г. Москва |
|
12 июля 2023 г. |
Дело N А40-274136/22 |
Резолютивная часть постановления оглашена 05.07.2023 г.
Полный текст постановления изготовлен 12.07.2023 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т.,
судьи Сумина О.С., Кочешкова М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Аверьяновой К.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента городского имущества г. Москвы на решение Арбитражного суда г. Москвы от 31.03.2023 по делу N А40-274136/22
по заявлению индивидуального предпринимателя Ефанова Н.Н.
к Департаменту городского имущества г. Москвы
о признании незаконным распоряжения;
при участии: от заявителя - Соболь Л.Я., Ивенкова С.В. по доверенности от 29.09.2022; от заинтересованного лица - не явился, извещен;
установил:
решением Арбитражного суда г. Москвы от 31.03.2023 признаны недействительным распоряжение Департамента городского имущества г. Москвы от 19.03.2020 N 9122 "О внесении изменений в распоряжение Департамента городского имущества г. Москвы от 11.09.2017 N 29626" в части включения в перечень государственного имущества, свободного от прав третьих лиц, объекта нежилого фонда, находящегося в собственности г. Москвы, по адресу: Москва, улица 1-я Парковая, дом 5-7, площадью 179,8 кв.м.; незаконным отказ Департамента городского имущества г. Москвы в реализации преимущественного права, оформленный письмом от 15.09.2022 N 33-5-86111/22-(0)-0 и на Департамент городского имущества г. Москвы возложена обязанность устранить в течение месяца со дня вступления в законную силу судебного акта допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем исключения объекта нежилого фонда, находящегося в собственности г. Москвы, общей площадью 179,8 кв.м. (подвал, помещение I - комнаты 1-14), расположенного по адресу: Москва, ВАО, улица 1-я Парковая, дом 5-7, кадастровый номер 77:03:0005005:4929 из перечня государственного имущества, свободного от прав третьих лиц, утвержденного распоряжением Департамента городского имущества г. Москвы от 11.09.2017 N 29626 и рассмотрения по существу заявления индивидуального предпринимателя Ефанова Н.Н. от 01.09.2022 N 33-5-86111/22-(0)-0 о предоставлении государственной услуги "возмездное отчуждение недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, из государственной собственности г. Москвы" в установленном законном порядке.
Департамент не согласился с выводами суда, обратился с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобе, представитель в судебное заседание не явился, информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на официальном сайте суда и в картотеке арбитражных дел в сети Интернет в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представители предпринимателя в судебном заседании возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, представлен отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен судом к материалам дела.
Рассмотрев повторно материалы дела в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения Департамента городского имущества г. Москвы от 27.04.2020 N 13590 и выписки из протокола аукциона от 24.07.2020 N SBR012-2005230036 между индивидуальным предпринимателем Ефановым Н.Н. и Департаментом городского имущества г. Москвы заключен договор аренды объекта нежилого фонда находящегося в собственности г. Москвы от 27.08.2020 N 00-00683/20, по условиям которого арендодателем передано, а арендатором принято в аренду нежилое помещение общей площадью 179,8 кв.м. (подвал, помещение I - комнаты 1-14), расположенное по адресу: Москва, ВАО, улица 1-ая Парковая, дом 5-7, кадастровый номер 77:03:0005005:4929.
01.09.2022 (вх. N 33-5-86111/22-(0)-0) предприниматель обратился в Департамент с заявлением о предоставлении государственной услуги "возмездное отчуждение недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, из государственной собственности г. Москвы" в отношении нежилого помещения площадью 179,8 кв.м. по адресу: Москва, ВАО, улица 1-ая Парковая, дом 5-7.
Департаментом письмом от 15.09.2022 N 33-5-86111/22-(0)-2 отказано в реализации преимущественного права выкупа со ссылкой на ч. 2.1 ст. 9 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (помещение включено в Перечень на основании распоряжения Департамента городского имущества г. Москвы от 15.05.2020 N 15045).
Посчитав распоряжение и отказ Департамента необоснованными, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев повторно материалы дела в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
На основании положений ч. ч. 2, 3 ст. 9 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", субъект малого или среднего предпринимательства, соответствующий установленным ст. 3 Закона требованиям, по своей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заявление о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, и при получении такого заявления уполномоченные органы обязаны обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого имущества в порядке, установленном Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в двухмесячный срок с даты получения заявления; принять решение об условиях приватизации арендуемого имущества в двухнедельный срок с даты принятия отчета о его оценке; направить заявителю проект договора купли-продажи арендуемого имущества в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества.
Дата получения от субъекта малого или среднего предпринимательства заявления о реализации им преимущественного права на приобретение арендуемого имущества является началом исчисления срока, в течение которого уполномоченный орган обязан обеспечить проведение оценки рыночной стоимости выкупаемого имущества.
При этом оценка рыночной стоимости выкупаемого имущества должна определяться независимым оценщиком на дату получения уполномоченным органом от субъекта малого или среднего предпринимательства надлежащего заявления о реализации им предоставленного Законом N 159-ФЗ преимущественного права на приобретение арендуемого имущества.
