г. Самара |
|
13 июля 2023 г. |
Дело N А55-8343/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 июля 2023 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Корнилова А.Б.,
судей Бажана П.В. и Харламова А.Ю.,
при ведении протокола до перерыва секретарем судебного заседания Пушкиной А.С., после перерыва секретарем судебного заседания Трошенковой А.И., с участием:
от Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Самарской области - Демидов А.Г., доверенность от 26.12.22, Мякишев Д.А, доверенность от 26.12.2022, Стрельцов А.С., доверенность от 24.05.2023,
от ООО охранного агентства "Профессионал" - Булеев В.И., доверенность от 01.01.23, Андреев Н.П., доверенность от 01.01.23,
рассмотрев в открытом судебном заседании, 03 - 10 июля 2023 года объявлялся перерыв, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью охранного агентства "Профессионал"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 05 мая 2023 года по делу N А55-8343/2023 (судья Рагуля Ю.Н.),
возбужденному по заявлению Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Самарской области
к обществу с ограниченной ответственностью охранного агентства "Профессионал"
о привлечении к административной ответственности по ч.4 ст.14.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Самарской области (далее по тексту - заявитель, Управление Росгвардии по Самарской области) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении к административной ответственности общества с ограниченной ответственностью охранного агентства "Профессионал" (далее по тексту - общество) по ч. 4 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 05 мая 2023 года заявление удовлетворено. ООО ОА "Профессионал" привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 4 000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО ОА "Профессионал" обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить по изложенным обстоятельствам, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со ст. 121 АПК РФ.
В апелляционный суд поступил отзыв Управления Росгвардии по Самарской области на апелляционную жалобу, в котором заявитель просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения по изложенным обстоятельствам.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 АПК РФ, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, согласно п. 20 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 03.07.2016 N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" войска национальной гвардии наделены полномочиями по осуществлению контроля за деятельностью частных охранных организаций.
На территории Самарской области функции по контролю за частными охранными организациями осуществляет Управление Росгвардии по Самарской области. Непосредственное выполнение указанных функций возложено на Центр лицензионно-разрешительной работы (далее по тексту - ЦЛРР)Управления Росгвардии по Самарской области.
Частная охранная организация - организация, специально учреждённая для оказания охранных услуг, зарегистрированная в установленном законом порядке и имеющая лицензию на осуществление частной охранной деятельности.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается записью в реестре лицензий; лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования; лицензируемый вид деятельности -вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.
Порядок лицензирования частной охранной деятельности, осуществляемой юридическими лицами, учрежденными специально для оказания охранных услуг, определен Положением о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2011 N 498 "О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности".
На основании п. 32 ст. 12 Закона N 99-ФЗ, ст. 11.2 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" частная охранная деятельность подлежит лицензированию.
Лицензия на осуществление частной охранной деятельности предоставляется сроком на пять лет и действует на всей территории Российской Федерации.
В лицензии указывается (указываются) вид (виды) охранных услуг, которые может оказывать лицензиат.
Согласно ч. 3 ст. 3 Закона N 2487-1 в целях охраны разрешается предоставление следующих видов услуг:
- защита жизни и здоровья граждан;
- охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных п. 7 настоящей части;
- охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию;
- консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;
- обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий;
- обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных п. 7 настоящей части;
- охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности.
В силу ст. 11 Закона N 2487-1 оказание услуг, перечисленных в ч. 3 ст. 3 настоящего Закона, разрешается только организациям, специально учреждаемым для их выполнения и имеющим лицензию, предоставленную федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности, или его территориальным органом.
ООО ОА "Профессионал" является юридическим лицом, осуществляющим охранную деятельность на основании лицензии на осуществление частной охранной деятельности, выданной Управлением Росгвардии по Самарской области.
Согласно лицензии ООО ОА "Профессионал" имеет право осуществлять все виды охранных услуг, предусмотренные ч. 3 ст. 3 Закона N 2487-1.
07.02.2023 в ЦЛРР Управления Росгвардии по Самарской области поступило обращение председателя правления РООР ФКЦ "Самара" Рудакова Н.М. (вх. N 530/220 от 07.02.2023), содержащее информацию о нарушениях законодательства в области оказания охранных услуг на объекте охраны ГБОУ СОШ N 7, расположенном по адресу: Самарская область, г. Кинель, ул. Ново-Садовая, 1а.
В соответствии с ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" в случае необходимости рассматривающие обращение государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо может обеспечить его рассмотрение с выездом на место.
В соответствии с п. 11.4 Инструкции о порядке рассмотрения обращений граждан и организаций в войсках национальной гвардии Российской Федерации, утвержденной приказом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 09.06.2017 N 170, исполнитель вправе выезжать по решению руководителя (начальника) структурного подразделения Росгвардии, командующего округом, начальника территориального органа Росгвардии, командира соединения, воинской части, начальника военной образовательной организации высшего образования и иной организации войск национальной гвардии на место для проверки фактов и обстоятельств, изложенных в обращении.
В соответствии с п. 2 ст. 11 Закона N 2487-1 о начале и об окончании оказания охранных услуг, изменении состава учредителей (участников) частная охранная организация обязана уведомить территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере частной охранной деятельности, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
08.01.2023 через федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных услуг (функций)" в ЦЛРР поступили уведомления ООО ОА "Профессионал" о начале оказания охранных услуг на объекте охраны МБОУ Школа N 127 г.о. Самара, по адресу: г. Самара, ул. Имени академика Н.Д. Кузнецова, 7 и на объекте охраны ГБОУ СОШ N 5 "ОЦ "Лидер", по адресу: Самарская область, г. Кинель, ул. 27 Партсъезда, 5а; 30.01.2023 - на объекте охраны МБОУ "Лицей философии планетарного гуманизма", по адресу: г. Самара, ул. Имени академика Н.Д. Кузнецова, 5; 31.01.2023 - на объекте охраны МАУ г.о. Самара "Спортивно-оздоровительный туристически центр "Олимп", по адресу: г. Самара, Седьмая просека, 139А.
Сотрудниками Управления Росгвардии по Самарской области в результате проведения проверки организации оказания охранных услуг на объектах образования установлено следующее.
08.02.2023 на объекте охраны ООО ОА "Профессионал" ГБОУ СОШ N 7, расположенном по адресу: Самарская область, г. Кинель, ул. Ново-Садовая, д. 1А, на посту охраны находился работник ООО ОА "Профессионал" Кудюрова Т.Н., которая осуществляла охрану имущества, защиту жизни и здоровья граждан, внутриобъектовый и пропускной режимы, имея при себе действующее удостоверение частного охранника и недействительную личную карточку охранника ООО ОА "Профессионал" серия 63 N ЧО050133В484556 от 07.05.2020 (приказ ООО ОА "Профессионал" об увольнении охранника Кудюровой Т.Н. N 2 от 31.05.2022), таким образом нарушены требования ч. 7 ст. 12 Закона N 2487-1, пп. "Г" п. 3 Положения о лицензировании, утвержденного Постановлением N 498. Также, в нарушение требований ч. 3 ст. 16 Закона N 2487-1, работник Кудюрова Т.Н. не прошла периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и (или) специальных средств, в нарушение требований ч. 9 ст. 12 Закона N 2487-1 не прошла ежегодное медицинское освидетельствование на наличие или отсутствие заболеваний, препятствующих исполнению обязанностей частного охранника. В нарушении ч. 2 и п. 1 ч. 3 ст. 12.1 Закона N 2487- 1 и п. 7 Типовых требований к должностной инструкции частного охранника частного охранника на объекте охраны, утвержденных приказом Росгвардии от 19.10.2020 N 4194, должностная инструкция на объекте охраны не доведена до сведения частного охранника. В нарушение пп. "Г" п. 3 Положения о лицензировании, утвержденного Постановлением N 498, п.п. "В" п. 2 Приложения N 10 к постановлению Правительства РФ "Вопросы частной детективной и частной охранной деятельности" от 14.08.1992 N 5875, ч. 7, 8 ст. 12 Закона N 2487-1, охранник Кудюрова Т.Н. осуществляла охранную деятельность в специальной форменной одежде не позволяющей определить ее принадлежность к конкретной частной охранной организации. В нарушение п. 7, 8, 9 и 10 Правил приобретения, учета, хранения и ношения специальных средств, приобретения и обращения огнестрельного оружия и патронов к нему, применяемых в ходе осуществления частной охранной деятельности - приложение N 13, к Постановлению N 587, пп. "Б" п. 10 Положения, утвержденного Постановлением N 498 специальные средства - палка резиновая на вышеуказанном объекте хранится в ящике стола на посту охраны, т.е. ООО ОА "Профессионал" не обеспечило условия для сохранности специальных средств и исключающие доступ к ним посторонних лиц.
