г.Самара |
|
13 июля 2023 г. |
Дело N А65-6341/2023 |
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Некрасовой Е.Н.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционные жалобы Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан и акционерного общества "Экспобанк" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.05.2023 (резолютивная часть от 04.05.2023) по делу N А65-6341/2023 (судья Минапов А.Р.), рассмотренному в порядке упрощенного производства по заявлению Салимхановой Гульсины Гарафетдиновны, г.Набережные Челны Республики Татарстан, к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан (ИНН 1655065057, ОГРН 1051622021978; в лице территориального отдела в г.Набережные Челны, Актанышском, Тукаевском, Мензелинском районах), г.Набережные Челны Республики Татарстан, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - акционерное общество "Экспобанк" (ИНН 7708397772, ОГРН 1217700369083), г.Москва, об оспаривании определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении,
без вызова участвующих в деле лиц,
УСТАНОВИЛ:
Салимханова Гульсина Гарафетдиновна обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным и отмене определения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан (далее - административный орган) от 06.03.2023 об отказе в возбуждении в отношении акционерного общества "Экспобанк" (далее - АО "Экспобанк", банк) дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
АО "Экспобанк" привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Решением от 18.05.2023 (резолютивная часть от 04.05.2023) по делу N А65-6341/2023, принятым в порядке упрощенного производства, Арбитражный суд Республики Татарстан заявленные требования удовлетворил.
Административный орган и АО "Экспобанк" обратились в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просили отменить решение суда первой инстанции как незаконное и необоснованное.
Определениями Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2023 и 07.06.2023 по делу N А65-6341/2023 апелляционные жалобы приняты к производству; при этом суд предложил лицам, участвующим в деле, представить отзывы на апелляционные жалобы в срок не позднее 26.06.2023 и 05.07.2023 соответственно.
Указанные определения суда размещены в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 30.05.2023 и 08.06.2023 в соответствии с абз.2 ч.1 ст.122 АПК РФ. На основании данной статьи лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о рассмотрении апелляционных жалоб.
Согласно ч.1 ст.272.1 АПК РФ, п.47 и 49 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы на судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судом апелляционной инстанции по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции в упрощенном производстве с особенностями, предусмотренными ст.272.1 АПК РФ. В частности, такая апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи. В то же время правила абз.1 ч.1, ч.2 ст.229 АПК РФ не применяются.
Арбитражный суд апелляционной инстанции после принятия апелляционной жалобы на решение суда по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, устанавливает разумный срок для представления отзыва на апелляционную жалобу и принимает постановление по итогам рассмотрения данной жалобы только после истечения указанного срока, но не позднее двух месяцев со дня ее поступления вместе с делом в арбитражный суд апелляционной инстанции (ст.261, 262, 267, 271 АПК РФ).
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционных жалобах, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как видно из материалов дела, в административный орган поступила жалоба Салимхановой Г.Г. (вх. от 17.02.2023 N 24/1376) на действия АО "Экспобанк" при заключении кредитного договора от 07.07.2022 N 21635-А-01-12, нарушающие права потребителя.
По результатам рассмотрения материалов жалобы административный орган вынес определение от 06.03.2023 об отказе в возбуждении в отношении АО "Экспобанк" дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.14.8 КоАП РФ.
Не согласившись с определением административного органа, Салимханова Г.Г. обратилась в арбитражный суд.
При принятии обжалуемого судебного акта суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении на основании ч.3 и 4 ст.30.1 КоАП РФ может быть обжаловано в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством в арбитражный суд.
В п.19.2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что поскольку согласно ч.1 ст.29.9 КоАП РФ постановлением по делу об административном правонарушении именуется как постановление о назначении административного наказания, так и постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении, постановления обоих указанных видов могут быть обжалованы в арбитражный суд.
Кроме того, поскольку в силу ч.4 ст.30.1 КоАП РФ определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении обжалуется в том же порядке, что и постановление по делу об административном правонарушении, такое определение также может быть обжаловано в арбитражный суд.
Порядок рассмотрения дел об оспаривании постановлений о прекращении производства по делу об административном правонарушении, определений об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении определяется, как и для дел об оспаривании постановлений о назначении административного наказания, исходя из положений ст.207 АПК РФ.
В соответствии с ч.2 ст.207 АПК РФ производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, а также на основании заявлений потерпевших.
Ч.1 ст.30.1 КоАП РФ право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении предоставлено лицу, в отношении которого вынесено постановление, потерпевшему, законными представителями этих лиц, а также защитникам и представителям названных выше лиц.
Потерпевшим признается физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред (ч.1 ст.25.2 КоАП РФ).
В соответствии с п.3 ч.1 ст.28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются, в том числе сообщения и заявления физических и юридических лиц.
Указанные в ч.1 ст.28.1 КоАП РФ материалы, сообщения, заявления подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях.
При этом в соответствии с ч.5 ст.28.1 КоАП РФ в случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии сообщений и заявлений физических и юридических лиц, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения и заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Таким образом, выводы уполномоченного должностного лица как о наличии оснований для возбуждения дела об административном правонарушении, так и об отсутствии оснований для возбуждения дела об административном правонарушении, должны быть надлежащим образом мотивированы и подтверждены доказательствами, собранными и оформленными в установленном КоАП РФ порядке.
В соответствии со ст.9 Федерального закона от 26.01.1996 N 15-ФЗ "О введении в действие части 2 Гражданского кодекса Российской Федерации" в случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных нужд, такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, а также правами, предоставленными потребителю Законом о защите прав потребителей.
П.1 ст.1 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1) установлено, что отношения в области защиты прав потребителей регулируются ГК РФ, данным Законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст.8 Закона N 2300-1 потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работа, услугах). Указанная информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей.
В силу ст.10 Закона N 2300-1 изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, слугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. Причем, цена в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), в том числе при оплате товаров (работ, услуг) через определенное время после их передачи (выполнения, оказания) потребителю, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы относятся к информации, которая должна содержаться в обязательном порядке.
Отношения, возникающие в связи с предоставлением потребительского кредита (займа) физическому лицу в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, на основании кредитного договора, договора займа и исполнением соответствующего договора регулируются Федеральным законом от 21.12.2013 N 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)" (далее - Закон N 353-ФЗ).
В соответствии с п.15 ч.9 ст.5 Закона N 353-ФЗ индивидуальные условия договора потребительского кредита согласовываются кредитором и заемщиком индивидуально и включают в себя следующие условия, в частности, услуги, оказываемые кредитором заемщику за отдельную плату и необходимые для заключения договора потребительского кредита (при наличии), их цена или порядок ее определения (при наличии), а также подтверждение согласия заемщика на их оказание.
Согласно ч.2 ст.7 Закона N 353-ФЗ если при предоставлении потребительского кредита (займа) заемщику за отдельную плату предлагаются дополнительные услуги, оказываемые кредитором и (или) третьими лицами, включая страхование жизни и (или) здоровья заемщика в пользу кредитора, а также иного страхового интереса заемщика, должно быть оформлено заявление о предоставлении потребительского кредита (займа) по установленной кредитором форме, содержащее согласие заемщика на оказание ему таких услуг, в том числе на заключение иных договоров, которые заемщик обязан заключить в связи с договором потребительского кредита (займа). Кредитор в заявлении о предоставлении потребительского кредита (займа) обязан указать стоимость предлагаемой за отдельную плату дополнительной услуги кредитора.
В силу ст.16 Закона N 2300-1 условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными. Запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг)
Ч.2 ст.14.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, установленные законодательством о защите прав потребителей.
Исходя из ст.23.49 КоАП РФ, рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст.14.8 КоАП РФ, отнесено к компетенции федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей.