Согласно положениям ст. 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
Отношения, возникающие в связи с отчуждением из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, в том числе особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого имущества, регулируются Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ.
Согласно ст. 3 Закона N 159-ФЗ, субъекты малого и среднего предпринимательства при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Цена, по которой имущество подлежит отчуждению публичными органами субъектам малого и среднего предпринимательства, должна соответствовать цене, определенной независимым оценщиком исходя из рыночной стоимости этого имущества.
При этом положения Федерального закона N 159-ФЗ не наделяют органы государственной власти и местного самоуправления правом изменять величину стоимости предлагаемого к выкупу имущества, которая установлена оценщиком в соответствующем отчете о рыночной стоимости этого имущества.
В силу ст. 12 Закона N 135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
28.07.2022 предприниматель обратился в Службу технической поддержки официального портала Мэра и Правительства г. Москвы с обращением (SD 21150644) о предоставлении сведений о дате загрузки на официальный портал Мэра и Правительства г. Москвы MOS.RU распоряжение Департамента городского имущества г. Москвы от 19.03.2020 N 9122 "О внесении изменений в распоряжение Департамента городского имущества города Москвы от 11.09.2017 N 29626".
Согласно ответа службы технической поддержки от 29.07.2022, распоряжение Департамента городского имущества г. Москвы от 19.03.2020 N 9122 "О внесении изменений в распоряжение Департамента городского имущества г. Москвы от 11.09.2017 N 29626" опубликовано 30.07.2020.
Данное обстоятельство подтверждается письмом Департамента информационных технологий г. Москвы от 10.08.2022 N 64-09-16447/22, согласно которому распоряжение Департамента городского имущества г. Москвы от 19.03.2020 N 9122 "О внесении изменений в распоряжение Департамента городского имущества г. Москвы от 11.09.2017 N 29626 размещено 30.07.2020.
Следовательно, распоряжение не действовало на дату проведения аукциона, на дату подведения итогов аукциона, признания заявителя его победителем, а также на момент совершения заявителем - победителем аукциона, действий, предусмотренных распоряжением от 19.03.2020 и необходимых для заключения договора аренды объекта.
Кроме того, информация о нахождении объекта в Перечне отсутствует и в самом договоре аренды объекта.
На дату опубликования распоряжения (30.07.2020) объект принадлежал предпринимателю на праве аренды.
Согласно п. 3 информационного письма Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 05.11.2009 N 134 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" субъект малого или среднего предпринимательства, отвечающий установленным ст. 3 Закона N 159-ФЗ требованиям, с 01.01.2009 вправе по своей инициативе направить в орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление функций по приватизации имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, заявление о соответствии его условиям отнесения к категории субъектов малого или среднего предпринимательства и о реализации им права на приобретение арендуемого имущества (ч. 2 ст. 9 Закона).
Таким образом, Закон N 159-ФЗ предоставляет арендатору (являющемуся субъектом малого или среднего предпринимательства) муниципального или государственного недвижимого имущества выкупить арендуемое имущество в преимущественном упрощенном порядке при соблюдении установленных Законом N 159-ФЗ условий.
Реализация этого права возможна посредством направления в орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление функций по приватизации имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, заявление о соответствии его условиям отнесения к категории субъектов малого или среднего предпринимательства и о реализации им права на приобретение арендуемого имущества.
В рассматриваемом случае индивидуальный предприниматель Ефанов Н.Н. обратился в Департамент городского имущества г. Москвы с заявлением о преимущественном выкупе арендуемого имущества в порядке, предусмотренном положениями Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", следовательно, Департамент обязан рассмотреть заявление и принять соответствующее решение.
С учетом изложенного, выводы суда первой инстанции о том, что оспариваемые распоряжение Департамента городского имущества г. Москвы от 19.03.2020 N 9122 "О внесении изменений в распоряжение Департамента городского имущества г. Москвы от 11.09.2017 N 29626" в части включения в перечень государственного имущества, свободного от прав третьих лиц, объекта нежилого фонда, находящегося в собственности г. Москвы, по адресу: Москва, улица 1-я Парковая, дом 5-7, площадью 179,8 кв.м. и отказ Департамента городского имущества г. Москвы в реализации преимущественного права, оформленный письмом от 15.09.2022 N 33-5-86111/22-(0)-0 являются незаконными и нарушающими права и законные интересы заявителя, являются обоснованными и мотивированными.
Возложение на Департамент городского имущества г. Москвы соответствующей обязанности является способом устранения нарушенных прав заявителя в порядке, предусмотренном ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются, неправильного применения норм материального права, несоответствия выводов суда первой инстанции фактическим обстоятельствам дела и представленным в материалы дела доказательствам, нарушений норм процессуального законодательства, в том числе являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 31.03.2023 по делу N А40-274136/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
О.С. Сумина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-274136/2022
Истец: Ефанов Николай Николаевич
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