город Воронеж |
|
12 июля 2023 г. |
Дело N А08-2451/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 июля 2023 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Донцова П.В.,
Песниной Н.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шипиловой Д.А.,
при участии:
от Белгородской таможни: Воловичева К.А. представитель по доверенности N 49 от 07.04.2023, сроком действия на 1 год, предъявлено служебное удостоверение, Алексеева О.В. - представитель по доверенности N 43 от 14.03.2023, сроком действия на 1 год, предъявлено служебное удостоверение;
от ООО "Лаш Раша": Федоренко К.А.- представитель по доверенности от N 52/21 от 02.09.2021, сроком действия на 3 года, предъявлен паспорт,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лаш Раша" на решение Арбитражного суда Белгородской области от 15.02.2023 по делу N А08-2451/2022 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лаш Раша" (ОГРН1037700056470) о признании незаконными решения Белгородской таможни (ОГРН 1023101682966) о внесении изменений в декларации на товары N 10106070/150119/0000169, N 10131010/120421/0227619, N 10106070/160419/0002935, N 10131010/161020/0117185, N 10129060/210720/0101916, N 10106070/210120/0000421, N 10106070/240719/0006259, N 10106070/161019/0009364,
УСТАНОВИЛ:
общества с ограниченной ответственностью "Лаш Раша" (далее - ООО "Лаш Раша") обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением к Белгородской таможне, в котором, с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просит признать незаконными и отменить Решения Белгородской таможни о внесении изменений в декларации на товары N 10106070/150119/0000169, N 10131010/120421/0227619, N 10106070/160419/0002935, N 10131010/161020/0117185, N 10129060/210720/0101916, N 10106070/210120/0000421, N 10106070/240719/0006259, N 10106070/161019/0009364.
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 15.02.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением ООО "Лаш Раша" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт.
Считает, что правовые основания для включения НДС, которым облагается лицензионные платежи по соглашению.
Указывает, что в таможенную стоимость товара включена сумма роялти.
К материалам дела приобщены отзывы на апелляционную жалобу, поступившие от Белгородской таможни.
Представитель ООО "Лаш Раша" поддержал апелляционную жалобу, просил суд обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Белгородской таможни возражал против доводов апелляционных жалоб, просил оставить решение без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
Между ООО "Лаш Раша" и компанией LUSH LIMITED (Соединенное Королевство) заключено лицензионное соглашение от 01.01.2002 БН.
В соответствии с пунктом А Соглашения Лицензиар изготавливает некоторый ассортимент косметической продукции и продает её с использованием товарного знака "LUSH" и согласно коммерческой схеме, разработанной Лицензиаром.
На основании пункта Б Соглашения Лицензиар согласен предоставить Лицензиату определенные исключительные права на Территории (означает территорию России в соответствии с п. 1.1 Соглашения), чтобы Лицензиат смог распространять на Территории ассортимент продукции Лицензиара с использованием товарного знака "LUSH" и коммерческой схемы на условиях, определенных в данном Соглашении.
Лицензиар, согласно данному Соглашению, предоставляет Лицензиату в течение Срока исключительное право на распространение Продукции маркированной товарным знаком "LUSH" на Территории посредством розничных магазинов, открываемых и управляемых Лицензиатом, и Лицензиат будет также обладать неисключительным правом распространения Продукции маркированной товарным знаком "LUSH" по почтовым заказам и через Интернет для находящихся на Территории покупателей (пункт 2.4 Соглашения).
В соответствии с пунктом (А) дополнительного соглашения от 18.07.2016 к лицензионному соглашению от 01.01.2002 компания COSMETIC WARRIORS LIMITED (Соединенное Королевство) приобрела исключительное право на товарный знак "LUSH" по Свидетельству о регистрации N 185548, на основании договора об отчуждении, зарегистрированного в Роспатенте 21 октября 2015 года N РД0183755.
В соответствии с Лицензионным соглашением от 1 июля 2018 г. компания Lush LTD (Соединенное Королевство) выдало ООО "Лаш Раша" на управление бизнесом Lush на Территории в соответствии с разработанными отличительными методами работы и стандартными операционными процедурами, планами, указаниями, техническими характеристиками, методами и принципами управления (пункт (А)).
Аффилированное лицо COSMETIC WARRIORS LIMITED (CWL) является владельцем товарных знаков Lush, который ассоциируется с высокими стандартами качества и обслуживания (пункт (Б)).
Компания Lush LTD является эксклюзивным лицензиатом товарных знаков Lush и получила разрешение (CWL) на предоставление сублицензий в отношении прав на товарные знаки третьим лицам (пункт (С)).
