г. Самара |
|
13 июля 2023 г. |
Дело N А55-466/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 июля 2023 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Деминой Е.Г.,
судей Буртасовой О.И., Морозова В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Якушовой Н.С.,
с участием: от общества с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс" - Скуратов А.А., доверенность от 24.05.2023, диплом, Хабибуллина Н.Г., по доверенности от 24.11.2022, диплом N 1448. от 06.03.2002 (после перерыва); от Садоводческого некоммерческого товарищества "Строммашивец-1" - Касьянов М.Р., доверенность от 01.05.2023, диплом (до перерыва),
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в зале N 1 апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс" на решение Арбитражного суда Самарской области от 16 марта 2023 года по делу N А55-466/2022 (судья Бунеев Д.М.)
по иску общества с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс" (ОГРН 1136316004747, ИНН 6316186232)
к Садоводческому некоммерческому товариществу "Строммашивец-1" (ОГРН 1106330002679, ИНН 6330042627)
о взыскании
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс" (далее- истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к Садоводческому некоммерческому товариществу "Строммашивец-1" о взыскании 439 273,80 руб. долга по договору на оказание услуг по обращению с ТКО N ТКО-21278 от 15.10.2020 за период с 01.01.2019 по 30.06.2021.
Решением от 16.03.20232 исковые требования оставлены без удовлетворения
Истец не согласился с принятым судебным актом. В апелляционной жалобе ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что вывод суда об отсутствии у ответчика обязанности по заключению договора оказания услуг по обращению с ТКО, является необоснованным.
Доводы заявителя подробно изложены в апелляционной жалобе и поддержаны его представителями в судебном заседании.
Кроме этого, истцом в качестве обоснования апелляционной жалобы в суд апелляционной инстанции представлены документы, в качестве дополнительных доказательств, которые в силу части 2 статьи 268 АПК РФ приняты и приобщены к материалам дела. Указанные документы касаются утверждения тарифа для регионального оператора в спорный период, методики начисления платы за обращение с ТКО.
Представитель ответчика отклонил доводы жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Проверив материалы дела, ознакомившись с отзывом ответчика, выслушав представителей сторон, оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с представленными доказательствами, суд апелляционной инстанции установил.
С 01.01.2019 деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению твердых коммунальных отходов (далее -ТКО) на территории Самарской области осуществляется региональным оператором.
Статус Регионального оператора по обращению с ТКО на территории Самарской области присвоен ООО "ЭкоСтройРесурс" по результатам конкурсного отбора и впоследствии заключенного с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства по Самарской области соглашения от 01.11.2018 об осуществлении деятельности регионального оператора по обращению с ТКО на всей территории Самарской области.
Между истцом и ответчиком (потребитель) заключен договор на оказание услуг по обращению с ТКО N ТКО-21278 от 15.10.2020 на условиях типовой формы договора.
При заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО применяются Правила обращения с ТКО, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156). Обязанность заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО потребителями ТКО с региональным оператором и оплаты соответствующих услуг предусмотрена статьями 24.6 и 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и пунктом 4 Правил N 1156.
В силу статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее- ГК РФ) условия заключенного договора применяются к отношениям, возникшим до даты заключения типового договора, то есть распространяют свое действие с даты фактического оказания региональным оператором услуг потребителю, а именно с 01.01.2019.
Договор о предоставлении услуг по обращению с ТКО является договором возмездного оказания услуг.
Согласно пункту 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги, а заказчик оплатить эти услуги.
В силу статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В соответствии с пунктом 2 договора региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и месте, которые определены в договоре, и обеспечивать их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством РФ, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Согласно пункту 6 договора под расчетным периодом понимается один календарный месяц. Оплата услуг по договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора.
Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области N 846 от 18.12.2018, приказами Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области N 95 от 28.03.2019, N 781 от 19.12.2019, N 830 от 18.12.2020 утвержден единый предельный тариф на услугу Регионального оператора по обращению с ТКО в размере 498,47 руб./куб.м. (без учета НДС) или 598,16 руб./куб.м (с учетом НДС).
В соответствии с пунктом 6.1 договора во взаимосвязи с приложением N I стороны производят учет объема (массы) ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 года N 505 "Об утверждении правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", следующим способом: расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО.
В соответствии с пунктом 7 договора потребитель ежемесячно в полном объеме оплачивает услуги по обращению с ТКО до десятого числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с ТКО.
С 01.01.2019 региональный оператор принимал ТКО, обеспечивал их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение, то есть фактически оказывал услуги по обращению с ТКО с места (площадки) накопления ТКО согласно приложению N 1 к договору.
Оказание услуги по обращению с ТКО в период с 01.01.2019 по 30.06.2021 подтверждено истцом надлежащими письменными доказательствами - универсальными передаточными актами (УПД) направленными в адрес ответчика от 31.12.2020 N КУ12-025816, N КУ12-025818, N КУ12-025819, N КУ12-025820, N КУ12-025821, N КУ12-025822, N КУ025823, N КУ02-025824; от 31.01.2021 N КУ01-001701, от 28.02.2021 N КУ02-022422, от 31.03.2021 NКУ03-002586, от 30.04.2020 N КУ04-002981, от 31.05.2021 N КУ05-006771, от 30.06.2021 N КУ06-008725.
Задолженность ответчика перед истцом за оказанные услуги по обращению с TKO за период с 01.01.2019 по 30.06.2021 составила 439 273, 80 руб.
В связи с неоплатой задолженности истец направил в адрес ответчика претензию, которая была оставлена без удовлетворения, что явилось основанием для обращения истца в суд с вышеуказанным иском.
Признавая требования истца необоснованными и не подлежащими удовлетворению, суд первой инстанции руководствовался нормами жилищного законодательства: Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2017 N 232 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" которым Правила N 354 дополнены разделом ХУ(1), который регламентирует предоставление коммунальной услуги по обращению с ТКО; частью 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которому собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с ТКО путем заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО. Под обращением с ТКО для целей этого Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение ТКО.
Суд исходил из следующего. В соответствии с пунктом 148 (5) Правил N 354 условия предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО собственнику и пользователю жилого дома (домовладения) по его выбору определяются:
а) в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО, заключаемом собственником жилого дома (домовладения) с соответствующим региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 13.07.2019 N 897);
б) в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключаемом собственником жилого дома (домовладения) с организацией (в том числе садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом), которая от своего имени и в интересах собственника заключает договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с соответствующим региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 21.12.2018 N 1622, от 13.07.2019 N 897).
Подпункт "а" пункта 148(5) Правил N 354 в прежней редакции: "в договорах на оказание услуг по обращению с ТКО, заключаемых собственниками жилых помещений в многоквартирном доме с соответствующим региональным оператором по обращению с ТКО" решением Верховного Суда Российской Федерации от 29.04.2019 признан недействующим со дня вступления в законную силу, поскольку являлся неопределенным по отношению к собственнику и пользователю жилого дома (домовладения) и не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
В данном случае такими актами являлись пункт 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункт 1, статьи 24.7 Закона об отходах производства и потребления.
Суд указал, что из содержания вышеприведенной правовой нормы следует, что у собственника и пользователя жилого дома (домовладения) имеется право выбора, с кем из перечисленных в подпунктах "а" и "б" лиц он может заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО: непосредственно с региональным оператором, или с уполномоченной организацией, которая от своего имени и в интересах собственника заключает договор на оказание услуг по обращению с ТКО с соответствующим региональным оператором по обращению с ТКО.
Согласно пункту 148 (10) Правил N 354 организация, указанная в подпункте "б" пункта 148(5) настоящих Правил, приступает к предоставлению коммунальной услуги по обращению с ТКО потребителям в жилом доме (домовладении) с даты начала предоставления коммунальной услуги, указанной в заключенном с собственником жилого дома (домовладения) в письменной форме договоре о предоставлении коммунальной услуги. Организация, указанная в подпункте "б" пункта 148 (5) Правил N 354, прекращает предоставление коммунальной услуги по обращению с ТКО с даты расторжения договора о предоставлении указанной коммунальной услуги по основаниям, установленным жилищным, гражданским законодательством Российской Федерации или законодательством Российской Федерации об отходах производства и потребления.
В соответствии с пунктом 148(11) Правил N 354 региональный оператор по обращению с ТКО приступает к предоставлению коммунальной услуги по обращению с ТКО:
в) собственникам и пользователям жилых домов (домовладений) - со дня возникновения права собственности на жилой дом (домовладение) или иного законного права пользования жилым домом, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления, за исключением периода времени, в течение которого собственником жилого дома (домовладения) и организацией, указанной в подпункте "б" пункта 148(5) настоящих Правил, в письменной форме заключен и исполняется договор на оказание услуг по обращению с ТКО и такой договор не расторгнут.
Исходя из анализа указанных норм, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что правомочия у организации, указанной в подпункте "б" пункта 148(5) Правил N 354, на заключение от своего имени в интересах собственника жилого дома (домовладения) договора с региональным оператором на оказание услуг по обращению с ТКО зависят от волеизъявления собственника домовладения и, соответственно, ТКО и подтверждается заключенным между собственником и указанной организацией договором.
В этом случае организация выступает исполнителем коммунальной услуги по ТКО в отношении собственников жилых домов (домовладений).
Судом установлено, что ответчик является эксплуатирующей организацией поселка с индивидуальной жилой застройкой, многоквартирных жилых домов в поселке нет, а собственники домовладений не заключали с ним договоров по обращению с ТКО.
Напротив, 25.05.2019 собственниками было принято решение, оформленное протоколом N 11, "не заключать договор с региональным оператором по вывозу ТБО".
Суд пришел к выводу о том, что ответчик не имеет права не выполнять или нарушать решения, принятые общим собранием. Таким образом, у ответчика отсутствуют правовые основания для заключения от своего имени и в интересах собственников договора на оказание услуг но обращению с твердыми коммунальными отходами с истцом в соответствии с подпунктом "б" пункта 148(5) Правил N 354.
Суд указал, что в такой ситуации истец должен заключить прямые договоры с каждым из собственников (членов и не членов СНТ "Строммашивец" -1"), поскольку последние также могут иметь участки и домовладения на территории товарищества, но этот факт не обязывает их вступать в товарищество в обязательном порядке) и выставлять именно им платежные документы (квитанции) для внесения платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, а не ответчику.
Учитывая, что ответчик договоры по оказанию услуги по обращению с ТКО с собственниками домовладений не заключал, суд признал договор по обращению с ТКО N ТКО-21278 от 15.10.2020 незаключенным, в связи с чем исковые требования оставил без удовлетворения.
При этом суд сослался постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 16.04.2021 по делу N А55-31107/2019.
Суд апелляционной инстанции не соглашается с указанными выводами по следующим основаниям.
Ссылка суда на постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 16.04.2021 по делу N А55-31107/2019 является несостоятельный, поскольку в рамках указанного дела спор рассматривался между региональным оператором и товариществом собственником жилья.
В данном случае ответчик является некоммерческой организацией - Садоводческим некоммерческим товариществом (СНТ), что подтверждено выпиской из единого государственного реестра юридических лиц (т.1, л.26), протоколами общего собрания членов СНТ "Строммашивец" N 11 от 25.05.2019, N 12 от 16.05.2021 (т.1, л.73, 75), письмами администрации муниципального района Волжский Самарской области (т.1, л.125, 129).
Согласно пункту 1 статьи 123.12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее- ГК РФ) товариществом собственников недвижимости признается добровольное объединение собственников недвижимого имущества (помещений в здании, в том числе в многоквартирном доме, или в нескольких зданиях, жилых домов, садовых домов, садовых или огородных земельных участков и т.п.), созданное ими для совместного владения, пользования и в установленных законом пределах распоряжения имуществом (вещами), в силу закона находящимся в их общей собственности или в общем пользовании, а также для достижения иных целей, предусмотренных законами.
Закон о ведении гражданами садоводства и огородничества одной из целей деятельности садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества определяет создание благоприятных условий для ведения гражданами садоводства и огородничества (обеспечение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами, благоустройства и охраны территории садоводства или огородничества, обеспечение пожарной безопасности территории садоводства или огородничества и иные условия
Заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО для садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ регулируется с учетом специального законодательства, а именно Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 217-ФЗ), а также Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (далее - постановление Правительства РФ N 1156).
В соответствии с п. 5 постановления Правительства РФ N 1156 договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом 1 настоящих Правил.
Члены товарищества обязаны своевременно уплачивать взносы, предусмотренные названным законом. При этом членские взносы могут быть использованы исключительно на расходы, связанные в том числе с осуществлением расчетов с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на основании договоров, заключенных товариществом с этими организациями (пункт 2 части 6 статьи 11, пункт 3 части 5 статьи 14 Закона N 217-ФЗ).
На основании пункта 6 части 7 статьи 18 Закона N 217-ФЗ принятие решений о заключении договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами относится к полномочиям правления товарищества как постоянно действующего коллегиального исполнительного органа.
Из приведенных норм следует, что постоянно действующий коллегиальный орган управления товариществом самостоятельно заключает договоры с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
В пункте 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Таким образом, в силу положений Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона N 217-ФЗ, Закона N 89-ФЗ садовое или огородническое некоммерческое товарищество является уполномоченным лицом, действующим от своего имени и в интересах членов товарищества (собственников домовладений), которое заключает договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с соответствующим региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (пункт 8.4 Правил N 1156).
В силу пункта 8.11 Правил N 1156 потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить 1 экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации (в случае подписания указанного проекта договора или мотивированного отказа от его подписания действующим от имени потребителя иным лицом к проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами или мотивированному отказу от его подписания прилагаются документы, подтверждающие полномочия такого лица).
В случае если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8.10 настоящих Правил (пункт 8.12 Правил N 1156).
Положениями пункта 8.14 Правил N 1156 предусмотрено, что региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня получения указанных в пункте 8.11 настоящих Правил мотивированного отказа и предложений рассматривает их, а также принимает меры по урегулированию разногласий.
В случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами урегулированы полностью, региональный оператор направляет потребителю для подписания указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный абзацем первым настоящего пункта.
На основании пункта 8.15 Правил N 1156 в случае, если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8.14 настоящих Правил, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8.10 настоящих Правил (пункт 8.15 Правил N 1156).
При этом форма типового договора также утверждена Правилами N 1156.
Пунктом 8.16 Правил N 1156 установлено, что после рассмотрения региональным оператором предложений потребителя о внесении изменений в проект договора, последний не вправе предлагать рассмотреть иные условия договора.
Пункт 8.17 Правил N 1156, предусматривает, что в случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Как следует из положений статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Подпунктом "а" пункта 5 Правил N 505 определено, что коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется расчетным путем исходя из: нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
В целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 настоящих Правил (пункт 6 Правил N 505).
Таким образом, действующим законодательством не предусмотрена возможность для садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества принимать решения о заключении договоров оказания услуг по обращению с ТКО непосредственно с каждым его членом.
На основании изложенного и в соответствии с Законом N 217-ФЗ единственным уполномоченным лицом, которое в силу закона осуществляет заключение договора на оказание услуги по обращению с ТКО с региональным оператором, является товарищество.
В силу вышеуказанных норм права собственники земельных участком в границах СНТ (не собственники ИЖС) не вправе принимать решение об отказе от заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) с региональным оператором.
В связи с этим, решение по пункту N 6 протокола N И от 25.05.2019 общего собрания членов СНТ "Строммашивец-1", противоречит вышеуказанным норм действующего законодательства, в связи с чем не порождает правовых последствий в отношениях между региональным оператором и СНТ "Строммашивец-1", которые урегулированы действующими нормами права.
Кроме того, в силу вышеуказанных норм действующего законодательства и публичности договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО), региональный оператор не вправе отказаться от заключения договора с ответчиком.
В связи с этим, вывод суда о признании договора N ТКО-21278 от 15.10.2020 не заключенным, является необоснованным.
Исковые требования регионального оператора основаны на нормах действующего законодательства в сфере обращения с ТКО.
Расчет суммы исковых требований произведен региональным оператором на основании утвержденных нормативов накопления ТКО и утвержденного единого тарифа на услуги Регионального оператора.
В соответствии с Приказом N 804 для садоводческих кооперативов, садово-огородных и дачных товариществ (далее - СНТ) до 04.08.2021 норматив накопления ТКО составлял 2,26 м3 в год на 1 члена (участника) объединения. При этом необходимо отметить, что норматив обращения с ТКО для СНТ рассчитан с учётом сезонности, подразумевающей проживание потребителей на территории СНТ в теплое время года (с апреля по октябрь). Кроме того, приказом директора ООО "ЭкоСтройРесурс" от 15.05.2019 за N 36/01/1-С утвержден порядок начисления платы за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) с учетом понижающего коэффициента (0,5) для садоводческих, огороднических некоммерческих товариществ, садоводческих кооперативов, иных объединений собственников садовых домов, садовых земельных участков, огородных земельных участков.
Таким образом, с учетом длительности проживания потребителей, размер расчета платы по нормативу за обращение с ТКО для собственников ИЖС и членов СНТ является различным.
В целях недопущения двойного начисления платы за обращение с ТКО, потребителю как собственнику объекта ИЖС и как члену СНТ необходимо обратиться в адрес председателя соответствующего СНТ с заявлением о прекращении начисления платы за обращение с ТКО в составе членов СНТ. К указанному заявлению потребителю необходимо приложить документы, подтверждающие начисление платы за оказанные коммунальные услуги как собственнику ИЖС.
После исключения объекта недвижимости собственника ИЖС из расчета платы за обращение с ТКО для членов СНТ, председатель соответствующего СНТ, в целях уменьшения платежной нагрузки на членов СНТ должен обратиться с соответствующим заявлением в адрес ООО "ЭкоСтройРесурс" для оформления дополнительного соглашения к договору на обращение с ТКО в связи с уменьшением количества расчетных единиц (членов СНТ) с приложением к обращению заявления собственника ИЖС в СНТ о прекращении начисления платы за обращение с ТКО в составе членов СНТ.
Председатель СНТ "Строммашивец-1" с указанным заявлением и документами к региональному оператору не обращался, документы, подтверждающие наличие на территории СНТ "Строммашивец-1" ИЖС, региональному оператору и в материалы дела не предоставил.
При таких обстоятельствах доводы ответчика, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу о том, что членами СНТ "Строммашивец-1" на общем собрании было принято решение не заключать договор с региональным оператором, а также то, что договор N ТКО -21278 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 15.10.2020 является незаключенным, отклоняются как необоснованные по вышеизложенным основаниям.
Также отклоняется как необоснованный довод ответчика о том, что истец спорные услуги не оказывал, а администрация сельского поселения "Черноречье" необоснованно возлагает на ответчика свои обязанности по созданию контейнерной площадки.
Из норм действующего законодательства следует обязанность потребителя, осуществлять обращение с ТКО исключительно посредством услуг регионального оператора. Подобный подход, закрепленный законодательно, является обязательным как для потребителя, так и для регионального оператора.
