмотрено, что строительство в соответствии с действующим законодательством ведется под контролем органов местного самоуправления и государственного строительного надзора. Для обеспечения такой возможности упомянутые органы должны быть заблаговременно извещены застройщиком (заказчиком) о сроках начала работ на строительной площадке, о приостановке, консервации и (или) прекращении строительства, о готовности объекта к вводу в эксплуатацию.
В случае осуществления строительства на основании договора в течение всего срока строительства предусмотренные выше обязанности в соответствии с договором подряда выполняет подрядчик (генподрядчик).
В случае необходимости по требованию органа местного самоуправления лицо, осуществляющее строительство, должно оборудовать строительную площадку, выходящую на городскую территорию, пунктами очистки или мойки колес транспортных средств на выездах, а также устройствами или бункерами для сбора мусора, а на линейных объектах - в местах, указанных органом местного самоуправления (пункт 6.2.7 СП 48.13330.2011).
Согласно пункту 6.2.8 СП 48.13330.2011 "СНиП 12-01-2004. Организация строительства", подрядчик, осуществляющее строительство, до начала любых работ должно оградить выделенную территорию строительной площадки, выделенные отдельные территории для размещения бытовых городков строителей, участки с опасными и вредными производственными факторами, участки с материальными ценностями строительной организации (при необходимости). На территории строительной площадки выделяются опасные для работающих зоны с установкой предохранительных защитных ограждений и знаков безопасности.
Согласно пункту 36 Правил по охране труда при строительстве, реконструкции и ремонте, утвержденных Приказом Минтруда России от 11.12.2020 N 883н, производственные территории и участки проведения строительного производства в населенных пунктах или на территории эксплуатируемого объекта в целях обеспечения безопасности строительных работ для третьих лиц должны быть ограждены во избежание доступа посторонних лиц. Требования безопасности должны соблюдаться и в период временной приостановки работ по строительству.
На основании статьи 35 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Федеральный закон N 384-ФЗ) строительство, реконструкция, капитальный и текущий ремонт здания или сооружения, консервация объекта, строительство которого не завершено, должны осуществляться таким образом, чтобы негативное воздействие на окружающую среду было минимальным и не возникала угроза для жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, жизни и здоровья животных и растений.
При необходимости прекращения работ или их приостановления более чем на шесть месяцев застройщик или технический заказчик должен обеспечить консервацию объекта капитального строительства (часть 4 статьи 52 ГрК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2011 N 802 утверждены Правила проведения консервации объекта капитального строительства (далее - Правила N 802).
Согласно пункту 3 Правил N 802 застройщик (заказчик) обеспечивает приведение объекта и территории, используемой для его возведения, в состояние, обеспечивающее прочность, устойчивость и сохранность конструкций, оборудования и материалов, а также безопасность объекта и строительной площадки для населения и окружающей среды.
В состав работ по консервации объекта входит в том числе принятие необходимых мер, препятствующих несанкционированному доступу на территорию строительной площадки (подпункт "е" пункта 9 Правил N 802).
Совокупность указанного правового регулирования указывает на обязанность застройщика обеспечить безопасность строительных работ, безопасную консервацию объекта капитального строительства для третьих лиц (неопределенного круга лиц) во избежание причинения им вреда жизни, здоровью или ущерба их имуществу.
Из материалов дела следует, и ответчиком в ходе судебного разбирательства не оспаривалось, что им не были выполнены требования вышеуказанных правовых актов и СНиПов, не было установлено ограждение объекта незавершенного строительства, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 02:58:020315:2852, в отношении строительства которого ответчиком получались разрешение на строительство N RU 035280002012002-424-14 от 05.09.2014 и разрешение на строительство N RU 035280002015001-190-2016 от 09.06.2016.
