г. Санкт-Петербург |
|
13 июля 2023 г. |
Дело N А56-8449/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 июля 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Денисюк М.И., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Малафеевой С.Г.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от заинтересованного лица: Полторецкий С.В. по доверенности от 28.12.2022
от 3-го лица: не явились, извещены
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-16671/2023) ООО "ЭКО СПЕКТР" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.04.2023 по делу N А56-8449/2023, принятое
по заявлению ООО "ЭКО СПЕКТР" (к онлайн-заседанию не подключился)
к Управлению Федеральной Антимонопольной службы по Ленинградской области
3-е лицо: 1) Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ленинградской области "Сланцевская межрайонная больница",
2) Общество с ограниченной ответственностью "РТС-тендер"
об оспаривании решения
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Эко Спектр" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (далее - Управление, УФАС) от 19.12.2022 по делу N 047/06/42-3588/2022.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спор, привлечены государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ленинградской области "Сланцевская межрайонная больница", общество с ограниченной ответственностью "РТС-Тендер".
Решением суда от 06.04.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, Общество направило апелляционную жалобу, в которой просит прейти к рассмотрению в дела по правилам суда первой инстанции, отменить решение суда, удовлетворить заявленные требования. Податель жалобы указывает, что Заказчиком объединены в один лот в электронном аукционе услуги и поставка товара, функционально и технологически не связанные между собой, что может привести к ограничению числа участников закупки. Ссылается на то, что суд первой инстанции не принял во внимание, что непосредственно сбор и перемещение медицинских отходов с подразделений по территории медицинской организации к месту их дальнейшей погрузки в транспортное средство исполнителя, осуществляется Заказчиком самостоятельно, т.е. собственными силами Заказчика. Также полагает, что имеются основания для отмены решения суда в силу пункта 5 части 4 статьи 270 АПК РФ, ввиду подписания решения суда не тем судьей.
В судебном заседании представитель Управления просил оставить жалобу без удовлетворения, ссылаясь на правомерность решения суда.
От Общества поступило ходатайство об участии в судебном заседании посредством онлайн-связи, которое было удовлетворено. Поскольку представитель Общества не присоединился к онлайн-заседанию, суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в его отсутствие, учитывая, что Общество надлежащим образом извещено о времени и месте судебного разбирательства.
Третьи лица надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, однако их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru 09.12.2022 размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме
Начальная (максимальная) цена контракта - 636 500,00 рублей.
Ленинградское УФАС России рассмотрев жалобу ООО "Эко Спектр" (вх. N 5873-ИП/22 от 12.12.2022) на положение извещения N 0345300032422000176 об осуществлении закупки в части описания объекта закупки, положений проекта контракта при проведении электронного аукциона на оказание услуг по централизованному сбору, временному хранению, транспортированию и термическому обезвреживанию (сжиганию) медицинских отходов класса "Б", "В" и их последующему размещению на объекте, включенном в ГРОРО, с обязательной сменой и дезинфекцией специализированных многоразовых контейнеров для нужд ГБУЗ ЛО "Сланцевская МБ", а также в результате проведения внеплановой проверки на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), признала жалобу необоснованной, о чем 19.12.2022 вынесла решение N 047/06/42-3588/2022.
Не согласившись с вышеуказанным решением Управления, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспариваемого решения, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований отказал.
Выслушав представителя Управления, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
Закон N 44-ФЗ регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений.
В силу положений части 2 статьи 8 Закона N 44-ФЗ конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона N 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми.
Пунктом 2 названной статьи предусмотрено, что к конкурентным способам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) относятся, в том числе, аукционы (открытый аукцион в электронной форме, закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме).
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Закона N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
- описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 той же статьи предусмотрено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что объектом закупки с извещением N 0345300032422000176 является: "Оказание услуг по централизованному сбору, временному хранению, транспортированию и термическому обезвреживанию (сжиганию) медицинских отходов класса "Б", "В" и их последующему размещению на объекте, включенном в ГРОРО, с обязательной сменой и дезинфекцией специализированных многоразовых контейнеров для нужд ГБУЗ ЛО "Сланцевская МБ".
Из объекта закупки следует, что услуги оказываются при работе с отходами класса "Б" - эпидемиологически опасные отходы и класса "В" - чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы.
Описанием объекта закупки установлено следующее:
"4.3.1. Исполнитель организует централизованный сбор на территории Заказчика, транспортирование отходов с адресов Заказчика на участок по обращению с отходами, расположенный в пределах территориальных границ Санкт-Петербурга и Ленинградской области (далее - Участок), производит их обеззараживание/обезвреживание, осуществляет последующую транспортировку отходов для размещения на объекте, включенном в ГРОРО Ленинградской области.