Как видно из материалов дела, АО "Экспобанк" и Салимханова Г.Г. (заемщик) заключили кредитный договор от 07.07.2022 N 21635-А-01-12, по которому заемщику предоставлен кредит в сумме 917 150 руб. 40 коп.
Полагая, что кредитный договор от 07.07.2022 N 21635-А-01-12 нарушает права потребителя, Салимханова Г.Г. обратилась в административный орган с жалобой на действия АО "Экспобанк", в которой просила при наличии оснований привлечь банк к административной ответственности.
По результатам рассмотрения жалобы административный орган вынес определение от 06.03.2023, где указал, что заключению кредитного договора предшествовало заполнение потребителем заявления-анкеты на предоставления кредита под залог транспортного средства.
Одновременно при заключении кредитного договора потребитель заключил договор с ООО "Автоконсалт" (сертификат от 07.07.2022 N A9A1OUU) и с ООО "Автоэкспресс" (сертификат от 07.07.2022 N АГ3107/07072022).
Подписывая сертификаты, Салимханова Г.Г. подтвердила, что она приобретает их добровольно по собственному желанию, ей была предоставлена в полном объеме исчерпывающая информация о содержании условий и особенностях исполнения договора. В случае отсутствия желания Салимханова Г.Г. имела возможность отказаться от подписания сертификатов, и это не повлекло бы отказ в выдаче кредита.
В заявлении-анкете на получение кредита не содержится условия о заключении договора с ООО "Автоконсалт" и ООО "Автоэкспресс".
Подписанием заявления-анкеты Салимханова Г.Г. подтвердила, что ей была предоставлена в полном объеме исчерпывающая информация о содержании условий и особенностях исполнения договора, а также разъяснены все возникающие вопросы.
В кредитном договоре услуги ООО "Автоконсалт" и ООО "Автоэкспресс" не названы в качестве услуг, которые оказываются банком заемщику и необходимы для заключения кредитного договора (п.9 и 15).
В п.11 индивидуальных условий указаны цели использования кредита: на приобретение автомобиля, а также иные цели, определенные заемщиком.
У административного органа имеются основания полагать, что договоры с ООО "Автоконсалт" и ООО "Автоэкспресс" заключены в салоне при покупке автомобиля.
Банк не имеет отношения к заключению договоров между потребителем и ООО "Автоконсалт" и ООО "Автоэкспресс" и не предлагал потребителю их заключить, банк выполнил обязательное для него поручение заемщика включить платеж в пользу исполнителя с суммы кредита, выданного потребителю банком. В связи с этим у банка нет обязанности включать в кредитный договор/анкету-заявление информацию об этой услуге, которая не является обязательной для заключения кредитного договора; а также включать положения, подтверждающие отказ заемщика от тех или иных условий кредитования, которые не являются обязательными условиями для заключения кредитного договора.
Добровольное заключение договоров с ООО "Автоконсалт" и ООО "Автоэкспресс" также подтверждается отсутствием в кредитном договоре и заявлении на получение кредита каких-либо условий, ставящих предоставление кредитных средств в зависимость от заключения договоров с исполнителями.
Тот факт, что оплата услуг произведена из кредитных средств, выданных банком потребителю, не свидетельствует о том, что эти услуги являются дополнительными услугами банка или навязаны банком. Банк в этом случае лишь исполняет обязательное для него распоряжение клиента о переводе его личных средств, полученных в кредит.
В результате изучения представленных Салимхановой Г.Г. документов (договор, анкета-заявление) условий, ущемляющих права потребителя, установленные законодательством о защите прав потребителей, в этих документах не выявлено.
Изложенное позволило административному органу сделать вывод об отсутствии в действиях банка состава административного правонарушения.
Между тем, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела документы в порядке ст.71 АПК РФ, суд первой инстанции правильно признал указанный вывод административного органа необоснованным. Административным органом не дана оценка тому обстоятельству, что содержащаяся в заявлении о предоставлении кредита сумма указана не самим потребителем, а уже была указана банком, поскольку в этом же заявлении содержатся сведения о размерах дополнительных услуг, которые потребителю не могли быть известны до заполнения заявления.