08.02.2023 в 16:30 на объекте охраны ООО ОА "Профессионал" - ГБОУ СОШ N 5 "ОЦ "Лидер" по адресу: Самарская область, г. Кинель, ул. 27 Партсъезда, д. 5А, на посту охраны находился работник ООО ОА "Профессионал" Сидорина Л.П., которая осуществляла охрану имущества, защиту жизни и здоровья граждан, внутриобъектовый и пропускной режимы. При этом, в нарушение п.п. 7, 8, 9 и 10 Правил приобретения, учета, хранения и ношения специальных средств, приобретения и обращения огнестрельного оружия и патронов к нему, применяемых в ходе осуществления частной охранной деятельности - приложение N 13 к Постановлению N 587, пп. "Б" п. 10 Положения, утвержденного Постановлением N 498 специальные средства - наручники и палка резиновая, на вышеуказанном объекте, хранятся в комнате охраны на тумбочке, т.е. ООО ОА "Профессионал" не обеспечило условия для сохранности специальных средств и исключающие доступ к ним посторонних лиц.
08.02.2023 в 11:50 на объекте охраны ООО ОА "Профессионал" - "МАУ г.о. Самара "Спортивно-оздоровительный туристический центр "Олимп", по адресу: Самарская область, г. Самара, Седьмая просека, д. 139А, на посту охраны находился работник ООО ОА "Профессионал" Чегурова Н.И., которая осуществляла охрану имущества, защиту жизни и здоровья граждан, внутриобъектовый и пропускной режимы, имея при себе действующее удостоверение частного охранника и недействительную личную карточку охранника ООО ОА "Профессионал" серия 63 N ЧО050133В0254509 (приказ ООО ОА "Профессионал" об увольнении охранника Чегурова Н.И. N 4 от 31.12.2021), таким образом, нарушены требования ч. 7 ст. 12 Закона N 2487-1, пп. "Г" п. 3 Положения о лицензировании, утвержденного Постановлением N 498.
08.02.2023 в 14:30 на объекте охраны ООО ОА "Профессионал" - МБОУ "Школа N 127" г.о. Самара, по адресу: Самарская область, г. Самара, пос. Управленческий, ул. Академика Кузнецова, 7, на посту охраны находился работник ООО ОА "Профессионал" Свистунов А.В., который осуществлял охрану имущества, защиту жизни и здоровья граждан, внутриобъектовый и пропускной режимы. ООО ОА "Профессионал", оказывая охранные услуги в виде обеспечения внутриобъектового и пропускного режимов на вышеуказанном объекте, не разместил для посетителей и персонала охраняемого объекта соответствующую информацию, а также сведения об условиях внутриобъектового и пропускного режимов, что является нарушением требований ч. 3 ст. 12 Закона N 2487-1, а также п.п. "Г" п. 3 Положения о лицензировании, утвержденного Постановлением N 498.
08.02.2023 в 16:30 на объекте охраны ООО ОА "Профессионал" - "МБОУ "Лицей философии планетарного гуманизма" г.о. Самара, по адресу: Самарская область, г. Самара, пос. Управленческий, ул. Академика Кузнецова, 5, ООО ОА "Профессионал", оказывая охранные услуги в виде обеспечения внутриобъектового и пропускного режимов на вышеуказанном объекте, не разместил для посетителей и персонала охраняемого объекта соответствующую информацию, а также сведения об условиях внутриобъектового и пропускного режимов, что является нарушением требований ч. 3 ст. 12 Закона N 2487-1, а также п.п. "Г" п. 3 Положения о лицензировании, утвержденного Постановлением N 498.
07.02.2023 в 14:30 на объекте охраны ООО ОА "Профессионал" ГБОУ СОШ N 7, расположенном по адресу: Самарская область, г. Кинель, ул. Ново-Садовая, д. 1А, на посту охраны находился работник ООО ОА "Профессионал" Липаткина А.В., которая осуществляла охрану имущества, защиту жизни и здоровья граждан, внутриобъектовый и пропускной режимы, имея при себе действующее удостоверение частного охранника и недействительную личную карточку охранника ООО ОА "Профессионал" серия 63 N ЧО050133В484638 от 07.07.2020 (приказ ООО ОА "Профессионал" об увольнении охранника Липаткиной А.В. N 2 от 31.05.2022). Таким образом, нарушены требования ч. 7 ст. 12 Закона N 2487-1 и пп. "Г" п. 3 Положения о лицензировании, утвержденного Постановлением N 498. В нарушении требований ч. 3 ст. 16 Закона N 2487-1 работник Липаткина А.В. не прошла периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и (или) специальных средств. В нарушение требований ч. 9 ст. 12 Закона N 2487-1 не прошла ежегодное медицинское освидетельствование на наличие или отсутствие заболеваний, препятствующих исполнению обязанностей частного охранника. В нарушении ч. 2 и п. 1 ч. 3 ст. 12.1 Закона N 2487-1 и п. 7 Типовых требований к должностной инструкции должностная инструкция на объекте охраны не доведена до сведения частного охранника.
