г. Челябинск |
|
13 июля 2023 г. |
Дело N А07-19251/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 июля 2023 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Баканова В.В., судей Лукьяновой М.В. и Напольской Н.Е., при ведении протокола секретарем судебного заседания Микушиной А.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Небоскреб на Карцева" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13 апреля 2023 г. по делу N А07-19251/2022
Общество с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные тепловые сети" (далее - истец, ООО "БашРТС") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Небоскреб на Карцева" (далее - ответчик, ООО УК "Небоскреб на Карцева") о взыскании задолженности за потребленные коммунальные ресурсы в целях содержания общедомового имущества по лицевому счету N 9311/СОИ от 01.12.2020 за период с августа 2021 г. по апрель 2022 г. в размере 92 990 руб. 04 коп., пени в размере 2 896 руб. 49 коп. за период с 16.09.2021 по 31.03.2022 (с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.04.2023 (резолютивная часть объявлена 07.04.2023) исковые требования ООО "БашРТС" удовлетворены.
С ООО УК "Небоскреб на Карцева" в пользу ООО "БашРТС" взыскана сумма задолженности за потребленные коммунальные ресурсы в целях содержания общедомового имущества по лицевому счету N 9311/СОИ от 01.12.2020 за период с августа 2021 г. по апрель 2022 г. в размере 92 990 руб. 04 коп., пени в размере 2 896 руб. 49 коп. за период с 16.09.2021 по 31.03.2022, а также судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 835 руб.
ООО УК "Небоскреб на Карцева" (далее - апеллянт, податель апелляционной жалобы) с вынесенным решением не согласилось, в апелляционной жалобе просило решение Арбитражного суда Республики Башкортостан отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении требований отказать в полном объеме.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указал, что решение судом принято с нарушением норм материального и процессуального права.
ООО УК "Небоскреб на Карцева" утверждает, что истец не представил в суд доказательства отбора ответчиком горячей воды из системы горячего водоснабжения для использования в последующем при содержании общего имущества многоквартирного дома (МКД), следовательно, у ответчика не могут возникнуть обязательства перед истцом в оплате тепловой энергии, используемой на приготовление горячей воды.
Кроме того, ООО "БашРТС" как исполнитель коммунальной услуги, осуществляя подачу тепловой энергии в горячей воде, пользовалось общедомовым имуществом собственников помещений (индивидуальный тепловой пункт).
При работе оборудования индивидуального теплового пункта (ИТП) расходуется электроэнергия, которая оплачивается ответчиком (управляющей организацией).
Следовательно, истец неосновательно обогащается за счет ответчика.
К дате судебного заседания от ООО "БашРТС" поступил отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым истец просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Указанный отзыв приобщен к материалам дела в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте слушания дела на интернет-сайте суда, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьями 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, тепловые сети многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО УК "Небоскреб на Карцева" (Республика Башкортостан, г. Нефтекамск, ул. Декабристов, N 3А и N 3Б), имеют подключение (техническое присоединение) к системе теплоснабжения ООО "БашРТС".
Данное обстоятельство подтверждается тем, что между ООО "БашРТС" и собственниками жилых и нежилых помещений заключены договоры на поставку коммунального ресурса отопление и тепловой энергии на производство горячего водоснабжения (ГВС).
Таким образом, ООО "БашРТС" по отношению к ответчику является ресурсоснабжающей организацией, которая осуществляет поставку тепловой энергии с теплоносителем в целях содержания общедомового имущества.
С декабря 2020 г. собственниками и нанимателями помещений МКД, находящегося в управлении ООО УК "Небоскреб на Карцева", на основании решений общих собраний, был изменен способ оплаты за поставленные коммунальные ресурсы тепловая энергия с теплоносителем и горячую воду (прямые расчеты с ООО "БашРТС").
ООО "БашРТС" до декабря 2020 г. осуществляло поставку коммунального ресурса - тепловой энергии с теплоносителем, в том числе на общедомовые нужды.