В соответствии с пунктом 16 договора стороны производят учет объема и (или) массы ТКО расчетным путем исходя из норматива накопления.
В случае осуществления коммерческого учета объема и массы ТКО, исходя из нормативов накопления ТКО, потребитель не ограничен количеством мест накопления ТКО и имеет право складировать ТКО в любых местах накопления ТКО, включенных в территориальную схему Самарской области.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Согласно нормам, содержащимся в п. 9, 15 Правил N 1156 потребителям запрещается осуществлять складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, не указанных в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. Также потребителям запрещается складировать твердые коммунальные отходы вне контейнеров или в контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
Таким образом, учитывая факт обслуживания региональным оператором общедоступных контейнерных площадок и обязанность потребителя складировать ТКО в местах накопления ТКО в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами Самарской области, потребитель имел возможность получать услуги по обращению с ТКО посредством использования ближайшей к территории потребителя или любых других контейнерных площадок, расположенных в месте общего пользования и внесенных в установленном законом порядке в территориальную схему Самарской области.
В силу специфики правовых отношений между сторонами в сфере обращения с ТКО, обязанность по заключению соответствующего договора потребителями с региональными операторами нормативно закреплена, в связи с чем ответчик знал или должен был знать об обязанности оплатить оказанные услуги. Ответчик для исполнения такой обязанности, действуя разумно и добросовестно, не был лишен права самостоятельно ежемесячно обращаться к истцу для получения первичных документов, однако данное право в указанной части не реализовал.
Действующее законодательство не возлагает на регионального оператора бремя доказывания факта оказания коммунальных услуг по обращению с ТКО.
Согласно нормам действующего законодательства, единственным надлежащим доказательством неоказания услуг по обращению с ТКО является акт о нарушении региональным оператором обязательств по договору на оказание услуг по обращению с ТКО, порядок составления которого содержится в разделе VI типового Договора оказания услуг по обращению с ТКО.
Так, разделом VI типового договора предусмотрено, что в случае нарушений региональным оператором обязательств по настоящему договору, потребитель с участием представителя регионального оператора составляет акт о нарушении региональным оператором обязательств по договору.
Отсутствие со стороны потребителя в соответствующем расчетном периоде мотивированных и документально подтвержденных возражений относительно объема и качества оказанных РО услуг по обращению с ТКО по настоящему договору, услуги считаются оказанными и подлежат оплате потребителем в полном объеме.
Также отклоняется довод ответчика о том, что истец необоснованно включил в расчет задолженности налог на добавленную стоимость.
Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области N 846 от 18.12.2018, приказами Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области N 95 от 28.03.2019, N 781 от 19.12.2019, N 830 от 18.12.2020, N 719 от 15.12.2021 утвержден единый предельный тариф на услугу Регионального оператора по обращению с ТКО.
Операции по реализации услуг по обращению с ТКО, осуществляемые региональным оператором, освобождаются от НДС при установлении органом регулирования тарифов введенного с 01.01.2020 предельного единого тарифа на услуги регионального оператора без учета НДС. При этом региональный оператор по обращению с ТКО, который с 01 января 2020 применяет освобождение от НДС в отношении услуг по обращению с ТКО, обязан применять такое освобождение в течение пяти последовательных календарных лет начиная с 2020 года вне зависимости от последующего установления органом регулирования тарифов предельного единого тарифа на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами с учетом НДС в течение указанного периода.
В случае если органом регулирования тарифов введенный в действие с 01.01.2020 предельный единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с ТКО утвержден с учетом НДС, то услуги по обращению с ТКО, оказываемые региональным оператором с 01.01. 2020 по такому тарифу, облагаются НДС.
Единый предельный тариф на услуги ООО "ЭкоСтройРесурс" по обращению с ТКО, введенный в действие с 01.01.2020, утвержден с учетом НДС для всех категорий потребителей.