Кроме того, проектом контракта предусмотрено:
"4.3.3. Исполнитель на безвозмездной основе, предоставляет Заказчику специализированные сменные многоразовые контейнеры (далее - контейнеры), изготовленные из материалов, устойчивые к механическому воздействию, воздействию высоких и низких температур, моющих и дезинфицирующих, средств, с плотно закрывающимися крышками, конструкция которых не должна допускать их самопроизвольного открывания, предназначенные для сбора, накопления и последующего вывоза отходов Заказчика (в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профичактических) мероприятий").
4.3.3.1. Количество и характеристики контейнеров указаны по позиции 2 п. 7 настоящего Описания объекта закупки;
4.3.3.2. Передача контейнеров осуществляется по Акту приема-передачи оборудования (по форме Приложения N 1 к Описанию объекта закупки).
4.3.4. Исполнитель на время действия договора при оказании услуг в части централизованного сбора, временного хранения отходов на территории Заказчика должен предоставить в безвозмездное пользование следующие товары:
- морозильное оборудование для сбора и временного хранения медицинских отходов класса "Б";
- одноразовые непрокалываемые влагостойкие контейнеры для сбора острых отходов, "Отходы. Класс Б"
4.3.4.1. Количество и характеристики товаров указаны по позиции 3-5,8 п. 7 настоящего Описания объекта закупки
4.3.4.2. Передача товаров осуществляется по Акту приема-передачи оборудования (по форме Приложения N 1 к Описанию объекта закупки).
4.3.5. В течение 5 (пяти) рабочих дней с момента получения заявки от Заказчика Исполнитель обязан поставлять Заказчику расходные материалы, а именно одноразовые специализированные пакеты жёлтого и красного цвета, обеспечивающие возможность безопасного сбора отходов класса Б и В (с маркировкой "Отходы. Класс Б" и "Отходы. Класс В") с бирками-стяжками или другими приспособлениями для закрытия и герметизации пакетов.
4.3.5.1. Количество и характеристики необходимых расходных материалов определяются с учётом требований СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жичым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", исходя из годового объема вывозимых медгщинских отходов Заказчика п. 7 настоящего Описания объекта закупки).
4.3.5.2. Передача Исполнителем расходных материалов осуществляются по Акту приема передачи расходных материалов (по форме Приложения N 2 к Описанию объекта закупки)".
Общество полагает, что Заказчиком объединены в один лот услуги и поставка товара в электронном аукционе функционально и технологически не связанных между собой, что может привести к ограничению участников закупки.
Вместе с тем, согласно пункту 203 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" транспортирование отходов с территории медицинских организаций производится специализированным транспортом к месту последующего обезвреживания, размещения медицинских отходов, использование указанных транспортных средств для других целей не допускается.
Согласно пункту 163 СанПиН 2.13684-21, система сбора, хранения, размещения и транспортирования, обеззараживания (обезвреживания) медицинских отходов должна включать следующие этапы:
- сбор отходов внутри организаций, осуществляющих медицинскую и (или) фармацевтическую деятельность;
- перемещение отходов из подразделений и хранение отходов на территории организации, образующей отходы;
- обеззараживание (обезвреживание) отходов;
- транспортирование отходов с территории организации, образующей отходы; -размещение, обезвреживание или утилизация медицинских отходов.
Из пункта 179 СанПиН 2.1.3684-21 следует, что у медицинской организации должны быть в наличии необходимые расходные средства, в том числе одноразовая тара, для обращения с медицинскими отходами.
Из содержания статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что при формировании Технического задания заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению требований к конкретным показателям товаров, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности, с учетом норм Закона о контрактной системе.
Обществом не учтено, что при осуществлении закупки Заказчик наделен правом объединения в составе одного лота функционально связанных между собой объектов, в данном случае - оказание услуг по сбору, транспортированию и обезвреживанию медицинских отходов с обязательной сменой и дезинфекцией специализированных многоразовых контейнеров, т.е. организации мест сбора - предоставления специального оборудования и расходных материалов, необходимых в соответствии с установленной санитарными правилами технологией (СанПиН 2.1.3684-21).
При осуществлении закупки заказчик наделен правом объединения в составе одного лота функционально связанных между собой объектов, в данном случае - оказание услуг по сбору, транспортированию и обезвреживанию медицинских отходов с обязательной сменой и дезинфекцией специализированных многоразовых контейнеров, т.е. организации мест сбора - предоставления специального оборудования и расходных материалов, необходимых в соответствии с установленной санитарными правилами технологией (СанПиН 2.1.3684-21).
Изложенное свидетельствует, что все требования, установленные заказчиком в документации - установлены для обеспечения порядка обращения с медицинскими отходами в том числе, в соответствии с СанПиН 2.1.3684-21, направлены на поддержание надлежащего санитарно-эпидемиологического состояния в лечебном учреждении и связаны между собой единой технологической цепью и функциональным назначением.
Медицинская организация имеет самостоятельное право выбора способов сбора, хранения, обезвреживания и утилизации медицинских отходов. При выборе оптимального способа, медицинская организация ориентируется исключительно на собственные потребности и вопросы санитарно-эпидемиологической безопасности сотрудников, пациентов и населения. Медицинская организация имеет право выбрать один из способов обращения с медицинскими отходами, разрешенными согласно действующему законодательству Российской Федерации.
Организация временного хранения, транспортировки необеззараженных медицинских отходов и термического обезвреживания их централизованным способом, выполняется в лечебных учреждениях в соответствии со схемой обращения с медицинскими отходами, в которой участок по обезвреживанию медицинских отходов находится за территорией медицинского учреждения, а места накопления, временного хранения медицинских отходов оборудуются в специальном холодильном оборудовании, которое принадлежит специализированной организации, осуществляющей оказание услуг.
Холодильное оборудование и контейнеры обеспечивают безопасное накопление, хранение и сбор медицинских отходов вне лечебных корпусов медицинских учреждений. Наличие морозильного оборудования, технологически и функционально связано с объектом закупки, т.к. без него невозможно оказать закупаемую услугу качественно в соответствии с санитарными нормами, то есть морозильное оборудование и многоразовые контейнеры не поставляются заказчику, а предоставляются в безвозмездное временное пользование в целях оказания услуг и подлежит возврату по истечении срока оказания услуги.
В силу положений Закона о контрактной системе потребности заказчика, являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Законом о контрактной системе не установлено ограничений по включению в документацию об аукционе требований к товару, являющихся значимыми для заказчика. Соответственно, указание в документации об аукционе конкретных технических характеристик товара, поставляемого и/или используемого при выполнении работ, оказании услуг для государственных нужд, предусмотрено законодательством и поэтому не влечет нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Требования к холодильному оборудованию, многоразовым контейнерам и пакетам с емкостями, указанные в приложениях к описанию объекта закупки, не содержат характеристик, которые могли бы повлечь ограничение количества участников закупки.
Отсутствие у каких-либо лиц возможности оказать услуги, соответствующие потребностям заказчиков, не свидетельствует о нарушении заказчиками прав этих лиц, а также об ограничении заказчиками числа участников закупки.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что аукционная документация составлена с учетом потребностей заказчиков и не противоречит Закону о контрактной системе.
В рассматриваемом деле не представлено доказательств того, что закупка необоснованна, а сформулированные заказчиком требования к объекту закупки не соответствуют фактическим потребностям и приводят к необоснованному ограничению количества участников.
Из правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 N 11017/10 следует, что основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Таким образом, следует согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что при проведении закупки Заказчиком не было допущено факта ограничения конкуренции, а требования к используемому при оказании услуг товару установлены таким образом, чтобы получить товар с теми характеристиками, которые необходимы заказчику и соответствуют его потребностям.
Кроме того, судом первой инстанции обоснованно установлено, что на участие в закупке подано 3 заявки, что подтверждает отсутствие ограничения конкуренции в действиях Учреждения.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии в действиях Учреждения нарушений Закона N 44-ФЗ, в связи с чем обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции отклоняет довод подателя жалобы о том, что решение суда первой инстанции подписано не тем судьей, который рассматривал дело.
Согласно пункту 5 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции в любом случае является неподписание решения судьей или одним из судей, если дело рассмотрено в коллегиальном составе судей, либо подписание решения не теми судьями, которые указаны в решении.
В настоящем деле все судебные акты, протокол судебного заседания, обжалуемое решение подписаны судьей, который рассматривал дело.
Допущенная в склонении фамилии судьи опечатка не свидетельствует о нарушении судом норм процессуального права, являющимся безусловным основанием для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06 апреля 2023 года по делу N А56-8449/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Эко Спектр" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.И. Протас |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-8449/2023
Истец: ООО "ЭКО СПЕКТР"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области
Третье лицо: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ "СЛАНЦЕВСКАЯ МЕЖРАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА", ООО "РТС-ТЕНДЕР"