г. Киров |
|
12 июля 2023 г. |
Дело N А17-1209/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 июля 2023 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Волковой С.С.,
судей Минаевой Е.В., Щелокаевой Т.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Подлевских А.Г.,
при участии в судебном заседании представителя третьего лица Азаровой Т.В., действующей на основании доверенности от 16.01.2023,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу областного бюджетного учреждения здравоохранения Ивановской области "Областная детская клиническая больница"
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 10.04.2023 по делу N А17-1209/2023
по заявлению областного бюджетного учреждения здравоохранения Ивановской области "Областная детская клиническая больница" (ОГРН 1063702136904; ИНН 3702095993)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: общество с ограниченной ответственностью "МЕД-ФУД",
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
областное бюджетное учреждение здравоохранения Ивановской области "Областная детская клиническая больница" (далее - заявитель, Больница) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области (далее - ответчик, Управление, УФАС) от 30.01.2023 РНП-N 37-011 по делу N 037/06/104-31/2023 (07-02/2023-011) об отказе во включении сведений о недобросовестном исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "МЕД-ФУД" (далее - Общество).
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 10.04.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, Больница обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой.
В жалобе заявитель указал, что неоднократное предоставление Исполнителем меню с указанием характеристик продуктов, заведомо не соответствующих нормативам по химическому составу и энергетической ценности, является умышленным предоставлением меню, несоответствующего Техническому заданию, а не попытками согласования меню. Кроме того, Общество несвоевременно оказывало услуги, предусмотренные контрактом, что подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 26.05.2023 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 27.05.2023 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной статьи участвующие в деле лица надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционных жалоб.
Ответчик и третье лицо в отзывах на апелляционную жалобу опровергли доводы заявителя, указали на законность и обоснованность решения суда.
В судебном заседании представитель третьего лица поддержал занятую по делу правовую позицию.
Стороны явку представителей в судебное заседание не обеспечили. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 31.10.2022 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.zakupki.gov.ru) размещено извещение 0133200001722003487 о проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по организации лечебного питания на 2022-2024 года.
Победителем электронного аукциона признано Общество.
По итогам проведения указанной закупки 02.12.2022 Больница и Общество заключили контракт N 67 на оказание услуг по организации лечебного питания на 2022-2024 года.
В соответствии с пунктом 1.1 Контракта Исполнитель обязуется оказать услуги по организации лечебного питания в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 1) и Графиком оказания услуг (Приложение N 2), а Заказчик обязуется оплатить оказанные услуги.
Пунктами 1.2 и 1.3 Контракта установлено, что требования к оказываемым услугам и их результату, объем, технические характеристики услуг определены в Техническом задании, являющемся Приложением N 1 к Контракту. Срок (период) оказания услуг: с даты заключения контракта, но не ранее 01.12.2022 по 31.12.2024 включительно, в соответствии с Графиком оказания услуг.
Согласно приложению N 1 к техническому заданию график выполнения работ:
N п/п |
Основные этапы оказания услуг |
График осуществления этапов |
Сроки оказания услуг |
Объем оказания услуг |
1 |
Завтрак |
Ежедневно 07.30 - 07.45 |
Ежедневно с даты заключения контракта но не ранее 01.12.2022 по 31.12.2024 |
В соответствии с заявками заказчика |
2 |
Диетическое питание (высокобелковая диета, больные с сахарным диабетом) |
Ежедневно 10.30 - 10.45 |
||
3 |
Обед |
Ежедневно 11.30 - 11.45 |
||
4 |
Полдник |
Ежедневно 15.30 - 15.45 |
||
5 |
Ужин |
Ежедневно 17.20 - 17.45 |
Согласно пункту 3.1 Контракта Исполнитель принял на себя ряд обязательств, в том числе:
- организовать услуги в полном объеме, в соответствии с государственными стандартами РФ, а также условиями и требованиями, указанными в Техническом задании (Приложение N 1);
- обеспечить пациентов лечебным питанием в соответствии с Приложениями N 1, N 2;
- осуществлять отпуск готовой продукции на каждом отделении Заказчика, факт отпуска подтверждается подписанной сторонами раздаточной ведомостью, которая составляется в двух экземплярах, по одному для каждой из Сторон;
- оказать услуги на основе недельного меню по номенклатуре стандартных диет, утвержденного заказчиком, и на основе Заявки заказчика в виде "сводных сведений по наличию больных, состоящих на питании" (форма N 22-мз), предоставляемых заказчиком исполнителю;
- обеспечивать пациентов на протяжении дня и недели рациональным и разнообразным питанием, профилактическим (щадящим) питанием с предусмотренной специальной кулинарно-технологической обработкой продуктов;
- осуществлять поставку продуктов питания в соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормами и правилами. Продукты, используемые для приготовления лечебного питания, должны быть сертифицированы.
- исполнять диеты согласно Техническому заданию (Приложение N 1);
- осуществлять доставку готовой продукции собственным транспортом до Заказчика с обязательным условием доставки готовой продукции до каждого отделения Заказчика;
- ежемесячно (до 15 числа месяца, следующего за отчетным) информировать Заказчика в письменном виде об исполнении натуральных норм продуктов питания в соответствии с приказом Минздрава РФ N 330 от 05.08.2003 "О мерах по совершенствованию лечебного питания в ЛПУ в РФ", приказом Минздрава РФ от 21.06.2013 N 395н "Об утверждении норм лечебного питания", письмом Минздрава РФ N 2510/2877-04-32 от 07.04.2004 "О применении приказа Минздрава РФ N 330 от 05.08.2003", о выполнении санитарных правил "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий. СП 1.1.1058-01", письма Минздрава РФ от 24.03.2017 N 28-1/10/2-1994.
В соответствии с Техническим заданием приготовление продукции должно проводиться в соответствии с семидневным меню. Меню разрабатывается Исполнителем в соответствии с Приказом Минздрава РФ от 05.08.2003 N 330, с учетом характеристик, химического состава и энергетической ценности стандартных диет, применяемых в учреждении Заказчика. Разработанное семидневное меню утверждается Заказчиком (Советом по питанию Заказчика).
Исполнитель самостоятельно отслеживает изменения законодательства в рамках изменения диет, норм питания для детей, извещает об этих изменениях Заказчика, вносит изменения в действующий список диет и семидневного меню по согласованию с Заказчиком.
Приготовление и выдача лечебного питания производятся в соответствии с утвержденными рационами лечебно-профилактического питания.
В соответствии со среднесуточным набором продуктов, предусмотренным Приказом Минздрава РФ от 21.06.2013 N 395н, с учетом времени года (зима, весна, лето, осень) Исполнителем составляются недельные меню-раскладки на каждый день.
Исполнитель оказывает услуги на основе семидневного меню по номенклатуре стандартных диет, утвержденного заказчиком, и на основе "сводных сведений по наличию больных, состоящих на питании" (форма N 22-мз), предоставляемых заказчиком исполнителю.
До заключения контракта Общество предпринимало попытки согласования семидневного меню, что подтверждается перепиской от 24.11.2022 и от 25.11.2022, а также письмом Общества от 01.12.2022 о направлении соответствующего меню в адрес заказчика для утверждения.
Согласно письму N 1036 от 01.12.2022 заявитель отказал в согласовании семидневного меню.
02.12.2022 Общество направило в адрес Больницы письмо N 15 с информацией о месте приготовления блюд - г. Иваново, ул. Постышева, д. 57/3, а также информацию об автомобилях и сотрудниках Общества, доставляющих товар.
06.12.2022 заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по причине оказания услуг без согласованного семидневного меню, а также отсутствия сведений о наличии у всех работников исполнителя, допущенных к оказанию услуг по организации лечебного питания в ОБУЗ "ОДКБ", специальной подготовки, аттестации и (или) санитарных паспортов и медицинских книжек.
Исполнитель принял меры к устранению нарушений, указанных в решении об одностороннем отказе от исполнения контракта, о чем свидетельствует письмо N 245 от 07.12.2022, а также направленное в адрес заказчика семидневное меню.
16.12.2022 заказчик принял решение об отмене решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, которым зафиксировано, что исполнителем представлена запрошенная заказчиком в соответствии с условиями контракта информация, оказание услуг осуществляется в соответствии с контрактом, 16.12.2022 с сопроводительным письмом N 16/12-2022 представлены предусмотренные контрактом меню.
06.01.2023 заказчик подготовил уведомление об одностороннем отказе от исполнения контракта, в котором отразил, что представленное исполнителем семидневное меню (от 16.12.2022) не соответствует требованиям технического задания контракта и приказа Минздрава РФ N 330 от 05.08.2003 "О мерах по совершенствованию лечебного питания в ЛПУ в РФ". Также в уведомлении указано на выявленные 01.01.2023, 03.01.2023, 05.01.2023, 06.01.2022 факты доставки пищи (прибытия грузчиков Общества) в периоды времени, которые исключали возможность оказания услуги по питанию с соблюдением установленного контрактом времени приема пищи (завтрак, обед, ужин).
Заказчик сформировал и разместил решение об одностороннем отказе от исполнения контракта на официальном сайте 06.01.2023.
17.01.2023 Больница направила в Управление сведения о включении информации об участнике закупки - ООО "МЕД-ФУД", в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
По результатам рассмотрения представленных документов комиссия Управления вынесла решение от 30.01.2023 РНП N 37-011 по делу N 037/06/104-31/2023 (07-02/2023-011), которым отказала во включении сведений об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Не согласившись с решением, заявитель обратился в Арбитражный суд Ивановской области с требованиями по настоящему делу.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, урегулированы Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
В целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств, защиты добросовестной конкуренции и предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов со стороны недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков) законодателем предусмотрено ведение реестра.
В соответствии с частью 1 статьи 104 Закона N 44-ФЗ, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила N 1078), ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляет антимонопольный орган.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов (часть 2 статьи 104 Закона N 44-ФЗ).
В силу части 6 статьи 104 Закона N 44-ФЗ, в случае расторжения контракта по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта заказчик в течение трех рабочих дней с даты расторжения контракта направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информацию, предусмотренную частью 3 настоящей статьи, а также копию решения суда о расторжении контракта или в письменной форме обоснование причин одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Согласно подпункту "а" пункта 13 Правил N 1078 орган контроля проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков (часть 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ).
В силу пункта 15 Правил N 1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Включение в реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств.
Установление недобросовестности действий поставщиков, исполнителей, подрядчиков предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения исполнить государственный контракт, в связи с чем, для включения в реестр недобросовестных поставщиков по данному основанию, помимо факта нарушения, необходимо установить направленность воли и недобросовестный характер поведения подрядчика.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое недобросовестное поведение лица, при котором им умышленно совершаются действия (бездействие) в противоречие с требованиями Закона о контрактной системе, в том числе приведшие к неисполнению или ненадлежащему исполнению контракта.
Как следует из материалов дела, до заключения контракта Общество предпринимало попытки согласования семидневного меню, что подтверждается перепиской от 24.11.2022 и от 25.11.2022, а также письмом Общества от 01.12.2022 о направлении соответствующего меню в адрес заказчика для утверждения.
02.12.2022 Общество направило в адрес Больницы письмо N 15 с информацией о месте приготовления блюд - г. Иваново, ул. Постышева, д. 57/3, а также информацию об автомобилях и сотрудниках Общества, доставляющих товар.
С письмом N 245 от 07.12.2022 Общество направило в адрес Больницы семидневное меню.
Представленное Обществом семидневное меню принято Больницей в качестве доказательства устранения нарушений условий контракта, послуживших ранее основанием для принятия решения от 06.12.2022 об одностороннем отказе от исполнения контракта, о чем заказчик известил исполнителя уведомлением об устранении причин одностороннего отказа от исполнения контракта, а также указал на данный факт в решении N 1 от 16.12.2012 об отмене решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (л. д. 90, 91).
В период с 16.12.2022 до 06.01.2023 каких-либо дополнительных требований, замечаний в отношении ранее принятого меню от 16.12.2022 со стороны Больницы не поступало, что давало Обществу основание осуществлять исполнение контракта на основании принятого заказчиком 16.12.2022 меню.
Исследовав представленные в дело доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что сам по себе факт оказания исполнителем услуги по организации лечебного питания в отсутствие подписанного со стороны заказчика семидневного меню, при наличии ранее полученного от заказчика уведомления о принятии предложенного исполнителем 16.12.2022 меню, не может свидетельствовать об уклонении Общества от исполнения контракта, а, напротив, доказывает направленность его действий на исполнение принятых обязательств.
Иным основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта послужил факт оказания исполнителем услуг по контракту с нарушением графика доставки лечебного питания 01.01.2023, 03.01.2023, 05.01.2023, 06.01.2023.
В качестве доказательств данного обстоятельства в материалы дела представлены: письмо ООО ЧОО "Торнадо" от 16.01.2023 N 14, акты от 06.01.2023 (л. д. 48-52, 91-93).
Факт опоздания 06.01.2023 признан Обществом, им представлены пояснения, подтверждающие объективные причины опозданий.
Исследовав представленные в дело доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что изложенная в письме охранной организации информация основана на сведениях книги учета "Посещений и прогулок "ОДКБ", которая, исходя из ее предназначения и отсутствия у лиц, прибывающих и убывающих на территорию Больницы, возможности проверить достоверность фиксации в ней информации, в том числе времени прибытия и убытия, не может быть принята в качестве достоверного и достаточного доказательства несвоевременной доставки пищи для организации лечебного питания 01.01.2023, 03.01.2023, 05.01.2023. При этом опоздание 06.01.2023 не свидетельствует о недобросовестном поведении Общества при исполнении контракта.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для опровержения выводов суда первой инстанции при имеющем место правовом регулировании и обстоятельствах настоящего дела.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, вопреки мнению заявителя, не являются основанием для включения Общества в реестр недобросовестных поставщиков. Нарушения контракта, указанные в апелляционной жалобе, не подтверждают совершение исполнителем умышленных действий (бездействия) в противоречие с требованиями Закона о контрактной системе, отсутствие с его стороны реального намерения исполнить государственный контракт.
Таким образом, оспариваемое решение УФАС является законным и не нарушает права и законные интересы заявителя.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение Арбитражного суда Ивановской области следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно подпунктам 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы составляет 1500 рублей и в соответствии со статьей 110 АПК РФ относится на заявителя.
Государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы уплачена на общую сумму 3000 рублей, в этой связи на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации заявителю следует возвратить из федерального бюджета 1500 рублей излишне уплаченной государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 10.04.2023 по делу N А17-1209/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу областного бюджетного учреждения здравоохранения Ивановской области "Областная детская клиническая больница" - без удовлетворения.
Возвратить Департаменту финансов Ивановской области (ОБУЗ "ОДКБ") из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 рублей, уплаченную по платежному поручению N 456620 от 03.05.2023.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ивановской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
С.С. Волкова |
Судьи |
Е.В. Минаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А17-1209/2023
Истец: ОБУЗ Ивановской области "Областная детская клиническая больница"
Ответчик: УФАС по Ивановской области
Третье лицо: Второй арбитражный апелляционный суд, ООО "МЕД-ФУД", Кочетков Андрей Геннадьевич