ООО "БашРТС" 18.12.2020 направило в адрес ООО УК "Небоскреб на Карцева" подписанный со своей стороны договор ресурсоснабжения в целях содержания общедомового имущества N 9311/СОИ, который в свою очередь со стороны ответчика подписан не был.
Как указал истец, ответчику в период с августа 2021 г. по апрель 2022 г. была отпущена тепловая энергия с теплоносителем, на общую сумму 92 990 руб. 04 коп.
Также со стороны истца, ООО УК "Небоскреб на Карцева" были выставлены платежные документы, которые ответчиком оплачены не были.
Истцом в адрес ответчика направлена претензия с просьбой погасить задолженность.
Претензия оставлена ответчиком без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили для ООО "БашРТС" основанием для обращения в суд с рассматриваемыми исковыми требованиями.
Оценив представленные доказательства в отдельности, относимость, допустимость и их достоверность, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.
Повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательств, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не установил оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта, приняв во внимание следующие конкретные обстоятельства настоящего дела.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Отношения по энергоснабжению регулируются нормами параграфа 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии, а также при обеспечении учета потребления энергии.
В силу части 1 статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации, энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
По смыслу пункта 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами.
С 01.01.2017 изменился порядок оплаты расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества МКД (часть 9 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"), а именно: расходы на оплату коммунальных ресурсов, в том числе энергии, потребляемой при содержании общего имущества в МКД, включены в состав платы за содержание жилого помещения (пункт 2 части 1, пункта 1 части 2 статьи 154, части 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Соответствующие изменения внесены в Жилищный кодекс Российской Федерации, Правила N 354, Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306), а также в Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124).
Бремя расходов на содержание общего имущества в МКД несут собственники помещений в многоквартирном доме (часть 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (часть 3 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
По общему правилу части 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в МКД, управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 статьи 155 и статьей 171 Жилищного кодекса Российской Федерации, касающейся особенности уплаты взносов на капитальный ремонт.
В силу положений части 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации на основании решения общего собрания собственников помещений в МКД собственники помещений в МКД и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, а за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами - региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Следовательно, плата за коммунальные услуги может вноситься потребителями услуг напрямую ресурсоснабжающей организации при соблюдении условия, оговоренного частью 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, и после 01.01.2017.
Между тем в связи с внесенными изменениями в законодательство Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме", расходы на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в МКД, будучи включенными в состав платы за содержание жилого помещения, а не платы за коммунальные услуги, с 01.01.2017 при управлении многоквартирным домом управляющей организацией подлежат возмещению потребителями услуг исключительно данной управляющей организации, но не ресурсоснабжающей организации.
Соответственно, независимо от решения собственников МКД, ресурсоснабжающая организация не вправе предъявлять им и взимать плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества МКД, а потребители не могут быть обязаны оплачивать непосредственно ресурсоснабжающей организации покупку коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании общего имущества МКД и необходимых, в том числе для надлежащего оказания услуг по содержанию общего имущества МКД.
Как верно указал суд первой инстанции, сам по себе факт отсутствия договорных отношений в рассматриваемом случае не изменяет статуса управляющей компании по отношению к собственникам помещений в МКД как исполнителя коммунальных услуг и лица, осуществляющего содержание общего имущества МКД.
Исходя из положений пунктов 21, 21 (1) Правил N 124, управляющая компания даже в случае наличия решения о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги; наличия заключенных договоров между собственниками помещений МКД и ресурсоснабжающими организациями, в целях содержания общего имущества МКД обязана заключить с ресурсоснабжающей организацией договор, которым определить виды и объем коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества МКД и подлежащего оплате именно управляющей организацией, а не потребителями.
Истец указывает, что ответчик является организацией, которая осуществляет управление спорными многоквартирными домами, подключёнными к централизованным системам теплоснабжения ООО "БашРТС", к централизованным системам горячего водоснабжения ООО "БашРТС" не подключены.
Указанные дома оборудованы ИТП, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, посредством которых управляющей организацией осуществляется приготовление коммунальной услуги "горячее водоснабжение", в том числе, и в целях содержания общедомового имущества, с помощью тепловой энергии (теплоносителя), поставляемого ООО "БашРТС" по централизованным сетям, имеющим непосредственное технологическое присоединение.
Согласно Приказу Минэнерго России от 24.03.2003 N 115 "Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок": индивидуальный тепловой пункт - тепловой пункт, предназначенный для присоединения систем теплопотребления одного здания или его части; Посредством данных индивидуальных тепловых пунктов ответчик осуществляет самостоятельное производство коммунальной услуги "горячая вода" для целей ее передачи конечному потребителю - гражданам (т.е. нецентрализованная (децентрализованная) система горячего водоснабжения).
Судом первой инстанции обоснованно отмечено, что в рассматриваемом деле, норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, установлен Постановлением Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 29.09.2016 N 121 (Зарегистрировано в Госкомюстиции РБ 03.10.2016 N 8224.).
Норматив потребления коммунального ресурса по горячему водоснабжению в целях содержания общедомового имущества утвержден Постановлением Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 29.09.2016 N 120 (Зарегистрировано в Госкомюстиции Республики Башкортостан 04.10.2016 N 8227).
Это подтверждается письмом Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам исх. N 33230 от 05.11.2020 в котором указано, что числовые значения, учитываемые при расчете нормативов, утвержденных постановлением ГКТ РБ N 120, по вышеуказанной формуле для многоквартирных домов, оборудованных индивидуальными тепловыми пунктами, учтены в категории жилых помещений "Многоквартирные дома с централизованным холодным и горячим водоснабжением, водоотведением" (приложение N 2 постановления ГКТ N 120).
В рассматриваемом случае при определении размера обязательств ответчика истец определил объем ресурса, затраченного на приготовление горячей воды, исходя из нормативов на горячее водоснабжение и на подогрев.
Представленный истцом расчет тепловой энергии на приготовление горячей воды на содержание общего имущества составлен истцом в соответствии Постановлением Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 29.09.2016 N 121 (Зарегистрировано в Госкомюстиции Республики Башкортостан 03.10.2016 N 8224, Постановлением Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 29.09.2016 N 120 (Зарегистрировано в Госкомюстиции Республики Башкортостан 04.10.2016 N 8227).
Исходя из разъяснения Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам, применяемый истцом норматив в расчетах СОИ, рассчитан с учетом, в том числе, и по многоквартирным домам с децентрализованным горячим водоснабжением.
Количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения жилого дома.
Указанный порядок не противоречит пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающему определение объема потребляемых коммунальных услуг по показаниям приборов учета, и только при их отсутствии допускающему применение нормативов потребления коммунальных услуг, поскольку тепловая энергия не относится к числу потребляемых коммунальных услуг, а величины устанавливающие объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период и объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период на общедомовые нужды, служат для распределения тепловой энергии, используемой на подогрев воды для горячего водоснабжения, между всеми потребителями в зависимости от объема потребления горячей воды.
По смыслу пункта 54 Правил N 354, в случае, когда для производства коммунального ресурса (горячей воды), приготовляемого исполнителем коммунальной услуги самостоятельно на оборудовании, входящем в состав общего имущества собственников помещений в МКД, с использованием других коммунальных ресурсов (тепловой энергии, холодной воды), расчет исполнителя коммунальной услуги с соответствующими ресурсоснабжающими организациями должен осуществляться исходя из объема тепловой энергии и холодной воды, использованных исполнителем при производстве горячей воды. Поскольку применительно к случаю, когда коммунальный ресурс приготавливается с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в МКД, жилищное законодательство не содержит прямого указания на возложение на управляющую организацию - исполнителя коммунальных услуг в отношениях с ресурсоснабжающими организациями обязанности по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами - пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающих организаций, минуя посредничество управляющей организации, объем подлежащего оплате ресурсоснабжающей организации коммунального ресурса подлежит определению в соответствии с разделом IV приложения N 2 к Правилам N 354.