Также отклоняется довод ответчика о том, что истец необоснованно применил понижающий коэффициент 0,5 при расчете задолженности по ТКО, по мнению ответчика понижающий коэффициент должен быть больше 0,5, так как члены СНТ фактически образуют твердые коммунальные отходы только на период с мая по сентябрь (5 месяцев), В соответствии с пунктами 6, 11 постановления Правительства РФ от 04.04.2016 N 269 "Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов" (далее - Правила N 269) применяемый в расчетах норматив накопления ТКО учитывает сезонность его накопления.
Таким образом, норматив накопления ТКО для садоводческих, огороднических некоммерческих товариществ, садоводческих кооперативов, иных объединений собственников земельных участков, огородных земельных участков учитывает сезонность его накопления и не предусматривает безусловной обязанности Регионального оператора применять понижающий коэффициент 0,5 для садоводческих, огороднических некоммерческих товариществ, садоводческих кооперативов, иных объединений собственников земельных участков, огородных земельных участков.
Вместе с тем, региональным оператором при утверждении порядка начисления платы за услуги по обращению с ТКО в отношении ответчика принято решение о применении понижающего коэффициента 0,5 в связи с сезонностью деятельности производителей ТКО.
Расчет размера платы в месяц по произведен по формуле: Pi= Ki*l/12 No* Тотх*0,5, где: Pi - размер платы за услугу по обращению с ТКО; Ki - количество расчетных единиц (указывается в приложении N 1 к договору); Njo - норматив накопления ТКО, утвержденный уполномоченным органом исполнительной власти Самарской области (указывается в приложении N 1 к договору); Тотх - цена на коммунальную услугу по обращению с ТКО, определенная в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО; "12" - количество месяцев в году, 0,5 - понижающий коэффициент.
Расчет ежемесячной суммы платы за услугу по обращению с ТКО общего принимаемого объема ТКО в месяц, выглядит следующим образом: 260 участников х 1/12 мес. х 2,26 куб.м./месяц на 1 члена = 48,958 куб.м. в мес. х 498,47 руб./куб.м. + 20 % х 0,5 = 14 642,46 руб./мес, где: 260 участников - количество расчетных единиц; 48,958 куб.м./месяц на 1 участника - 1/12 норматива (2,26 куб.м./год на 1 участника : 12 мес. = 0,1883 куб.м./мес. на 1 участника.); 48,958 куб.м. в мес. - объем ежемесячно принимаемых ТКО; 498,47 руб./куб.м. - тариф; 20 % - НДС; 14 642,46 руб./мес. - ежемесячная оплата; 0,5 - понижающий коэффициент; 14 642,46 руб./мес. - сумма ежемесячной платы за услуги по обращению с ТКО в период с 01.01.2019 по 30.06.2021.
Других доводов, опровергающие заявленные требования, ответчиком не приведено.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение подлежит отмене на основании части 2 статьи 270 АПК РФ в связи с неправильным применением норм материального права, с принятием по делу нового судебного акта об удовлетворении исковых требований в заявленном размере.
Расходы по уплате государственной пошлины по иску и апелляционной жалобе относятся на ответчика по правилам статьи 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 16 марта 2023 года по делу N А55-466/2022 отменить. Принять по делу новый судебный акт. Исковые требования удовлетворить. Взыскать с Садоводческого некоммерческого товарищества "Строммашивец-1" в пользу общества с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс" задолженность в размере 439 273 руб. 80 коп., расходы по уплате государственной пошлины по иску в размере 11 785 руб., по апелляционной жалобе в размере 3000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий судья |
Е.Г. Демина |
Судьи |
О.И. Буртасова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-466/2022
Истец: ООО "ЭкоСтройРесурс"
Ответчик: Садоводческое некоммерческое товарищество "СТРОММАШИВЕЦ-1"
Третье лицо: АО Филиал "Почта России" ОСП Самарский почтамп