Учитывая данное обстоятельство, установив допущение ответчиком нарушения Правил благоустройства территории городского поселения город Ишимбай муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан, учитывая отсутствие в материалах дела доказательств устранения ответчиком выявленных нарушений, суд первой инстанции пришел к правильным выводам о том, что у ответчика как пользователя земельного участка и собственника объекта незавершенного строительства, расположенного на этом земельном участке, возникла обязанность по выполнению требований земельного и градостроительного законодательства, в частности, по ограждению строительной площадки в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья окружающих. Поскольку отсутствие ограждения строительной площадки угрожает безопасности граждан, суд правомерно возложил на ответчика обязанность принять меры, препятствующие несанкционированному доступу на территорию объекта незавершенного строительства путем проведения работ по установке ограждения строительной площадки.
Изложенные в обоснование апелляционной жалобы доводы, мотивированные возбуждением в отношении ответчика процедуры конкурсного производства, ограничением удовлетворения требований к лицу, находящемуся в процедуре банкротства, отклонены судебной коллегией.
Заявленные истцом требования в перечень требований, предусмотренных статьей 201.8 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", не входят, в связи с чем оснований для оставления искового заявления без рассмотрения, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 148 АПК РФ, не имеется.
Нахождение ответчика в стадии конкурсного производства не означает, что он как собственник не должен обеспечивать надлежащее состояние принадлежащего ему имущества и не обязан предпринимать меры к тому, чтобы его имущество не создавало угрозы жизни и здоровью третьих лиц; интересы конкурсных кредиторов не могут быть противопоставлены интересам безопасности неопределенного круга лиц, поскольку обеспечение публичного интереса, направленного на поддержание общественного порядка и безопасности, имеет приоритет перед защитой прав кредиторов в деле о банкротстве, наличие которого само по себе не означает неисполнимость решения по данному делу, в том числе с учетом отсутствия доказательств значительности и невозможности затрат на приведение земельного участка его собственником в нормальное состояние в указанный судом срок.
Указанная правовая позиция указана в определении Верховного Суда Российской Федерации от 05.03.2021 N 304-ЭС21-63.
Апелляционный суд также отмечает, что заявленные в рамках настоящего дела требования нельзя квалифицировать в качестве требований кредиторов, поскольку предъявлением настоящего иска Администрация реализует публичные властные полномочия в сфере земельных правоотношений и муниципального контроля в рамках полномочий, предоставленных ей Федеральным законом N 131-ФЗ.
С учетом изложенного апелляционный суд находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, не подлежащим отмене. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Доводы апеллянта о том, что собранием кредиторов было принято решение против строительства ограждения за счет конкурсной массы, что представитель истца также голосовал против строительства ограждения за счет средств конкурсной массы должника, не приняты судебной коллегией, поскольку указанные возникшие между конкурсным управляющим ответчика и конкурсными кредиторами разногласия относительно порядка финансирования мероприятия по строительству ограждения могут быть разрешены арбитражным судом в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) ответчика, но не освобождают ответчика от установленной законом обязанности по надлежащему содержанию принадлежащего ему имущества в целях предупреждения причинения вреда жизни и здоровью неопределённого круга лиц, а также их имуществу.
Ссылка апеллянта на неисполнимость обжалуемого судебного акта в части срока установки ограждения признана несостоятельной, поскольку ответчиком при рассмотрении дела судом первой инстанции не был документально подтвержден иной разумный срок для исполнения судебного акта. Апелляционный суд отмечает, что в силу статьи 324 АПК РФ, при наличии определённых обстоятельств ответчик не лишен права обратиться в суд с заявлением об отсрочке исполнения судебного акта, однако указанное само по себе не свидетельствует о неправильности принятого судом первой инстанции судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат распределению в соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ.
Поскольку при подаче апелляционной жалобы ООО ТД "Башстройресурсы" не была уплачена государственная пошлина за ее рассмотрение, с ООО ТД "Башстройресурсы" в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 3 000 руб.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.04.2023 по делу N А07-24009/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Торговый дом "Башстройресурсы" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью Торговый дом "Башстройресурсы" в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 3 000 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.С. Жернаков |
Судьи |
И.А. Аникин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-24009/2022
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ГОРОД ИШИМБАЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ИШИМБАЙСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН, АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ИШИМБАЙСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Ответчик: ООО ТОРГОВЫЙ ДОМ "БАШСТРОЙРЕСУРСЫ"
Третье лицо: Аюпов Рустем Рифович