Таким образом, объективных данных о том, что потребителю была предоставлена возможность согласовать условия договора и их содержание, не имеется.
По смыслу Закона N 2300-1, информация о предоставляемых услугах, доводимая до потребителя, должна быть понятной, легко доступной и исключающей возможность введения потребителя в заблуждение.
Оплата стоимости дополнительных услуг включена в сумму кредита, на которую начисляются проценты, увеличивая тем самым сумму, подлежащую выплате заемщиком банку, что ухудшает финансовое положение заемщика.
Исходя из условий договора, банк обусловил его заключение обязательным заключением дополнительных услуг кредитора, заемщик не имел возможности повлиять на содержание условий договора, то есть отсутствие реального права выбора на получение кредита без дополнительных услуг, является ущемляющим права потребителя, установленные ст.16 Закона N 2300-1.
Граждане (заемщики), как сторона в договоре, лишены возможности влиять на его содержание, что является ограничением свободы договора и как таковое требует соблюдения принципа соразмерности, в силу которой гражданин как экономически слабая сторона в этих правоотношениях нуждается в особой защите своих прав, что влечет необходимость в соответствующем правовом ограничении свободы договора и для другой стороны, то есть для банков (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 23.02.1999 N 4-П). Основной смысл законодательства о защите прав потребителей - предоставить гарантии социально слабой стороне в заведомо неравных отношениях с кредитными организациями.
Свобода договора не может быть использована в нарушение предоставленных законом гарантий. Само заключение договора в сфере финансовых услуг происходит, как правило, посредством присоединения потребителя к предложенному договору, что лишает его участия в определении условий договора. Поэтому согласно смыслу Закона N 2300-1 не допускается использовать кредитной организацией свое преимущественное положение для навязывания потребителю явно несправедливых условий.
С учетом изложенного суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что из материалов дела усматриваются признаки навязывания потребителю дополнительных услуг при заключении кредитного договора, включения в договор условий, ущемляющих права потребителя.
Между тем административным органом оценка вышеуказанных обстоятельств на предмет соответствия условий кредитного договора требованиям ст.16 Закона N 2300-1 не дана, вывод об отсутствии в действиях банка состава административного нарушения фактически является необоснованным и преждевременным.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования Салимхановой Г.Г.
АО "Экспобанк" в апелляционной жалобе ссылается на то, что заключение договоров с третьими лицами являлось инициативой самого потребителя; выдача потребительского кредита не была поставлена в зависимость от заключения договоров с третьими лицами.
Суд апелляционной инстанции указанные доводы банка отклоняет. При рассмотрении данной категории дел в полномочия суда не входит установление признаков состава и события административного правонарушения, а проверяется правильность установления этих признаков административным органом. Суд не должен подменять административный орган в этом вопросе.
Поскольку оспариваемое определение административного органа обоснованных выводов относительно состава и события административного правонарушения не содержало, суд первой инстанции, отменяя определение, указал на то, что, исходя из п.19.2 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", в случае принятия арбитражным судом решения об отмене определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении административный орган должен рассмотреть материалы обращения потребителя по существу. Таким образом, наличие/отсутствие в действиях банка события и состава административного правонарушения должно быть установлено административным органом.
Повторно проанализировав представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционных жалобах, по существу, направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом первой инстанции, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
Суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права.
Вопреки доводам АО "Экспобанк", при рассмотрении настоящего дела суд первой инстанции действовал в пределах своих полномочий.
Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст.270 АПК РФ, из апелляционных жалоб не усматривается.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат.
Уплата государственной пошлины по данной категории споров действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 229, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18 мая 2023 года (резолютивная часть от 04 мая 2023 года) по делу N А65-6341/2023 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.Н. Некрасова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-6341/2023
Истец: Салимханова Гульсина Гарафетдиновна, г.Набережные Челны
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан ( Роспотребнадзор), г.Казань
Третье лицо: АО "ЭКСПОБАНК", Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд