г. Пермь |
|
13 июля 2023 г. |
Дело N А50-1289/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 июля 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гуляевой Е.И.,
судей Крымджановой Д.И., Лесковец О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Черногузовой А.В.,
при участии:
от заявителя - Мукониной Е.М., по доверенности от 20.12.2022, паспорт;
иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица, Управления земельно-имущественных отношений и градостроительства администрации Нытвенского городского округа,
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 21 апреля 2023 года
по делу N А50-1289/2023
по иску открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала" (ОГРН 1056604000970, ИНН 6671163413)
к Управлению земельно-имущественных отношений и градостроительства администрации Нытвенского городского округа (ОГРН 1195958043170, ИНН 5916035434)
о признании незаконными отказов,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала" (далее - ОАО "МРСК Урала", заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений Управления земельно-имущественных отношений и градостроительства администрации Нытвенского городского округа (ответчик), изложенных в письмах от 23.12.2022 N 3911 от 29.12.2022 N 3983, об отказе в выдаче разрешений на размещения объектов: "Строительство ВЛ 0,4 кВ с установкой ПУ для электроснабжения ур-ща Верхнее Егорово (4500075588)", расположенное по адресу Пермский край, г.о. Нытвенский, урочище Верхнее Егорово, " Строительство ВЛ 0,4 кВ с установкой ПУ для электроснабжения Нытвенского района (4500077720)", расположенное по адресу Пермский край, г.о. Нытвенский, с/п Оськинское, в районе д. Заполье.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 21.04.2023 заявленные требования удовлетворены. Признаны незаконными отказы Управления земельно-имущественных отношений и градостроительства администрации Нытвенского городского округа, изложенные в письмах от 23.12.2022 N 3911 от 29.12.2022 N 3983 об отказах в выдаче разрешений на размещения объектов: "Строительство ВЛ 0,4 кВ с установкой ПУ для электроснабжения ур-ща Верхнее Егорово (4500075588)", расположенное по адресу Пермский край, г.о. Нытвенский, урочище Верхнее Егорово, "Строительство ВЛ 0,4 кВ с установкой ПУ для электроснабжения Нытвенского района (4500077720)", расположенное по адресу Пермский край, г.о. Нытвенский, с/п Оськинское, в районе д. Заполье. На Управление земельно-имущественных отношений и градостроительства администрации Нытвенского городского округа возложена обязанность повторно рассмотреть поставленный открытым акционерным обществом "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала" вопрос в соответствии с подп.6 п.1 ст. 39.33 ЗК РФ.
Не согласившись с решением, ответчик обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе ответчиком приведены доводы о том, что при разрешении спора судом первой инстанции не учтено отнесение земельных участков с кадастровыми номерами N N 59:26:2380110:17, 50:26:2360101:290, к которым осуществляется технологическое присоединение, для чего заявитель просил выдать разрешения на размещение объектов, к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием - для ведения личного подсобного хозяйства, к сельскохозяйственным угодьям, имеющим приоритет в использовании, подлежащим особой охране. Указывает, что генеральным планом Нытвенского городского округа предусмотрено использование земельных участков в качестве сельскохозяйственных земель, строительство объектов на участках не предусмотрено. Отмечает, что земельные участки образованы из земельного участка (земельной доли), оборот участков урегулирован ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", земельные участки должны использоваться исключительно для производства сельскохозяйственной продукции, без права возведения на них зданий и строений, строительство капитальных и некапитальных строений не допускается, ввиду чего необходимость выдачи разрешений на размещение объектов электроснабжения отсутствует. Полагает, что оспариваемые решения являются законными и обоснованными, оснований для удовлетворения заявленных требований не имелось.
Заявитель направил в суд отзыв на апелляционную жалобу с возражениями относительно ее удовлетворения.
В судебном заседании представитель заявителя просила оставить обжалуемое решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители ответчика, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, в судебное заседание не явились.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, установлено судом первой инстанции, 15.12.2022 открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала" обратилось с заявлением о выдаче разрешения на размещение объекта "Строительство ВЛ 0,4 кВ с установкой ПУ для электроснабжения ур-ще Верхнее Егорово (4500075588)" по адресу: Пермский край, г.о. Нытвенский, урочище Верхнее Егорово; 23.12.2022 ОАО "МРСК Урала" обратилось с заявлением о выдаче разрешения на размещение объекта "Строительство ВЛ 0,4 кВ с установкой ПУ для электроснабжения Нытвенского района (4500077720)" по адресу: Пермский край, г.о.Нытвенский, с/п Оськинское, в районе д. Заполье.
Письмами от 23.12.2023 N 3911, от 29.12.2022 N 3083 ответчик отказал в выдаче разрешений на размещение объектов. Основанием для отказа послужило то обстоятельство, что земельные участки, к которым заявитель осуществляет технологическое присоединение, имеют разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства, отнесены к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, являются полевыми участками, должны использоваться исключительно для производства сельскохозяйственной продукции, без права возведения на нем зданий и строений.
Полагая принятые решения не соответствующими закону, нарушающими права заявителя в сфере экономической деятельности, заявитель обратился в суд с заявлением о признании решений незаконными, нарушающими права.
Разрешая спор, удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что в выданных заявителю технических условиях в указаны в качестве энергопринимающих устройств садовые дома, технические условия не являются документами, разрешающими строительство капитальных объектов на земельных участках, получение разрешений необходимо заявителю для эксплуатации элементов линейного объекта заявителя, выдача разрешений на размещение не приведет к невозможности использования земельных участков в соответствии с их разрешенным использованием, заявителем подготовлены рабочие проекты рекультивации земель после выполнения работ.
Заслушав мнение представителя заявителя, изучив апелляционную жалобу, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции полагает решение законным и обоснованным.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействий) органов, осуществляемых публичные полномочия, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого решения и действия (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемое решение или действие (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемое решение или действие (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания незаконными действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие оспариваемых действий (бездействия) закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации определены случаи и основания для использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута.
Одним из таких случаев использования указанных земель и земельных участков без их предоставления и установления сервитутов согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 39.33 ЗК РФ является размещение нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 названной нормы использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в подпунктах 1 - 5 и 7 пункта 1 данной статьи, осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа.
Для случая же, предусмотренного подпунктом 6 пункта 1 статьи 39.33 ЗК РФ, разрешение на использование земельного участка не требуется.
При этом пунктом 3 статьи 39.36 ЗК РФ установлено, что виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 данной статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Постановлением N 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее - Перечень), пунктом 5 которого предусмотрена возможность размещения на земельных участках без их предоставления и установления сервитута линий электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанных с ними трансформаторных подстанций, распределительных пунктов и иного предназначенного для осуществления передачи электрической энергии оборудования, для размещения которых не требуется разрешение на строительство.
Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации Постановлением Правительства РФ от 12.11.2020 N 1816 (ред. от 19.12.2022) "Об утверждении перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории, перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство, перечня случаев, при которых для создания горных выработок в ходе ведения горных работ не требуется получение разрешения на строительство, внесении изменений в перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", согласно которому для строительства и реконструкции линий электропередачи классом напряжения до 35 кВ включительно, а также связанных с ними трансформаторных подстанций, распределительных пунктов не требуется получения разрешения на строительство.
Порядок и условия размещения отдельных видов объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Пермского края установлен Постановлением Правительства Пермского края от 22.07.2015 N 478-п.
Согласно пункту 2 Порядка объекты размещаются на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченного на распоряжение испрашиваемыми землями или земельными участками, на которых планируется размещение объектов.
Основания для принятия решения об отказе в выдаче разрешения на использование земель или земельного участка поименованы в пункте 9 Порядка. Данный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Судом первой инстанции установлено, материалами дела подтверждено, что ОАО "МРСК Урала" обратилось в уполномоченный орган с заявлением о выдаче разрешений на размещение линий электропередач - объектов, не требующих выдачи разрешения на строительство, предусмотренных пунктом 5 Перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.11.2020 N 1816.
При этом пункт 2 статьи 78 ЗК РФ допускает использование земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий в случаях осуществления строительства дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, а пункт 4 этой же нормы допускает размещение линейных объектов в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи даже на земельных участках из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на расстоянии не более тридцати километров от границ сельских населенных пунктов.
В соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", "Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросётевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 861 сетевая организация обязана выполнить мероприятия по технологическому присоединению.
Сетевые организации осуществляют передачу электрической энергии по электрическим сетям и технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, энергетических установок генерирующих компаний и объектов электросетевого хозяйства иных владельцев к электрическим сетям. Деятельность сетевых организаций является естественно-монопольной и регулируется государством. Регулирование включает не только установление в той или иной форме соответствующих тарифов (платы) за оказанные с надлежащим качеством услуги, но и обеспечение недискриминационного доступа потребителей услуг сетевых организаций к электрическим сетям, включая утверждение органами исполнительной власти условий типовых договоров и порядка их заключения.
Учитывая, что доводов о непредставлении необходимых документов для получения разрешений на размещение ответчиком не приведено, доказательств не представлено, заявитель имеет право на получение соответствующих разрешений, суд первой инстанции пришел к правильным выводам об отсутствии оснований для отказа в выдаче разрешений.
Доводы ответчика от отнесении земельных участков с кадастровыми номерами N N 59:26:2380110:17, 50:26:2360101:290, к которым осуществляется технологическое присоединение, к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием - для ведения личного подсобного хозяйства, к сельскохозяйственным угодьям, имеющим приоритет в использовании, подлежащим особой охране, о том, что генеральным планом Нытвенского городского округа предусмотрено использование данных земельных участков в качестве сельскохозяйственных земель, строительство объектов на участках не предусмотрено, земельные участки должны использоваться исключительно для производства сельскохозяйственной продукции, без права возведения на них зданий и строений, строительство капитальных и некапитальных строений не допускается, ввиду чего необходимость выдачи разрешений на размещение объектов электроснабжения отсутствует, судом апелляционной инстанции рассмотрены и отклонены с учетом положений пункта 2 статьи 78 ЗК РФ. При этом использование земельных участков по назначению (ведение сельского хозяйства, личного подсобного хозяйства) не исключает необходимости осуществления заявителем технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства, обеспечения нужд снабжения электрической энергией владельцев участков.
Кроме того доказательств отнесения земельных участков, указанных в оспариваемых решениях, к землям сельскохозяйственных угодий, ответчиком не представлено. Отнесение участков к землям сельскохозяйственного назначения само по себе не свидетельствует о придании данным землям статуса сельскохозяйственных угодий.
При таких обстоятельствах требования заявителя правомерно удовлетворены судом.
Суд апелляционной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судом установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда апелляционной инстанции не имеется (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта, не установлено.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции отмене не подлежит. Основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 104, 110, 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 21 апреля 2023 года по делу N А50-1289/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Е.И. Гуляева |
Судьи |
Д.И. Крымджанова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-1289/2023
Истец: ОАО "МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ УРАЛА"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНО-ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА АДМИНИСТРАЦИИ НЫТВЕНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА