г. Пермь |
|
12 июля 2023 г. |
Дело N А60-72316/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 июля 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васильевой Е.В.,
судей Герасименко Т.С., Шаламовой Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кривощековой С.В.
при участии посредством веб-конференции при использовании информационной системы "Картотека арбитражных дел" представителя ООО "Деловые метры" - Охрименко Е.С. паспорт, по доверенности от 27.12.2022, диплом;
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 31 по Свердловской области - Колпакова Е.Г. удостоверение, по доверенности от 10.12.2021, диплом;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 31 по Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 02 мая 2023 года
по делу N А60-72316/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Деловые метры" (ИНН 6658455174, ОГРН 1146658006880)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 31 по Свердловской области (ИНН 6685000017, ОГРН 1126672000014)
о признании недействительным решения от 20.09.2022 N 5722 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Деловые метры" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Межрайонной инспекция Федеральной налоговой службы N 31 по Свердловской области (далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 20.09.2022 N 5722.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 02 мая 2023 года заявленные требования удовлетворены. Признано недействительным решение инспекции о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 20.09.2022 N 5722.
Не согласившись с решением суда, налоговый орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований ООО "Деловые метры".
По мнению налогового органа, недоказанность заявителем факта утраты данных по бухгалтерскому и налоговому учету, на который ссылается налогоплательщик в возражениях от 15.07.2022 и исковом заявлении, необходимо рассматривать как затягивание камеральной налоговой проверки с целью создания формального документооборота для подтверждения права на предоставления льготы по налогу на имущество организаций, установленной подпунктом 25 пункта 2 статьи 3 Закона Свердловской области от 27.11.2003 N 35-ОЗ "Об установлении на территории Свердловской области налога на имущество организаций" (далее также - Закон 35-ОЗ). Уточнение обязательств по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) и страховым взносам произведено налогоплательщиком после составления и получения акта камеральной проверки декларации по налогу на имущество организаций за 2021 год, в котором зафиксировано несоблюдение условий для предоставления льготы. При отражении увеличения доходов сотрудника в отчетности фактических действий по выплате дохода в виде премии налогоплательщиком не произведено, что подтверждается отсутствием информации о перечислении премии за 2021 год в выписках по расчетным счетам налогоплательщика в банках. Представленные документы свидетельствуют о направленности действий заявителя на формальное соблюдение условий для предоставления льготы по налогу на имущество организаций в части размера среднемесячной заработной платы, подтверждают факт отсутствия выплаты премии за 2021 год работнику организации. Инспекция считает, что задолженности у Тихановой К.Д. перед обществом в сумме 5890 руб. не было и ООО "Деловые метры" не представило в суд подтверждающие документы о ее наличии. По мнению налогового органа, акт взаимозачета от 10.01.2022 не состоятелен, поскольку обязательство у работника перед обществом отсутствовало и не могло быть погашено встречными обязательствами по выплате премии. По мнению инспекции, обществом не соблюдены условия для применения льготы по налогу на имущество организаций, установленной подпунктом 25 пункта 2 статьи 3 Закона N 35-О3, в 2021 году, и сумма налога за 2021 год необоснованно занижена на 694 632 руб.
В судебном заседании представитель инспекции на доводах жалобы настаивал.
Заявитель представил отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому против ее доводов возражает, решение суда считает законным и обоснованным.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Судом первой инстанции установлено и сторонами не оспаривается, что инспекцией проведена камеральная проверка декларации общества по налогу на имущество организаций за 12 месяцев 2021 года, представленной ООО "Деловые метры" 30.03.2022, по результатам которой составлен акт от 14.07.2022 N 8462 и вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 20.09.2022 N 5722,
Указанным решением заявителю доначислен налог на имущество организаций за 2021 год в сумме 694 632 руб., начислены пени в размере 111 660,71 руб., заявитель привлечен к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) в виде штрафа в размере 8683 руб.
Основанием для принятия решения послужили выводы налогового органа о неправомерном применении обществом налоговой льготы, установленной подпунктом 25 пункта 2 статьи 3 Закона N 35-О3, что повлекло неуплату налога на имущество организаций за 2021 год в сумме 694 632 руб.
Заявитель, не согласившись с решением инспекции, обратился с апелляционной жалобой.
Решением УФНС России по Свердловской области от 12.12.2022 N 13-06/37042@ вышеуказанное решение инспекции оставлено без изменения, апелляционная жалоба общества - без удовлетворения.
Полагая, что решение инспекции не соответствует положениям НК РФ, нарушает права и законные интересы заявителя, последний обратился в арбитражный суд.
Судом принято приведенное выше решение.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 14 НК РФ налог на имущество организаций отнесен к региональным налогам.
На основании пункта 3 статьи 12 НК РФ при установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются НК РФ.
Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, могут устанавливаться особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения.
Как предусмотрено пунктом 1 статьи 372 НК РФ, налог на имущество организаций устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации. Налог на имущество организаций вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 373 НК РФ плательщиками налога на имущество признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 374 Кодекса объектом налогообложения признается недвижимое имущество, учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 375 Кодекса, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 Кодекса.
Законом N 35-ОЗ на территории Свердловской области установлен налог на имущество организаций, особенности определения налоговой базы в отношении отдельных видов объектов недвижимого имущества, налоговые ставки и льготы по данному налогу.
Налоговым органом установлено и обществом не оспаривается, что оно в 2021 году являлось правообладателем объекта недвижимости с кадастровым номером 66:41:0601056:119. Налоговая база в отношении данного объекта определяется как кадастровая стоимость (34 731 610 руб.).