Пунктом 1.1 Лицензии на товарный знак на территории России от 01.07.2018 между Lush LTD и ООО "Лаш Раша" установлено, что Роялти - 5 % от Чистого дохода от продаж свыше 5 миллионов фунтов за Хозяйственный Год (или его часть), распределенные в течение Хозяйственного Года (или его части) согласно п. 8.2 Соглашения.
В соответствии с пунктом 8. d) Лицензии Роялти начисляются ежемесячно и счета на них выставляются в конце каждого календарного квартала. При выставлении счетов будут пересчитываться Роялти, выплачиваемые за соответствующий квартал, исходя из "Фактической ставки", применимой в течение квартала. "Фактическая ставка" для этой цели будет определяться в среднем по обменным курсам, действующим в последний день каждого месяца в соответствующем квартале. Обменный курс, используемый для этой цели, будет закрывать среднюю ставку в Лондоне на соответствующую дату, как впоследствии опубликовано на веб-сайте www.oanda.com на соответствующую дату.
Сумма лицензионных платежей рассчитывается ООО "Лаш Раша" на основании согласованных/подписанных сторонами лицензионного соглашения актов о расчете/начислении роялти по итогам квартала ежеквартально до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Декларантом представлены Акты сдачи-приемки, Расчеты суммы Роялти, инвойсы, платежные поручения, в соответствии с которыми ООО "Лаш Раша" были уплачены лицензионные платежи в адрес компании COSMETIC WARRIORS LTD и компании Lush LTD.
На основании статей 326, 340 ТК ЕАЭС в отношении ООО "Лаш Раша" была проведена проверка таможенных, иных документов и (или) сведений, начатая после выпуска товаров, в соответствии с требованиями Порядка проведения проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств, утвержденного приказом ФТС России от 25 августа 2009 г. N 1560 (далее - Порядок). Результаты проверки оформлены актом от 19.11.2021 N 10101000/211/191121/А000113.
Как установлено по результатам проверки таможенные органом участником внешнеэкономической деятельности (далее-ВЭД) ООО "Лаш Раша" (г. Москва) в соответствии с условиями внешнеторгового контракта от 01.12.2009 N 15/10/09, заключенного с компанией LUSH MANUFACTURING LTD, созданное в соответствии с законодательством Великобритании, (адрес: Соединенное Королевство), на таможенную территорию Союза по контролируемым 119 ДТ были ввезены товары "бальзамы и помада для губ, скрабы для губ, духи твердые в пластиковой упаковке, душистая вода, декоративные камни для демонстрации запаха парфюмерных ароматов, парфюмерные наборы, парфюмерное масло, дезодоранты индивидуального назначения, мыло туалетное, масло брассии, морские водоросли, пена для ванны, шампуни для волос в ассортименте, средства для волос в ассортименте, средства для чистки зубов, тальковая пудра для ухода за кожей лица и тела, подарочные наборы, цеолитовая глина, готовые текстильные изделия из синтетического материала, кисточки для нанесения косметики, книги в твердом и мягком переплете, товарные каталоги, изделия из пластмасс, монопропиленгликоль, сумки из текстильных материалов, туалетные изделия из каменной керамики, упаковочный материал для косметической продукции, банки для хранения косметики, каламин порошок, каолин и др.", классифицируемые кодами 1211908609, 1212290000, 1301900000, 1515909900, 2507002000, 2507008000, 2508400000, 2526200000, 2817000000, 2905320000, 3203001009, 3204170000, 3206190000, 3206497000, 3302909000, 3303001000, 3303009000, 3304100000, 3304200000, 3304910000, 3304990000, 3305100000, 3305900009, 3306100000, 3306900000, 3307100000, 3307200000, 3307300000, 3401110001, 3401300000, 3402119000, 3923509000, 3923900000, 3926909709, 4202229000, 4202929100, 4402900000, 4503900000, 4819200000, 4819300002, 4819400000, 4823709000, 4823908597, 4901990000, 4911101009, 4911990000, 6307909800, 6912008300, 7310291000, 7326909409, 7612908008, 7616999008, 9602000009,9603309000 ТН ВЭД ЕАЭС.