Из содержания раздела IV приложения N 2 к Правилам N 354 следует, что при приготовлении коммунальных услуг на оборудовании, входящем в состав общего имущества собственников помещений в МКД, одна часть приобретаемой исполнителем коммунальной услуги у ресурсоснабжающей организации тепловой энергии используется для производства тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению, а другая часть - на подогрев горячей воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Следовательно, если ресурсоснабжающая организация взыскивает плату только за тепловую энергию, используемую для предоставления коммунальной услуги по отоплению (формула 18 приложения N 2 к Правилам N 354) либо только за тепловую энергию, используемую на подогрев воды (формулы 20, 20.1 приложения N 2 к Правилам N 354), соответствующие объемы тепловой энергии подлежат отдельному определению.
Из представленных истцом расчетов, а также пояснений следует, что объем тепловой энергии на нужды отопления и объем тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения определены отдельно.
Согласно расчетам истца, стоимость тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения рассчитаны с учетом положений пункта 54 Правил N 354, а также формулы 20, 20.1 приложения N 2 к Правилам N 354 - исходя из нормативов потребления горячей воды в жилом помещении и пользователей горячей водой.
Объем коммунального ресурса, подлежащего оплате исполнителем коммунальных услуг, должен определяться в том же порядке, что и объем коммунальной услуги, оплачиваемой конечными потребителями (приложение N 2 к Правилам N 354).
Применительно к горячему водоснабжению указанными Правилами предусмотрен различный порядок определения подлежащего оплате объема в зависимости от того, производится ли соответствующий коммунальный ресурс (коммунальная услуга) самостоятельно исполнителем коммунальной услуги с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в МКД (раздел IV приложения N 2), либо приобретается исполнителем коммунальной услуги у ресурсоснабжающей организации и без каких-либо преобразований или изменений физических и химических свойств передается конечным потребителям (разделы I, VII приложения N 2).
В последнем случае установлен различный порядок определения объема подлежащей оплате горячей воды в зависимости от оборудования помещений МКД приборами учета, а также в зависимости от того, какой установлен тариф на горячую воду - однокомпонентный или двухкомпонентный.
Указанный порядок подлежит применению при расчетах исполнителя коммунальной услуги с ресурсоснабжающей организацией, поставляющей в МКД горячую воду. При этом Правилами N 354 не установлено каких-либо различий в порядке определения подлежащего оплате по двухкомпонентному тарифу объема коммунального ресурса в зависимости от того, установлен ли двухкомпонентный тариф для ресурсоснабжающей организации, использующей открытую или закрытую систему горячего водоснабжения. Порядок разрешения споров, связанных с оплатой исполнителем коммунальной услуги, поставленной ресурсоснабжающей организацией горячей воды в случае установления двухкомпонентного тарифа на горячую воду, определен практикой Верховного Суда Российской Федерации (пункт 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.12.2017).
Расчет размера платы за коммунальную услугу, предоставленную за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме истцом произведен согласно пункту 48 Главы VI Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 02.03.2021, с изм. от 31.05.2021) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов") при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за коммунальную услугу (за исключением коммунальной услуги по отоплению), предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме в случаях, установленных в пункте 40 настоящих Правил, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 пункта 10 Главы III к данным Правилам Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, для i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения согласно пунктам 44 - 48 Правил определяется по формуле 10:
Vодн гвi - объем (количество) коммунального ресурса, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме и приходящийся на iе жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение;
Tkp - тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с Постановлением Государственного комитета РБ по тарифам от 29.09.2016 N 121.
Представленный истцом алгоритм расчета полностью соответствует действующему жилищному законодательству.
Сведений, опровергающих данные, использованные истцом при расчете объема потребления тепловой энергии на содержание общего имущества с использованием норматива, не имеется.
Представленные в материалы дела счета-фактуры, накладные, подтверждают факт поставки истцом в адрес ответчика спорного коммунального ресурса.