Согласно ч. 11 ст. 19 Закона N 99-ФЗ исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности.
В силу пп. "Б" п. 10 Положения о лицензировании, утвержденного Постановлением N 498, к грубым нарушениям лицензионных требований при осуществлении частной охранной деятельности относится нарушение частной охранной организацией правил оборота оружия и (или) специальных средств, установленных законодательством Российской Федерации, при наличии в частной охранной организации оружия и (или) специальных средств при осуществлении услуг, предусмотренных ч. 3 ст. 3 Закона N 2487-1.
В соответствии с ч. 1 ст. 16 Закона N 2487-1 в ходе осуществления частной охранной деятельности разрешается применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие только в случаях и порядке, предусмотренных Законом N 2487-1. Виды, типы, модели, количество огнестрельного оружия и патронов к нему, порядок их приобретения и обращения, а также виды и модели специальных средств, порядок их приобретения, учета, хранения и ношения регламентируются Правительством Российской Федерации.
Согласно требованиям п. 7 Правил приобретенные частными охранными организациями специальные средства хранятся в опечатываемых, запирающихся на замок металлических шкафах (сейфах) в определенных эксплуатационной документацией условиях, обеспечивающих их сохранность и исключающих доступ к ним посторонних лиц. Хранение специальных средств с огнестрельным оружием и посторонними предметами в одном шкафу (сейфе) не допускается.
В соответствии с п. 8 Правил по решению руководителя частной охранной организации специальные средства могут выдаваться (передаваться) работникам (работниками) частной охранной организации непосредственно на объекте охраны. При этом документы о приеме и выдаче специальных средств ведутся на объекте охраны.
Согласно требованиям п. 9 Правил при ношении специальных средств работники частной охранной организации принимают меры, исключающие возможность свободного доступа к специальным средствам посторонних лиц.
В соответствии с пп. "Б" п. 10 Положения о лицензировании грубыми нарушениями лицензионных требований при осуществлении охранной деятельности являются, нарушение частной охранной организацией правил оборота оружия и (или) специальных средств, установленных законодательством Российской Федерации, при наличии в частной охранной организации оружия и (или) специальных средств при осуществлении услуг, предусмотренных ч. 3 ст. 3 Закона N 2487-1.
Таким образом, лицензиат ООО ОА "Профессионал" осуществлял предпринимательскую деятельность с грубыми нарушениями требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), то есть допустило административное правонарушение, предусмотренное ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
Согласно ч. 5 ст. 3 Закона N 2487-1 физическим и юридическим лицам, не имеющим правового статуса частного детектива, частного охранника или частной организации, запрещается оказывать услуги, предусмотренные настоящей статьей.
Правовой статус частного охранника определен ст. 11.1 Закона N 2487-1. В соответствии с названной нормой, право на приобретение правового статуса частного охранника предоставляется гражданам, прошедшим профессиональную подготовку и сдавшим квалификационный экзамен, и подтверждается удостоверением частного охранника, которое выдается сроком на пять лет.
Согласно ч.ч. 7, 8 ст. 12 Закона N 2487-1 обязательным требованием является наличие у работников частной охранной организации, осуществляющих охранные услуги, личной карточки охранника, выданной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности, или его территориальным органом в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности. Работники частной охранной организации имеют право оказывать охранные услуги в специальной форменной одежде, если иное не оговорено в договоре с заказчиком. Оказание работниками частной охранной организации услуг в специальной форменной одежде должно позволять определять их принадлежность к конкретной частной охранной организации. Специальная форменная одежда и знаки различия работников частных охранных организаций не могут быть аналогичными форме одежды и знакам различия сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих, а также сходными с ними до степени смешения. Порядок ношения специальной форменной одежды при оказании различных видов охранных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно пп. "Г" п. 3 Положения о лицензировании, лицензионным требованием при осуществлении услуг, предусмотренных ч. 3 ст. 3 Закона N 2487-1, является соблюдение лицензиатом требований, предусмотренных ст. 11, ч.ч. 1, 2 и 3 (в случае оказания охранных услуг с использованием видеонаблюдения, а также оказания охранных услуг в виде обеспечения внутриобъектового и (или) пропускного режимов), ч.ч. 7 и 8 ст. 12 Закона N 2487-1.
Согласно ч. 8 ст. 12 Закона N 2487-1 частные охранники обязаны ежегодно проходить медицинское освидетельствование на наличие или отсутствие заболеваний, препятствующих исполнению обязанностей частного охранника. Медицинские заключения об отсутствии медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника передаются частной охранной организацией в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере частной охранной деятельности, или его территориальный орган, предоставившие лицензию на осуществление частной охранной деятельности.
В отношении ООО ОА "Профессионал" в соответствии с ч. 1 ст. 28.5 КоАП РФ старшим инспектором ЦЛРР Управления Росгвардии по Самарской области майором полиции Демидовым А.Г. 14.03.2023 составлен протокол об административном правонарушении 63ЦЛРР5301403230031813 по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
Должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях нарушения лицензионных требований ООО ОА "Профессионал" были выявлены по информации которая поступила непосредственно ему, без проведения проверочных мероприятий, указанных Федеральным законом N 294-ФЗ, ст. 20 Закона N 2487-1, Административного регламента Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной охранной деятельности, утверждённый приказом Росгвардии от 30.11.2019 N 395.
Как следует из материалов дела, объяснение, данное представителем ООО ОА "Профессинал" Булеевым В.И., следует расценивать как стремление избежать административной ответственности, так как данное объяснение противоречит пояснениям, данным представителями учебных заведений. Помимо того, сведения, указанные в объяснении Булеева В.И. опровергаются документами, предоставленными в ГБОУ СОШ N 7 о трудоустройстве в ООО ОА "Профессионал" 07.02.2023 Липаткиной А.В. и 08.02.2023 Кудюровой Т.Н.
В связи с этим, Управление пришло к выводу, что лицензиат ООО ОА "Профессионал" осуществляло предпринимательскую деятельность с грубыми нарушениями требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), то есть допустило административное правонарушение, предусмотренное ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
В отношении ООО ОА "Профессионал" старшим инспектором ЦЛРР Управления Росгвардии по Самарской области майором полиции Демидовым А.Г. составлен протокол об административном правонарушении 63 ЦЛРР 5301403230031813 по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
На основании ст. 23.1 КоАП РФ протокол об административном правонарушении и иные материалы проверки направлены в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении общества к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до восьми тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ).
В соответствии с примечанием к ст. 14.1 КоАП РФ понятие грубого нарушения устанавливается Правительством РФ в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Объектом правонарушения являются охраняемые законом отношения в сфере предпринимательской деятельности, подлежащей лицензированию.
Объективную сторону правонарушения составляют действия (бездействие), в результате которых предпринимательская деятельность ведется с грубым нарушением лицензионных требований.
Согласно ч. 11 ст. 19 Федерального закона N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности.
Согласно ст. 3 Федерального закона от N 99-ФЗ лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается записью в реестре лицензий; лицензионные требования -совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования; лицензируемый вид деятельности -вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в ч. 3 ст. 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.
Порядок лицензирования частной охранной деятельности, осуществляемой юридическими лицами, учрежденными специально для оказания охранных услуг, определен Положением о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2011 N 498 "О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности".
В силу ч. 1 ст. 11 Закона РФ N 2487-1 оказание услуг, перечисленных в ч. 3 ст. 3 настоящего Закона, разрешается только организациям, специально учреждаемым для их выполнения и имеющим лицензию, предоставленную федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности, или его территориальным органом.
Установлено, что ООО ОА "Профессионал" является юридическим лицом и осуществляет охранную деятельность на основании лицензии на осуществление частной охранной деятельности Л056-00106-63/00146112, выданной Управлением Росгвардии по Самарской области, сроком действия до 26.05.2027.
В соответствии с ч. 2 ст. 11 Закона от 11.03.1992 N 2487-1 о начале и об окончании оказания охранных услуг, изменении состава учредителей (участников) частная охранная организация обязана уведомить территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере частной охранной деятельности, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Такой порядок предусмотрен п. "А" ч. 2 Правил уведомления частной охранной организацией территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации о начале и об окончании оказания охранных услуг, изменении состава учредителей (участников), утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.06.2011 N 498 "О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности" частная охранная организация обязана в письменной форме или в электронной форме посредством заполнения соответствующей интерактивной формы в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" уведомить уполномоченный орган, выдавший лицензию на осуществление частной охранной деятельности, а также уполномоченный орган по месту охраны имущества (расположения объекта охраны), не менее чем за 12 часов до начала осуществления оказания услуг: в виде вооруженной охраны объектов или имущества, за исключением охраны объектов путем принятия мер реагирования на сигнальную информацию технических средств охраны; по обеспечению внутриобъектового и пропускного режимов на объектах; по обеспечению порядка в местах проведения массовых мероприятий; по охране объектов, а также при обеспечении внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности; связанных с охраной имущества или предметов, ограниченных в обороте.
Довод подателя жалобы о том, что в отношении ООО ОА "Профессионал" фактически проводилась внеплановая выездная проверка отклоняется на основании следующего.
Согласно ч. 1 ст. 20 Закона N 2487-1 федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной деятельности и федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной охранной деятельности осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере частной охранной деятельности, и его территориальные органы в пределах, установленных настоящим Законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Контроль за частной детективной деятельностью и частной охранной деятельностью на территории Российской Федерации осуществляют иные уполномоченные федеральные органы исполнительной власти и подчиненные им органы и подразделения в пределах, установленных настоящим Законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Положения указанной части статьи чётко определяют, что контроль за частной охранной деятельностью может осуществляться как в пределах установленных законодательством о частной охранной деятельностью, так и в пределах, установленных другими нормативно правовыми актами Российской Федерации. Согласно п.п. 3, 20 и 26 ч. 1 ст. 9 Федерального закона N 226-ФЗ сотрудники Росгвардии наделены полномочиями по пресечению преступлений, административных правонарушениях и противоправных действий, осуществлению контроля за деятельностью частных охранных организаций и частных детективов, входить беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения в помещения, занимаемые частными охранными организациями и частными детективами, а также в помещения организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам профессионального обучения частных охранников, частных детективов и дополнительным профессиональным программам для руководителей частных охранных организаций, в целях выполнения возложенных на войска национальной гвардии обязанностей по контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной охранной деятельности и частной детективной деятельности; осматривать места хранения специальных средств и огнестрельного оружия; проверять организацию охраны, осуществляемой частными охранными организациями, на соответствие установленным правилам; получать письменную и устную информацию о частных охранных организациях, частных охранниках, частных детективах и об организациях, осуществляющих образовательную деятельность по программам профессионального обучения частных охранников, частных детективов и дополнительным профессиональным программам для руководителей частных охранных организаций; выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений правил частной охранной деятельности и частной детективной деятельности.
Таким образом, п. 26 ч. 1 ст. 9 Федерального закона N 226-ФЗ предусматривает отдельное мероприятия проведение проверки организации охраны, осуществляемой частными охранными организациями, на соответствие установленным правилам; получая при этом письменную и устную информацию о частных охранных организациях, при этом соответствующая норма, не содержит на какие-либо указания, что данные проверки могут проводиться только в рамках плановых или внеплановых проверок.
Согласно ч. 5 ст. 20 Закона N 2487-1 в целях осуществления государственного контроля за соблюдением лицензиатом лицензионных требований при осуществлении частной детективной деятельности или частной охранной деятельности федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере частной охранной деятельности, или его территориальные органы проводят плановую и внеплановую проверки. Указанные проверки проводятся на основании соответствующих распоряжений (приказов) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере частной охранной деятельности, или его территориальных органов. К отношениям, связанным с проведением органами внутренних дел проверок лицензиатов и не урегулированным данным законом, применяются положения законодательства Российской Федерации. Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля. В то же время в силу пп. 23 п. 3.1 ст. 1 Федерального закона N 294-ФЗ положения данного закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются также при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной охранной деятельности. Учитывая полномочия войск национальной гвардии, предусмотренные п.п. 3, 5, 20 и 26 ч. 1 ст. 9 Федерального закона N 226-ФЗ, сотрудники войск национальной гвардии вправе осуществлять проверочные мероприятия организаций охраны, не применяя Федеральный закон N 294-ФЗ, устанавливающий порядок организации и проведения проверок.
Согласно ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются: непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения; поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения; сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 5.27 и ст. 14.52 настоящего Кодекса); фиксация административного правонарушения в области дорожного движения или административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, совершенного с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи; подтверждение содержащихся в сообщении или заявлении собственника (владельца) транспортного средства данных о том, что в случаях, предусмотренных п. 4 настоящей части, транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона N 226-ФЗ войска национальной гвардии наделены полномочиями по осуществлению производства по делам об административных правонарушениях в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно п. 103 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ должностные лица войск национальной гвардии Российской Федерации уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.1 (в части соблюдения требований законодательства об оружии, частной детективной и частной охранной деятельности).
Таким образом, должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, нарушения лицензионных требований ООО ОА "Профессионал" были выявлены по информации которая поступила непосредственно ему, без проведения проверочных мероприятий, предусмотренных Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ, ст. 20 Закона от 11.03.1992 N 2487-1, Административным регламентом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной охранной деятельности, утверждённый приказом Росгвардии от 30.11.2019 N 3958.
Центром лицензионно-разрешительной работы Управления Росгвардии по Самарской области внеплановая проверка ООО ОА "Профессионал" не проводилась.
Доводы общества, что в материалах проверки отсутствуют протоколы допроса свидетелей, сведения о предупреждении свидетелей об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, правомерно признаны несостоятелеными на основании следующего.
За дачу заведомо ложных показаний либо отказ от дачи показаний свидетель несет ответственность в соответствии со ст.ст. 307 и 308 Уголовного кодекса РФ. Однако, Управление Росгвардии по Самарской области не является органом предварительного следствия, о фактах возбуждения уголовных дел в отношении должностных лиц ООО ОА "Профессионал" административному органу не известно. При этом, работники ООО ОА "Профессионал", а также представители заказчиков охранных услуг были опрошены до составления протокола.
Указанный довод о нарушении процессуальных действий, выраженных в отсутствии фиксации сведений о паспортных данных и датах рождения понятых так же подлежало отклонению на основании следующего.
В соответствии с требованиями ст. 25.7 КоАП РФ должностным лицом, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, в качестве понятого может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо.
При этом, ссылка о необходимости указания в процессуальных документах паспортных данных и даты рождения понятых, в КоАП РФ отсутствует.
Приобщенные к материалам дела фотоматериалы представлены в виде фототаблицы, с указанием места и даты осуществления фотосъемки.
Довод подателя жалобы о том, что ответчик в проверяемый период не выдавал работникам (охранникам) ООО ОА "Профессионал" специальные средства, ссылаясь на протокол допроса завхоза ГБОУ СОШ N 7, г. Кинель, Ниронова А.А. следует отнестись критически, т.к. предоставленные им сведения противоречат показаниям охранника общества Кудюровой Т.Н., которая сообщила, что палку резиновую ей выдал лично Булеев В.И., являющийся единственным учредителем ООО ОА "Профессионал". Указанную информацию подтвердила и директор ГБОУ СОШ N 7, г. Кинель, Титова Т.Н.
Ссылка ответчика на претензии заказчика охранных услуг - Комитета по управлению муниципального имущества г.о. Кинель от 17.02.2023, направленные в адрес ООО ОА "Профессионал", лишь подтверждает факт нарушения обязательств, принятых Обществом при исполнении муниципального контракта, которые зафиксированы после проверки организации охраны на вышеуказанном объекте, проведенной сотрудниками Управления Росгвардии по Самарской области.
Кроме того, охранник ООО ОА "Профессионал" Сидорина Л.П., осуществляющая охранные функции на объекте ГБОУ СОШ N 5 "ОЦ "Лидер" г. Кинеля, также сообщила, что палку резиновую ей выдал Булеев В.И. Данный факт подтверждается заместителем директора по АХР ГБОУ СОШ N5 "ОЦ "Лидер", г. Кинель, Федоровой Н.А.
В соответствии с п. 9 Правил приобретения, учета, хранения и ношения специальных средств, приобретения и обращения огнестрельного оружия и патронов к нему, применяемых в ходе осуществления частной охранной деятельности, - приложение N 13, к постановлению Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 N 587 "Вопросы частной детективной (ссыскной) и частной охранной деятельности", при ношении специальных средств работники частной охранной организации принимают меры, исключающие возможность свободного доступа к специальным средствам посторонних лиц.
Вменяемое Обществу правонарушение относится к административным правонарушениям с формальным составом, что предполагает существенность угрозы для охраняемых отношений в самом факте посягательства на них и не требует наступления общественно-опасных последствий или последствий для непосредственного объекта посягательства. При этом существенная угроза охраняемым общественным отношениям в данном случае заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а, вопреки позиции подателя жалобы, в пренебрежительном отношении Общества как лицензиата к исполнению своих публично-правовых обязанностей. Следует также отметить, что рассматриваемая сфера общественных отношений в силу своей специфики находится под особой охраной государства.
Факт нарушения Обществом требований Правил, выразившихся в расположении специальных средств (палка резиновая) на деревянной тумбочке на посту охраны, без опечатываемых, запирающихся на замок металлических сейфов, обеспечивающих их сохранность и исключающих доступ посторонних лиц, подтверждается материалами дела.
Таким образом, Обществом осуществлялась охранная деятельности с грубым нарушением лицензионных требований. Названные действия (бездействие) Общества содержат признаки объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
В силу п. 16.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в ч. 1 или ч. 2 ст. 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
По смыслу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, с учетом предусмотренных ст. 2 ГК РФ характеристик предпринимательской деятельности (осуществляется на свой риск), отсутствие вины юридического лица, предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих.
В ходе проведения проверки не установлены обстоятельства, свидетельствующие о принятии обществом как лицензиатом всех возможных и достаточных мер либо наличии объективной невозможности по принятию мер, для своевременного соблюдения им норм и правил, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.
Доказательств невозможности соблюдения обществом требований лицензионного законодательства при осуществлении охранной деятельности, в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в рамках проведения проверки установлено не было.
Таким образом, указанные нарушения относятся к грубым нарушениям. Надлежащих доказательств, свидетельствующих об объективной невозможности соблюдения лицензионных требований, а равно принятии ООО ОА "Профессионал" всех зависящих от него мер по их соблюдению, в материалах настоящего дела не имеется и самим обществом в нарушение требований ч. 1 ст. 65 АПК РФ не представлено, что свидетельствует о наличии его вины во вменяемом административном правонарушении применительно к ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о доказанности Управлением Росгвардии по Самарской области наличия в деянии ООО АО "Профессионал" события и состава вменяемого правонарушения и наличия оснований для привлечения его к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
Процессуальные нарушения, которые в силу ст. 24.5 КоАП РФ, могли быть основанием для прекращения производства по делу, не установлены.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, на момент вынесения оспариваемого решения не истек.
Исходя из существа совершенного ООО ОА "Профессионал" административного правонарушения, а также охраняемых общественных отношений, суд верно отметил, что совершенное данным обществом административное правонарушение влечет возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, какие-либо доказательства, свидетельствующие об исключительности рассматриваемого случая и возможности применения ст. 2.9 КоАП РФ, обществом не представлены и материалы дела об административном правонарушении не содержат. В связи с чем, суд обоснованно не усмотрел предусмотренных законом оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ и квалификации совершенного обществом административного правонарушения в качестве малозначительного.
Помимо того, судом верно принято во внимание, что ООО ОА "Профессионал" является микропредприятием с 01.08.2016. Следовательно, в соответствии с ч. 1 ст. 4.1.2 КоАП РФ административный штраф должен быть назначен в размере, предусмотренном санкцией ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, т.е. в размере от четырех тысяч до восьми тысяч рублей.
Согласно ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Правовых оснований для замены назначенного административного наказания в виде штрафа на предупреждение в порядке ст. 3.4, ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ в данном случае не имеется, поскольку совершенное правонарушение влечет угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей.
Таким образом, принимая во внимание, что общество ранее к административной ответственности не привлекалось, в данном случае назначение минимального административного штрафа в соответствии с ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ в размере 4 000 руб. является законным и обоснованным, поскольку данное наказание отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулирования суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, а также являлись предметом исследования на стадии рассмотрения дела в суде первой инстанции и им дана надлежащая оценка.
Несогласие заявителя с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование закона не означают допущенной при рассмотрении дела ошибки и не подтверждают существенных нарушений судом норм права, в связи с чем доводы заявителя жалобы признаются необоснованными.
Сведений, опровергающих выводы суда, в жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании ст. 333.21 НК РФ при подаче апелляционной жалобы по данной категории дел государственная пошлина не уплачивается.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 05 мая 2023 года по делу N А55-8343/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Б. Корнилов |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-8343/2023
Истец: Управление Росгвардии по Самарской области
Ответчик: ООО Охранное Агентство "Профессионал"