В соответствии с информацией, содержащейся в декларациях таможенной стоимости, лицензионные и иные подобные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, которые относятся к ввозимым товарам и которые прямо или косвенно произвел или должен произвести покупатель в качестве условия продажи ввозимых товаров для вывоза на таможенную территорию Союза, были заявлены ОСЮ "Лаш Раша" по ДТ N N 10106070/090718/0006628, 10106070/091018/0010083, 10106070/150119/0000169, 10106070/160419/0002935, 10106070/240719/0006259, 10106070/210120/0000421, 10106070/161019/0009364, 10131010/190121/0023508, 10129060/210720/0101916, 10129060/020620/0066512, 10131010/161020/0117185, 10131010/120421 /0227619 в общем размере 123 887 227,00 руб.
В целях выяснения обстоятельств полноты включения в структуру таможенной стоимости лицензионных платежей в адрес ООО "ЛАШ РАША" были направлены запросы документов и сведений письмами таможни от 22 июня 2021 г. N 66-13/10504 "О представлении документов" и от 20 сентября 2021 г. N 66-13/16355 "О представлении дополнительных документов".
В ходе анализа представленных сведений о сумме лицензионных платежей, уплаченных ООО "Лаш Раша" в соответствии с вышеуказанными документами, и заявленных в графе 15 ДТС-2 N N 10106070/090718/0006628, 10106070/091018/0010083, 10106070/150119/0000169, 10106070/160419/0002935, 10106070/240719/0006259, 10106070/210120/0000421, 10106070/161019/0009364, 10131010/190121 /0023508, 10129060/210720/0101916, 10129060/020620/0066512, 10131010/161020/0117185, 10131010/120421/0227619, расхождения не установлены.
При этом в соответствии с Актами сдачи-приемки Сумма Платы за Роялти, причитающаяся к перечислению непосредственно Лицензиару в соответствии с пунктом 8 "Роялти" Лицензионного договора от 01 июля 2018 г. указана без учета НДС.
По запросу таможни от декларанта получена информация о размере налога, подлежащего исчислению к уплате ООО "ЛАШ РАША" как налогового агента (в соответствии со статьей 161 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ)) в отношении имущественных прав (подпункт 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ), переданных по лицензионным соглашениям.
ООО "Лаш Раша" представлены Налоговые декларации по НДС за период 2018, 2019, 2020 годы, 1 квартал 2021 года, карточка счета 68.32 "НДС налогового агента" за период с 2018 года по 1 квартал 2021 года, платежные поручения на уплату НДС, в том числе: платежное поручение на уплату НДС за 1 квартал 2019 года N 1488 от 13.03.2019 на сумму 4 150 188 руб. (НДС с Роялти за 3-4 кварталы 2018 г.); платежное поручение на уплату НДС за 2 квартал 2019 года N 2153 от 10.04.2019 на сумму 2 164 032 руб. (НДС с Роялти за 1 квартал 2019 г.); платежное поручение на уплату' НДС за 3 квартал 2019 года N 4203 от 18.07.2019 на сумму 1 658 484 руб. (НДС с Роялти за 2 квартал 2019 г.); платежное поручение на уплату НДС за 4 квартал 2019 года N 6270 от 30.10.2019 на сумму 1 982 378 руб. (НДС с Роялти за 3 квартал 2019 г.); платежные поручения на уплату' НДС за 3 квартал 2020 года N 3240 от 27.07.2020 на сумму 1 823 728 руб. и N 4106 от 11.09.2020 на сумму 1 713 139 руб. (НДС с Роялти за 4 квартал 2019 г.); платежное поручение на уплату НДС за 3 квартал 2020 года N 4265 от 18.09.2020 на сумму 2 554 399 руб. (НДС с Роялти за 1 -2 кварталы 2020 г.); платежное поручение на уплату' НДС за 4 квартал 2020 года N 5816 от 09.12.2020 на сумму 1618 799 руб. (НДС с Роялти за 3 квартал 2020 г.); платежное поручение на уплату НДС за 2 квартал 2021 года N 3497 от 22.06.2021 на сумму 5 727 469 руб. (НДС с Роялти за 4 квартал 2020 г. и 1 квартал 2021 г.).
Лицензионные платежи по Лицензионному договору от 01 июля 2018 г. исчисляются в пользу иностранного правообладателя, не являющегося резидентом Российской Федерации.
Таким образом, правообладатель получает прибыль на территории Российской Федерации. То есть, фактически, возникает объект налогообложения по НДС и налогу на прибыль организации. При этом плательщиком, обязанным исчислить и удержать налог, выступает именно российская компания - лицензиат, как налоговый агент.
Решения Белгородской таможни в декларации на товары N 10106070/150119/0000169, N 10131010/120421/0227619, N 10106070/160419/0002935, N 10131010/161020/0117185, N 10129060/210720/0101916, N 10106070/210120/0000421, N 10106070/240719/0006259, N 10106070/161019/0009364 внесены изменения.
Полагая, что решения Белгородской таможни не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, ООО "Лаш Раша" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав и оценив представленные по делу материалы, с учетом доводов сторон, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) в Евразийском экономическом союзе (далее - Союз) осуществляется единое таможенное регулирование, включающее в себя установление порядка и условий перемещения товаров через таможенную границу Союза, их нахождения и использования на таможенной территории Союза или за ее пределами, порядка совершения таможенных операций, связанных с прибытием товаров на таможенную территорию Союза, их убытием с таможенной территории Союза, временным хранением товаров, их таможенным декларированием и выпуском, иных таможенных операций, порядка уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и проведения таможенного контроля, а также регламентацию властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории Союза или за ее пределами.
Таможенное регулирование в Союзе осуществляется в соответствии с регулирующими таможенные правоотношения международными договорами, включая настоящий Кодекс, и актами, составляющими право Союза, а также в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (пункт 2 статьи 1ТК ЕАЭС).
В соответствии с пунктом 1 статьи 104 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 258, пунктом 4 статьи 272 и пунктом 2 статьи 281 настоящего Кодекса.
Таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем, если иное не установлено настоящим Кодексом (пункт 2 статьи 104ТК ЕАЭС).
Согласно пунктам 9, 10, 13, 14 статьи 38 ТК ЕАЭС таможенная стоимость товаров определяется декларантом.
Пунктом 3 статьи 105 ТК ЕАЭС установлено, что декларация на товары используется при помещении товаров под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, - при таможенном декларировании припасов.
Перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только сведениями, которые необходимы для исчисления и уплаты таможенных платежей, применения мер защиты внутреннего рынка, формирования таможенной статистики, контроля соблюдения запретов и ограничений, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, а также для контроля соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов (пункт 4 статьи 105 ТК ЕАЭС).
Пунктом 1 статьи 39 ТК ЕАЭС установлено, что таможенной стоимостью ввозимых товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Союза и дополненная в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса, при выполнении следующих условий: 1) отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением ограничений, которые: ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы; существенно не влияют на стоимость товаров; установлены актами органов Союза или законодательством государств-членов; 2) продажа товаров или их цена не зависит от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено; 3) никакая часть дохода или выручки от последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров покупателем не причитается прямо или косвенно продавцу, кроме случаев, когда в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса могут быть произведены дополнительные начисления; 4) покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами таким образом, что стоимость сделки с ввозимыми товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.
При этом факт взаимосвязи между продавцом и покупателем сам по себе не должен являться основанием для признания стоимости сделки неприемлемой для определения таможенной стоимости ввозимых товаров. В этом случае должны быть проанализированы сопутствующие продаже обстоятельства. Если указанная взаимосвязь не повлияла на цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате, стоимость сделки признается приемлемой для определения таможенной стоимости ввозимых товаров (пункт 4 статьи 39 ТК ЕАЭС).
Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или иному лицу в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государств-членов (пункт 3 статьи 39 ТК ЕАЭС).
В соответствии с пунктом 3.1 Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 20.12.2012 N 283 "О применении метода определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1)" (далее - Решение N 283) при определении таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с ввозимыми товарами в значении, установленном пунктом 1 статьи 4 Соглашения, необходимо исходить из того, что под сделкой понимается совокупность различных сделок, осуществляемых в соответствии с такими видами договоров (соглашений), как внешнеэкономический договор (контракт), в соответствии с которым товары продаются для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза, договор международной перевозки (транспортировки) товаров, лицензионный договор и другие. Таким образом, в стоимость сделки должны включаться соответствующие стоимостные показатели по каждому из договоров, на основании которых осуществлялся ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза, то есть как непосредственно по сделке купли-продажи (цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за ввозимые товары), так и по иным договорам, расходы по которым включаются в таможенную стоимость товаров согласно статье 5 Соглашения (например, расходы по перевозке (транспортировке) товаров, расходы на страхование, лицензионные платежи и пр.).
Подпунктом 7 пункта 1 статьи 40 ТК ЕАЭС предусмотрено, что при определении таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, добавляются лицензионные и иные подобные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, включая роялти, платежи за патенты, товарные знаки, авторские права, которые относятся к ввозимым товарам и которые прямо или косвенно произвел или должен произвести покупатель в качестве условия продажи ввозимых товаров для вывоза на таможенную территорию Союза, в размере, не включенном в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за эти товары. При определении таможенной стоимости ввозимых товаров не должны добавляться к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате: а) платежи за право на воспроизведение (тиражирование) ввозимых товаров на таможенной территории Союза; б) платежи за право распределения или перепродажи ввозимых товаров, если такие платежи не являются условием продажи ввозимых товаров для вывоза на таможенную территорию Союза.
В соответствии с подпунктом 1 пункта статьи 148 НК РФ местом реализации услуг по передаче, предоставлению патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав или иных аналогичных прав признается территория Российской Федерации, если покупатель услуг осуществляет деятельность на территории Российской Федерации. В связи с этим, местом реализации услуг по передаче иностранной организацией российской организации на основании лицензионного договора неисключительного права на использование ноу-хау, признается территория Российской Федерации.
В связи с определением территории РФ в качестве места реализации, у иностранного лица возникает объект налогообложения НДС согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ.
Относительно уплаты указанных сумм НДС в связи с передачей, предоставлением патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав или иных аналогичных прав, организация (декларант) признается налоговым агентом, то есть лицом, на которого в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации. На организацию обязанности налогового агента возложены в соответствии со ст. 161 НК РФ, поскольку в рассматриваемой ситуации налогоплательщиками являются иностранные лица - лицензиары, не состоящие на учете в налоговых органах Российской Федерации в качестве налогоплательщиков.
При выполнении данных требований само по себе заключение договора с иным, чем продавец товара, правообладателем не препятствует включению уплачиваемых на основании такого договора роялти в соответствующем размере в таможенную стоимость оцениваемых товаров.
Поскольку иностранное лицо - правообладатель не состоит на учете в налоговых органах Российской Федерации в качестве налогоплательщика НДС, российское лицо - лицензиат должно выступать в качестве налогового агента, обязанного исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС (пункт 2 статьи 161 НК РФ).
В рассматриваемом деле налогообложению подлежит и лицо, осуществляющее ввоз товаров, и лицо, являющегося лицензиаром.
Поскольку, в отношении каждого из лиц возникает свой объект налогообложения, то довод о двойном налогообложению несостоятелен. Как суммы НДС, уплаченные в составе таможенных платежей, так и суммы НДС, удержанные и уплаченные в соответствии со статьей 173 НК РФ налоговыми агентами, подлежат налоговым вычетам в соответствии со статьями 171 и 172 НК РФ.
Таким образом, в таможенную стоимость товаров должна быть включена общая/полная сумма начисленных в пользу правообладателя роялти, то есть до удержания налогов, а не фактически перечисляемая ему сумма.
Данная позиция согласуется с позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в абзаце 1 пункта 17 постановления Пленума от 30.05.2014 N 33 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость", согласно которой по смыслу положений пунктов 1 и 4 статьи 168 НК РФ сумма НДС, предъявляемая при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, должна быть учтена при определении окончательного размера указанной в договоре цены и выделена в расчетных и первичных учетных документах, счетах-фактурах отдельной строкой. Бремя обеспечения выполнения этих требований лежит на продавце как налогоплательщике (в рассматриваемой ситуации - Правообладателе), обязанном учесть такую операцию по реализации при формировании налоговой базы и исчислении подлежащего уплате в бюджет НДС по итогам налогового периода.
Из вышеизложенного следует, что сумма НДС, начисленная на сумму роялти, является для Общества (декларанта) частью цены, подлежащей уплате в пользу Правообладателя.
Таким образом, при определении таможенной стоимости товаров в соответствии с методом по стоимости сделки с ввозимыми товарами, суммы НДС, предъявленные декларанту правообладателем товарных знаков, должны быть учтены в составе дополнительных начислений к цене, фактически уплаченной в виде лицензионных платежей в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 40 ТК ЕАЭС.
Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 40 ТК ЕАЭС таможенная стоимость ввозимых товаров не должна включать в себя расходы в виде пошлин, налогов и сборов, уплачиваемых в связи с ввозом товаров на таможенную территорию Союза или продажей ввозимых товаров на таможенной территории Союза при условии, что они выделены из ЦФУ, заявлены декларантом и подтверждены им документально (далее - разрешенные вычеты из ЦФУ).
Таким образом, для включения расходов в состав разрешенных вычетов из ЦФУ, указанные расходы должны быть частью ЦФУ, они должны быть понесены декларантом в виде пошлин, налогов и сборов, уплачиваемых в связи с ввозом товаров на таможенную территорию Союза.
Суммы НДС, исчисленные, удержанные и уплаченные декларантом в рамках исполнения им обязанностей налогового агента, не соответствуют перечисленным условиям: не являются частью ЦФУ, налогоплательщиком по ним является правообладатель, а не декларант, объектом налогообложения является не ввоз товаров, а передача прав на объекты интеллектуальной собственности (результаты интеллектуальной деятельности) на территории Российской Федерации (подпункт 1 пункта 1 статьи 146, подпункт 4 пункта 1 статьи 148 НК РФ), соответственно, уплачиваются указанные суммы НДС не в связи с ввозом товаров, а в связи с передачей, предоставлением патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав или иных аналогичных прав.
Относительно уплаты указанных сумм НДС в связи с передачей, указанных прав, организация (декларант) признается налоговым агентом, то есть лицом, на которого в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации. На организацию обязанности налогового агента возложены в соответствии со статьей 161 НК РФ, поскольку в рассматриваемой ситуации налогоплательщиками являются иностранные лица - лицензиары, не состоящие на учете в налоговых органах Российской Федерации в качестве налогоплательщиков.
Поскольку отсутствуют основания для включения в состав разрешенных вычетов из ЦФУ сумм НДС, исчисленных, удержанных и уплаченных из начисленных в пользу правообладателя роялти в рамках исполнения декларантом обязанностей налогового агента (пункты 1 и 2 статьи 161, пункт 4 статьи 174 Налогового кодекса, далее - НДС, удержанный налоговым агентом), необходимо исходить из того, что НДС, удержанный налоговым агентом, подлежит включению в таможенную стоимость товаров в составе дополнительных начислений к ЦФУ в виде роялти.
Согласно пункту 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения признаются следующие операции: реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав, ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.
Согласно абзацу 4 пункта 1 ст. 161 НК РФ обязанности по перечислению НДС в бюджет возложены на налогового агента; и налоговая база определяется налоговыми агентами отдельно при совершении каждой операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации с учетом настоящей главы как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом налога.
Согласно п. 1 ст. 173 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 НК РФ (в том числе налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 НК РФ), общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 НК РФ и увеличенная на суммы налога, восстановленного в соответствии с настоящей главой.
Следовательно, НДС, относящийся к лицензионным платежам, возмещается из бюджета в общем порядке, поскольку Декларант является плательщиком НДС даже если налоговые вычеты превысили исчисленную сумму НДС (п. 2 ст. 173 НК РФ).
НДС, относящийся к лицензионным платежам (налог на добавленную стоимость), являясь косвенным налогом, начисляется торгующими организациями на ту стоимость, которую организация добавила при декларировании за иностранного поставщика в качестве налогового агента (в нашем случае - на лицензионный платеж), подается к зачету из суммы полученного НДС при реализации Товара на внутреннем рынке ЕАЭС. То есть, как НДС, полученный при реализации Товара на внутреннем рынке ЕАЭС, участвует в формировании общей стоимости Товара при реализации, так и НДС, относящийся к лицензионным платежам, участвует в формировании общей стоимости импортируемого Товара. Тем самым не включение НДС, относящегося к лицензионным платежам, в таможенную стоимость ввозимых товаров ведет к уменьшению начисляемых налогов и сборов, уплачиваемых в связи с ввозом товаров на таможенную территорию ЕАЭС, что ведет к сокрытию полученного дохода от возмещения НДС после его реализации от обложения таможенной пошлиной.
Кроме того, в соответствии с абзацем третьим пункта 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 ноября 2019 г. N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" при отсутствии в актах таможенного регулирования положений по отдельным вопросам оценки товаров в таможенных целях, их недостаточной полноте или определенности суды могут учитывать консультативные заключения, информацию и рекомендации Всемирной таможенной организации (далее - ВТамО), принимаемые в соответствии с пунктом 2 статьи 18 Соглашения по применению статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года.
Исходя из изложенного, таможня правомерно исходила из необходимости включения в таможенную стоимость лицензионных платежей с учетом НДС и налога на прибыль организаций, исчисляемых и удерживаемых лицензиатом, выполняющим в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах обязанности налогового агента.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы заявителя, приведенные в апелляционной жалобе, фактически направлены на переоценку установленных судом обстоятельств и имеющихся в деле доказательств.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Решение суда первой инстанции является верным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в силу ст. 110 АПК РФ относятся на заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 15.02.2023 по делу N А08-2451/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
П.В. Донцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А08-2451/2022
Истец: ООО "Лаш Раша"
Ответчик: Белгородская таможня