г. Санкт-Петербург |
|
13 июля 2023 г. |
Дело N А56-105118/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 июля 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего Ракчеевой М.А.,
судей Изотовой С.В., Мильгевской Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником Рудько И.Ю.,
при участии от Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области представителя Войтко А.Н. (доверенность от 27.12.2022),
от Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Фрунзенскому району Санкт-Петербурга представителя Золотухина В.А. (доверенность от 28.12.2020),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.03.2023 по делу N А56-105118/2022,
УСТАНОВИЛ:
Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Фрунзенскому району города Санкт-Петербурга, адрес: 192007, Санкт-Петербург, Расстанная ул., д. 15, ОГРН 1027808005807, ИНН 7816009787 (далее - Управление), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области, адрес: 191186, Санкт-Петербург, Гороховая ул., д. 2/6, лит. А, ОГРН 1097847130886, ИНН 7838426520 (далее - МТУ Росимущества), об обязании принять от истца в государственную казну Российской Федерации объект недвижимого имущества - нежилое помещение с кадастровым номером 78:13:0007308:3752 общей площадью 75,7 кв. м, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, Тамбовская ул., д. 13, лит. А, пом. 7-Н, прекратив право оперативного управления истца на указанный объект.
Решением от 15.03.2023 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с данным судебным актом, МТУ Росимущества обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить, в иске отказать.
Как указывает податель жалобы, суд первой инстанции не принял во внимание доводы ответчика о том, что Управление осуществляет пользование Объектом на праве оперативного управления на протяжении длительного времени - с 02.07.2013. Податель жалобы полагает, что Управление, как лицо за которым закреплен объект на вещном праве, обязано нести бремя содержания имущества до момента прекращения такого права; пункт 2 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предоставляет собственнику право, а не обязанность распоряжаться собственным имуществом.
В судебном заседании представитель подателя жалобы доводы последней поддержал; представитель Управления против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Управлению на основании распоряжения Агентства от 01.04.2013 N 106-р на праве оперативного управления передан объект недвижимого имущества - нежилое помещение общей площадью 75,7 кв. м с кадастровым номером 78:13:0007308:3752, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, Тамбовская ул., д.13, лит. А, пом. 7-Н (далее - помещение).
В рамках оптимизации использования недвижимого имущества и в целях повышения эффективности расходования бюджетных средств Управление согласовало с учредителем - Министерством внутренних дел России решение об отказе от права оперативного управления на помещение, являющееся государственной собственностью Российской Федерации.
В связи с этим Управление неоднократно обращалось в МТУ Росимущества с предложением о принятии помещения в казну Российской Федерации (обращения от 16.06.2021 N 80/17695, от 24.03.2022 N 80/7016, от 23.08.2022 N80/19954).
В дальнейшем Управление направило МТУ Росимущества претензию от 06.09.2022 N 80/20901 с требование в срок до 30.09.2022 решить вопрос по изъятию в казну Российской Федерации помещения. В случае неисполнения указанного в претензии требования Управление оставило за собой право обращения в суд для изъятия из оперативного управления спорного помещения в принудительном порядке.
Непринятие ответчиком решения об изъятии помещения в казну Российской Федерации послужило основанием для обращения Управления в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, посчитав, что отказ от права оперативного управления на имущество предусмотрен законом в качестве основания прекращения права, при этом МТУ Росимущества наделено полномочиями по изъятию в установленном порядке излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного на оперативном управлении учреждений.
Апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) вещными правами наряду с правом собственности являются, в том числе право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком (статья 268 ГК РФ), право хозяйственного ведения имуществом (статья 294 ГК РФ) и право оперативного управления имуществом (статья 296 ГК РФ).
В силу положений статьи 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения или казенного предприятия, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.
В соответствии с положениями пунктом 1, 3 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
По смыслу статьи 236 ГК РФ юридическое лицо может отказаться от права собственности (иного вещного права) на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие об его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
Таким образом, отказ от права оперативного управления на имущество предусмотрен законом в качестве основания прекращения права.
Пунктом 5.22 положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее - Положение N 432), предусмотрены полномочия названного органа по изъятию в установленном порядке излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного на оперативном управлении учреждений.
Пунктом 4 названного Положения N 432 предусмотрено, что Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Согласно пункту 4.1.9 Положения территориальный орган самостоятельно закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество на праве оперативного управления с целью размещения территориальных органов федеральных органов государственной власти и подведомственных им федеральных государственных учреждений на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также производит в установленном порядке изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного на праве оперативного управления за территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями, и закрепление данного имущества за иными территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями.
С учетом изложенных положений судом первой инстанции обоснованно сделан вывод о наличии у истца права на отказ от имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления.
При этом материалами дела подтверждается, что Управление реализовало свое право на отказ от права оперативного управления на нежилое помещение по причине неиспользования спорного имущества в соответствии с целями деятельности, следовательно, у ответчика возникла обязанность принять его в казну Российской Федерации.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, которые соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, нормы материального и процессуального права применены правильно, поэтому оснований для отмены решения не имеется.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.03.2023 по делу N А56-105118/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.А. Ракчеева |
Судьи |
С.В. Изотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-105118/2022
Истец: УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ФРУНЗЕНСКОМУ РАЙОНУ Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Ответчик: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В ГОРОДЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Хронология рассмотрения дела:
07.10.2024 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-25429/2024
10.10.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-13882/2023
13.07.2023 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-13880/2023
15.03.2023 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-105118/2022