Кроме того, в соответствии с пунктом 22 (1) раздела IV "Расчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению и (или) горячему водоснабжению, предоставленную за расчетный период потребителю в жилом помещении (квартире) или нежилом помещении при самостоятельном производстве исполнителем в многоквартирном доме коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения)" Приложения 2 к Правилам N 354 размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, для i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения определяется по формуле 20.2:
Pгвiодн = Vгвiодн x Tхв + qvкр x Vгвiодн x Tкр,
где:
Vгвiодн - объем горячей воды, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, приходящийся на i-е жилое или нежилое помещение, определяется:
при наличии коллективного (общедомового) прибора учета горячей воды - по формуле 12, предусмотренной настоящим приложением;
при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета горячей воды - исходя из норматива потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды;
при наличии коллективного (общедомового) прибора учета холодной воды, подаваемой в многоквартирный дом в целях предоставления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению - по формуле 11.2, предусмотренной данным приложением.
Расчет объемов тепловой энергии на приготовление горячей воды на содержание общего имущества МКД определен истцом в соответствии с Постановлением Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 29.09.2016 N 121, Постановлением Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 29.09.2016 N 120.
Ответчиком расчет надлежащим образом опровергнут не был.
Объем тепловой энергии, теплоносителя для восполнения потерь технически неизбежных в процессе передачи и распределения тепловой энергии также рассчитан истцом методологически верно.
Лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что система теплоснабжения в жилых домах, находящихся в управлении ответчика, является закрытой и зависимой, теплоноситель поступает от источника теплоты ООО "БашРТС" непосредственно к потребителям и должен возвращаться в том же объеме.
При закрытой системе теплоснабжения стоимость химически очищенной воды, использованной для целей теплоснабжения, учитывается в тарифах на тепловую энергию, а потребители, допускающие в процессе потребления тепловой энергии невозврат конденсата, потери воды в закрытых системах теплоснабжения и сверхнормативный слив воды на горячее водоснабжение, должны оплачивать необходимое для заполнения системы теплоснабжения дополнительное количество химически очищенной воды в объеме этих потерь.
В рассматриваемом случае ООО УК "Небоскреб на Кварцева" обязано оплачивать не только принятую тепловую энергию, но и утечки сетевой воды из систем теплоснабжения, имевшие место в границах его балансовой принадлежности.
Следует признать верными выводы суда первой инстанции об обоснованности расчета истца с использованием норматива на подогрев ГВС, с учетом наличия в спорных МКД ИТП для ее приготовления..
На основании изложенного, апелляционная коллегия находит верными выводы суда о том, что исковые требования о взыскании суммы задолженности за потребленные коммунальные ресурсы в целях содержания общедомового имущества по лицевому счету N 9311/СОИ от 01.12.2020 за период с августа 2021 г. по апрель 2022 г. в размере 92 990 руб. 04 коп. подлежат удовлетворению.
Также истцом было заявлено требование о взыскании суммы пени в размере 2 896 руб. 49 коп. за период с 16.09.2021 по 31.03.2022.
В соответствии с пунктом 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации неисполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Пунктом 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
В соответствии с пунктом 9.3 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", управляющие организации, приобретающие тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для целей предоставления коммунальных услуг, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя уплачивают единой теплоснабжающей организации (теплоснабжающей организации) пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Проверив расчет истца, суд первой инстанции признал его верным.
С учетом изложенного судом первой инстанции удовлетворены требований истца в части взыскания финансовой санкции в размере 2 896 руб. 49 коп. за период с 16.09.2021 по 31.03.2022.
Оснований для критической оценки выводов суда в отношении требований истца о взыскании неустойки суд апелляционной инстанции не установил.
Установленные надлежащим образом, оцененные судом первой инстанции обстоятельства признаются арбитражным судом апелляционной инстанции необходимыми и достаточными для принятия именно такого решения, которое является предметом обжалования, в силу чего доводы апелляционной жалобы не влекут ее удовлетворение.
С учетом изложенного решение суда является правильным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению по приведенным выше мотивам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат распределению в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в силу оставления апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на апеллянта.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13 апреля 2023 г. по делу N А07-19251/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Небоскреб на Карцева" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.В. Баканов |
Судьи |
М.В. Лукьянова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-19251/2022
Истец: ООО "БАШКИРСКИЕ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ТЕПЛОВЫЕ СЕТИ"
Ответчик: ООО УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ НЕБОСКРЕБ НА КАРЦЕВА