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
В силу положений пункта 1 статьи 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Подпунктом 25 пункта 2 статьи 3 Закона N 35-ОЗ предусмотрена льгота по налогу на имущество организаций в виде предоставлении права не уплачивать этот налог организациям, перешедшим на применение специальных налоговых режимов не позднее 1 ноября 2019 года и применявшим такие режимы в течение всего налогового периода, за который уплачивается налог на имущество организаций, в которых размер среднемесячной заработной платы работников, осуществляющих трудовую деятельность на территории Свердловской области, в налоговом периоде, за который уплачивается налог на имущество, составил не менее размера, указанного в пункте 2-4 настоящей статьи, в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, принадлежащих таким организациям на праве собственности или хозяйственного ведения по состоянию на 1 ноября 2019 года.
Согласно пункту 2-4 статьи 3 Закона N 35-ОЗ налоговая льгота, указанная в подпункте 25 пункта 2 данной статьи, применяется организациями, в которых размер среднемесячной заработной платы работников, осуществляющих трудовую деятельность на территории Свердловской области, составил:
1) в налоговом периоде, в котором организацией впервые применяется налоговая льгота, указанная в подпункте 25 пункта 2 статьи 3 Закона N 35-ОЗ, - не менее 80 процентов размера среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников по полному кругу организаций в целом по экономике Свердловской области по данным федерального государственного статистического наблюдения за налоговый период, предшествующий налоговому периоду, за который уплачивается налог на имущество организаций, в случае, если такая налоговая льгота по налогу на имущество организаций впервые применяется в налоговом периоде 2020 года;
2) во втором налоговом периоде, считая с налогового периода, в котором организацией впервые применена налоговая льгота, указанная в подпункте 25 пункта 2 статьи 3 Закона N 35-ОЗ, - не менее 90 процентов размера среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников по полному кругу организаций в целом по экономике Свердловской области по данным федерального государственного статистического наблюдения за налоговый период, предшествующий налоговому периоду, за который уплачивается налог на имущество организаций.
Судом установлено и сторонами не оспаривается, что в 2020 году общество уже применяло вышеуказанную льготу, следовательно, 2021 год является для организации вторым налоговым периодом применения льготы.
По данным федерального государственного статистического наблюдения, среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников по полному кругу организаций в целом по экономике Свердловской области за 2020 год составляла 43 154 рубля. 90% от нее составляет 38 838,60 рублей.
Согласно расчету общества по страховым взносам за 2021 год (РСВ), общая сумма выплат за этот год в пользу работников, осуществляющих трудовую деятельность на территории Свердловской области (директора общества Тихановой К.Д.), составила 462 520,04 руб. и, таким образом, что среднемесячная заработная плата работников - 38 543,34 руб. (462 520,04 руб./ 12).
Установив в ходе камеральной налоговой проверки, что среднемесячная заработная плата работников общества в 2020 году составляла менее 90% размера среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников по полному кругу организаций в целом по экономике Свердловской области, налоговый орган пришел к выводу о несоблюдении обществом условий применения налоговой льготы, в связи с чем доначислил обществу налог на имущество в сумме 694 632 руб. (34 731 610 руб. *2%).
Между тем судом верно учтено, что налогоплательщиком до вынесения оспариваемого решения уточнены обязательства по доходам, выплаченным в пользу работника в 2021 году.
Так, 19.08.2022 в налоговый орган представлен уточненный расчет по форме 6-НДФЛ, справка по форме 2-НДФЛ за 2021 год, расчет по страховым взносам РСВ за 2021 год, согласно которым общая сумма выплат за этот год в пользу работника составила 467 220,04 руб.
Уточнение обязательств на 4700 рублей (467 220,04 - 462 520) общество объяснило тем, что не учло в первичных расчетах (отчетности по НДФЛ и страховым взносам) выплату Тихановой К.Д. премии в размере 4700 рублей на основании приказа от 30.12.2021 (л.д.14).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что размер среднемесячной заработной платы работников общества составил 38 935 руб. (467 220,04 руб./ 12), то есть более 90% среднемесячной номинальной заработной платы в целом по экономике Свердловской области, в связи с чем условия применения льготы по налогу на имущество организаций соблюдены.
Убедительных оснований для того, чтобы не признавать доход (выплату) в сумме 4700 руб. доходом Тихановой К.Д., полученным от общества в 2021 году, налоговым органом в апелляционной жалобе не приведено.
Доводы инспекции о направленности действий заявителя на формальное соблюдение условий для предоставления льготы по налогу на имущество организаций (в части размера среднемесячной заработной платы) рассмотрены и отклонены, поскольку стремление налогоплательщика воспользоваться налоговой льготой, предоставляемой законом, и соблюдение им для этого условий, установленных законом, не говорит о незаконности действий.
Напротив, формальный подход к применению закона усматривается со стороны налогового органа. Факт выплаты обществом в 2021 году дохода в сумме 462 520,04 руб. работнику, осуществляющему трудовую деятельность на территории Свердловской области, инспекцией не оспаривается. Среднемесячная заработная плата в данном случае составляет 38 543,34 руб., то есть только на 295 руб. меньшее необходимого условия для применения налоговой льготы (38 838,60 рублей). По мнению апелляционного суда, предоставление налогоплательщику в таком случае налоговой льготы, предусмотренной подпунктом 25 пункта 2 статьи 3 Закона N 35-ОЗ, соответствует целям ее установления.
Доводы инспекции о недоказанности обществом хакерских атак отклонены, так как это обстоятельство значения для дела не имеет.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к переоценке законных и обоснованных выводов суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы значение для вынесения судебного акта.
Принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, у суда апелляционной инстанции не имеется
В соответствии с требованиями статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на налоговый орган, который в силу положений подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 02 мая 2023 года по делу N А60-72316/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Е.В. Васильева |
Судьи |
Т.С. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-72316/2022
Истец: ООО "ДЕЛОВЫЕ МЕТРЫ"
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 31 ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